Эмоциональные явления: сущность, виды, функции. Психологические теории эмоций. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эмоциональные явления: сущность, виды, функции. Психологические теории эмоций.



ШПОРА

Эмоции – психич. процессы, протек. в форме субъективных переживаний и отражающие личную оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека.

Виды:

1. Аффект - мощная, кратковрем. эмоц. вспышка, захватывающая всю психику человека.

2. Собственно эмоции - переживания, возник. у чел-а в ходе удовл. актуал. потребности.

3. Чувства - высшая, культурно обуслов. эмоция чел-а, связ. с определенным объектом.

4. Настроение –устой-е эмоц. сост. чел-а, окрашив. в теч-е некот. времени его пережив-я.

5. Стресс – эмоц. состояние, вызванное неожиданной и напряженной обстановкой.

Функции:

1. Оценочная (оценка возможности удовл. актуальных потребностей)

2. Подкрепляющая(б лагодаря эмоц-м лучше выраб. усл. рефлексы и глубже следы памяти).

3. Коммуникативная (э моции улуч. понимание др.).

4. Мобилизующая (э моции мобилизует скрытые резервы организма в критич. ситуациях).

5. Запуск стереотипных реакций

Психологические теории эмоций:

1. Иоганн Гербард - интеллектуалистическая позиция: «телесные» проявления эмоций являются следствием психических явлений.

2. Периферическая теория Джемса–Ланге.

3. Теория активации эмоций Кеннона-Барда.

4. Леон Фестингер - теория когнитивного диссонанса ( эмоции -следствие диссонанса - противоречия между ожидаемой и получаемой инф.об объекте).

5. Стенли Шехтер - когнитивно-физиологическая теория.

6. П.В. Симонов - информационная теория эмоций.

Э(эмоция) = - П(потребность) (Ин(инф, для удовл. П) – Ис(имеющаяся инф))

 

 

ПОЛНЫЙ

Эмоции - психические процессы, протекающие в форме субъективных переживаний и отражающие личную оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека.

Т.е. эмоции - выражение отношения человека к явлениям окружающего мира в связи с возможностью удовлетворения им своих потребностей.

Виды:

1. Аффект - мощная, но кратковременная эмоциональная вспышка, захватывающая всю психику человека, предопределяя единую реакцию на ситуацию в целом. Аффект приводит к утрате человеком чувства реальности, навязывая ему необходимость выполнения определенных действий, что сопровождается видимыми изменениями в его поведении. Отличительные черты аффекта: ситуативность, обобщенность, большая интенсивность, малая продолжительность.

2. Собственно эмоции - переживания, возникающее у человека в ходе удовлетворения актуальной потребности.

3. Чувства - высшая, культурно обусловленная эмоция человека, связанная с определенным объектом. Они связаны с определенными предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека.Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль. В отношении окружающего его мира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Они у него всегда связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться.

 

Высшие чувства человека принято делить на:

- интеллектуальные, связанные с познавательной деятельностью человека. Они возникают в процессе учебной и научной работы, а также творческой деятельности в различных видах искусства, науки и техники.

- нравственные, в которых отражается отношение человека к требованиям общественной морали. Они связаны с мировоззрением человека, его мыслями, идеями, принципами и традициями (чувство долга, патриотизма, любви к Родине).

- эстетические, возникающие у человека в связи с удовлетворением или неудовлетворением его эстетических потребностей. К ним относятся чувства прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного и т. д.

 

4. Настроение – устойчивое эмоциональное состояние человека, окрашивающее в течение некоторого времени все его переживания. В отличие от чувств, настроения не имеют явной направленности на какой-то объект.

5. Стресс – эмоциональное состояние, вызванное неожиданной и напряженной обстановкой.

Функции:

1. Оценочная.

Оценка возможности удовлетворения актуальных потребностей, и на этой почве построение прогноза будущих событий.

2. Подкрепляющая

Благодаря эмоциям лучше вырабатываются условные рефлексы и остаются более глубокие следы памяти.

3. Коммуникативная

Эмоции улучшают понимание людьми других людей за счет «считывания» невербальных реакций, сопровождающих эмоции.

4. Мобилизующая

Эмоции мобилизует скрытые резервы организма в критических ситуациях (при помощи адреналина, активации симпатической системы и т. д.).

5. Запуск стереотипных реакций

В критических ситуациях, при дефиците времени для размышления эмоции запускают стереотипные реакции (страх - бегство, ярость - борьба).

Психологические теории эмоций:

Первыми теориями эмоций были субъективные теории. Согласно им органические проявления эмоций являются следствием психических явлений.

1. Иоганн Гербард - интеллектуалистическая позиция: «телесные» проявления эмоций являются следствием психических явлений.

2. Уильям Джейм и Георг Ланге (Теория Джемса–Ланге) - периферическая теория эмоций. Особенность подхода - акцент на сосудистой системе. Эмоции- субъективные образования, возникающие в ответ на нервное возбуждение, обусловленное состоянием иннервации и шириной кровеносных сосудов висцеральных органов, т.е. телесные изменения - первопричина психических переживаний. Согласно периферической теории эмоций процесс развивается по цепочке: сначала организм воспринимает какой-то угрожающий сигнал из внешней среды, затем реагирует на него специфическим образом (напряжение мышц, потоотделение, учащенный пульс), потом мозг оценивает эти телесные изменения как проявления страха, и чел. пугается по-настоящему.

 

Центральные теории эмоций утверждают, что первопричиной эмоций являются не телесные изменения, а активность определенных отделов головного мозга.

3. Уильям Кеннон и Питер Бард (Теория Кеннона-Барда) - теория активации эмоций.

Здесь более подчеркнута роль внутренних структур мозга. Сенсорные раздражители поступают от периферии к кортексу, оцениваются; там присоединяются чувственные оценки и заложенные в таламусе образцы поведения. После этого происходит переход к органу реализации. Оттуда идет обратное сообщение, которое снова проходит оценивание и очувствование. Эта теория способна объяснить наблюдаемое в клинике внезапное пробуждение аффекта

 

Когнитивные теории эмоций связывают эмоции с сознанием и мышлением.

4. Леон Фестингер - теория когнитивного диссонанса. Она утверждает, что эмоции являются следствием диссонанса - противоречия между ожидаемой и получаемой информацией об объекте. Положительные эмоции возникают, если ожидания оправдываются (имеет место консонанс), а негативные - если возникает диссонанс (расхождение между ожиданиями и реальностью). Для уменьшения отрицательных эмоций применимы два вида стратегий: внести коррекцию в свои представления о мире (изменить свои ожидания) или попытаться получить новые сведения, которые бы больше соответствовали старым представлениям.

5. Стенли Шехтер - когнитивно-физиологическая теория. Здесь переживание эмоций обусловлено сочетанием след. факторов:

1) физические (воздействующие стимулы); 2) физиологические (изменение нервно мышечной системы); 3) когнитивные (психологические).

6. П.В. Симонов - информационная теория эмоций. Эмоция определяется двумя факторами: 1) интенсивностью актуальной потребности; 2) субъективной оценкой вероятности ее удовлетворения.

Он вывел формулу эмоций, согласно которой сила эмоций прямо пропорциональна силе актуальной потребности и разнице между величиной информации, необходимой для удовлетворения потребности, и имеющейся в распоряжении человека информации.

Э = f П (Ин - Ис), где Э – эмоция, П – актуальная потребность, Ин - информация, необходимая для удовлетворения потребности; Ис - существующая информация.

Чем сильнее уровень актуальной потребности и чем больше рассогласование между имеющейся и необходимой информацией, тем сильнее эмоция. Если вероятность удовлетворения потребности высокая - эмоция положительна, если же вероятность удовлетворения низка, то эмоция отрицательна.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; просмотров: 658; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.107.161 (0.009 с.)