Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Возрастные особенности развития детей с НЗ в период дошкольного детства↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Сложные и серьезные задачи встают перед ребенком с нарушениями зрения: – акцент развития переносится на самостоятельную активность, – активность, связанную с передвижением в пространстве и коммуникациями со сверстниками не только с помощью речи, но и посредством совместного участия в общей деятельности.
Это очень серьезный и ответственный этап в развитии, так как слепой ребенок не имеет еще в это время достаточной базы для использования обобщенных способов познания. (-)на психическом развитии дошкольника с нарушениями зрения неблагоприятно сказывается ограниченный запас знаний и представлений трудности в осуществлении предметной деятельности трудности в ориентировке и передвижении в пространстве. В дошкольном возрасте слепому приходится овладевать основными движениями своего тела, мелкими движениями рук, элементарной ориентировкой в ограниченном, знакомом пространстве и т.д., т. е. такими видами деятельности, которыми зрячий ребенок уже овладел ранее. // вторичные нарушения приводят к замедлению темпа развития и к длительному пребыванию ребенка на качественно более низком уровне психического развития
I необходимость развития способов познания, связанных с формированием более ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗИРОВАННЫХ, ОБОБЩЕННЫХ, ВЕРБАЛИЗОВАННЫХ способов овладения окружающим миром. средства и способы познавательной деятельности разделяются на ü преобразующе-воспроизводящие средства, позволяющие детям выявлять скрытые свойства предметов и явлений, ü классификационные, с помощью которых происходит выделение связей и свойств объектов и отнесение их к определенным понятиям I формирование обобщенных способов познания окружающих предметов начинается в конкретной практической деятельности с опорой на речь. Компенсаторная роль практической деятельности - способствует развитию основных процессов мыслительной деятельности, готовит более совершенные формы и способы решения встающих перед ребенком задач. Относительно лучшее развитие речи, несущую в себе не только номинативную, но и обобщающую функцию, сравнительно с развитием познавательных процессов, активное и самостоятельное владение ею позволяют ребенку с нарушениями зрения общаться со взрослыми и сверстниками. Решение практических задач лишь в вербальном плане является промежуточным этапом, позволяющим в дальнейшем наполнить это словесно сформированное действие конкретным реальным содержанием. I Основным путем компенсации недостатков перцептивных действий является осязательная ориентировка в малом и большом пространстве, определение пространственного соотношения предметов и их частей, вербализация их, перенос в план представлений.ð ð практическая деятельность ð Формирование перцептивных действий ð развитие восприятия ð выработка новых способов перцептивного ориентирования и специфических способов его выполнения
В процессе компенсации учитывается, что сенсорные функции разных модальностей развиваются наравномерно N звуковые: уже в младшем дошкольном возрасте выделяет не только отдельно и качества предметов, но и их предметную отнесенность. В старшем дошкольном возрасте большинство слепых детей четко соотносят звуковые качества с предметами, действиями с ними или орудиями действий, обосновывая логически свои суждения. N До пятилетнего возраста осязательное восприятие предметного мира слепым строится на выделении лишь отдельных признаков предмета, не образуя единого образа данного предмета с соподчинением существенных и несущественных его признаков. Перцептивные действия при обследовании предметов не имеют планомерного и целенаправленного характера. ð медленно формируется предметность восприятия. + речь — регулирующую, направляющую, обобщающую и ориентирующую его в сенсорном опыте = к концу дошкольного возраста хаотичные осязательные действия по обследованию предмета приобретают характер планомерных и целенаправленных с выделением сначала основных деталей, а в дальнейшем и второстепенных. ð начинают формироваться обобщенные и одновременно дифференцированные образы с иерархическим подчинением выделяемых признаков N остаточное зрение + осязание = высокий уровень предметности восприятия
При анализе предметной деятельности у слепого можно выделить три различных уровня восприятия: а) выделение и дифференциация отдельных качеств предмета с использованием сенсомоторных предэталонов; б) появление элементов объединения двух-трех признаков и соотнесение их со знакомыми предметами; в) начало обобщения признаков (выделяемых сохранившимися анализаторами) и использование предметных предэталонов.
Место практической деятельности в компенсации Компенсация нарушений деятельности, в т.ч. предметной происходит за счет: – включения в процессы восприятия элементарного анализа и синтеза, т.е. за счет подключения простейших форм наглядно-действенного мышления, – научения работать по правилу.
Компенсация в игре - развитие понимания функциональных действий с предметом и умения практически их выполнять. Компенсация в элементарной трудовой деятельности - организация деятельности по определенному плану Простейший план деятельности уже заключен в самих предметах (особенно в дидактических игрушках). У слепых детей младшего дошкольного возраста уже можно наблюдать простейшую организацию осязательного поля деятельности, объединение нескольких предметов двумя руками, группировку и классификацию деталей для конструирования. В среднем дошкольном возрасте дети группируют и классифицируют детали с целью выполнить построение, в этом уже заложены элементы «планирования» своей будущей деятельности. в старшем дошкольном возрасте дети начинают активно обследовать образец, выявлять принцип его построения, сознательно запоминать его с целью воспроизведения в своей деятельности, тем самым создавая предпосылки для ее организации в соответствии со сложившимся образом и усвоенным правилом. Эти элементы входят в планирование деятельности как необходимые способы его осуществления; не являясь в полном смысле слова планированием, они создают для него базу. /// Компенсация базируется на появившихся новых способах приобретения знаний, основанных на умении детей четко организовать свою деятельность, опираясь на речь и наглядно-действенное мышление.
Роль мышления в компенсации: Благодаря мышлению формируется способность выделять те качества объектов, которые являются существенными для определенной конкретной деятельности. – В экспериментальных исследованиях слепых детей четко выявились трудности узнавания объектов даже при изменении одного лишь из параметров — величины. – После экспериментального обучения пониманию принципа сохранения – дети смогли решить задачи Пиаже. !!!!! понимание принципа сохранения способствует упорядочению сенсорного опыта, образованию сложных динамических представлений о внешнем мире, выделению постоянных и варьирующих свойств окружающих предметов. Дифференциация свойств и качеств и закрепление в понятиях ð путь развития классификационных средств и способов познавательной деятельности. Овладение сенсорными эталонами у слепых дошкольников происходит с использованием классификационных способов (продуктивный путь).
Важным моментом компенсации слепоты становится способность ребенка осуществлять мыслительные операции в наглядно-образной форме. Однако слепой дошкольник из-за бедности знаний о предметном мире и недифференцированности представлений еще длительное время возвращается к практическому анализу и практическим пробам при выполнении предложенных ему задач. При решении заданий детям требуется опора на реальный предмет или хотя бы на какую-то его часть. Постепенный и поэтапный перевод решения заданий из реального и практического оперирования в образный план представлений показывает также, что разрозненные и неполные представления об отдельных предметах образуют в результате единый, целостный и дифференцированный образ. У детей возникает структура образа, в которой выделяются существенные и несущественные признаки, главные и второстепенные.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.37.152 (0.006 с.) |