Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эмоциональные явления: сущность, виды, функции. Психологические теории эмоций.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ШПОРА Эмоции – психич. процессы, протек. в форме субъективных переживаний и отражающие личную оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Виды: 1. Аффект - мощная, кратковрем. эмоц. вспышка, захватывающая всю психику человека. 2. Собственно эмоции - переживания, возник. у чел-а в ходе удовл. актуал. потребности. 3. Чувства - высшая, культурно обуслов. эмоция чел-а, связ. с определенным объектом. 4. Настроение –устой-е эмоц. сост. чел-а, окрашив. в теч-е некот. времени его пережив-я. 5. Стресс – эмоц. состояние, вызванное неожиданной и напряженной обстановкой. Функции: 1. Оценочная (оценка возможности удовл. актуальных потребностей) 2. Подкрепляющая(б лагодаря эмоц-м лучше выраб. усл. рефлексы и глубже следы памяти). 3. Коммуникативная (э моции улуч. понимание др.). 4. Мобилизующая (э моции мобилизует скрытые резервы организма в критич. ситуациях). 5. Запуск стереотипных реакций Психологические теории эмоций: 1. Иоганн Гербард - интеллектуалистическая позиция: «телесные» проявления эмоций являются следствием психических явлений. 2. Периферическая теория Джемса–Ланге. 3. Теория активации эмоций Кеннона-Барда. 4. Леон Фестингер - теория когнитивного диссонанса ( эмоции -следствие диссонанса - противоречия между ожидаемой и получаемой инф.об объекте). 5. Стенли Шехтер - когнитивно-физиологическая теория. 6. П.В. Симонов - информационная теория эмоций. Э(эмоция) = - П(потребность) (Ин(инф, для удовл. П) – Ис(имеющаяся инф))
ПОЛНЫЙ Эмоции - психические процессы, протекающие в форме субъективных переживаний и отражающие личную оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Т.е. эмоции - выражение отношения человека к явлениям окружающего мира в связи с возможностью удовлетворения им своих потребностей. Виды: 1. Аффект - мощная, но кратковременная эмоциональная вспышка, захватывающая всю психику человека, предопределяя единую реакцию на ситуацию в целом. Аффект приводит к утрате человеком чувства реальности, навязывая ему необходимость выполнения определенных действий, что сопровождается видимыми изменениями в его поведении. Отличительные черты аффекта: ситуативность, обобщенность, большая интенсивность, малая продолжительность. 2. Собственно эмоции - переживания, возникающее у человека в ходе удовлетворения актуальной потребности. 3. Чувства - высшая, культурно обусловленная эмоция человека, связанная с определенным объектом. Они связаны с определенными предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека.Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль. В отношении окружающего его мира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Они у него всегда связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться.
Высшие чувства человека принято делить на: - интеллектуальные, связанные с познавательной деятельностью человека. Они возникают в процессе учебной и научной работы, а также творческой деятельности в различных видах искусства, науки и техники. - нравственные, в которых отражается отношение человека к требованиям общественной морали. Они связаны с мировоззрением человека, его мыслями, идеями, принципами и традициями (чувство долга, патриотизма, любви к Родине). - эстетические, возникающие у человека в связи с удовлетворением или неудовлетворением его эстетических потребностей. К ним относятся чувства прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного и т. д.
4. Настроение – устойчивое эмоциональное состояние человека, окрашивающее в течение некоторого времени все его переживания. В отличие от чувств, настроения не имеют явной направленности на какой-то объект. 5. Стресс – эмоциональное состояние, вызванное неожиданной и напряженной обстановкой. Функции: 1. Оценочная. Оценка возможности удовлетворения актуальных потребностей, и на этой почве построение прогноза будущих событий. 2. Подкрепляющая Благодаря эмоциям лучше вырабатываются условные рефлексы и остаются более глубокие следы памяти. 3. Коммуникативная Эмоции улучшают понимание людьми других людей за счет «считывания» невербальных реакций, сопровождающих эмоции. 4. Мобилизующая Эмоции мобилизует скрытые резервы организма в критических ситуациях (при помощи адреналина, активации симпатической системы и т. д.). 5. Запуск стереотипных реакций В критических ситуациях, при дефиците времени для размышления эмоции запускают стереотипные реакции (страх - бегство, ярость - борьба). Психологические теории эмоций: Первыми теориями эмоций были субъективные теории. Согласно им органические проявления эмоций являются следствием психических явлений. 1. Иоганн Гербард - интеллектуалистическая позиция: «телесные» проявления эмоций являются следствием психических явлений. 2. Уильям Джейм и Георг Ланге (Теория Джемса–Ланге) - периферическая теория эмоций. Особенность подхода - акцент на сосудистой системе. Эмоции- субъективные образования, возникающие в ответ на нервное возбуждение, обусловленное состоянием иннервации и шириной кровеносных сосудов висцеральных органов, т.е. телесные изменения - первопричина психических переживаний. Согласно периферической теории эмоций процесс развивается по цепочке: сначала организм воспринимает какой-то угрожающий сигнал из внешней среды, затем реагирует на него специфическим образом (напряжение мышц, потоотделение, учащенный пульс), потом мозг оценивает эти телесные изменения как проявления страха, и чел. пугается по-настоящему.
Центральные теории эмоций утверждают, что первопричиной эмоций являются не телесные изменения, а активность определенных отделов головного мозга. 3. Уильям Кеннон и Питер Бард (Теория Кеннона-Барда) - теория активации эмоций. Здесь более подчеркнута роль внутренних структур мозга. Сенсорные раздражители поступают от периферии к кортексу, оцениваются; там присоединяются чувственные оценки и заложенные в таламусе образцы поведения. После этого происходит переход к органу реализации. Оттуда идет обратное сообщение, которое снова проходит оценивание и очувствование. Эта теория способна объяснить наблюдаемое в клинике внезапное пробуждение аффекта
Когнитивные теории эмоций связывают эмоции с сознанием и мышлением. 4. Леон Фестингер - теория когнитивного диссонанса. Она утверждает, что эмоции являются следствием диссонанса - противоречия между ожидаемой и получаемой информацией об объекте. Положительные эмоции возникают, если ожидания оправдываются (имеет место консонанс), а негативные - если возникает диссонанс (расхождение между ожиданиями и реальностью). Для уменьшения отрицательных эмоций применимы два вида стратегий: внести коррекцию в свои представления о мире (изменить свои ожидания) или попытаться получить новые сведения, которые бы больше соответствовали старым представлениям. 5. Стенли Шехтер - когнитивно-физиологическая теория. Здесь переживание эмоций обусловлено сочетанием след. факторов: 1) физические (воздействующие стимулы); 2) физиологические (изменение нервно мышечной системы); 3) когнитивные (психологические). 6. П.В. Симонов - информационная теория эмоций. Эмоция определяется двумя факторами: 1) интенсивностью актуальной потребности; 2) субъективной оценкой вероятности ее удовлетворения. Он вывел формулу эмоций, согласно которой сила эмоций прямо пропорциональна силе актуальной потребности и разнице между величиной информации, необходимой для удовлетворения потребности, и имеющейся в распоряжении человека информации. Э = f П (Ин - Ис), где Э – эмоция, П – актуальная потребность, Ин - информация, необходимая для удовлетворения потребности; Ис - существующая информация. Чем сильнее уровень актуальной потребности и чем больше рассогласование между имеющейся и необходимой информацией, тем сильнее эмоция. Если вероятность удовлетворения потребности высокая - эмоция положительна, если же вероятность удовлетворения низка, то эмоция отрицательна.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; просмотров: 694; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.124.28 (0.013 с.) |