Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Связь непроизвольного внимания с познавательной деятельностьюСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Направленность психических познавательных процессов обеспечивает выделение в изучаемых объектах существенных признаков, наилучший контроль над ними в ходе любой деятельности. Такая направленная активность познавательных процессов, сознания, мышления человека, сосредоточенность его психической деятельности, своего рода внутренний контроль над этой деятельностью, получили название внимания. В историческом плане подходы психологов к пониманию феномена внимания как к проявлению особой психической активности человека периодически менялись. Его содержательную, качественную сторону связывали то с перцептивными процессами, то с сознанием, мышлением, памятью, рассматривая его то как особый психический процесс, то в качестве способа организации остальных психических процессов и даже самой деятельности. Первоначально внимание возникает как своего рода настороженность, готовность к восприятию того или иного объекта, постепенно перерастающая в его созерцание и дальнейшее углубленное изучение (С. Л. Рубинштейн). Внимание проявляется в различных психических процессах. Не имея своего особого содержания, внимание сопутствует всякой деятельности. Характеризуя динамику (направленность, избирательность) познавательных процессов, внимание неотделимо от них. С одной стороны, оно предстает как сложный познавательный процесс, тесно связанный с психическими процессами, особенно с восприятием, памятью, мышлением. С другой стороны, внимание является психическим состоянием, в результате которого улучшается познавательная активность. Внимание не только порождается деятельностью, но и сопутствует ей. За ним всегда стоят потребности, интересы, желания, установки, направленность личности и самое главное - сознание человека. По тому, насколько человек внимателен, мы оцениваем и его сознание: насколько он осознает то, что и как он делает. 6.Произвольное внимание - это сознательно направленное сосредоточение личности на предметах и явлениях окружающей действительности, на внутренней психической деятельности. Это высший псчихический процесс, существует только у человека. Основным компонентом произвольного внимания является воля. Силой воли человек способен мобилизовать и сконцентрировать свое сознание на необходимой деятельности достаточно длительное время. Произв внимание являчется планомерным: это контроль над действием, кот выполняется на основе составленного плана при помощи установленных критериев и способов их использования. Характерными особенностями произвольного внимания является целеустремленность, организованность деятельности, осознание последовательности действий, дисциплина умственной деятельности, способность бороться со сторонними отвлечениями. Рубинштейн: «произв.вним. – это активная внутренняя д-сть под прикрытием внешнего покоя. Это рез-тат овладения личностью своим непроизв вниманием». Произв вним – это результат автоматизации, сворачивания непроизв внимания Формируется в 2этапа: 1)интериндивидуальный – этап между ребенком и взрослым – внешняя форма внимания 2)интраиндивидуальный – опосредованный речью, социальный по происхождению но уже внутренний по структуре процесс. Этапы в формиров высшего психич.процесса: 1) этап внешней предметной д-сти а) материальная форма б) материализованная форма 2) этап громкой речи 3)шепотной речи 4)развернутой мысленной д-сти 5) «свернутое» мысленное действие (действие по формуле – высший психич процесс) Физиологической основой произвольного внимания является условно-рефлекторная деятельность, способность тормозить ненужные движения и действия. Так же носит название - принцип доминанты Ухтомского. Доминанта - доминирующий очаг возбуждения,центр с повышенной возбудимостью. Доминанта не только подавляет вновь возникшие очаги возбуждения, но и способна подпитываться слабыми раздражителями. Очаг возбуждения преобразует и изменяет работу прочих рефлекторных аппаратов. Факторы произв внимания связаны прежде всего с субъектом и структурой его д-сти. Основными возбудителями произвольного внимания являются осознанные потребности и обязанности, интересы человека, цели и средства деятельности. Чем сложнее цели и более сложные условия и способы ее достижения, тем меньше привлекает человека сама деятельность и требует большего напряжения сознания и воли, а следовательно, и произвольного внимания.
Принцип доминанты Ухтомского Доминанта - очаг стойкого возбуждения в головном мозге, приобретающий положение временного доминирования над другими его отделами, трансформирующий и направляющий их деятельность. Доминантное возбуждение по принципу отрицательной индукции вызывает торможение других нервных центров. В то же время доминанта привлекает к себе возбуждение, поступающее в другие рефлекторные дуги, суммирует его, усиливается за его счет. Наличие доминанты изменяет координацию деятельности других отделов головного мозга, функционально связанных с доминантным очагом. При чрезмерной стойкости и длительном существовании доминанта превращается в очаг патологически застойного возбуждения (по И.П. Павлову). Особенно выражена ее инертность в коре большого мозга. Наличие патологических доминант объясняет патогенетические механизмы навязчивых и сверхценных идей, галлюцинаций, бреда, двигательных автоматизмов.
Послепроизвольное внимание(ввел Добрынин) Послепроизвольное внимание - это активное, целенаправленное сосредоточие сознания, не требующее волевых усилий вследствие высокого энтузиазма к деятельности. Начинается как произвольное, заканчивается как непроизвольное. Оно проявляется в тех случаях, когда для личности становится интересным процесс д-сти, а не только его рез-тат. Характеризуется наибольшей плодотворностью и длительность сосредоточения. По мнению К.К. Платонова, послепроизвольное внимание является высшей формой случайного внимания. Послепроизвольное внимание возникает в тех ситуациях, когда мишень деятельности сохраняется, но отпадает необходимость в волевом усилии. Оно возникает на основе внимания произвольного и заключается в сосредоточении на объекте в силу его ценности, значимости или интереса для личности. Его появление возможно по мере развития операционально-технической стороны деятельности в связи с ее автоматизацией и с переходом действий в операции, а также в результате изменений мотивации (например, сдвиг мотива на цель). При этом снимается психическое напряжение и сохраняется сознательная целенаправленность внимания, соответствие направленности деятельности принятым целям, но ее выполнение уже не требует специальных умственных усилий и ограничено во времени лишь утомлением и истощением ресурсов организма.
Теории внимания Теория внимания Вундта. Вундт рассматривает внимание как "фиксационную точку сознания", как наиболее ясное поле сознания. Эта ясность достигается путем перехода содержания сознания в зону апперцепции. Внимание, по В. Вундту, это результат апперцепции. Уже встречавшиеся нам объекты привлекают внимание сильнее и быстрее. Моторная теория внимания Т. Рибо. Как физиологическое состояние внимание включает комплекс сосудистых, дыхательных, двигательных и других произвольных или непроизвольных реакций. Интеллектуальное внимание, кроме того, влечет за собой усиление кровообращения в занятых мышлением органах тела. Состояния сосредоточенности внимания сопровождаются также движениями всех частей тела: лица, туловища, конечностей, которые вместе с собственно органическими реакциями выступают как необходимое условие поддержания внимания на должном уровне. Внимание неотделимо от движений, вызывается ими и может быть понято через его связь с двигательной активностью. Внимание как результат эмоции (Д. Милль) Внимание не заключает никакого своеобразного процесса. Внимание человека пр ивлекают интенсивные и интересные образы, явления, т. е. внимание всегда связано с эмоциями и вызывается ими. Чем ярче эмоциональная окраска какого-либо объекта, тем внимательнее мы к нему относимся. Физиологическая теория внимания (Р. Декарт, Э. Мюллер). Внимание объясняется увеличением местной раздражительности центральной нервной системы в ответ на явления и объекты, обладающие особой интенсивностью. Внимание есть результат особой активной способности духа (У. Джемс). Внимание является первичным, неразложимым психическим состоянием, чисто духовной активностью, выражением воли. Теория установки (Д.Н.Узнадзе) Если человеку дать в руки два одинаковых по объему, но разных по весу шара, то затем он будет по-разному оценивать вес других, одинаковых шаров. Тот из них, который окажется в руке, где раньше находился более легкий шар, на этот раз покажется более тяжелым, и наоборот, хотя два новых шара на самом деле во вс ех отношениях будут одинаковыми. У человека, обнаруживающего такую иллюзию, сформировалась определенная установка на восприятие веса предметов. Внимание напрямую связано с человеческими установками. Под влиянием опыта в организме возникает установка, которая определяет его реакции на последующие воздействия. Теория внимания Гальперина. Внимание является одним из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности. Внимание как психическое действие, направленно на содержание образа, мысли, другого феномена, находящегося в данный момент времени в психике человека. Внимание выполняет функцию контроля за этим содержанием. Внимание, не имеет отдельного, особенного результата, а выделяется лишь тогда, когда действие становится не только умственным, но и сокращенным. Гальперин: «Не всякий контроль есть внимание, но любое внимание есть контроль». То есть развернутый внешний процесс контроля сам требует внимания. Контроль становится вниманием когда становится сокращением и автоматизированным действием. Контроль лишь оценивает действие, в то время как внимание способствует его улучшению. Все известные акты внимания, выполняющие функцию контроля, как произвольного, так и непроизвольного, являются результатом формирования новых умственных действий. Теория внимания Н.Ф. Добрынина. Внимание есть направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении от всего остального.
№10Дослідження уваги Вундта, Джемса, Тітченера.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 483; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.24.143 (0.007 с.) |