Мышление как психический процесс



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мышление как психический процесс



Мышление- это высшая форма познавательной деятельности человека, социально обусловленный психический процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности, процесс поисков и открытия существенно нового.

Главными особенностями протекания процесса мышления являются:

Обобщенное и опосредованное отражение действительности.

Связь с практической деятельностью.

Неразрывная связь с речью.

Наличие проблемной ситуации и отсутствие готового ответа.

Обобщенное отражение действительности означает, что в процессе мышления мы обращаемся к тому общему, что объединяет сходный ряд предметов и явлений. Например, когда мы говорим о мебели, то подразумеваем под этим словом столы, стулья, диваны, кресла, шкафы и т. д.

Опосредованное отражение действительности можно увидеть на примере арифметической задачи сложения нескольких яблок или на определение скорости двух поездов, движущихся навстречу друг другу. «Яблоки», «поезда» - это лишь символы, условные образы, за которыми вовсе не должны стоять конкретные фрукты или составы.

Мышление возникает на основе практической деятельности, из чувственного познания, но выходит далеко за его пределы. В свою очередь, правильность мышления проверяется в ходе практики.

Мышление неразрывно связано с речью. Мышление оперирует понятиями, которые по своей форме являются словами, а, по сути – результатом мыслительных операций. В свою очередь, в результате мышления может происходить уточнение словесных понятий.

Мышление имеет место только тогда, когда имеется проблемная ситуация. Если же можно обойтись старыми способами действия, то мышление не требуется.

К основным операциям мышления относят анализ (мысленное разделение целого на части с последующим их сравнением), синтез (объединение отдельных частей в целое, построение целого из аналитически заданных частей), конкретизацию (применение общих законов к конкретному случаю, операция, обратная обобщению), абстрагирование (выделение какой-либо стороны или аспекта явления, которое в действительности как самостоятельное не существует), обобщение (мысленное объединение сходных по каким-то признакам предметов и явлений), а также сравнение и классификацию.

22. Виды мышления.

Наглядно-действенное– это вид мыслительного процесса, основанный на непосредственном восприятии предметов и явлений, их преобразовании в реальной действительности. Он является генетически наиболее ранним видом мышления. Элементарные формы наглядно-действенного мышления наблюдаются не только у человека, но и у животных; Наглядно-образное– это вид мышления, связанный с представлением ситуаций и изменений в них, с созданием образов. Благодаря ему, возможно воссоздание реальных характеристик предмета, как образа видимого с разных точек зрения. Наглядно-образное мышление делает также возможным осуществлять непривычные, невероятные сочетания предметов и их свойств в образе, проводить операции неосуществимые в действительности. Оно позволяет мысленно занять позицию стороннего наблюдателя; Словесно-логическое– это понятийный вид мышления, основанный на использовании логических операции и понятий. Основой данного вида мышления является развитие языковых средств общения. Для него характерно абстрагированность , оперирование наиболее существенными признаками и свойствами предметов, группами и классами этих предметов. Теоретическое– это мышление, которое складывается в процессе мысленного оперирования научными понятиями, анализа обобщенных характеристик предмета, установления общих закономерностей. Оно основывается на абстрагировании и нацелено на объяснение явлений, познание законов, правил. Теоретическое мышление оперирует общими системными свойствами объектов; Практическое– это мышление, которое складывается в процессе преобразования действительности. Оно основывается на конкретизации общих знаний и сведений. Аналитическое – вид мышления, который осуществляется путем последовательных логических умозаключений. Оно развернуто во времени, осознанно, имеет четко выраженные этапы; Интуитивное – вид мышления, которое основывается на непосредственном проникновении в сущность явления, установление закономерности. Для него характерно быстрое протекание, отсутствие четко выраженных этапов, малая осознанность. Репродуктивное– это вид мыслительного процесса, который основывается на воспроизведении и применении готовых знаний и умений; Продуктивное– это вид мыслительного процесса, который характеризуется созданием субъективного нового продукта и существенным преобразованием в самой познавательной деятельности. Оно предполагает личностную вовлеченность субъекта в процесс познания и преобразования действительности.

23. Функции и свойства мышления.

Свойства мышления:
1. Опосредованность мышления – способ передачи знаний от поколения к поколению.
2. Мышление социально обусловлено – развивается в социуме (обществе).
3. Обобщенность мышления – обобщение существенных свойств окружающего мира.
4. Целенаправленность и произвольность – мышление всегда связано с решением какой-либо задачи и сопровождается волевыми усилиями.
5. Для мышления характерна связь с сознанием и бессознательностью. Если схематично выделить основные функции мышления как познавательного процесса, то следует назвать следующие: мышление выделяет то общее, что объединяет отдельные предметы, события, факты; находит как существенные, так и несущественные различия между теми или иными вещами или рассуждениями; осуществляет сравнительный анализ возможных путей решения проблемы; предлагает оптимальный вариант решения и последующих действий и, образно говоря, сопровождает действия «светом размышлений»: «хорошо», «лучше так», «стоит еще раз подумать», «желательно внести коррективы» и т.п.

24. Теории мышления.

Ранние теории мышления. Представители второй группы концепций на раннем этапе отождествляли мышление с логикой, рассматривая только один вид мышления – теоретическое понятийное мышление. Мышление признавалось врожденной способностью. Среди интеллектуальных способностей выделялось созерцание (как умение оперировать образами) , логическое рассуждение (как способность рассуждать и делать умозаключения) и рефлексия (как способность к самоанализу). К операциям мышления относили обобщение, анализ, синтез, сравнение и классификацию. Ассоциативная теория мышления. Мышление сводилось к ассоциациям, связям следов прошлого, впечатлений, полученных от настоящего опыта. Мышление также признавалось врожденной способностью. Данная теория не могла объяснить творческий характер мышления и рассматривала его как врожденную способность разума, независимую от ассоциаций.

Теория мышления в бихевиоризме. Мышление рассматривалось как процесс формирования сложных связей между стимулами и реакциями. Бихевиористы первыми стали рассматривать практическое мышление, становление: практических умений и навыков, связанных с решением задач. Психоаналитическая теория мышления. В рамках этой теории впервые стали рассматриваться бессознательные формы мышления, зависимость мышления от потребностей и мотивов, защитные механизмы мышления. Деятельностная теория мышления была разработана отечественными учеными А.А. Смирновым, А.Н. Леонтьевым и некоторыми другими. В основе данной теории лежит учении о деятельностной природе психики человека. В рамках данной теории мышление понимается как особый вид познавательной деятельности, прижизненно формирующаяся способность к решению задач. Благодаря этой теории была решена, наконец, проблема противопоставления теоретического и практического интеллекта, субъекта и объекта познания, открыта новая связь, существующая между деятельностью и мышлением, а также между различными видами самого мышления. В результате этого появилась возможность решать вопросы происхождения мышления, его формирования и развития у детей в результате целенаправленного обучения.

 

Механистический подход

А. Механистический подход. Его основные характеристики:

1) перенос объяснительных механизмов фукнкционирования любых психических процессов на мышление,

2) «бессубъектность» мышления (не учитывается внутренняя активность субъекта),

3) реактивность, внешняя обусловленность мышления,

4) подмена объяснения процесса его моделированием,

5) отсутствие специального языка анализа мышления.

Механистический подход представлен тремя теориями:

1)Ассоцианизм (структурализм). Исходные элементы опыта - чувственные представления. Между ними устанавливаются ассоциации. Осн. закон ассоциаций - сила ассоциаций зависит от их повторяемости. Ассоциации образуются: по сходству, контрасту, пространственной и временной близости, по отношению (причинности и т.п.). Мышление есть ассоциация чувственных представлений. Так, понятие образуется через ассоциацию представлений, суждение - через ассоциацию понятий, умозаключение - через ассоциацию суждений.

2)Теория «наложения фотографий». При ассоциировании нескольких представлений их общие, существенные признаки усиливаются, образуя понятие.

3) Теория диффузных репродукций (Г.Мюллер). Чувственные представления вызывают у человека диффузный поток ассоциаций. При наложении (репродукции) этих потоков выделяются признаки для образования понятия. Понятие – ассоциация представлений. Суждение – ассоциация понятий. Умозаключение – ассоциация суждений. Например, решение задачи 32. Первая ассоциация: 3, 6, 9, 12, 15… вторая ассоциация: 1, 4, 9, 16, 25… ответ задачи: 9 (репродукция как результат встречи этих ассоциаций). Принципы: диффузная ассоциация и их налагаемая репродукция.

Осн. пункт критики: Отождествляется понятие «общего» и «существенного».

Теологический подход

Основная характеристика мышления - его целенаправленность, активность. Ставится вопрос о специфике мышления. Акцент на актуализацию прошлого опыта как основу решения задачи. Экспериментальные исследования построены на материале репродуктивных задач. Осн.черты этого подхода: 1) внутренняя направленность субъекта на достижение цели (напр., решение задачи), 2) в мышлении происходит поиск существенного (отношения) в противоположность наглядно воспринимаемому, 3) мышл. как акт усмотрения отношений элементов задачи

Вюрцбургская школа. Представители этого направления в психологии (О. Кюльпе, Н. Ах, К. Марбе и др.), в противоположность ассоцианистам, рассматривали мышление как внутреннее действие. Они выдвинули положение о том, что мышление имеет свое специфическое содержание, не сводимое только к наглядно-образному. Вюрцбургской школе также принадлежит утверждение о том, что мышление имеет предметную направленность.

Представители вюрцбургской школы начали первые экспериментальные исследования мыслительных процессов. Однако их эксперименты ограничивались лишь методом систематического самонаблюдения, когда квалифицированные психологи в качестве испытуемых должны были сообщать о процессах собственного мышления при выполнении заданий, требующих мыслительных действий. Это могли быть задания по толкованию сложных текстов, выявлению соотношений между объектами, установлению причинно-следственных связей и т. п.

В дальнейшем Н. Ахом была предпринята первая попытка создания объективного метода исследования мышления. Он создал методику образования искусственных понятий.

Несмотря на большой вклад вюрцбургской школы в исследования мышления и преодоление механистического подхода ассоцианизма, ее позиция была внутренне противоречива. Выдвинув принцип деятельности как основной в исследовании мышления, представители данного направления трактовали деятельность в чисто идеалистическом плане. Избавившись от крайности «чистой чувственности» ассоцианистов, они впали в крайность «чистого мышления».

 

Целостный подход

Предмет изучения - творческое мышление. Осн. вопросы - о структуре и механизмах решения творческих задач. Представлен теорией гештальтпсихологии. Продуктивное мышление как переструктурирование и целостная организация проблемной ситуации. Инсайт как мгновенный акт усмотрения существенных отношений между элементами ситуации. Понимание проблемной ситуации есть понимание основного конфликта задачи (противоречия между условиями и требованиями). Осн.метод - рассуждение вслух. (Дункер)

Гештальтпсихология. Основным положением, вокруг которого строилась вся концепция гештальтпсихологии, являлось следующее: содержанием любого психического процесса являются не отдельные элементы, а некоторые целостные образования, конфигурации, формы – так называемые гештальты. Центральным объектом исследования данного направления психологии было восприятие. При этом основным принципом исследований было деление объекта восприятия на «фигуру» и «фон». Изучались факторы, способствующие восприятию «фигур», или гештальтов: близость отдельных элементов друг к другу, сходство элементов, направленность к «хорошей фигуре» (замкнутой, простой, симметричной).

Впоследствии законы, открытые при изучении восприятия, были перенесены и на исследования мышления. К. Коффка, один из представителей гештальтпсихологии, активно занимавшийся исследованиями мышления, в противовес вюрцбургской школе вновь вернулся к идее чувственного созерцания, но уже с другой точки зрения. Он считал, что мышление – это преобразование структуры наглядных ситуаций.

Некая исходная ситуация, составляющая задачу для мышления, является неуравновешенным полем, наглядным по своему содержанию. В этом поле имеются места неопределенности, незаполненности содержанием. В результате этого возникает напряжение, для снятия которого необходим переход в другую наглядную ситуацию. Таким образом, в ряде последовательных переходов происходит изменение структуры наглядной ситуации.

Она перестает быть проблемной, не вызывает напряжения. Задача оказывается решенной просто в результате того, что субъект по-другому видит ситуацию. При этом данный закон распространялся на очень широкий круг явлений: от решения задач высшими животными до интерпретации фактов научного творчества, научных открытий.

 

Деятельностный подход .

Он был присущ советской психологической науке , которая внесла значительный вклад в развитие мировой психологии, о чем свидетельствует ее признание многими зарубежными учеными.

В отечественной психологии проблема мышления развивалась в рамках психологической теории деятельности . Разработка этой проблемы связана с именами А. А. Смирнова , А. Н. Леонтьева и др. С позиций психологической теории деятельности мышления понимается как прижизненно сформирована способность к решению разнообразных задач и целесообразному преобразованию действительности .

Разработка деятельностного подхода в отечественной психологии начал Л. Выготский . Создавая культурно - историческую концепцию психического развития человека , он обосновал понятие « высшие психические функции» (мышление в понятиях , разумная речь , логическая память , произвольное внимание ) как чисто человеческие , социально обусловленные формы психики. Эти функции возникают и развиваются как формы внешней деятельности и только потом , опосредованные знаками , постепенно интериоризируются .

А. Н. Леонтьевым была предложена концепция мышления, согласно которой между структурами внешней ( составляющей поведение) и внутренней ( составляющей мышление) деятельности существуют аналогии. Внутренняя мыслительная деятельность является не только производной от внешней , практической , но и имеет принципиально ту же строение. В ней , как и в практической деятельности , могут быть выделены отдельные действия и операции . При этом внутренние и внешние элементы деятельности являются взаимозаменяемыми. В состав мыслительной , теоретической деятельности могут входить внешние , практические действия , и наоборот , в структуру практической деятельности могут включаться внутренние , мыслительные операции и действия. Следовательно, мышление как высший психический процесс формируется в процессе деятельности .

Следует отметить , что деятельностная теория мышления способствовала решению многих практических задач , связанных с обучением и умственным развитием детей. На ее основе были построены известные теории обучения и развития , среди которых теории П. Я. Гальперина , Л. В. Занкова , В.В. Давыдова.

 

Мышление как о процесс

Раскрыть понятие процесса в мышлении - значит показать , как внешние условия определяют внутренние и как внутренние условия преломляют внешние воздействия.

С.Л.Рубинштейн считал , что проблемная ситуация - это ситуация , в которой неизвестно не дано прямо , а заданы через свое отношение к тому, что содержится в ней . Мышление не сводится к одному акту познания объекта , неизвестно , искомое не раскрывается сразу. Результат одного акта мышления включается в дальнейший ход мыслительные процессы , познания объекта все больше углубляется. Этот процесс осуществляется как взаимодействие субъекта и объекта , человека и проблемной ситуации. Мышление меняет первоначальную постановку проблемы , а эта изменена проблема толкает дальше движение нашей мысли.

Характеристика внешних условий не может быть дан без условий внутренних , без учета того , что эти внешние условия детерминируют . Взаимодействие субъекта и объекта ( внешнего и внутреннего) в процессе мышления происходит следующим образом:

1 . Внешние обстоятельства , влияющие на мышление , сами испытывают на себе влияние внутренних условий

2 . От внутренних условий процесса мышления в значительной мере зависит , как включаются в детерминацию этого процесса внешние условия.

3 . Результаты процесса мышления (новая постановка проблемы , расчленение ее на ряд отдельных задач ) , включаясь в этот процесс , изменяют и внутренние условия его протекания , а под влиянием этого становятся другими и внешние условия.

Мышление - это деятельность по преобразованию объекта , что дает возможность найти в нем что-то новое , до сих пор неизвестно , это процесс нахождения все более полных и точных формулировок , процесс переформулирование задачи. Осуществляется это с помощью мыслительной операции анализа через синтез. Анализ через синтез - это познание новых сторон , качеств , свойств предметов путем включения их в ту систему связей и отношений , в которой они могут обнаружить, а затем и обнаруживают искомые свойства . То , что неизвестно , всегда как-то связано с известным , данным в задании. Неизвестное всегда может быть поставлен мышлением в различные связи и отношение к уже данного . Через включение неизвестного в новые связи и отношения оно и оказывается .

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.48.64 (0.02 с.)