![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Мышление в системе познавательных процессов. Виды мышления. Мыслительные операции.Стр 1 из 2Следующая ⇒
Вопросы к ГОСу для студентов, обучающихся по специальности «Психология» I. Мадарина:
Мышление в системе познавательных процессов. Виды мышления. Мыслительные операции. ШПОРА Мышление - психический познавательный процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира. Особенности мышления: 1. Связь с действием. 2. Связь с речью. Виды мышления: 1. Наглядно-действенное (восприятие предметов) 2. Наглядно-образное (представления и образы). 3. Словесно-логическое ( лог. операции с понятиями). 4. Теоретическое (познание законов, правил). 5. Практическое (преобразование окруж. мира). 6. Аналитическое (развернуто во времени, четкие этапы, в СЗ чел.). 7. Интуитивное (быстро протекает, нет четких этапов, min осознанное). 8. Продуктивное (творческий потенциал). 9. Репродуктивное (решение задач уже известными способами). Мыслительные операции: 1. Анализ (расчленение сложного объекта на части). 2. Синтез (воссоединение частей в целостную структуру). 3. Сравнение (отношения сходства и различия). 4. Обобщение (мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам). 5. Абстрагирование (выделение сторон явления, кот. в действительности как самостоятельных не существует). 6. Конкретизация (подчеркивание частного признака).
ПОЛНЫЙ Мышление - высшая форма познавательной деятельности человека, социально обусловленный психический процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности, процесс поисков и открытия существенно нового. Главные особенности протекания процесса мышления: 1. Связь с практической деятельностью. Правильность мышления проверяется в ходе практики. 2. Неразрывная связь с речью. Мышление оперирует понятиями, которые по своей форме являются словами. В свою очередь, в результате мышления может происходить уточнение словесных понятий. + 3. Наличие проблемной ситуации и отсутствие готового ответа. Мышление имеет место только тогда, когда имеется проблемная ситуация. Если же можно обойтись старыми способами действия, то мышление не требуется. Гештальт-психология: основа мышления - способность психики формировать и преобразовывать образы. Бихевиоризм: мышление - субъективное отражение сложных связей между стимулом и реакцией.
Ассоциативная психология: мышление - сложные ассоциации между следами прошлого опыта. Деятельностный подход: мышление - прижизненно формирующаяся способность к решению разнообразных практических и теоретических задач, связанных с преобразованием действительности. Виды мышления: 1. Наглядно-действенное опирается на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование ситуации в процессе действий с предметами. 2. Наглядно-образное характеризуется опорой на представления и образы. 3. Словесно-логическое осуществляется при помощи логических операций с понятиями. 4. Теоретическое - это познание законов, правил. 5. Практическое направлено на разработку средств реального преобразования окружающего мира. 6. Аналитическое развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, представлено в сознании самого мыслящего человека. 7. Интуитивное характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным. 8. Продуктивное. В нем полно проявляются интеллектуальные способности человека, его творческий потенциал. 9. Репродуктивное обеспечивает решение задачи, опираясь на воспроизведение уже известных человеку способов. + 10. Реалистическое направлено в основном на внешний мир, регулируется логическими законами. + 11. Аутистическое связано с реализацией желаний человека. + 12. Произвольное сознательно направлено на решение мыслительных задач. + 13. Непроизвольное связано с образами сновидений. Мыслительные операции: 1. Анализ - расчленение сложного объекта на составляющие его части или характеристики. 2. Синтез - воссоединение элементов в целостную структуру. 3. Сравнение - установление отношений сходства и различия. 4. Обобщение - мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам. 5. Абстрагирование - выделение какой-либо стороны или аспекта явления, которые в действительности как самостоятельные не существуют; 6. Конкретизация - отвлечение от общих признаков и подчеркивание частного, единичного;
+ 7. Систематизация - мысленное распределение предметов и явлений по группам и подгруппам.
Понятие о потребности, мотиве и мотивации. Классификация Потребностей и мотивов. Закон оптимальной мотивации Йеркса-Додсона. ШПОРА Потребность - субъективное явление, побуждающее к деятельности и представляющие собой отражение нужды организма в чем-либо. Мотив - те внутренние силы, которые связаны с потребностями личности и побуждают ее к определенной деятельности. Мотивация - совокупность побуждений, вызывающих активность индивида и направляющих его к определенному виду деятельности. Классификация: Одна классиф. делит потребности: 1. естественные - запрограммированы на генетическом уровне, 2. культурные - формируются в процессе общественной жизни. Другая классификация (по уровню сложности) разделяет потребности: 1. биологические (стремление человека поддерживать свое существование) 2. социальные (потребность человека к общению). 3. духовные (потребность познать окружающий мир и себя самого). Класс. мотивов: По содерж. потребностей: б иологические,социальные, самоуважения, самоунижение. По соц. установкам: л ичные, общественные, н равственные и безнравственные. По видам деятельности: т рудовые, у чебные, и сследовательские, к оммуникативные. По степени осознания: о сознанные, н е осознанные. По длительности: к ратковременные, с редней длит-и, у стойчивые (на протяж. всей жизни) По уровню притязаний д остижение успеха (стремю достичь высоких рез-ов и мастерства в деят-ти) и избегание неудач. Закон оптимальной мотивации Йеркса-Додсона Для осущ. эффект. деят-ти, необходима достаточная мотивация, кот. не должна быть слишком сильной, чтобы не увелич. ур-нь активности и напряжения (существует некий оптимум мотивации для выполнения к.-л. деятельности). Чем труднее, тем ниже ур-нь оптимальной мотивации.
ПОЛНЫЙ Потребность - субъективное явление, побуждающее к деятельности и представляющие собой отражение нужды организма в чем-либо. Мотив - те внутренние силы, которые связаны с потребностями личности и побуждают ее к определенной деятельности. Мотивация - совокупность побуждений, вызывающих активность индивида и направляющих его к определенному виду деятельности.. Классификация: ПОТРЕБНОСТИ МОТИВЫ По содерж. потребностей: б иологические,социальные, самоуважения, самоунижение. По соц. установкам: л ичные, общественные, н равственные и безнравственные. По видам деятельности: т рудовые, у чебные, и сследовательские, к оммуникативные. По степени осознания: о сознанные, н е осознанные. По длительности: к ратковременные, с редней длит-и, у стойчивые (на протяж. всей жизни) По уровню притязаний д остижение успеха (стремю достичь высоких рез-ов и мастерства в деят-ти) и избегание неудач. Е.П. Ильин подразделяет мотивы на основании их структуры: • первичные (абстрактные) – с наличием только абстрактной цели; • вторичные – с наличием конкретной цели. Вопросы к ГОСу для студентов, обучающихся по специальности «Психология» I. Мадарина:
Мышление в системе познавательных процессов. Виды мышления. Мыслительные операции. ШПОРА Мышление - психический познавательный процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира.
Особенности мышления: 1. Связь с действием. 2. Связь с речью. Виды мышления: 1. Наглядно-действенное (восприятие предметов) 2. Наглядно-образное (представления и образы). 3. Словесно-логическое ( лог. операции с понятиями). 4. Теоретическое (познание законов, правил). 5. Практическое (преобразование окруж. мира). 6. Аналитическое (развернуто во времени, четкие этапы, в СЗ чел.). 7. Интуитивное (быстро протекает, нет четких этапов, min осознанное). 8. Продуктивное (творческий потенциал). 9. Репродуктивное (решение задач уже известными способами). Мыслительные операции: 1. Анализ (расчленение сложного объекта на части). 2. Синтез (воссоединение частей в целостную структуру). 3. Сравнение (отношения сходства и различия). 4. Обобщение (мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам). 5. Абстрагирование (выделение сторон явления, кот. в действительности как самостоятельных не существует). 6. Конкретизация (подчеркивание частного признака).
ПОЛНЫЙ Мышление - высшая форма познавательной деятельности человека, социально обусловленный психический процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности, процесс поисков и открытия существенно нового. Главные особенности протекания процесса мышления: 1. Связь с практической деятельностью. Правильность мышления проверяется в ходе практики. 2. Неразрывная связь с речью. Мышление оперирует понятиями, которые по своей форме являются словами. В свою очередь, в результате мышления может происходить уточнение словесных понятий. + 3. Наличие проблемной ситуации и отсутствие готового ответа. Мышление имеет место только тогда, когда имеется проблемная ситуация. Если же можно обойтись старыми способами действия, то мышление не требуется. Гештальт-психология: основа мышления - способность психики формировать и преобразовывать образы. Бихевиоризм: мышление - субъективное отражение сложных связей между стимулом и реакцией. Ассоциативная психология: мышление - сложные ассоциации между следами прошлого опыта. Деятельностный подход: мышление - прижизненно формирующаяся способность к решению разнообразных практических и теоретических задач, связанных с преобразованием действительности. Виды мышления: 1. Наглядно-действенное опирается на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование ситуации в процессе действий с предметами.
2. Наглядно-образное характеризуется опорой на представления и образы. 3. Словесно-логическое осуществляется при помощи логических операций с понятиями. 4. Теоретическое - это познание законов, правил. 5. Практическое направлено на разработку средств реального преобразования окружающего мира. 6. Аналитическое развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, представлено в сознании самого мыслящего человека. 7. Интуитивное характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным. 8. Продуктивное. В нем полно проявляются интеллектуальные способности человека, его творческий потенциал. 9. Репродуктивное обеспечивает решение задачи, опираясь на воспроизведение уже известных человеку способов. + 10. Реалистическое направлено в основном на внешний мир, регулируется логическими законами. + 11. Аутистическое связано с реализацией желаний человека. + 12. Произвольное сознательно направлено на решение мыслительных задач. + 13. Непроизвольное связано с образами сновидений. Мыслительные операции: 1. Анализ - расчленение сложного объекта на составляющие его части или характеристики. 2. Синтез - воссоединение элементов в целостную структуру. 3. Сравнение - установление отношений сходства и различия. 4. Обобщение - мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам. 5. Абстрагирование - выделение какой-либо стороны или аспекта явления, которые в действительности как самостоятельные не существуют; 6. Конкретизация - отвлечение от общих признаков и подчеркивание частного, единичного; + 7. Систематизация - мысленное распределение предметов и явлений по группам и подгруппам.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; просмотров: 1311; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.198.28 (0.049 с.) |