Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Мышление в системе познавательных процессов. Виды мышления. Мыслительные операции.↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Вопросы к ГОСу для студентов, обучающихся по специальности «Психология» I. Мадарина:
Мышление в системе познавательных процессов. Виды мышления. Мыслительные операции. ШПОРА Мышление - психический познавательный процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира. Особенности мышления: 1. Связь с действием. 2. Связь с речью. Виды мышления: 1. Наглядно-действенное (восприятие предметов) 2. Наглядно-образное (представления и образы). 3. Словесно-логическое ( лог. операции с понятиями). 4. Теоретическое (познание законов, правил). 5. Практическое (преобразование окруж. мира). 6. Аналитическое (развернуто во времени, четкие этапы, в СЗ чел.). 7. Интуитивное (быстро протекает, нет четких этапов, min осознанное). 8. Продуктивное (творческий потенциал). 9. Репродуктивное (решение задач уже известными способами). Мыслительные операции: 1. Анализ (расчленение сложного объекта на части). 2. Синтез (воссоединение частей в целостную структуру). 3. Сравнение (отношения сходства и различия). 4. Обобщение (мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам). 5. Абстрагирование (выделение сторон явления, кот. в действительности как самостоятельных не существует). 6. Конкретизация (подчеркивание частного признака).
ПОЛНЫЙ Мышление - высшая форма познавательной деятельности человека, социально обусловленный психический процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности, процесс поисков и открытия существенно нового. Главные особенности протекания процесса мышления: 1. Связь с практической деятельностью. Правильность мышления проверяется в ходе практики. 2. Неразрывная связь с речью. Мышление оперирует понятиями, которые по своей форме являются словами. В свою очередь, в результате мышления может происходить уточнение словесных понятий. + 3. Наличие проблемной ситуации и отсутствие готового ответа. Мышление имеет место только тогда, когда имеется проблемная ситуация. Если же можно обойтись старыми способами действия, то мышление не требуется. Гештальт-психология: основа мышления - способность психики формировать и преобразовывать образы. Бихевиоризм: мышление - субъективное отражение сложных связей между стимулом и реакцией. Ассоциативная психология: мышление - сложные ассоциации между следами прошлого опыта. Деятельностный подход: мышление - прижизненно формирующаяся способность к решению разнообразных практических и теоретических задач, связанных с преобразованием действительности. Виды мышления: 1. Наглядно-действенное опирается на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование ситуации в процессе действий с предметами. 2. Наглядно-образное характеризуется опорой на представления и образы. 3. Словесно-логическое осуществляется при помощи логических операций с понятиями. 4. Теоретическое - это познание законов, правил. 5. Практическое направлено на разработку средств реального преобразования окружающего мира. 6. Аналитическое развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, представлено в сознании самого мыслящего человека. 7. Интуитивное характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным. 8. Продуктивное. В нем полно проявляются интеллектуальные способности человека, его творческий потенциал. 9. Репродуктивное обеспечивает решение задачи, опираясь на воспроизведение уже известных человеку способов. + 10. Реалистическое направлено в основном на внешний мир, регулируется логическими законами. + 11. Аутистическое связано с реализацией желаний человека. + 12. Произвольное сознательно направлено на решение мыслительных задач. + 13. Непроизвольное связано с образами сновидений. Мыслительные операции: 1. Анализ - расчленение сложного объекта на составляющие его части или характеристики. 2. Синтез - воссоединение элементов в целостную структуру. 3. Сравнение - установление отношений сходства и различия. 4. Обобщение - мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам. 5. Абстрагирование - выделение какой-либо стороны или аспекта явления, которые в действительности как самостоятельные не существуют; 6. Конкретизация - отвлечение от общих признаков и подчеркивание частного, единичного; + 7. Систематизация - мысленное распределение предметов и явлений по группам и подгруппам.
Понятие о потребности, мотиве и мотивации. Классификация Потребностей и мотивов. Закон оптимальной мотивации Йеркса-Додсона. ШПОРА Потребность - субъективное явление, побуждающее к деятельности и представляющие собой отражение нужды организма в чем-либо. Мотив - те внутренние силы, которые связаны с потребностями личности и побуждают ее к определенной деятельности. Мотивация - совокупность побуждений, вызывающих активность индивида и направляющих его к определенному виду деятельности. Классификация: Одна классиф. делит потребности: 1. естественные - запрограммированы на генетическом уровне, 2. культурные - формируются в процессе общественной жизни. Другая классификация (по уровню сложности) разделяет потребности: 1. биологические (стремление человека поддерживать свое существование) 2. социальные (потребность человека к общению). 3. духовные (потребность познать окружающий мир и себя самого). Класс. мотивов: По содерж. потребностей: б иологические,социальные, самоуважения, самоунижение. По соц. установкам: л ичные, общественные, н равственные и безнравственные. По видам деятельности: т рудовые, у чебные, и сследовательские, к оммуникативные. По степени осознания: о сознанные, н е осознанные. По длительности: к ратковременные, с редней длит-и, у стойчивые (на протяж. всей жизни) По уровню притязаний д остижение успеха (стремю достичь высоких рез-ов и мастерства в деят-ти) и избегание неудач. Закон оптимальной мотивации Йеркса-Додсона Для осущ. эффект. деят-ти, необходима достаточная мотивация, кот. не должна быть слишком сильной, чтобы не увелич. ур-нь активности и напряжения (существует некий оптимум мотивации для выполнения к.-л. деятельности). Чем труднее, тем ниже ур-нь оптимальной мотивации.
ПОЛНЫЙ Потребность - субъективное явление, побуждающее к деятельности и представляющие собой отражение нужды организма в чем-либо. Мотив - те внутренние силы, которые связаны с потребностями личности и побуждают ее к определенной деятельности. Мотивация - совокупность побуждений, вызывающих активность индивида и направляющих его к определенному виду деятельности.. Классификация: ПОТРЕБНОСТИ МОТИВЫ По содерж. потребностей: б иологические,социальные, самоуважения, самоунижение. По соц. установкам: л ичные, общественные, н равственные и безнравственные. По видам деятельности: т рудовые, у чебные, и сследовательские, к оммуникативные. По степени осознания: о сознанные, н е осознанные. По длительности: к ратковременные, с редней длит-и, у стойчивые (на протяж. всей жизни) По уровню притязаний д остижение успеха (стремю достичь высоких рез-ов и мастерства в деят-ти) и избегание неудач. Е.П. Ильин подразделяет мотивы на основании их структуры: • первичные (абстрактные) – с наличием только абстрактной цели; • вторичные – с наличием конкретной цели. Вопросы к ГОСу для студентов, обучающихся по специальности «Психология» I. Мадарина:
Мышление в системе познавательных процессов. Виды мышления. Мыслительные операции. ШПОРА Мышление - психический познавательный процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира. Особенности мышления: 1. Связь с действием. 2. Связь с речью. Виды мышления: 1. Наглядно-действенное (восприятие предметов) 2. Наглядно-образное (представления и образы). 3. Словесно-логическое ( лог. операции с понятиями). 4. Теоретическое (познание законов, правил). 5. Практическое (преобразование окруж. мира). 6. Аналитическое (развернуто во времени, четкие этапы, в СЗ чел.). 7. Интуитивное (быстро протекает, нет четких этапов, min осознанное). 8. Продуктивное (творческий потенциал). 9. Репродуктивное (решение задач уже известными способами). Мыслительные операции: 1. Анализ (расчленение сложного объекта на части). 2. Синтез (воссоединение частей в целостную структуру). 3. Сравнение (отношения сходства и различия). 4. Обобщение (мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам). 5. Абстрагирование (выделение сторон явления, кот. в действительности как самостоятельных не существует). 6. Конкретизация (подчеркивание частного признака).
ПОЛНЫЙ Мышление - высшая форма познавательной деятельности человека, социально обусловленный психический процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности, процесс поисков и открытия существенно нового. Главные особенности протекания процесса мышления: 1. Связь с практической деятельностью. Правильность мышления проверяется в ходе практики. 2. Неразрывная связь с речью. Мышление оперирует понятиями, которые по своей форме являются словами. В свою очередь, в результате мышления может происходить уточнение словесных понятий. + 3. Наличие проблемной ситуации и отсутствие готового ответа. Мышление имеет место только тогда, когда имеется проблемная ситуация. Если же можно обойтись старыми способами действия, то мышление не требуется. Гештальт-психология: основа мышления - способность психики формировать и преобразовывать образы. Бихевиоризм: мышление - субъективное отражение сложных связей между стимулом и реакцией. Ассоциативная психология: мышление - сложные ассоциации между следами прошлого опыта. Деятельностный подход: мышление - прижизненно формирующаяся способность к решению разнообразных практических и теоретических задач, связанных с преобразованием действительности. Виды мышления: 1. Наглядно-действенное опирается на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование ситуации в процессе действий с предметами. 2. Наглядно-образное характеризуется опорой на представления и образы. 3. Словесно-логическое осуществляется при помощи логических операций с понятиями. 4. Теоретическое - это познание законов, правил. 5. Практическое направлено на разработку средств реального преобразования окружающего мира. 6. Аналитическое развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, представлено в сознании самого мыслящего человека. 7. Интуитивное характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным. 8. Продуктивное. В нем полно проявляются интеллектуальные способности человека, его творческий потенциал. 9. Репродуктивное обеспечивает решение задачи, опираясь на воспроизведение уже известных человеку способов. + 10. Реалистическое направлено в основном на внешний мир, регулируется логическими законами. + 11. Аутистическое связано с реализацией желаний человека. + 12. Произвольное сознательно направлено на решение мыслительных задач. + 13. Непроизвольное связано с образами сновидений. Мыслительные операции: 1. Анализ - расчленение сложного объекта на составляющие его части или характеристики. 2. Синтез - воссоединение элементов в целостную структуру. 3. Сравнение - установление отношений сходства и различия. 4. Обобщение - мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам. 5. Абстрагирование - выделение какой-либо стороны или аспекта явления, которые в действительности как самостоятельные не существуют; 6. Конкретизация - отвлечение от общих признаков и подчеркивание частного, единичного; + 7. Систематизация - мысленное распределение предметов и явлений по группам и подгруппам.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; просмотров: 1346; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.88.111 (0.01 с.) |