Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды внимания и их сравнительная характеристика.

Поиск

Виды внимания и их сравнительная характеристика.

Установление связи м/у сознанием чела и отражаемым объектом –это двусторонний, взаимообусловленный процесс. С одной стороны объект привлекает к себе внимание, с другой – внимание направляется на объект. В зависимости от соотношения таких факторов как свойства объекта и особенности субъекта, роль личности в регуляции внимания м. б. различной – от полной пассивности, до полной сознательности => 3 вида внимания:

- Непроизвольное (НВ)

направленность сознания на предмет или явление в силу каких-то их особенностей. Оно врожденное, присуще и челу и животным (добыча пищи, защита). Основной механизм – ориентировочный рефлекс(первоначальна психическая реакция на любой новый стимул)

Факторы обуславливющие НВ:

1. - свойства и особенности раздражителей (новые интенсивные раздражители, такие как новая реклама, здание, громкий звук, сильный толчок)

- длительность действия раздражителя, его контрастность по сравн с фоном

2. связь раздражителей с потребностями и интересами чела. (коллекционер(ему интересно, другим нет))

Очень важны в учебно-познавательной деятельности, особенно на младшем этапе (у учеников еще не сформированы до конца произвольные познавательные процессы- восприятие, внимание, память). => подбор и представление учебного материала так, чтобы направит внимание на нужные объекты и не отвлекать от основного содержания урока, яркий, эмоционально насыщенный материал. На старших этапах – его недостаточно, преодоление трудностей требует воли произвольного внимания.

- Произвольное(ПВ)

организованная направленность сознания на объект или явление. Возникло в процессе труда при необходимости сосредотачиваться на том что в данный момент необходимо делать. Это опосредованный процесс (осуществляется при пом знаков, речи, поставленной задачи). Овладеть им ребенок может только в социуме, в процессе общения и совместной деятельности со взрослыми.

Развитие ПВ осуществляется постепенно (сначала задач ставит взрослый, потом ребенок сам себе), требует волевых усилий и активности личности.

В учебном процессе – сущ-ют приемы для облегчения этого процесса во время учебной деятельности – чередование различных видов деятельности, дозированная помощь, активный отдых.

Психологическое содержание ПВ (Гальперин)

Умственные действия -результат интериоризации(переход внешних практических действий на внутренние психические), обобщения и сокращения. Управление действием требует контроля, постоянного сопоставления задания с его исполнением Внешний контроль посредством речи переходит в умственный план и, сократившись становится вниманием => учитель может целенаправлен обучать ребенка вниманию Для этого наряду с основными заданиями учащимся даются спец упражнения на проверку выполненной работы, указывая критерии, образцы, общий план и последовательность конкретных действий.

- Постпроизвольное(ППВ)

возникает когда в процессе первоначально непривлекательной деятельности человек заинтерисовывается работой. Волевые усилия уже не требуются => снижается утомление, ППВ сближается с НВ. Отличия: ППВ регулируется сознательно поставленной целью и осуществляется планомерно (способствует выполнению учащ-ся ложных заданий в течение длительного времени).

В учебной деятельности важно сочетать все 3 вида, использовать преимущества каждого.

 

Виды внимания

Внимание выполняет функцию избирательности.

Внимание - направленность и сосредоточенность нашего сознания (психической деятельности) на каком-то объекте/предмете.

В зависит от раздражителя, который должен быть 1) новым 2) сильным 3) неожиданным

Виды внимания:

1) Непроизвольное (общее с животными)

2) Произвольное (возникло на основе непроизвольного, приложение волевых усилий; свойственно только человеку)

3) Послепроизвольное (интересно, цель есть, но волевых усилий не прилагается)

Свойства внимания:

1) Объем внимания (кол-во предметов, кот. чел. способен воспринять за единицу времени)

2) Устойчивость внимания (как долго человек может работать с одинаковым вниманием)

3) Распределение внимания (способность одновременно удерживать в поле сознания объекты различных видов деятельности)

4) Возможность переключения (сознательное переключение внимания, ех. чтение-письмо)

5) Рассеянность, колебание...

Роль внимания в учебном процессе

Внимание само по себе не является познавательным процессом, но характеризует условия протекания любого познавательного процесса. Он включается во все другие познавательные процессы, обеспечивает эффективность познавательной деятельности (контроль и регуляция). Со вниманием связана точность и полнота восприятия. Внимание, первоначально, поддерживаемое волевыми усилиями переходит в послепроизвольное (ППВ). ППВ характеризуется длительной и высокой сосредоточенностью, с ним обоснованно связывают наиболее интенсивную и плодотворную умственную деятельность, высокую производительность всех видов труда.

Высокая роль у непроизвольного внимания (НПВ) (особенно в младших классах). Но оно довольно утомительно.

Особое значение - ППВ (втягивание в работу, возникновение как произвольная - «увлеченность»)

Способы управления вниманием на занятиях Иностранного Языка

Появлению непроизвольного внимания способствуют проблемность обучения, использование творческих заданий и т.п. Важное условие - правильная и четкая организация всего учебного процесса. Школьный возраст - период активного становления произвольного внимания.

Зависит от:

1. содержания изучаемого

2. от способов его подачи учителем

3. особенности речи учителя (четкость, выразительность, темп, варьирование громкости)

4. использование наглядности

5. смена видов работы

6. проведение урока (темп - живой, энергичный, но не слишком быстрый)

Длительное слуховое сосредоточение представляет большую трудность, чем зрительное.

Следует учитывать возрастные и индивидуальные особенности внимания школьников и внешние признаки (внешняя внимательность - действительная невнимательность).

 

 

Характеристика периода ранней юности (14,5 – 17 лет)

Общие умственные способности человека к 15-16 годам, как правило, уже сформированы, однако они продолжают совершенствоваться. Особенно быстро развиваются специальные способности.

Юность – завершающий этап созревания и формирования личности, поэтому здесь крайне важна ценностно-ориентационная деятельность. Прежде всего, это проявляется в развитии самосознания (Кто я? На что я способен?).

Глубина и интенсивность юношеской рефлексии зависят от многих социальных, индивидуально-биологических и биографических факторов.

Исключительно важная черта личности, во многом, закладываемая в раннее юности- самоуважение, или обобщенная самооценка, степень принятия или непринятия себя как личности.

В ранней юности человеку очень важно общение со сверстниками, ему нужно быть принятым в группу, в коллектив.

Однако в области отношений с родителями молодые люди отстаивают свое право на автономию.

Ранняя юность – период значительного роста социальной активности, время формирования мировоззрения и выбора будущей профессии.

 

 

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ И ВОЗРАСТНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В ПРОЦЕССАХ ЗАПОМИНАНИЯ, СОХРАНЕНИЯ И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ

Возрастные различия

 

Дошкольный возраст

Игровая деятельность способствует развитию произвольного внимания и произвольной деятельности. Сознательная цель – сосредоточить внимание, запомнить и припомнить – выделяется для ребенка раньше и легче всего в игре.

Дошкольное детство – возраст преобладания непроизвольного внимания и памяти. Ребенок запоминает то, что привлекает его внимание и «запоминается само». Значительно легче запоминаются наглядные образы, чем словесные рассуждения. Однако это не означает, что дошкольник вовсе не способен к преднамеренному запоминанию. В конце дошкольного возраста начинает развиваться словесная смысловая память, которая к семи годам почти уравнивается с образной. Переломный момент в развитии памяти – возникновение специальных мнемических действий, при которых ребенок ставит перед собой цель запомнить и начинает применять соответствующие способы (например, повторяет несколько раз слова, чтобы их запомнить). Мнемоника – совокупность формальных приемов, обеспечивающих искусственное закрепление материала в памяти.

 

Младший школьный возраст

Учебная деятельность с самого начала требует от детей произвольного запоминания материала. Для развития произвольной памяти первоначально дети применяют самые просты способы – многократное повторение материала при расчленении его на части. Первоклассников учат составлять планы и воспроизводить различные тексты.

Смысловая группировка материала, сопоставление его отдельных частей, составление плана первоначально формируются у младших школьников как приемы произвольного запоминание. Но когда дети хорошо овладевают ими, психологическая роль этих приемов существенно меняется: они становятся основой развитой непроизвольной памяти.

Соотношение непроизвольной и произвольной памяти в процессе их развития внутри учебной деятельности различно. В 1 классе эффективность непроизвольного запоминания выше, чем произвольного, так как у детей еще не сформированы особые приемы осмысленной обработки материала и самоконтроля. Но по мере формирования приемов осмысленного запоминания и самоконтроля произвольная память у второклассников и третьеклассников оказывается более продуктивной, чем непроизвольная.

Таким образом, обе формы памяти – произвольная и непроизвольная – претерпевают в младшем школьном возрасте такие качественные изменения, благодаря которым устанавливаются их тесная взаимосвязь и взаимопереходы. От 1 к 3 классу эффективность запоминание учащимися словесно выраженных сведений повышается быстрее, чем эффективность запоминания наглядных данных, что объясняется интенсивным формированием у детей приемов осмысленного запоминания.

 

Подростковый возраст

Вообще в этом периоде память развивается в направлении интеллектуализации. Многие ученики применяют приемы опосредствованного запоминания. В соответствии со способностью к запоминанию, подростков можно условно разделить на две группы: хорошо запоминающие и плохо запоминающие. Хорошо запоминающие подростки широко используют различные приемы и опосредствованные пути заучивания (ассоциации, выделение опор, смысловую группировку). Для них характерно сознательное, намеренное использование опосредствованных приемов в самом процессе запоминания. Центральное место начинает занимать анализ содержания материала, его своеобразия и внутренней логики. Для плохо запоминающих подростков типичен прием «зубрежки». Их мышление как бы не участвует в запоминании. При этом установка на дословное запоминание материала тормозит развитие речи, умения сформулировать и выразить мысль своими словами.

 

Кризис одного года

Первый год жизни — тоже важный этап в жизни маленького человечка: он начинает ходить и самостоятельно перемещаться в пространстве. Как правило, на первом году жизни родители сталкиваются с кризисом одного года. Ребенок начинает проявлять самостоятельность, показывать, что у него уже имеются свои собственные желания, пытается продемонстрировать свою «власть» над родителями. И хотя накал отрицания и негативизма не так силен, как при кризисе трех лет, а тем более подросткового возраста, это переходный момент в жизни ребенка и настоящий кризис развития

Приметами кризиса первого года психологи считают следующие (отрицательные моменты):

  • «трудновоспитуемость»— упрямство, настырность, непослушание, требование повышенного внимания;
  • резкое увеличение новых форм поведения, попытки самостоятельных действий и решительный отказ от выполнения необходимых процедур;
  • повышенная чувствительность к замечаниям — в ответ следуют обида, недовольство, агрессия;
  • повышенная капризность;
  • противоречивое поведение: малыш может попросить о помощи и тут же отказаться от нее.

Положительным является то, что ребенок впервые начинает проявлять самостоятельность.

 

Кризис трех лет

В трехлетнем возрасте развитие ребенка идет большими темпами, и успехи в развитии качественно изменяют все его поведения. Хотя роль взрослого по-прежнему остается ведущей, однако в узкой сфере своей практической жизни и в пределах своих небольших возможностей ребенок стремится действовать без помощи взрослых. Новый тенденции усиливают активность ребенка («Я сам») и приводят к возникновению новых взаимоотношений со взрослыми. Этот период принято считать критическим, так как взрослый начинает испытывать трудности во взаимоотношениях с ребенком, который может стать невыносимым в своем негативизме.

Основная причина кризиса в том, что у ребенка появляется тенденция к самостоятельному удовлетворению своих потребностей, а взрослый сохраняет старый тип отношений и тем самым ограничивает активность ребенка.

Отрицательные стороны:

1. Негативизм - стремление делать все наоборот и противоречить взрослым. Негативизм не следует путать с непослушанием. Непослушным ребенок может быть и в раннем детстве, отказываясь делать то, чего ему не хочется, или продолжая делать то, чего очень хочется. В отличие от этого, негативизм - это реакция не на то, что вы предлагаете, а фактически на вас (на взрослого) - на то, что это именно вы предлагаете.

2. Упрямство – еслиребенок настаивает на чем-то не потому, что ему это сильно нужно, а просто "из принципа", просто потому, что он этого уже потребовал, то речь идет об упрямстве. Это качество не стоит путать с настойчивостью, которая могла проявляться и раньше (мы говорим о настойчивости, когда ребенок настаивает на том, чтобы было выполнено его желание, то, чего ему действительно продолжает сильно хотеться.

3. Строптивость. Это своеобразное детское недовольство, их бесконечные ответы "Да ну!" на любые предложения взрослых. Ребенок как будто сопротивляется всему, что с ним пытаются сделать взрослые, неважно, требуют ли они чего-то или пробуют развлечь.

4. Своеволие. Теперь маленькие девочки и мальчики стремятся все делать сами, причем так, как им кажется правильным, причем хотят делать самостоятельно почти все (что, вообще-то, небезопасно), и часто сами очень переживают разочарование в своих собственных силах.

5. Протест-бунт. В некоторых семьях этот неприятный симптом кризиса приводит к ощущению постоянных военных действий: трехлетка ссорится со взрослыми, находит конфликты "на ровном месте".

6. Обесценивание. Как и в кризисах взрослой жизни, в этом детском кризисе все, что раньше имело ценность для ребенка, может потерять ее.

7. Деспотизм. В семьях, где воспитывается один ребенок, эта черта нередко приводит к картине, которую можно назвать "маленький тиран". Ребенок стремится проявлять деспотическую власть над окружающими, пользуясь для этого всевозможными способами и пытаясь стать "хозяином положения" в любой ситуации.

Если же взрослые разумно поощряют самостоятельность ребенка, то трудности взаимоотношений быстро преодолеваются.

Положительные моменты: становление личности ребенка, отделение себя от окружающих, сравнение себя с другими людьми, - это важный шаг в психологическом развитии ребенка.

Разрешение кризиса: стремление быть как взрослые, может найти наиболее полное разрешение только в форме игры, поэтому кризис трех лет и разрешается путем перехода ребенка к игровой деятельности.

 

Кризис семи лет

Кризис 7 лет возникает на основе появления у ребенка личного сознания. Основная симптоматика кризиса: 1) потеря непосредственности. Между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для самого ребенка; 2) манерничание; ребенок что-то из себя строит, что-то скрывает (уже душа закрыта); 3) симптом "горькой конфеты": ребенку плохо, но он старается этого не показать. Возникают трудности воспитания: ребенок начинает замыкаться и становится неуправляемым. В основе этих симптомов лежит обобщение переживаний. У ребенка возникла новая внутренняя жизнь, жизнь переживаний, которая прямо и непосредственно не накладывается на внешнюю жизнь. Но эта внутренняя жизнь небезразлична для внешней, она на нее влияет. Возникновение внутренней жизни - чрезвычайно важный факт, теперь ориентация поведения будет осуществляться внутри этой внутренней жизни.

Разрешение кризиса: кризис требует перехода к новой социальной ситуации, требует нового содержания отношений. Ребенок должен вступить в отношения с обществом как с совокупностью людей, осуществляющих обязательную, общественно необходимую и общественно полезную деятельность. В наших условиях тенденция к ней выражается в стремлении скорее пойти в школу.

Положительные моменты: именно после преодоления этого кризиса ребенок становится младшим школьником, то есть выходит на новую ступень развития.

Ф-ции В

Ø установление связи субъекта с объектом, на кот направлено сознание чела, и обеспечение ясности и четкости отражения объекта.

Ø отбор значимого, релевантного в данном виде деят-ти, сознание пропукает только наиболее важную инфу

Ø улучшение качества деятельности, на которую внимание направлено. В. функционирует в различных сферах человеческого сознания: чувственной, мнемической, интеллектуальной.

 

Виды внимания

Внимание выполняет функцию избирательности.

Внимание - направленность и сосредоточенность нашего сознания (психической деятельности) на каком-то объекте/предмете.

В зависит от раздражителя, который должен быть 1) новым 2) сильным 3) неожиданным

Виды внимания:

1) Непроизвольное (общее с животными)

2) Произвольное (возникло на основе непроизвольного, приложение волевых усилий; свойственно только человеку)

3) Послепроизвольное (интересно, цель есть, но волевых усилий не прилагается)

Свойства внимания:

1) Объем внимания (кол-во предметов, кот. чел. способен воспринять за единицу времени)

2) Устойчивость внимания (как долго человек может работать с одинаковым вниманием)

3) Распределение внимания (способность одновременно удерживать в поле сознания объекты различных видов деятельности)

4) Возможность переключения (сознательное переключение внимания, ех. чтение-письмо)

5) Рассеянность, колебание...

Роль внимания в учебном процессе

Внимание само по себе не является познавательным процессом, но характеризует условия протекания любого познавательного процесса. Он включается во все другие познавательные процессы, обеспечивает эффективность познавательной деятельности (контроль и регуляция). Со вниманием связана точность и полнота восприятия. Внимание, первоначально, поддерживаемое волевыми усилиями переходит в послепроизвольное (ППВ). ППВ характеризуется длительной и высокой сосредоточенностью, с ним обоснованно связывают наиболее интенсивную и плодотворную умственную деятельность, высокую производительность всех видов труда.

Высокая роль у непроизвольного внимания (НПВ) (особенно в младших классах). Но оно довольно утомительно.

Особое значение - ППВ (втягивание в работу, возникновение как произвольная - «увлеченность»)

Способы управления вниманием на занятиях Иностранного Языка

Появлению непроизвольного внимания способствуют проблемность обучения, использование творческих заданий и т.п. Важное условие - правильная и четкая организация всего учебного процесса. Школьный возраст - период активного становления произвольного внимания.

Зависит от:

1. содержания изучаемого

2. от способов его подачи учителем

3. особенности речи учителя (четкость, выразительность, темп, варьирование громкости)

4. использование наглядности

5. смена видов работы

6. проведение урока (темп - живой, энергичный, но не слишком быстрый)

Длительное слуховое сосредоточение представляет большую трудность, чем зрительное.

Следует учитывать возрастные и индивидуальные особенности внимания школьников и внешние признаки (внешняя внимательность - действительная невнимательность).

 

 

Возрастные различия

 

Дошкольный возраст

Игровая деятельность способствует развитию произвольного внимания и произвольной деятельности. Сознательная цель – сосредоточить внимание, запомнить и припомнить – выделяется для ребенка раньше и легче всего в игре.

Дошкольное детство – возраст преобладания непроизвольного внимания и памяти. Ребенок запоминает то, что привлекает его внимание и «запоминается само». Значительно легче запоминаются наглядные образы, чем словесные рассуждения. Однако это не означает, что дошкольник вовсе не способен к преднамеренному запоминанию. В конце дошкольного возраста начинает развиваться словесная смысловая память, которая к семи годам почти уравнивается с образной. Переломный момент в развитии памяти – возникновение специальных мнемических действий, при которых ребенок ставит перед собой цель запомнить и начинает применять соответствующие способы (например, повторяет несколько раз слова, чтобы их запомнить). Мнемоника – совокупность формальных приемов, обеспечивающих искусственное закрепление материала в памяти.

 

Младший школьный возраст

Учебная деятельность с самого начала требует от детей произвольного запоминания материала. Для развития произвольной памяти первоначально дети применяют самые просты способы – многократное повторение материала при расчленении его на части. Первоклассников учат составлять планы и воспроизводить различные тексты.

Смысловая группировка материала, сопоставление его отдельных частей, составление плана первоначально формируются у младших школьников как приемы произвольного запоминание. Но когда дети хорошо овладевают ими, психологическая роль этих приемов существенно меняется: они становятся основой развитой непроизвольной памяти.

Соотношение непроизвольной и произвольной памяти в процессе их развития внутри учебной деятельности различно. В 1 классе эффективность непроизвольного запоминания выше, чем произвольного, так как у детей еще не сформированы особые приемы осмысленной обработки материала и самоконтроля. Но по мере формирования приемов осмысленного запоминания и самоконтроля произвольная память у второклассников и третьеклассников оказывается более продуктивной, чем непроизвольная.

Таким образом, обе формы памяти – произвольная и непроизвольная – претерпевают в младшем школьном возрасте такие качественные изменения, благодаря которым устанавливаются их тесная взаимосвязь и взаимопереходы. От 1 к 3 классу эффективность запоминание учащимися словесно выраженных сведений повышается быстрее, чем эффективность запоминания наглядных данных, что объясняется интенсивным формированием у детей приемов осмысленного запоминания.

 

Подростковый возраст

Вообще в этом периоде память развивается в направлении интеллектуализации. Многие ученики применяют приемы опосредствованного запоминания. В соответствии со способностью к запоминанию, подростков можно условно разделить на две группы: хорошо запоминающие и плохо запоминающие. Хорошо запоминающие подростки широко используют различные приемы и опосредствованные пути заучивания (ассоциации, выделение опор, смысловую группировку). Для них характерно сознательное, намеренное использование опосредствованных приемов в самом процессе запоминания. Центральное место начинает занимать анализ содержания материала, его своеобразия и внутренней логики. Для плохо запоминающих подростков типичен прием «зубрежки». Их мышление как бы не участвует в запоминании. При этом установка на дословное запоминание материала тормозит развитие речи, умения сформулировать и выразить мысль своими словами.

 

Кризис одного года

Первый год жизни — тоже важный этап в жизни маленького человечка: он начинает ходить и самостоятельно перемещаться в пространстве. Как правило, на первом году жизни родители сталкиваются с кризисом одного года. Ребенок начинает проявлять самостоятельность, показывать, что у него уже имеются свои собственные желания, пытается продемонстрировать свою «власть» над родителями. И хотя накал отрицания и негативизма не так силен, как при кризисе трех лет, а тем более подросткового возраста, это переходный момент в жизни ребенка и настоящий кризис развития

Приметами кризиса первого года психологи считают следующие (отрицательные моменты):

· «трудновоспитуемость»— упрямство, настырность, непослушание, требование повышенного внимания;

· резкое увеличение новых форм поведения, попытки самостоятельных действий и решительный отказ от выполнения необходимых процедур;

· повышенная чувствительность к замечаниям — в ответ следуют обида, недовольство, агрессия;

· повышенная капризность;

· противоречивое поведение: малыш может попросить о помощи и тут же отказаться от нее.

Положительным является то, что ребенок впервые начинает проявлять самостоятельность.

 

Кризис трех лет

В трехлетнем возрасте развитие ребенка идет большими темпами, и успехи в развитии качественно изменяют все его поведения. Хотя роль взрослого по-прежнему остается ведущей, однако в узкой сфере своей практической жизни и в пределах своих небольших возможностей ребенок стремится действовать без помощи взрослых. Новый тенденции усиливают активность ребенка («Я сам») и приводят к возникновению новых взаимоотношений со взрослыми. Этот период принято считать критическим, так как взрослый начинает испытывать трудности во взаимоотношениях с ребенком, который может стать невыносимым в своем негативизме.

Основная причина кризиса в том, что у ребенка появляется тенденция к самостоятельному удовлетворению своих потребностей, а взрослый сохраняет старый тип отношений и тем самым ограничивает активность ребенка.

Отрицательные стороны:

8. Негативизм - стремление делать все наоборот и противоречить взрослым. Негативизм не следует путать с непослушанием. Непослушным ребенок может быть и в раннем детстве, отказываясь делать то, чего ему не хочется, или продолжая делать то, чего очень хочется. В отличие от этого, негативизм - это реакция не на то, что вы предлагаете, а фактически на вас (на взрослого) - на то, что это именно вы предлагаете.

9. Упрямство – еслиребенок настаивает на чем-то не потому, что ему это сильно нужно, а просто "из принципа", просто потому, что он этого уже потребовал, то речь идет об упрямстве. Это качество не стоит путать с настойчивостью, которая могла проявляться и раньше (мы говорим о настойчивости, когда ребенок настаивает на том, чтобы было выполнено его желание, то, чего ему действительно продолжает сильно хотеться.

10. Строптивость. Это своеобразное детское недовольство, их бесконечные ответы "Да ну!" на любые предложения взрослых. Ребенок как будто сопротивляется всему, что с ним пытаются сделать взрослые, неважно, требуют ли они чего-то или пробуют развлечь.

11. Своеволие. Теперь маленькие девочки и мальчики стремятся все делать сами, причем так, как им кажется правильным, причем хотят делать самостоятельно почти все (что, вообще-то, небезопасно), и часто сами очень переживают разочарование в своих собственных силах.

12. Протест-бунт. В некоторых семьях этот неприятный симптом кризиса приводит к ощущению постоянных военных действий: трехлетка ссорится со взрослыми, находит конфликты "на ровном месте".

13. Обесценивание. Как и в кризисах взрослой жизни, в этом детском кризисе все, что раньше имело ценность для ребенка, может потерять ее.

14. Деспотизм. В семьях, где воспитывается один ребенок, эта черта нередко приводит к картине, которую можно назвать "маленький тиран". Ребенок стремится проявлять деспотическую власть над окружающими, пользуясь для этого всевозможными способами и пытаясь стать "хозяином положения" в любой ситуации.

Если же взрослые разумно поощряют самостоятельность ребенка, то трудности взаимоотношений быстро преодолеваются.

Положительные моменты: становление личности ребенка, отделение себя от окружающих, сравнение себя с другими людьми, - это важный шаг в психологическом развитии ребенка.

Разрешение кризиса: стремление быть как взрослые, может найти наиболее полное разрешение только в форме игры, поэтому кризис трех лет и разрешается путем перехода ребенка к игровой деятельности.

 

Кризис семи лет

Кризис 7 лет возникает на основе появления у ребенка личного сознания. Основная симптоматика кризиса: 1) потеря непосредственности. Между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для самого ребенка; 2) манерничание; ребенок что-то из себя строит, что-то скрывает (уже душа закрыта); 3) симптом "горькой конфеты": ребенку плохо, но он старается этого не показать. Возникают трудности воспитания: ребенок начинает замыкаться и становится неуправляемым. В основе этих симптомов лежит обобщение переживаний. У ребенка возникла новая внутренняя жизнь, жизнь переживаний, которая прямо и непосредственно не накладывается на внешнюю жизнь. Но эта внутренняя жизнь небезразлична для внешней, она на нее влияет. Возникновение внутренней жизни - чрезвычайно важный факт, теперь ориентация поведения будет осуществляться внутри этой внутренней жизни.

Разрешение кризиса: кризис требует перехода к новой социальной ситуации, требует нового содержания отношений. Ребенок должен вступить в отношения с обществом как с совокупностью людей, осуществляющих обязательную, общественно необходимую и общественно полезную деятельность. В наших условиях тенденция к ней выражается в стремлении скорее пойти в школу.

Положительные моменты: именно после преодоления этого кризиса ребенок становится младшим школьником, то есть выходит на новую ступень развития.

Содержание

Введение

1. Теория взаимоотношения личность- коллектив

2. Основной принцип человеческого общения

3. Личность и группа. Проблема взаимоотношений.

4. Проблема общности в социальной психологии.

5. Проблемы социальной психологии.

6. Понятие единства развития личности и психики человека.

7. Понятие и структура малых групп в психологии.

8. Типы конфликтов и их характеристика.

9. Детский коллектив

 

Теория взаимоотношения личность- коллектив

Общие положения

В психологии, как и в других науках, для получения фактов, их обработки и объяснения используется определённая совокупность методов (приёмов) исследования.

Все применяемые в психологическом исследовании методы можно подразделить на четыре группы: 1) организационные методы; 2) эмпирические способы добывания научных данных; 3) приёмы обработки данных; 4) интерпретационные методы.

К организационным относятся действующие на протяжении всего исследования сравнительный, лонгитюдный и комплексный методы; к эмпирическим способам добывания научных данных – обсервационные метода (наблюдение и самонаблюдение), экспериментальные методы (лабораторный, естественный, формирующий или психолого-педагогический эксперименты), психодиагностические методы (тесты стандартизованные и прожективные, анкеты современных типов, социометрия, интервью и беседа), праксиометрические, т.е. приёмы анализа процессов и продуктов деятельности (хронометрия, циклография, профессиографические описания, оценка изделий и выполненных работ и т.п.), биографические методы (анализ фактов, дат и событий жизненного пути человека, документаций, свидетельств и т.д.); к при1мам обработки данных – количественный (математико-статистический) и качественный анализ, в том числе дифференциация материала по типам, группам, вариантам и составление психологической казуистики, т.е. описание случаев, как наиболее полно выражающих типы и варианты, так и являющихся исключениями или нарушениями общих правил; к интерпретационным методам – различные варианты генетического (анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов и т.п.) и структурного (установление структурных связей между всеми характеристиками психики) методов. Рассмотрим подробнее ряд организационных и эмпирических способов добывания научных данных.

 

Организационные методы

 

Сравнительный метод – (метод «поперечного среза») заключается в сопоставлении различных групп людей по возрасту, образованию, деятельности и общению. Например, две большие группы людей, одинаковых по возрасту и полу (студенты и рабочие), исследуются одними и теми же эмпирическими способами добывания научных данных, и полученные данные сопоставляются между собой.

Лонгитюдный метод (метод «продольного среза») состоит в многократных обследованиях одних и тех же лиц на протяжении длительного времени. К примеру, многократное обследование студентов на протяжении всего срока обучения в вузе.

Комплексный метод – способ изучения, при котором в исследовании участвуют представители различных наук, что позволяет устанавливать связи и зависимости между явлениями разного рода, например, физиологическим, психическим и социальным развитием личности.

Эмпирические методы

Обсервационные методы

 

Наблюдение (внешнее) – метод, состоящий в преднамеренном, систематическом, целенаправленном и фиксируемом восприятии внешних проявлений психики.

Самонаблюдение (интроспекция) – наблюдение человека за собственными психическими явлениями.

 

Экспериментальные методы

Эксперимент отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование некоторыми факторами и регистрацию соответствующих изменений в состоянии и поведении изучаемого.

Лабораторный эксперимент осуществляется в искусственных условиях, как правило, с применением специальной аппаратуры, со строгим контролем всех влияющих факторов.

Естественный эксперимент – психологический эксперимент, включённый в деятельность или общение незаметно для испытуемого.

Формирующий (обучающий) эксперимент – метод исследования и формирования психического процесса, состояния или качества личности.

 

Психодиагностические методы

 

Тест – система заданий, позволяющих измерить уровень развития определённого качества (свойства) личности.

Тесты достижений – одна из методик психодиак6ностики, позволяющая выявить степень владения испытуемым конкретными знаниями, умениями, навыками.

Тесты интеллекта – методика психодиагностики для выявления умственного потенциала индивида.

Тесты креативности – совокупность методик изучения и оценки творческих способностей.

Тесты личностные – методика психодиагностики для измерения различных сторон личности индивида.

Тесты прожективные (проективные) – совокупность методик для це



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 538; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.161.151 (0.018 с.)