Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие предметных действий у слепых детей дошкольного возрастаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Овладение слепым ребенком значительным объемом предметных действий - возможность развития игровой, учебной или трудовой деятельности. N овладевает предметной деятельностью на основе активного использования речи, N Возникновение интереса - связано с пониманием слепым ребенком речи окружающих его людей. N Основная трудность при овладении предметной деятельностью - в выполнении конкретных действий (трудности координации, пространственной ориентировки. Чем раньше начинает проводиться специальная работа, тем больше шансов преодолеть или даже предупредить развитие этих вторичных дефектов)4 многими навыками слепой ребенок сможет овладеть примерно в том же возрасте, что и зрячий. N обучается этим действиям в процессе их выполнения совместно со взрослыми, предметное действие ребенка - совместное действие ребенка и взрослого, в котором элементы содействия взрослого является ведущими.
способы обучения предметным действиям: Æ воспитатель направляет руки воспитанника или выполняет предметные действия руками ребенка. Происходит расчленение действий на ряд составляющих их движений. Этот способ обучения применяется на наиболее ранней стадии обучения. Æ На следующем этапе - рука ребенка накладывается на руку действующего с предметом взрослого. Такой способ требует достаточно развитого осязательного восприятия, владения приемами осязания, а также умения достаточно тонко анализировать целостный акт движения
N Недооценка возможностей развития слепых затрудняет формирование: слепые дети 3- и 4-летнего возраста не овладеют необходимыми навыками, хотя и располагают потенциальными возможностями. ТАК, некоторыми простейшими действиями с новыми предметами может овладеть самостоятельно, на опыте обращения с другими предметами. В предмете заключена возможность его определенного использования. Самообучение строится на отборе специальных дидактических игрушек и предметов. НО: Основа самообучения действиям - сенсомоторная, осязательная. Дети младшего и среднего дошкольного возраста на этой основе выделяют лишь отдельные признаки, служащие для опознавания предмета, и не способны анализировать качества предметов во всем их многообразии. Таким образом, сужен круг объектов самостоятельного познания. N Усвоение предметных действий - в течение всего дошкольного детства, в младшем дошкольном - наиболее интенсивно; включает даже старший. Шнурование ботинок, работа с ножницами, пользование ложкой - отставание слепых имеется на протяжении дошкольного детства N Формирование - на основе проприоцептивной и осязательной чувствительности при регулирующей роли речи. Метод формирования двигательных навыков - метод пассивных движений, наиболее результативен на протяжении дошкольного детства (в норме - наиболее продуктивен применительно к младшему дошкольному, преобладает метод по подражанию). N стремление подражать деятельности взрослых присутствует (хотя не является главным методом овладения предметными действиями): на основе использования кинестетического, слухового и ряда других анализаторов, опирается на достаточно развитое умение детей анализировать и контролировать свои движения и движения обучающего. Процесс подражания (кроме подражания произношению звуков речи) должен быть специально организован, поскольку слепой ребенок не может повторять действия взрослого на основе их дистантного восприятия. Применительно к слепому подражание является по существу специальным актом направленного обучения N у многих слепых детей имеют место: примитивные, однообразные и одинаковые со всеми предметами N Нарушения моторики в виде стереотипных движений могут корригироваться при наличии благоприятных условий N Развитость зависит от условий воспитания: Дети, воспитывавшиеся в домах ребенка, имеют, как правило, значительное отставание в речевом развитии. Практически они до 3-летнего возраста не владеют активной речью, хотя и понимают обращенную к ним речь и выполняют несложные поручения по речевой инструкции. Эти дети более контактны, привычны к смене персонала и более самостоятельны в выполнении некоторых бытовых или «деловых» актов (еда, туалет и т. д.) [А. И. Мещеряков, 1974]. Дети, которые до поступления в специальный детский сад воспитывались в семье, сравнительно свободно владеют активной речью. Однако они весьма беспомощны в отношении самообслуживания и ориентировки в окружающем, с трудом контактируют с воспитателем и обслуживающим персоналом. Исследование Солнцевой Л.И. с целью определения степени сформированности предметных действий у слепых детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. дети, которые впервые оказались в дошкольном учреждении: ú больше половины самостоятельно пользовались ложкой, чашкой, снимали чулки и штанишки. ú 1/3 умели надевать штанишки. ú ни один не умел шнуровать ботинки. Некоторое время выполняемые действия были недифференцированы: двигали не только руками, но и всем корпусом. Во время питья из чашки дети тоже делают много лишних движений. Ребенок боится разлить чай или кофе и предпочитает не поднимать чашку со стола, а наклоняется к ней, держа ее двумя руками. Способ выполнения действия ребенка этого возраста не интересует. Отдельные дети младшего дошкольного возраста достигают в этих предметных действиях достаточно большого совершенства. помощь - практическое участие в выполнении К среднему возрасту произошли значительные сдвиги в овладении предметными действиями (7 детей научились шнуровать, 2/3 - пользоваться ложкой, самостоятельно пить из кружки, снимать одежду, 50% - застегивать пуговицы). Действия стали более уверенными. Самостоятельность выполнения возросла значительно. Лишь отдельным детям требуется практический показ действия с ложкой, большинство же детей владеет этим действием, и коррекцию их движений можно проводить с помощью слова (пьют из чашки, низко наклоняясь. После замечания воспитателя поднимают ее со стола и подносят ко рту). НО: словесная помощь не переносится на аналогичные действия в будущем. Руки детей еще очень напряжены. Они стремятся выпить из чашки все до конца, так как не уверены, что во второй раз сумеют успешно, не расплескав содержимого, поднести чашку ко рту. В старшем дошкольном возрасте (от 6 до 8 лет) прочно владеют простейшими бытовыми навыками, хорошо пользуются ложкой и кружкой во время еды, умеют снимать и надевать одежду, застегивать пуговицы. НО: Когда им давалось трудное задание, они возвращались к более элементарному способу его решения. Не сумели овладеть этими навыками только те дети, у которых слепота сочеталась с сопутствующими нарушениями — умственной недостаточностью или грубыми первичными нарушениями моторики. развились и оформились не только основные движения тела, но и мелкие движения кистей рук. повышается точность выполнения предметных действий метод обучения – Речевое описание способа действия наряду с практическим показом. Корригирование - не только при помощи практического показа, но и при посредством слова, словесного описания и подсказки. Словарь связан с конкретно представляемыми действиями. Помощь воспитателя распространяется на целый ряд сходных действий. появляется интерес к способу осуществления.
// Таким образом, слепые дети овладевают простейшими бытовыми навыками в возрасте 6—7 лет, т. е. на 2-3 года позже, чем их зрячие сверстники. обучение шнурованию ботинок с крючками с целью проанализировать формирование предметных действий у слепых дошкольников. Процесс овладения этим предметным действием связан с решением пространственно-ориентировочной, моторно-двигательной, мыслительной задач. Обучение шнурованию ботинок с крючками можно проводить двумя способами: поочередным шнурованием ботинка — вначале одним концом шнурка, а затем вторым—одновременно работая двумя концами шнурка. Второй способ предполагает, что ребенок может четко координировать движения двух рук в различных направлениях. Обучение шнурованию первым способом проводилось индивидуально. Сначала дети знакомились с ботинками и правилами их шнурования, объяснения давались по три раза. Часть детей справлялась с заданием уже после первого или второго показа и объяснения. Наибольшее отрицательное влияние слепоты сказывается на пространственной ориентировке и моторно-двигательной функции. Мышление — наиболее сохранная сторона этой деятельности. Обучение детей шнурованию проходило различно у абсолютно слепых и детей, пользовавшихся остаточным зрением: различие имелось во времени на показ и на самостоятельное выполнение действия (разброс времени на самостоятельное выполнение шнурования был от 1 до 15 минут). Дети младшего дошкольного возраста с заданием не справились. Оно оказалось для них слишком сложным: из-за недостаточно развитых движений кистей рук, из-за неумения ориентироваться на рабочем месте и большого количества объектов для оперирования. Им было трудно действовать в ограниченном пространственном поле. Как и зрячие младшие дошкольники невнимательны к способам осуществления предметной деятельности. Дети оказались психологически неподготовленными к решению такого сложного задания. С ними необходимо проводить предварительную работу. Анализ трехкратного показа и обучения детей среднего дошкольного возраста позволяет утверждать, что результаты детей также еще очень незначительны. Из 70 детей средней возрастной группы после первого объяснения и практического показа ни один ребенок не усвоил всех правил, не смог самостоятельно сориентироваться в задании. Ни у одного из детей не возникло зигзагообразного движения, приводящего к правильному выполнению задания. После второго показа 28 детей усвоили правило, но применяли его со многими ошибками. Зигзагообразных движений также не наблюдалось. Третий показ дал скачок вдвое — 56 слепых детей среднего дошкольного возраста полностью усвоили правила и все начали выполнять зигзагообразное движение. Они показали также, что умеют ориентироваться в малом пространстве. Света К. (счет пальцев у лица, 5 лет 6 мес, врожденная катаракта). Девочка не сразу приняла задание. Она согласилась выполнять задание после того, как ей сказали, что таким образом она доставит радость своей матери. Девочке трудно одновременно сосредоточиться на объяснении и практическом показе. К практическому показу можно переходить только после того, как ребенок несколько раз вслух воспроизведет и запомнит правило выполнения действия. После точного воспроизведения правила шнурования и совместного с воспитателем его применения на практике девочке было предложено выполнить шнурование самостоятельно. При первом самостоятельном шнуровании девочка зацепляла шнурки за крючки лишь на одной стороне ботинка. Повторное объяснение и показ позволили Свете правильно зашнуровать ботинок. Все дети старшего дошкольного возраста сразу приняли задачу и выразили готовность научиться шнуровать ботинки. Мотивация — научиться самим шнуровать ботинки — детьми принимается. В качестве другого мотива можно назвать желание общаться с экспериментатором. Все дети хотели «заниматься» и принять участие в проведении эксперимента повторно. Овладели навыками шнурования быстрее, чем дети более младшего возраста. Во время первого самостоятельного шнурования 43 (из 70) ребенка обращали внимание не только на результат деятельности, но и на характер ее осуществления. Надо сказать, что после первого объяснения и показа сумели зашнуровать ботинки только 29 человек. Допущенные ими ошибки были незначительны. После второго объяснения 57 детей овладели правилом и, работая по нему, сумели зашнуровать ботинок. Однако только у 25 детей можно было наблюдать при этом свободное зигзагообразное движение. После третьего показа и объяснения половина из 70 детей овладели показанным им способом шнурования. Анализ ошибок при первом самостоятельном шнуровании показывает: 27 детей, приняв задачу и слушая объяснение, не обратили внимание на способы выполнения задания и не усвоили их при пассивном показе экспериментатора. Эти ошибки позволяют утверждать, что психологическая готовность работать и словесные знания детей о правилах шнурования ботинок еще не свидетельствуют о наличии реальных и четких представлений о способе выполнения задания. Это мешает им сосредоточить внимание на той стороне объяснения, которая касается способа выполнения задания. Самостоятельно же отыскать необходимое решение они не могут. Превалирование деятельности, направленной только на достижение результата, игнорирование способа выполнения (отсутствие внимания к способам выполнения действия) наблюдаются у слепых детей даже в старшем дошкольном возрасте и свидетельствуют о значительном отставании в развитии предметно-практической деятельности слепых детей по сравнению со зрячими. // Процесс обучения слепого ребенка сложным двигательным навыкам требует длительного времени отработки и автоматизации всех элементов, особенно в первоначальные периоды обучения. // Овладение новыми предметными действиями непосильно для слепых дошкольников, когда оно включает в себя решение ряда новых задач. // необходимые условия формирования предметных действий - поэлементная отработка, предварительное вычленение моторных элементов действия и овладение ими, сформированость представления о рабочем пространстве.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 513; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.52.248 (0.01 с.) |