Мышление в системе познавательных процессов. Виды мышления. Мыслительные операции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мышление в системе познавательных процессов. Виды мышления. Мыслительные операции.



Вопросы к ГОСу

для студентов, обучающихся по специальности «Психология»

I. Мадарина:

 

Мышление в системе познавательных процессов. Виды мышления. Мыслительные операции.

ШПОРА

Мышление - психический познавательный процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира.

Особенности мышления:

1. Связь с действием.

2. Связь с речью.

Виды мышления:

1. Наглядно-действенное (восприятие предметов)

2. Наглядно-образное (представления и образы).

3. Словесно-логическое ( лог. операции с понятиями).

4. Теоретическое (познание законов, правил).

5. Практическое (преобразование окруж. мира).

6. Аналитическое (развернуто во времени, четкие этапы, в СЗ чел.).

7. Интуитивное (быстро протекает, нет четких этапов, min осознанное).

8. Продуктивное (творческий потенциал).

9. Репродуктивное (решение задач уже известными способами).

Мыслительные операции:

1. Анализ (расчленение сложного объекта на части).

2. Синтез (воссоединение частей в целостную структуру).

3. Сравнение (отношения сходства и различия).

4. Обобщение (мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам).

5. Абстрагирование (выделение сторон явления, кот. в действительности как самостоятельных не существует).

6. Конкретизация (подчеркивание частного признака).

 

 

ПОЛНЫЙ Мышление - высшая форма познавательной деятельности человека, социально обусловленный психический процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности, процесс поисков и открытия существенно нового.

Главные особенности протекания процесса мышления:

1. Связь с практической деятельностью. Правильность мышления проверяется в ходе практики.

2. Неразрывная связь с речью. Мышление оперирует понятиями, которые по своей форме являются словами. В свою очередь, в результате мышления может происходить уточнение словесных понятий.

+ 3. Наличие проблемной ситуации и отсутствие готового ответа. Мышление имеет место только тогда, когда имеется проблемная ситуация. Если же можно обойтись старыми способами действия, то мышление не требуется.

Гештальт-психология: основа мышления - способность психики формировать и преобразовывать образы.

Бихевиоризм: мышление - субъективное отражение сложных связей между стимулом и реакцией.

Ассоциативная психология: мышление - сложные ассоциации между следами прошлого опыта.

Деятельностный подход: мышление - прижизненно формирующаяся способность к решению разнообразных практических и теоретических задач, связанных с преобразованием действительности.

Виды мышления:

1. Наглядно-действенное опирается на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование ситуации в процессе действий с предметами.

2. Наглядно-образное характеризуется опорой на представления и образы.

3. Словесно-логическое осуществляется при помощи логических операций с понятиями.

4. Теоретическое - это познание законов, правил.

5. Практическое направлено на разработку средств реального преобразования окружающего мира.

6. Аналитическое развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, представлено в сознании самого мыслящего человека.

7. Интуитивное характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.

8. Продуктивное. В нем полно проявляются интеллектуальные способности человека, его творческий потенциал.

9. Репродуктивное обеспечивает решение задачи, опираясь на воспроизведение уже известных человеку способов.

+ 10. Реалистическое направлено в основном на внешний мир, регулируется логическими законами.

+ 11. Аутистическое связано с реализацией желаний человека.

+ 12. Произвольное сознательно направлено на решение мыслительных задач.

+ 13. Непроизвольное связано с образами сновидений.

Мыслительные операции:

1. Анализ - расчленение сложного объекта на составляющие его части или характеристики.

2. Синтез - воссоединение элементов в целостную структуру.

3. Сравнение - установление отношений сходства и различия.

4. Обобщение - мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.

5. Абстрагирование - выделение какой-либо стороны или аспекта явления, которые в действительности как самостоятельные не существуют;

6. Конкретизация - отвлечение от общих признаков и подчеркивание частного, единичного;

+ 7. Систематизация - мысленное распределение предметов и явлений по группам и подгруппам.

 

Понятие о потребности, мотиве и мотивации. Классификация

Потребностей и мотивов. Закон оптимальной мотивации Йеркса-Додсона.

ШПОРА

Потребность - субъективное явление, побуждающее к деятельности и представляющие собой отражение нужды организма в чем-либо.

Мотив - те внутренние силы, которые связаны с потребностями личности и побуждают ее к определенной деятельности.

Мотивация - совокупность побуждений, вызывающих активность индивида и направляющих его к определенному виду деятельности.

Классификация:

Одна классиф. делит потребности:

1. естественные - запрограммированы на генетическом уровне,

2. культурные - формируются в процессе общественной жизни.

Другая классификация (по уровню сложности) разделяет потребности:

1. биологические (стремление человека поддерживать свое существование)

2. социальные (потребность человека к общению).

3. духовные (потребность познать окружающий мир и себя самого).

Класс. мотивов:

По содерж. потребностей: б иологические,социальные, самоуважения, самоунижение.

По соц. установкам: л ичные, общественные, н равственные и безнравственные.

По видам деятельности: т рудовые, у чебные, и сследовательские, к оммуникативные.

По степени осознания: о сознанные, н е осознанные.

По длительности: к ратковременные, с редней длит-и, у стойчивые (на протяж. всей жизни)

По уровню притязаний д остижение успеха (стремю достичь высоких рез-ов и мастерства в деят-ти) и избегание неудач.

Закон оптимальной мотивации Йеркса-Додсона

Для осущ. эффект. деят-ти, необходима достаточная мотивация, кот. не должна быть слишком сильной, чтобы не увелич. ур-нь активности и напряжения (существует некий оптимум мотивации для выполнения к.-л. деятельности). Чем труднее, тем ниже ур-нь оптимальной мотивации.

 

ПОЛНЫЙ

Потребность - субъективное явление, побуждающее к деятельности и представляющие собой отражение нужды организма в чем-либо.

Мотив - те внутренние силы, которые связаны с потребностями личности и побуждают ее к определенной деятельности.

Мотивация - совокупность побуждений, вызывающих активность индивида и направляющих его к определенному виду деятельности..

Классификация: ПОТРЕБНОСТИ

МОТИВЫ

По содерж. потребностей: б иологические,социальные, самоуважения, самоунижение.

По соц. установкам: л ичные, общественные, н равственные и безнравственные.

По видам деятельности: т рудовые, у чебные, и сследовательские, к оммуникативные.

По степени осознания: о сознанные, н е осознанные.

По длительности: к ратковременные, с редней длит-и, у стойчивые (на протяж. всей жизни)

По уровню притязаний д остижение успеха (стремю достичь высоких рез-ов и мастерства в деят-ти) и избегание неудач.

Е.П. Ильин подразделяет мотивы на основании их структуры:

• первичные (абстрактные) – с наличием только абстрактной цели;

• вторичные – с наличием конкретной цели.

Вопросы к ГОСу

для студентов, обучающихся по специальности «Психология»

I. Мадарина:

 

Мышление в системе познавательных процессов. Виды мышления. Мыслительные операции.

ШПОРА

Мышление - психический познавательный процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира.

Особенности мышления:

1. Связь с действием.

2. Связь с речью.

Виды мышления:

1. Наглядно-действенное (восприятие предметов)

2. Наглядно-образное (представления и образы).

3. Словесно-логическое ( лог. операции с понятиями).

4. Теоретическое (познание законов, правил).

5. Практическое (преобразование окруж. мира).

6. Аналитическое (развернуто во времени, четкие этапы, в СЗ чел.).

7. Интуитивное (быстро протекает, нет четких этапов, min осознанное).

8. Продуктивное (творческий потенциал).

9. Репродуктивное (решение задач уже известными способами).

Мыслительные операции:

1. Анализ (расчленение сложного объекта на части).

2. Синтез (воссоединение частей в целостную структуру).

3. Сравнение (отношения сходства и различия).

4. Обобщение (мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам).

5. Абстрагирование (выделение сторон явления, кот. в действительности как самостоятельных не существует).

6. Конкретизация (подчеркивание частного признака).

 

 

ПОЛНЫЙ Мышление - высшая форма познавательной деятельности человека, социально обусловленный психический процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности, процесс поисков и открытия существенно нового.

Главные особенности протекания процесса мышления:

1. Связь с практической деятельностью. Правильность мышления проверяется в ходе практики.

2. Неразрывная связь с речью. Мышление оперирует понятиями, которые по своей форме являются словами. В свою очередь, в результате мышления может происходить уточнение словесных понятий.

+ 3. Наличие проблемной ситуации и отсутствие готового ответа. Мышление имеет место только тогда, когда имеется проблемная ситуация. Если же можно обойтись старыми способами действия, то мышление не требуется.

Гештальт-психология: основа мышления - способность психики формировать и преобразовывать образы.

Бихевиоризм: мышление - субъективное отражение сложных связей между стимулом и реакцией.

Ассоциативная психология: мышление - сложные ассоциации между следами прошлого опыта.

Деятельностный подход: мышление - прижизненно формирующаяся способность к решению разнообразных практических и теоретических задач, связанных с преобразованием действительности.

Виды мышления:

1. Наглядно-действенное опирается на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование ситуации в процессе действий с предметами.

2. Наглядно-образное характеризуется опорой на представления и образы.

3. Словесно-логическое осуществляется при помощи логических операций с понятиями.

4. Теоретическое - это познание законов, правил.

5. Практическое направлено на разработку средств реального преобразования окружающего мира.

6. Аналитическое развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, представлено в сознании самого мыслящего человека.

7. Интуитивное характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.

8. Продуктивное. В нем полно проявляются интеллектуальные способности человека, его творческий потенциал.

9. Репродуктивное обеспечивает решение задачи, опираясь на воспроизведение уже известных человеку способов.

+ 10. Реалистическое направлено в основном на внешний мир, регулируется логическими законами.

+ 11. Аутистическое связано с реализацией желаний человека.

+ 12. Произвольное сознательно направлено на решение мыслительных задач.

+ 13. Непроизвольное связано с образами сновидений.

Мыслительные операции:

1. Анализ - расчленение сложного объекта на составляющие его части или характеристики.

2. Синтез - воссоединение элементов в целостную структуру.

3. Сравнение - установление отношений сходства и различия.

4. Обобщение - мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.

5. Абстрагирование - выделение какой-либо стороны или аспекта явления, которые в действительности как самостоятельные не существуют;

6. Конкретизация - отвлечение от общих признаков и подчеркивание частного, единичного;

+ 7. Систематизация - мысленное распределение предметов и явлений по группам и подгруппам.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; просмотров: 1276; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.202.54 (0.035 с.)