Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Операции теоретического мышления↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Тема 1.13. МЫШЛЕНИЕ План. 1.Общее понятие, основные свойства. 2.Функции мышления. 3.Процессы мышления. 4.Формы мышления. 5.Операции мышления. 6.Виды мышления. 7.Индивидуальные свойства ума. 8.Мышление младшего школьника. 9.Операции теоретического мышления.
Тренинг умений по самопознанию. Цель: выявить к какому мыслительному типу относится студент. Выполнить задание: разложите на 3 группы 9 слов, по 3 слова в каждую, найдя в каждой группе что-то общее: карась; орёл; овца; летать; бегать; плавать; перья; шерсть; чешуя. I способ группировки на основе анализа выделения существенных признаков В: карась, орёл, овца и т.д. II способ группировки на основе фактических наглядных признаков без глубокого анализа В: карась, чешуя, плавать и т.д. III - если решается и I и II способом.
Процесс чувствительного отражения (ощущения, восприятие) позволяет человеку отражать, познавать, прежде всего, внешнюю сторону предметов и явлений (всё, что поступает через сенсорные каналы ЦНС). Но психика человека обладает свойством изменяться, развиваться, совершенствоваться. Человек получает информацию на уровне анализаторной системы, но её недостаточно для того, чтобы человек не просто адаптировался, но глубоко осознал окружающий мир, преобразовывая его, изменялся сам. Психика человека способна понять скрытую внутреннюю суть предмета и явления – способна определить неподвластные ощущению и восприятию свойства, предвидеть развитие, изменение во времени, определить назначение и роль предмета и явления. Всё это возможно при активном взаимодействии высших психических функций: памяти, мышления, воображения. Прежде всего, в этом участвует познавательный процесс мышления. С древних времён, со времён античности, человечество пытается найти и провести границы между высшими психическими формами. До ныне, учёные не пришли к общей точке зрения по определению этого явления психики. Хотя в отечественной психологии большинство учёных склонны воспринимать мышление как самостоятельный познавательный психический процесс, имеющий свои отличия: Мышление – это, прежде всего, высший уровень познавательной мыслительной деятельности. Мышление – это социально-обусловленный процесс (сознание развивается в социальной среде, формируется под влиянием воздействия человеческого общества, природы, зависит от деятельности, обучения и воспитания). Мышление – неразрывно связано с речью (мысль – продукт мышления, мысль не материальна – необходима словесная оболочка)! Речь – материальная основа мышления. Мышление – всегда самостоятельный поиск, это открытие новых знаний. Любые системные, обобщённые знания всего человечества становятся достоянием конкретного индивида и открывая, для себя что-то новое, он ищет, решает проблему, мыслит. Мышление – форма активного, творческого отражения. Мышление – рождается в проблемной ситуации. Чем больше путей решения проблемы, тем активнее процесс мышления. Мышление – как форма познания рождается и в практической и в теоретической умственной деятельности человека, но результативность процесса проверяется практикой. Итак, мышление – это высшая форма познавательной психической деятельности человека, позволяющая отражать обобщённо и опосредованно окружающую действительность: 1) определяя существенные признаки предметов и явлений; 2) устанавливая существенные связи и отношения. Главные свойства Мышления: 1. обобщённость – выделение существенных свойств, признаков, характеристик и установление между ними связей и отношений. Обобщённость основана частично на восприятии. 2. опосредованность – это отражение познания, заключающее в себя обобщённость. НО! С помощью вспомогательных средств (т.е. может выявить и понять то, что недоступно органам чувств, то, чего нет в личном опыте, то, что доступно разуму, благодаря косвенным признакам). Итак, мышление – это высший уровень организации мыслительной деятельности, которая характеризуется: 1.ограниченной взаимосвязью с процессом речи (речь – материальная основа мышления); 2.мышление, как психический процесс, присущий только человеку, только высшему разуму; 3.мышление – социально-обусловленный познавательный психический процесс. Функции мышления 1. Понимание – одно из самых основных (в этом процессе человек выделяет существенные признаки, выстраивает связи, отношения, оперирует при этом понятием, обозначенным словом, но это не просто обозначить словом, а выявить роль этого понятия, назначение, определить область, провести классификацию). 2. Мышление направлено на решениепроблем, задач, связанных с жизнедеятельностью человека (чем глубже проблема, тем активнее мышление, тем интенсивнее поиск её решения). 3.Осмысление отражения мира позволяет регулировать поведение и осознанно выстраивать деятельность, а это обязательно ведёт к планированию и продумыванию действий и поведения. Если есть мотив, значит есть цель, поэтому важна функция ЦЕЛЕОБРАЗОВАНИЯ. 4. Рефлексия – это не только анализ поведения, ощущения, восприятия, это деятельность мышления, направленная на осмысление знаний, на анализ содержания деятельности и её результатов. Процесс мышления Различного рода потребности активизируют сознание, приводят к противоречиям, как только возникло противоречие – возникла проблема. Проблема является толчком движения мысли, эта закономерность и лежит в основе процесса мышления. Процесс сложен и состоит из нескольких этапов: I. Осмысление и формулировка проблемы (проблемной ситуации). II. Обозначение проблемы. Определение того, что известно. Поиск того, что неизвестно, что необходимо разрешить. Обозначение задачи. III. Поиск путей разрешения задачи, проблемы в целом. Ограничение зоны поиска решения проблемы. IV. Появление гипотезы (предположение) – каков будет результат того или иного решения. V. Действие, реализация гипотезы. VI. На основе сравнения с первоначальной проблемой проверка гипотезы и анализ результата.
А.Р. Лурия предлагал следующие этапы решения: I. Изучение условий, сути проблемы. II. Создание общего плана предполагаемых действий (разработать стратегию решения проблемы). III. Определение тактики решения проблемы: выбор способа, приёма, метода. IV. Сопоставление найденного решения с исходными данными проблемы и действия.
Уоллес: 1.Подготовка (обзор проблемы, подбор относящейся к ней информации). 2.Инкубация (поиск решения, отбор из множества вариантов, а если нет ни одного варианта – взгляд под новым углом зрения для поиска новых элементов, комбинация, связей). 3.Озарение (решение приходит внезапно само собой, элементы мышления фокусируются, организуются, но это подготовлено ранее предшествующими этапами! Но может возникнуть ошибочное решение, поэтому необходима разработка, т.к. проверка найденного решения – на сколько реально, в какой степени может выполнить задачу, эффективно ли). 4.Действие. Формы мышления Речевое мышление основывается на формировании понятий. · Понятие – это изначальная форма мышления, символическое обобщение, на основе которого обозначается предмет, явление, состояние и т.п., выражение общего, наиболее существенного в предмете или явлении. Понятия могут быть общими (ученик) и единичными (ученица Маша), конкретные и абстрактные. Понятие – это категории, которые формируются в сознании благодаря жизнедеятельности, деятельности, обучения. Чем больше понятий, тем больше знаний, тем глубже понимание. Необходимо различать процессы формирования понятия и усвоения понятия. Когда мы формируем – мы сравниваем, от чего-то отталкиваемся (исходим из своего опыта). Когда мы усваиваем – мы находим существенное, определили роль, значение, провели классификацию, определи область этого предмета или явления. Различают простое и сложное понятия. · простое – одно главное, характерное свойство. · сложное – подразумевается не одно значение, имеется совокупность свойств. Необходимо отличать понятия в процессе восприятия и в процессе мышления. В процессе восприятия складывается понятие, но в основе – образ, только самое видимое, т.к. этот образ непосредственен. В мышление понятие - обобщённое, часто абстрактное и опосредованное. Суждение – это такой мыслительный материал, который позволяет не только усваивать понятия, но и оперировать ими, рассуждая по поводу чего-либо, т.е. это либо утверждение, либо отрицание каких-то связей, отношений. В суждениях может раскрываться какой-то закон, правило, перечисление фактов, констатация связей. В суждениях выдвигаются предположения. Суждение – это незаконченная мысль, суждение требует доказательств. Любая гипотеза – яркий пример необходимости проверять и доказывать высказанное суждение. Работа мысли над суждением, направленная на установление и проверку его истинности, называется рассуждением. Суждения бывают: 1. общими – это либо утверждение, либо отрицание каких-то связей и отношений относительно всех предметов и явления в рамках какого-то одного понятия (н-р. Все реки имеют течение и текут в одном направлении); 2. частными – это утверждение или отрицание относительно какой-то части предметов и явления в рамках понятия (н-р. Горные реки имеют бурное течение); 3. единичными – это утверждение или отрицание относительно единичного предмета или явления, обозначенного понятием (н-р. Волга – равнинная река). Суждения могут соответствовать или не соответствовать действительности, поэтому различают суждения: · истинные, т.е. есть знание об этом предмете (н-р. Москва – столица России); · ложные (ошибочные), т.е. выражают незнание (н-р. дважды три - восемь); · предположительны, т.е. могут быть истинными и ложными (н-р. Может быть, завтра будет дождь). 1.Умозаключение – это лаконичное обобщение, вывод, который делится на основе нескольких суждений (на основе анализа и сопоставления). Различают два основных вида умозаключений: 1. индукция – это умозаключение от частных случаев к общему положению (н.р. золото, медь, железо, чугун плавки; из этого мы можем получить новое общее суждение: «Все металлы плавки»); 2. дедукция – такое умозаключение, в котором вывод заключается от общего суждения к суждению единичному или от общего положения к частному случаю (н.р. «все тела при нагревании расширяются»; «воздух есть тело»; отсюда получаем новое суждение: «следовательно, воздух при нагревании расширяется»).
Мыслительная деятельность людей совершается при помощи мыслительных операций: · Анализ – это мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части, выделение в нем отдельных частей, признаков и свойств. Из чего это состоит? (н-р. произведение, тесто, цветок) · Синтез – мысленное соединение отдельных элементов, частей в единое целое (н-р.буквы объединяются в слова, слова в предложения и т.д.)
Анализ и синтез – важнейшие мыслительные операции, неразрывно связанные друг с другом. Процессы анализа и синтеза часто возникают в начале практической деятельности. · Сравнение – это сопоставление предметов и явлений с целью найти сходство и различия между ними (н.р. куст и дерево, тетрадь и альбом)
Ушинский считал операцию сравнения основой понимания. Школьник, сравнивая, например, существительное и прилагательное, треугольник и прямоугольник, глубже познаёт особенности данных предметов и явлений. Сравнение вещей приводит их к классификации (производится по какому-либо признаку, который оказывается присущим каждому предмету данной группы.) · Конкретизация – мыслительный переход от общего к единичному, которое соответствует этому общему (н-р. привести пример, ситуацию, правило и т.п.) · Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений в группы по тем общим и существенным признакам, которые выделяются в процессе обобщения (н-р. все металлы – электропроводны; яблоки, груши, сливы - фрукты). Обобщение бывает: формально-эмпирическим – сравнение ряда объектов и выявление внешне одинаковых и общих признаков и содержательное (теоретическое) – глубокий анализ объектов и выявление общего. · Абстракция – мысленное выделение существенных свойств и признаков предметов или явлений при одновременном отвлечении от несущественных признаков и свойств. Выделенные в процессе абстрагирования признак или свойство предмета становятся самостоятельными объектами мышления. Виды мышления Классификация: 1. По форме: 1. Наглядно-действенное (самое простейшее). Возникает в практической деятельности, требует манипулятивно-предметных действий, т.е. это деятельность предметов, которая помогает выявлению существенных признаков и связей. 2. Наглядно-образное. Преобладает I-ая сигнальная система. Художественный тип мышления. Наблюдается взаимосвязь восприятия с мышлением, т.е. выделение существенных признаков и установление взаимосвязей между ними осуществляется с опорой на представление и образ. 3. Абстрактно-логическое. Установление существенных признаков, связей, отношений с опорой на понятие. Понятие обозначается знаковой системой. Это оперирование понятиями, словами. 2. По характеру решаемых задач: В процессе познания. Существует 2 уровня познания: эмпирический уровень – эмпирическое мышление; теоретическое познание – теоретическое мышление. (через свойство опосредованности) 1. теоретическое; 2. практическое. 3. По степени развёрнутости: 1. Дискурсивное (логическое) мышление основано на рассуждении, планировании. 2. Интуитивное мышление основано на глубоком анализе, внутреннем порыве, подсознательном действии. 4. По степени новизны и оригинальности: 1. Творческое (продуктивное) мышление, результат неординарный, авторский. Характеризуется созданием нового, самостоятельностью, активностью, инициативностью, сообразительностью. 2. Репродуктивное (воспроизводящее) – это мышление с опорой на какой-то образец, вариант. Этот вид мышления связан с процессом памяти и восприятия.
Индивидуальные свойства ума Они проявляются в продуктивности ума; критичность, глубина, гибкость, широта, самостоятельность, инициативность, сообразительность или быстрота. Все эти качества проявляются в способности мыслить именно так. Критичность – это способность объективно оценить себя, сравнивая себя с другими и самим собой. Это спрос с самого себя. Глубина – способность проникнуть в сущность, анализируя, дойти до самой сути, чтобы предвидеть развитие, найти правильное решение, выбрать правильный способ. Гибкость – это сообразительность, это очень активный ищущий ум, это способность к свободе мысли, а в то же время умение отказаться от решения, если оно не решает проблемы и искать новые способы решения. Широта – способность любознательно относиться к миру, расширять свои знания. Самостоятельность ума – это умение отобрать из имеющегося опыта других самое рациональное и на основе этого создать позицию, свое решение, высказать свою собственную мысль. Быстрота – это способность, умение быстро разобраться в ситуации сложной обстановки и принять правильное решение. Это находчивость. Инициативность – это способность без толчка из вне проявить активность, высказать мысль, предложение. Мышление младшего школьника Младшие школьники при усвоении понятий часто смешивают в процессе обобщения признаки существенные и несущественные. С некоторым трудом младшие школьники усваивают причинно-следственные связи и отношения. Младший школьник лучше понимает объяснения учителя, когда эти объяснения идут от причины к следствию, а не наоборот. Суждения школьника развиваются от простых форм к сложным постепенно, по мере овладения знаниями и более сложными грамматическими формами речи. Высказывать предположения, выражать, а тем более оценивать вероятность, возможность наличия того или иного признака, той или иной причины, явления ребёнок ещё может. Умение рассуждать, обосновывать и доказывать то или иное положение более или менее уверено и правильно тоже приходит постепенно и в результате специальной организации учебной деятельности, когда учитель ставит учащихся в условия, требующие самостоятельных выводов и заключений. Развитие мышления, совершенствование умственных операций, способности рассуждать, прямым образом зависят от методов обучения. Формировать у школьников способность к активному и самостоятельному мышлению – важнейшая задача учителя. В неразрывной связи с развитием мышления происходит и развитие речи детей. Речь ребёнка складывается под решающим влиянием речевого общения со взрослыми, слушая их речи. У детей школьного возраста речь является и средством общения, и средством усвоения системы знаний. Естественно, что без изучения самого языка, без овладения чтением и письмом, речь ребёнка не может выполнять функцию систематического и всестороннего познания действительности. В процессе изучения языка совершенствуются и развиваются все виды речи школьника.
Мышление. Задание на размышление. Вариант 1 _______ – это психический познавательный процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира. _______ имеет следующие отличительные признаки: 1. высший уровень _______ деятельности; 2. социально-обусловленный процесс. Сознание развивается в социальной _______, формируется под влиянием _______, _______; 3. зависит от характера _______, уровня _______; 4. неразрывно связано с _______; 5. рождается в _______ ситуации. Чем _______ путей решения _______, тем _______ развивается _______. 6. как форма познания рождается в _______ и _______ деятельности, но результативность всегда проверяется _______. Различают конкретные _______ _______: понятие, суждение, умозаключение, аналогия. §_______ - такое умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями без достаточного исследования всех условий. §_______ - основная _______ _______, в процессе которой утверждаются или отражаются связи между предметами и явлениями действительности. §_______ - отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления. §_______ - выделение из одного или нескольких суждений нового суждения. Вариант 2 _______– это психический познавательный процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира. Процесс _______ характеризуется следующими особенностями: 1.всегда имеет _______ характер; 2.опирается на _______ у человека _______ об общих законах природы и _______; 3.исходит из «_______ _______», но не сводится к нему; 4.всегда есть отражение _______ и _______ между предметами в _______ форме; 5.органически связано с _______ деятельностью. Выделяют определенные _______ _______: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация. o_______ - мыслительная _______, основанная на отвлечении от несущественных признаков предметов, явлений и выделении в них основного, главного. o_______ - движение мысли от общего к частному. o_______ - _______, заключающаяся в сопоставлении предметов и явлений, их свойств и отношений друг с другом и выявлении, таким образом, _______ или _______ между ними. o_______ - мыслительная _______, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к _______. o_______ - мыслительная _______ расчленения сложного объекта на составляющие его части. o_______- объединение многих предметов или явлений по какому-либо общему _______. Вариант 3 _______ – это психический познавательный процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира. Различают определенные _______ _______: ü_______ - _______ _______, при котором умозаключение идет от единичных фактов к общему выводу. ü_______ - _______ _______, осуществляющегося в обратном порядке _______. Выделяют следующие _______ _______: образное, отвлеченное, наглядно-действенное, теоретическое, практическое, дискурсивное, интуитивное, репродуктивное, продуктивное. Ø_______ - _______, осуществляющееся на основе образов, представлений того, что человек воспринимал раньше. Ø_______ - _______ на основе непосредственных чувственных восприятий и непосредственного отражения воздействий предметов и явлений объективного мира. Ø_______ - _______ на основе теоретических рассуждений и умозаключений. Ø_______ - _______ на основе образов и представлений, почерпнутых из каких-то определенных источников. Ø_______ - _______ на основе суждений и умозаключений, основанных на решении практических задач. Ø_______ - _______, совершающееся на основе отвлеченных понятий, которые образно не представляются. Ø_______- _______, непосредственно включенное в деятельность. Ø_______ - _______ на основе творческого воображения. Ø_______ - _______, опосредованное логикой рассуждений, а не восприятия.
ПЛАН 1. Мышление как высшая форма познавательной деятельности. 2. Виды мышления: • наглядно-действенное; • наглядно-образное; • словесно-логическое. 3. Мыслительные операции. 4. Формы мышления.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ 1. В чем проявляется отличие мышления человека от мышления животных? 2. Чем отличается наглядно-действенное мышление от наглядно-образного? 3. В чем отличие понятий от представлений и как они взаимосвязаны? 4. На примере изучения школьниками одного из разделов преподаваемого вами предмета установите, как происходит у них процесс формирования понятий.
Подумайте и дайте ответы на следующие вопросы. • Какие понятия необходимо усвоить детям при изучении данного раздела? • С чего надо начинать работу по формированию у детей понятий? • Как организовать работу по выделению существенных признаков понятий? • Какую роль при усвоении учениками новых понятий сыграли ранее сформированные представления и понятия? Каковы этапы усвоения новых понятий? • Какие мыслительные операции будут способствовать усвоению школьниками изучаемых понятий?
Задание: Обозначить основные понятия, исходя из характеристик мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных. — мыслительная операция расчленения сложного объектана. составляющие его части или характеристики. — предположение, проект решения задачи. — логический вывод в процессе мышления от общего к частному.
— логический вывод в процессе мышления от частного к общему. - процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности в ее существенных связях и отношениях. — вид мышления, опирающегося на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними. — вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. — мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам. — форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов.
— мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому. — вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. — мыслительная операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами. — форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями; утверждение или отрицание чего-либо. — форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Задание № 1. Дайте психологическое обоснование правомерности приведенного высказывания. Выдающийся педагог К. Д. Ушинский писал: «ничто — ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли, ни отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя». Задание № 2. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов. 1. По форме различают следующие виды мышления: а) наглядно-действенное; б) теоретическое; в) интуитивное; г) дискурсивное; д) все ответы верны; е) все ответы неверны. 2. Наглядно-образное мышление связано со следующими проявлениями: а) оперированием понятиями; б) рефлексией; в) оперированием суждениями; г) оперированием представлениями; д) все ответы верны; е) все ответы неверны. 3. Понятие — это важнейший элемент: а) восприятия; б) мышления; в) памяти; г) речи; д) все ответы верны; е) все ответы неверны. 4. С развитием понятий идет становление: а) анализа; б) синтеза; в) сравнения; г) обобщения; д) все ответы верны; е) все ответы неверны. Задание № 3. Рассмотрите приведенный ниже рисунок 8 и выпишите в тетради все, что относится к особенностям протекания процесса мышления, к формам мышления и кмыслительным операциям. Найдите определения формам мышления и мыслительным операциям в словаре и запомните их. Задание № 4. Наиболее распространенное деление стилей мышления: деление на «теоретиков» (или, в близкой типологии В. Оствальда, «классиков») и «эмпириков» («романтиков»). Ниже приведены характеристики тех и других. Определите, где речь идет о «теоретиках», а где об «эмпириках». 1. Их отличают большая наблюдательность, любознательность, виртуозное использование сравнительного анализа. 2. Они считают, что открытия определяются яркими вспышками воображения. 3. С их точки зрения, то, что не наблюдаемо в опыте, нельзя использовать в научном рассуждении. 4. Ценность их в том, что сделанные ими открытия служат исходной информацией для научного прорыва, реализуемого другими. 5. Их сильная сторона — аналитичность, рациональность мышления, невысокая эмоциональность. 6. Они признают наукой только установление связей между непосредственно измеряемыми величинами. 7. Они устремляются в прорыв, обозначенный усилиями других, и делают результат доказательным и убедительным для других. 8. Когда в материале есть «белое пятно», они восполняют недостающие детали гипотезой, опирающейся на интуицию. 9. Слабость их — в излишней, часто необоснованной доверчивости к найденным закономерностям. 10. Они менее наблюдательны, чем другие, но и не столь доверчивы. Задание № 5. Прокомментируйте приведенные определения мышления и выберите, на ваш взгляд, наиболее правильные. 1. Мышление — это процесс, всегда опирающийся на данные чувственного опыта. 2. Мышление — это простая цепь ассоциаций, протекающих в сознании. 3. Мышление — это опосредованное и обобщенное отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающийся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними. 4. Мышление — это процесс переработки созерцания и представлений в понятия. 5. Мышление — это процесс переработки информации. 6. Мысль — это биотоки мозга. Задание № 6. В книге Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес» есть такой диалог: Алиса спрашивает Чеширского кота: - А откуда вы знаете, что вы не в своем уме? — Начнем с того, что пес в своем уме. Согласна? — Допустим, — согласилась Алиса. — Дальше, — сказал кот. — Пес ворчит, когда сердится, а когда доволен, виляет хвостом. Ну а я ворчу, когда я доволен, и виляю хвостом, когда сержусь. Следовательно, я не в своем уме. Правильно ли это умозаключение? Найдите, в чем тут «фокус». Приведите другие примеры ложных аналогий. Задание № 7. Из указанных в скобках слов выберите то, которое находится к данному слову в том же отношении, что и в приведенном образце. 1. Образец: восприятие — чувственный образ. Понятие — (обобщенное отражение, информация, психика, мысль). 2. Образец: ощущение — живое созерцание. Понятие — (вторичное, идеальное, опосредованное отражение, условный рефлекс). 3. Образец: представление — активное отражение. Мышление — (абстрактный образ, рефлекс, опережающее отражение). Темы для рефератов 1. Психология творческого мышления. 2. Личностные особенности творческого человека. 3. Мышление и интеллект. 4. Диагностика умственного развития. Коэффициент интеллекта. 5. Проблемы и пути развития творческого мышления. 6. Сравнительная характеристика теоретического и эмпирического мышления.
Литература 1. Брушлинский А. В. Продуктивное мышление и проблемное обучение. - М., 1983. 2. ВыготскийЛ. С. Мышление и речь. — Собр. соч. Т. 2. — М., 1982. 3. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. — М., 1995. 4. Зак А. 3. Развитие теоретического мышления у младших школьников. — М., 1984. 5. Лурия А. Р. Язык и мышление. — М., 1979. 6. Обухова Л. Ф. Этапы развития детского мышления. — М.: МГУ, 1972. 7. Петухов В. В. Психология мышления. — М., 1987. 8. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. — М., 1969. 9. Поддъяков Н. Н. Мышление дошкольника. — М., 1977. 10. Тихомиров О. К. Психология мышления. — М.: МГУ, 1984. 11. Тихомирова Л. Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. — Ярославль, 1997.
Задание 1 Исследование влияния установки на способ решения задач Цель исследования: определить характер выработки и степень чувствительности испытуемого к установке, особенности фиксации установки и наличие гибкости или ригидности мышления. Материал и оборудование: 10 листков бумаги для каждого испытуемого, примерный размер листков: 10х8 см; ручка для письма и секундомер. Процедура исследования Данное исследование можно проводить с одним испытуемым или с группой не более 9 человек. В последнем случае участники исследования должны быть удобно рассажены за столами так, чтобы была обеспечена самостоятельность их решения задач. Условия каждой задачи экспериментатор записывает на доске или предъявляет на отдельных плакатах. Инструкция испытуемым: "Вам будут предложены для решения арифметические задачи. Каждую задачу решайте на отдельном листке бумаги. Все действия, которые Вы совершаете в ходе решения задачи, записывайте на этом же листке. Листок с решенной задачей переверните. Перевернутый листок – это знак экспериментатору о том, что Вы данную задачу решили. Время решения задач контролируется и ограничено двумя минутами. По прошествии двух минут экспериментатор скажет: "Стоп! Решение прекратить!" Для решения следующей задачи берите новый листок бумаги". Арифметические задачи экспериментатор должен предъявлять, строго соблюдая их последовательность. Задачи №1. Даны три сосуда объемом – 37, 21 и 3 литра; как отмерить ровно 10 литров воды? №2. Даны три сосуда объемом – 37, 24 и 2 литра; как отмерить ровно 9 литров воды? №3. Даны три сосуда объемом – 39, 22 и 2 литра; как отмерить ровно 13 литров воды? №4. Даны три сосуда объемом – 38, 25 и 2 литра; как отмерить ровно 9 литров воды? №5. Даны три сосуда объемом – 29, 14 и 2 литра; как отмерить ровно 11 литров воды? №6. Даны три сосуда объемом – 28, 14 и 2 литра; как отмерить ровно 10 литров воды? №7. Даны три сосуда объемом – 26, 10 и 3 литра; как отмерить ровно 10 литров воды? №8. Даны три сосуда объемом – 27, 12 и 3 литра; как отмерить ровно 9 литров воды? №9. Даны три сосуда объемом – 30, 12 и 3 литра; как отмерить ровно 15 литров воды? №10. Даны три сосуда объемом – 28, 7 и 5 литров; как отмерить ровно 12 литров воды? Специфика данного исследования предполагает, что экспериментатор будет следить за временем, потраченным каждым испытуемым на решение каждой задачи, фиксируя его в протоколе, и сможет ненавязчиво проверять запись решения первых пяти задач. В случае необходимости дается индивидуальная подсказка тем, кто первые пять задач затрудняется решать или неверно записывает их решение. Суть подсказки испытуемым состоит в том, чтобы напомнить, что воду можно только доливать и отливать с помощью сосудов. Следовательно, арифметические операции, отражающие действия с водой, – это сложение и вычитание. Если испытуемый пишет скобки, то это означает, что он пользуется иным сосудом, равным по объему числу, полученному в скобках, а это – нарушение условий задали. Всех можно предупредить о том, что скобки при записи решения данных задач неправомерны. Также воду нельзя делить и умножать. Все действия состоят в доливании и отливании лишней воды с помощью сосудов указанных объемов. При решение испытуемыми задач №№6 – 10 подсказывать ничего нельзя, равно нежелательно проверять способ их решения. Время решения испытуемыми каждой задачи контролируется экспериментатором по секундомеру в момент перевертывания испытуемым очередного листка с решением предъявлявшейся задач, и фиксируется в отдельном протоколе. Обработка результатов Обработка результатов производится путем сопоставления способов решения испытуемым экспериментальных задач с возможными способами их решения. На основании этого сопоставления устанавливают: характер выработки установки, чувствительность к установке, особенности ее фиксации и гибкость либо ригидность мышления. Дополнительно можно охарактеризовать скорость мышления. Для этого используют показатель быстроты. Показатель быстроты, мышления выводится как среднеарифметическое время, затраченное на решение задач. Среднеарифметическое время решения первых пяти задач характеризует скорость выработки установки, а среднеарифметическое время решения последних пяти задач показывает зависимость поиска решения от установки. В последнем случае важно учитывать, решена или нет задача №10. Характер выработки установки выясняется по тому, как испытуемый решал первые пять задач и с какой скоростью он это делал. Если испытуемый третью, четвертую и пятую задачи решал быстро установленным способом, от большего объема вычитал меньшее и без подсказок, то выработку установки считают оптимальной. Если испытуемому давались подсказки или он менял способы записи решения задачи, а также в случае большой величины пoкaзaтeля быстроты мышления первых пяти задач, то выработка установки была неоптимальной, шла с затруднениями. Степень чувствительности испытуемого к у
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 2008; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.159.223 (0.014 с.) |