ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Метакогнитивная компетентность



Метакогнитивная компетентность как особая форма ментального опыта , характеризующая уровень и тип интроспективных ( связанных с субъективным наблюдением за функционированием собственной психики ) представлений человека о своих индивидуальных интеллектуальные ресурсы , охватывает :

а ) знание своих индивидуальных интеллектуальных качеств ( особенностей памяти , мышления , способов формулирования и решения проблем и т.д. ) , а также владение основами интеллектуальной деятельности ( ознакомлены с закономерностями , запоминания , правилам эффективного мышления , различиями между логически необходимыми и эмпирически правильными суждениями и т.д.);

б) умение оценивать собственный ум как на уровне «недостаточный - достаточный» , так и на уровне самопринятия , ощущение интеллектуальной способности ( интеллектуальной несостоятельности) , что характеризует интеллектуальное развитие личности ;

в ) готовность использовать приемы стимулирования и налаживания работы собственного интеллекта . Поэтому одним из критериев интеллектуальной зрелости является способность оперативно и эффективно мобилизовать свои интеллектуальные силы для решения актуальной проблемы. Приемы интеллектуальной самонастройки у каждого человека индивидуальны. Одному для самонастройка на эффективную интеллектуальную деятельность необходимо принять холодный душ, другому - вступить в оживленную дискуссию , еще другом - прогуляться по улицам .

Метакогнитивная образованность предполагает наличие знаний об особенностях интеллектуальной деятельности, сформированность умения налаживать функционирование собственного интеллекта .

Інтелектуальні здібності та інтелектуальна обдарованість

В психологии в общем виде существует две точки зрения на природу интеллекта. Первая заключается в том, что существует единый (общий) фактор интеллектуальных способностей, по которому можно судить об интеллекте в целом. Вторая точка зрения на природу интеллектуальных способностей предполагает наличие множества компонентов интеллекта, которые не зависят друг от друга. Так, Г. Гарднер на основе потенциала личности предложил теорию множественности интеллектуальных способностей, куда входят: 1.лингвистические способности . 2. логико-математические способности; 3. пространственные способности . 3. натуралистические способности; 4. музыкальные способности; 5. корпусо-кинестетические способности . 6. интерперсональные/интерличностные способности. 7. интраперсональные/интраличностные способности . М.А. Холодная выделяет четыре основных аспекта функционирования интеллекта, характеризующие четыре типа интеллектуальных способностей: конвергентные способности, дивергентные способности (или креативность), обучаемостьи познавательные стилиКонвергентные способности обнаруживают себя в показателях эффективности процесса переработки информации, в первую очередь, в показателях правильности и скорости нахождения единственно возможного (нормативного) ответа в соответствии с требованиями заданной ситуации. Дивергентные способности (креативность) - это способность порождать множество разнообразных оригинальных идей в нерегламентированных условиях деятельности. В качестве критериев креативности рассматривают комплекс определенных свойств интеллектуальной деятельности, таких, как беглость идей, оригинальность, восприимчивость к необычным деталям и метафоричность мышления. Изучая зависимость уровня интеллекта от творческого потенциала личности, делается вывод о том, что высокий интеллект является необходимым условием для творческих достижений. В то же время отмечается, что люди с высоким IQ далеко не всегда обладают высокой креативностью. Познавательные стили - это индивидуально-своеобразные способы переработки информации об актуальной ситуации . интеллектуальные способности человека имеют сложную структуру. Интеллект понимается как способность человека мыслить, принимать решения, целесообразно использовать свои способности для успешного выполнения определенного рода деятельности. Интеллектуальные способности человека включают в себя множество компонентов, которые взаимосвязаны между собой и реализуются в выполнении человеком разнообразных социальных ролей.
термин «интеллектуальная одаренность» в психологии приобрел вполне определенный смысл в результате развития в начале XX в. психодиагностики и психометрии, и, прежде всего, «тестологии», связанной с именем известного французского психолога А.Бине. Методики А.Бине строились на представлениях о когнитивной сложности интеллекта. Он стремился выявить общие способности к познавательной деятельности. Интеллект оценивался им с учетом не только сформированности определенных познавательных функций ,но и усвоения социального опыта. Но большинство его последователей приняли концепцию фиксированного интеллекта. Так родился один из самых популярных и при этом самых критикуемых постулатов теории интеллектуальной одаренности о том, что интеллект – генотипическая установка, которая стабилизируется в возрасте около 8 лет. А потому, будучи измерен в детском возрасте, коэффициент интеллекта может служить долгосрочным показателем интеллектуальной развитости (Г. Мюллер, Г. Мюнстерберг, Э. Торндайк, В.Штерн и др.) Необходимо отметить, что А.Бине, как и многие его современники и последователи прекрасно понимал, что об умственной одаренности, об интеллекте человека следует судить не только по тому, что он может сделать на основе следования алгоритму. Одаренность, интеллект проявляются в ситуациях открытия новых знаний, в способности к переносу этих знаний в новые ситуации, при решении оригинальных, новых проблем.

 

Розвиток інтелекту

Развитие интеллекта выражается не только в количественном, но и в качественных изменениях. Изменяются и форма, и содержание интеллектуальной деятельности .

Факторы интеллектуального развития
Развитие интеллекта зависит от тех же факторов, что и развитие других функций организма, т.е. от генетических и иных врожденных факторов, с одной стороны, и от окружающей среды — с другой.
Генетические и врожденные факторы
Генетические факторы представляют собой тот потенциал, который ребенок получаете наследственной информацией от своих родителей. Об этих генетических факторах почти ничего неизвестно; единственное, что можно утверждать, — от них в определенной степени зависит направление интеллектуального развития индивидуума.
Некоторые хромосомные аномалии передаются по наследству, однако очень многие из них связаны с какими-то нарушениями в процессе оплодотворения. Это касается болезни Дауна, которая проявляется в легкой степени дебильности, компенсируемой общительностью больных. Главным фактором этого заболевания служит немолодой возраст родителей.
Заболевания в период беременности могут пагубно отразиться на развитии ребенка. Достаточно упомянуть такие болезни, как диабет, сифилис или краснуха. Известно, например, что, хотя у матери краснуха может протекать легко, заражение ею в первые месяцы беременности приводит к необратимым дефектам зрения, слуха и особенно интеллектуальных функций ребенка.
Употребление матерью алкоголя, табака и лекарственных веществ приводит к задержке умственного развития.
Факторы окружающей среды
С каким бы потенциалом ни родился ребенок, очевидно, что необходимые ему для выживания формы интеллектуального поведения смогут развиваться и совершенствоваться лишь при контакте с социальной средой. Если в самом начале жизни интеллектуальные функции определяются, по-видимому, только наследственными факторами, то, начиная с года или двух, ребенок приобретает способность более или менее эффективно взаимодействовать со своим физическим и социальным окружением. При этом ситуации, в которые он попадает, могут оказаться решающими для развития его интеллекта.
Адаптационная обусловленность интеллекта проявляется во влиянии на умственное развитие следующих факторов: социальный статус семьи, связанный с экономическим и культурным неравенством в обществе, этническими и поведенческими особенностями различных социальных групп;
особенности питания ребенка, его достаточностью или недостаточности для полноценного развития; психическая стимуляция интеллектуальной активности ребенка со стороны взрослых (известно, что дети, живущие в детских домах, заметно отстают в умственном развитии от сверстников);число детей в семье: чем больше в семье детей, тем ниже их средний коэффициент интеллекта.

 

Мова та свідомість людини

Концепция коммуникативной природы сознания была выдвинута впервые П.В. Симоновым. По его определению, сознание представляет собой знание, которое в абстрактной форме может быть передано другим людям. Оно возникло в процессе эволюции на базе потребности к общению, передачи знаний и объединения усилий высокоорганизованных членов общества, какими являлись наши предки. Непосредственная связь сознания с речью показана в исследованиях на людях, выходящих из состояния комы. В этом случае речевой контакт с больным что, как известно клиницистам, является важным признаком возвращения сознания, совпадает с образованием когерентных связей между электрической активностью гностических и моторно-речевых отделов левого полушария.
Об участии речевых зон коры в процессах сознания свидетельствует и работа Р. Салмелин (1994). На протяжении «одного кванта» субъективных переживаний человек находится на довербальной стадии психического Этот факт интересен со следующей точки зрения: он показывает, что более сложные психические функции не отменяют более простых, а как бы надстраиваются над ними. В то же время положение о связи сознания с речью не следует понимать упрощенно. Об этом свидетельствуют, в частности, данные наблюдений над больными с временным выпадением речевых функции, например в результате мозгового инсульта. После возвращения речи больные в этом случае, как правило, помнят все события, происходившие во время утраты речи, и могут рассказать о них, что свидетельствует о сохранности у них сознания в этот период болезни. Больной, следовательно, мог кодировать события в иной, неречевой, форме и запоминать их.
Сознание является феноменом субъективного мира человека. Попытки объяснить механизм внутренней речи были предприняты в ряде исследований. По одной из гипотез, внутренняя речь основана на проприоцептивных ощущениях, возникающих при небольшом непроизвольном сокращении артикуляционных мышц во время вербального мышления. Для понимания конкретных мозговых механизмов важен факт, что при нахождении решения фокусы взаимодействия возникают в сенсорных речевых зонах коры. Это указывает, с одной стороны, на обязательное включение речевых функций на завершающем этапе мыслительных действий, а с другой - на то, что этот процесс происходит с участием механизмов информационного синтеза. По мнению Д. Эделмена, в основе «сознания высшего порядка», связанного с речью, лежит тот же принцип повторного входа возбуждения в поля лобной, височной и теменной коры, ответственные за выполнение отдельных функций, с реализацией речевыми центрами полученной информации в соответствующих фонемах.

Таким образом, можно предположить, что глубинные механизмы, обеспечивающие довербальные формы психики в виде процессов информационного синтеза, могут быть достаточно универсальными и обеспечивать, при известном усложнении, субъективное переживание речевых функций, выполняя тем самым важную роль в механизмах сознания.

Розвиток мови в онтогенезі

Розвиток мовлення дитини відбувається по періодах. Особливо продуктивним і важливим для розвитку мови є період молодшого дошкільного віку від 0,8 - 1 року до 3-4 років. Протягом цього короткого відрізка часу дитина опановує основними закономірностями мови. До 3 - 4 років його словник полягає з 800-1000 слів, при цьому дитина практично не використовує звукоподражаний і легких варіантів слів. Він вміє будувати основні види пропозицій з дотриманням норм граматичного оформлення.

Чотирирічна дитина може переказати зміст простої казки, розказати про своїх діях, проаналізувати побутову ситуацію.





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.221.159.255 (0.012 с.)