Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос № 28: Ощущение и восприятие как основные формы чувственного познания.

Поиск

Кроме направленности, самосознания, способностей, темперамен­та и характера в психический облик личности входит подструктура особенностей психических процессов и состояний. Это особен­ности различных форм психического отражения, разных сторон целостного образа мира.

Психологические и личност­ные реалии являются целостными. Ничто в нашей психике не существует самостоятельно. Просто иногда в конкретной ситуа­ции или деятельности какой-то аспект субъективного образа ста­новится ведущим и как бы включает все другие. Такой аналитико-синтетический прием необходим для практики непосредствен­ных психологических исследований. Но при этом необходим и учет всех других форм отражения, влияющих на комплексную результативность исследуемого процесса. При описа­нии каждого психического процесса или состояния всегда стоит задача разделения и соотнесения частного и общего, индивидуаль­ного и общечеловеческого. Всякое отдельное свойство восприя­тия у индивида, к примеру, может быть таким, как у всех людей, а может выступать и в качестве существенной индивидуальной, су­губо личностной особенности.

Феномен ощущений, пространство человеческой чувствительно­сти (сенсорики) является чрезвычайно богатым и тщательно изу­ченным. В этой области психологии традиционно широко исполь­зуется эксперимент — психологический и психофизиологический, высока математическая оснащенность исследований.

Ощущение — это отражение отдельных простых признаков (или качеств) предметов объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувствительности.

В образе ощущения отражается некое единичное, обязательно элементарное (не со­ставное, не комплексное) явление: звук, свет, цвет, боль. Ощущается нечто красное, светлое, но не сам предмет с данными характерис­тиками. Скажем, человек ощущает боль в печени, но не саму пе­чень.

Ощущению свойственна некоторая незавершенность, искусственность, потому что в реальной жизни не бывает «чистой» работы только ощущений. На них всегда «наложе­ны» другие психические процессы.

Как сказано в определении, ощущение существует именно в мо­мент соответствующего внешнего воздействия. Иначе психологи­чески его не отличить, к примеру, от образа памяти, воображения, галлюцинации.

Существует множество теорий ощущений, значимых своей отне­сенностью не столько к самим ощущениям, сколько к пониманию всей психики. Например, рецепторная теория утверждает, что для возникновения ощущения достаточно наличия внешнего воздей­ствия на соответствующий рецептор. Последним называется осо­бый прибор, орган, расположенный на периферии тела (в глазу, ухе, коже, на языке), в котором физическое воздействие среды преобра­зуется в нервный импульс. В рецепторе материальное воздействие просто «отпечатывается» в соответствии с его анатомической и физиологической спецификой. Рефлекторная теория убедительно Доказывает, что для возникновения ощущения необходимо наличие «встречной активности» особых отражающих движений в рецепто­ре. Такие специальные движения имеют место в каждом рецепторе и реализуются на чисто физиологическом уровне. Это особые «пер­цептивные действия», целая их система, подтверждающая активный характер психики.

О многообразии ощущений свидетельствует большое количество их классификаций по самым различным основаниям. Основной яв­ляется классическая градация ощущений по физической модальности раздражителя, т.е. по аспекту отражаемого внешнего воз­действия. Здесь выделяют следующие виды чувствительности:

зрение как важнейший источник информации, работающий в огромном диапазоне угловых величин отражаемых объектов.

слух, который тонко различает три основные физические ха­рактеристика звука: интенсивность, высоту и тембр. Кроме того, отражается длительность звука и его пространственность, а в числе комплексных параметров звукового ощущения выделяют такие, как объемность, плотность, яркость и другие, являющиеся следствием взаимодействия ощущений разных модальностей;

кожная чувствительность (осязание) включает в себя три раз­ных вида ощущений: тактильные (прикосновение и давление), тем­пературные и болевые;

вкусовые ощущения, имеющие четыре основных качества: слад­кое, кислое, горькое и соленое, хотя их реальное сочетание несопо­ставимо шире;

обоняние выделяет по качеству шесть основных запахов: фрук­товый, цветочный, смолистый, пряный, гнилостный, горелый. Практи­ческое многообразие обонятельных ощущений человека значительно шире.

Поскольку индивид живет в мире реально целостных предметов и взаимодействующих свойств, в его сенсорике образуются «сквоз­ные», или интермодальные, ощущения, синестезии. Мы говорим: «теплый цвет, тяжелый взгляд, острая пища», обозначая этим ре­зультат совместной работы различных анализаторов, свой сенсор­ный и жизненный опыт.

Вторым распространенным основанием классификации ощуще­ний служит их участие в построении субъективного образа мира:

^ экстероцепция отражает свойства внешнего, окружающего мира;

^ интероцепция отражает сигналы из внутренней среды орга­низма, которые великий русский физиолог И.М. Сеченов (1829— 1905) называл «темными чувствами»;

^ проприоцепция (или кинестезии) — это отражение сигналов от мышц и сухожилий, необходимое для регуляции любых дви­жений.

С измерения ощущений и чувствительности во многом начина­лась современная экспериментальная психология. Поэтому приве­дем азы психофизики.

Чувствительностью называется способность человека иметь ощущения. Выделяют два вида чувствительности: абсолютная и разностная (дифференциальная, относительная), каждая из которых измеряется порогами. Измерение порогов чувствительности — это достаточно сложная, методически многовариантная, тщательно от­работанная, статистическая процедура.

Нижний абсолютный порог — это минимальная физическая интенсивность раздражителя, при которой он может вызвать (бо­лее чем в 50% случаев предъявления) едва заметное ощущение. Верхний абсолютный порог — это максимальная интенсивность раздражителя, при которой он еще может восприниматься в своей модальности (не переходя в боль) либо вообще восприниматься.

Разность между величинами порогов именуется динамическим диапазоном и описывает крайние пределы всех видов человеческой чувствительности.

Дифференциальная чувствительность имеет, как правило, боль­шее значение в жизни и практической деятельности человека, в профессиях, предъявляющих повышенные требования к чувстви­тельности (художник, музыкант, дегустатор). Разностный порог — это минимальное изменение в интенсивности раздражителя (или в силе двух смежно действующих), которое может быть воспринято в данных условиях перцепции.

Как и все в психике, чувствительность подвержена динамике, т.е. изменениям в соответствии с переменчивым миром. Для обо­значения такой динамики принято два основных термина.

Адаптация (приспособление) чувствительности — это измене­ние величин порогов вследствие перемены объективных условий перцепции. Адаптация может привести к обострению чувствитель­ности (темновая адаптация глаза), понижению чувствительности (уменьшение остроты слуха в зашумленном помещении), полному исчезновению ощущения (нерезкий запах). Адаптивные возможно­сти сенсорики очень широки и могут выходить даже на уровень индивидуально-психологических различий.

Сенсибилизация — это повышение чувствительности вследствие изменения внутренних условий организма. Такие условия могут быть физиологическими (болезнь, фармакологические воздействия, уровень утомления) и сугубо психологическими. Их влияние на чувствительность как на самое «простое» в психике — впечатля­юще велико. Изменение мотивации, смена цели, субъективная зна­чимость сигнала, вооруженность человека приемом перцепции, наличие опыта и многое другое может иметь выраженный сенсиби­лизирующий эффект. Острота зрения дошкольника в игровой ситуации увеличивается в полтора раза. Оператор опознает цифру раньше, чем бесформенное пятно.

В «работу» ощущений обязательно включаются другие, более сложные психические процессы и состояния, задействуется лич­ность в целом. Поэтому понятие порога чувствительности стано­вится «плавающим», переменным для условий конкретной деятель­ности, субъекта и жизненной задачи. И чем сложнее то или иное психологическое образование, тем убедительнее проявляется его комплексный, межфункциональный, личностный характер.

 

Восприятие и его основные свойства

Восприятие представляет собой личностно организованную, комплексную, много уровневую и разнообразную перцептивную деятельность, развер­нутую во времени и пространстве. Согласно хрестоматийному определению восприятие — это отражение в психике человека предметов и явлений мира в целом (в комплексе свойств) при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чув­ствительности.

«Местом» отражения образа восприятия названа пси­хика, а не мозг и не сознание. Приведем образное выражение одного из основоположников советской психологии А.Р. Лурии (1902—1977). Он говорил, что в мозгу отражается кир­пич, когда он падает на голову. Восприятие же кирпича — это его отражение в сознании. Но образ восприятия не обязательно явля­ется осознанным, т.е. разделяющим отраженный мир на объектив­ное и субъективное. Сознание, конечно, может участвовать в чело­веческом восприятии, и такое происходит в случае подключения к восприятию внимания. Осмысленность как качество восприятия не одно и то же, что его осознанность.

Особенность восприятия заключается в отражении предмета в целом, как такового, а не механического набора отдель­ных свойств. Причина подобной предметной целостности восприя­тия состоит не только в «суммировании» образов различных ощу­щений, не только в наличии соответствующей физиологической «картинки». В предметном восприятии необходимо участие памяти, мышления, опыта человека.

Восприятия отличается, например, от воображения, памяти, при которых субъек­тивный образ существует в момент объективного отсутствия отра­жаемого предмета.

Специфика восприятия убедительно раскрывается посредством трактовки его основных свойств, количество и название которых у разных авторов варьируется. Но суть сводится к следующему.

2. Основное свойство восприятия — это его предметность, ко­торая сочетается со свойством целостности, а зачастую — осмыс­ленности. Отразить предмет — значит увидеть (или услышать) нечто целостное, функционально завершенное, для чего-то нужное, имеющее определенное значение. Объективный мир предметен, но не все из него вычленяется, отражается предметно в форме дис­кретного образа восприятия. Что-то остается субъективно не вос­принятым, не понятым, не нашедшим «применения», хотя оно, быть Может, отражено объективно физиологически. Человек мысленно «замыкает» даже незавершенные контуры и превращает их в из­вестные ему предметы. Люди видят предметы там, где их в реально­сти нет. Причем в одинаковом материале (бесформенном наборе пятен) испытуемые находят и узнают раз­ное. Идет «проекция» опыта, особенностей личности на результаты восприятия. Предметность есть следствие работы мышления, воображения, памяти.

Свойство предметности убедительно проявляется в иллюзиях восприятия. Например, у дошкольника еще нет зрительно-весовой иллюзии, заключающейся в признании неравенства веса двух пред­метов, значительно отличающихся по объему, но в действительнос­ти одинаковых по тяжести. У ребенка не сформировано взаимодей­ствие восприятия разной модальности (зрительного и проприоцеп-тивного, тактильного), недостаточно развито свойство предметности. Такое восприятие можно назвать неосмысленным, т.е. как бы «не отработанным» мыслью, аналитико-синтетической деятельностью мышления. Развитые формы восприятия фактически сливаются с визуальным мышлением. То или иное понимание предмета дано вместе с его восприятием.

2. Образ восприятия обладает свойством обобщенности (категориальности), что непосредственно вытекает из качества предмет­ности и является следствием участия в нем речи. Воспринятый предмет называется, а значит, классифицируется, относится к опре­деленному разряду. Предмет обобщается с другими одноименны­ми. В этом общечеловеческом свойстве восприятия возможны существенные индивидуальные различия.

Один человек увидел, например, здание и пошел дальше. Другой индивид воспринял это же здание как некое архитектурное соору­жение. Возникают совершенно различные образы, в восприятии ра­ботают разные словесные и другие знаковые средства. Свойство обобщенности по-разному представлено в различных видах восприя­тия. Так, для обонятельных образов в языке значительно меньше слов, чем для зрительных. Потому образы обоняния менее дифференцированы, более «категоричны». Обобщенность развивается и меняется вместе с развитием и изменением речи, мышления, опыта. Для восприятия пейзажиста, наверное, не существует одинаковых, обобщенных полян, равно как для учителя в реальности нет «обоб­щенного» школьника. Обобщенность восприятия упорядочивает от­раженный мир, но в известном смысле упрощает, усредняет его.

3. Третьим свойством восприятия является его относительная константность, что относится к восприятию формы, цвета, величи­ны (удаленности) предмета независимо от резко изменяющихся объективных условий перцепции.

Человек, например, чаще видит тарелку эллипсоидной, но воспри­нимает ее всегда круглой. Физиологические следы (в сетчатке гла­за) людей, рассматриваемых на расстоянии двух или двадцати мет­ров, существенно различаются размерами. Но эти люди не вос­принимаются соответственно великанами или карликами. Лицо знакомого человека воспринимается относительно постоянным не­зависимо от ракурса рассмотрения, освещения, наличия косметики.

Причина свойства константности заключается в предметности и осмысленности, в связях восприятия с другими психическими про­цессами, а также в способности человека воспринимать не только предмет, но и сами условия перцепции. Как и все высшие психические свойства, константность восприятия формируема. Ребенок, живу­щий в высотном доме, например, раньше «принимает» константность величины человека внизу на улице, чем его сверстник, впервые ока­завшийся на балконе одиннадцатого этажа. Благодаря константно­сти и всем другим перечисленным свойствам человек живет в мире относительно постоянных предметов, в мире сущностей, а не беско­нечно переменчивых физических явлений.

Восприятие динамично, т.е. находится в развитии, изменении. Обозначим основные направления этой динамики в онтогенезе пси­хики.

1. Становление, смена, редукция системы перцептивных дей­ствий, т.е. движений, осуществляемых в рецепторах, без которых Психическое отражение невозможно. Это движения по «ощупыва­нию» мира, по уподоблению ему, выделению в нем «информативных Точек». У новорожденного таких перцептивных действий нет, он еще не может сосредоточить взгляд на предмете, схватить его и ощупать. Перцептивные действия происходят из практических, пред­метных действий и далее видоизменяются, совершенствуются в ходе психического развития.

2. Развитие восприятия идет по пути становления, укрупнения преобразования его алфавита, сенсорных эталонов, оперативны: единиц. Восприятие внутренне вооружено особым алфавитом. Человек воспринимает мир не непосредственно, а сквозь сито эталонов, единиц перцепции. Такой алфавит меняется в ходе развития практической деятельности.

Рассмотрим для наглядности смену алфавита восприятия при овладении ребенком чтением. Вначале «единицей» восприятия различения является буква, положим, есть М и есть А. Затем алфавит укрупняется до слогов, из двух букв получается нечто новое — МА. Когда объединятся два слога, то получится не просто звучащее как МА-МА, а качественно новая единица в виде слова: МАМА Далее идет укрупнение алфавита чтения. Человек воспринимает не буквы, не слоги, не слова, а предложения, мысли. Изменилось не только чтение, не только восприятие. Вся психика стала качествен­но другой. Соответственно будут меняться перцептивные движе­ния глаз при чтении: от обведения буквы по контуру до «диаго­нального» движения по странице текста. При этом принципиально меняется и предмет внимания, и содержание поля сознания чита­ющего человека. Нечто подобное происходит во всех видах восприятия.

За исключением отдельных профессий алфавит восприятия скла­дывается у человека стихийно, путем приспособления и передачи традиций хотя в отечественной детской психологии решалась задача сенсорного воспитания дошкольника. Конечно, человека следует учить адекватному восприятию всего разнообразия и богатства мира, в том числе внутреннего, психического. Художник видит, а музы­кант слышит мир по-другому, чем люди необученные. Опытный механик может по нюансу звука обнаружить неисправность слож­ного и шумного двигателя. 3. Третьим направлением развития и динамики восприятия, свя­зывающим два предшествующих, является становление и смена перцептивных задач. Для ребенка таких задач вначале вообще не существует. Затем формируются восприятие, любознательность, по­требность в знании. Возникают многообразные задачи восприятия: от простейшего обнаружения, различения, опознания до разверну­той и систематической деятельности наблюдения; от восприятия листа бумаги до восприятия мироздания. Восприятие задействова­но, таким образом, в любой человеческой деятельности и может внешне проявиться как в нескольких движениях глаз (узнавание), так и в длительной умственной работе с учебником.

3. Подчеркнем, наконец, что еще одним, ранее описанным направ­лением развития восприятия является его пересечение, взаимодей­ствие с другими психическими функциями, с личностью в целом. Чем богаче межфункциональные связи, тем сложнее и совершен­нее процесс восприятия мира. В том, что, как и зачем воспринимает человек, в значительной мере проявляется и он сам: его потребно­сти и способности, интеллект и сознание, внимание, характер да и все остальное.

 

Билет №29. Педагогические способности, их структура и формирование

Способности - индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения. От способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками, но сами они к ним не сводятся.

Задатки весьма многозначны, они лишь предпосылки развития способностей.
В развитии способностей они входят лишь как исходный момент. Способности, развивающиеся на их основе, обусловливаются, но не предопределяются ими.
Талант и гениальность являются уровнями способностей. Талант - это высшая степень способностей личности в определенной деятельности, а гениальность - высшая степень проявления творческих способностей.

Обычно виды способностей различают по их направленности, или специализации.
Общие способности - такие индивидуальные свойства личности, которые обеспечивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности;

Специальные способности - система свойств личности, которые помогают достигнуть высоких результатов в какой-либо области деятельности. Специальные способности органически связаны с общими.

Педагогические способности - совокупность индивидуально-психологических особенностей личности учителя, отвечающих требованиям педагогической деятельности и определяющих успех в овладении этой деятельностью. Отличие педагогических способностей от педагогических умений заключается в том, что педагогические способности - это особенности личности, а педагогические умения - это отдельные акты педагогической деятельности, осуществляемые человеком на высоком уровне.

Каждая способность имеет свою структуру, в ней различают ведущие и вспомогательные свойства. Ведущими свойствами в педагогических способностях являются: педагогический такт; наблюдательность; любовь к детям; потребность в передаче знаний.

Педагогический такт - это соблюдение педагогом принципа меры в общении с детьми в самых разнообразных сферах деятельности, умение выбрать правильный подход к учащимся.

Педагогическая наблюдательность - это способность учителя, проявляемая в умении подмечать существенные, характерные, даже малозаметные свойства учащихся. По другому можно сказать, что педагогическая наблюдательность - это качество личности педагога, заключающееся в высоком уровне развития способности концентрации внимания на том или ином объекте педагогического процесса.
Организаторские способности также нужны для деятельности учителя, так как вся педагогическая деятельность носит организаторский характер.

1. Дидактические способности - способности передавать учащимися учебный материал, делая его доступным для детей, преподносить им материал или проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету, возбуждать у учащихся активную самостоятельную мысль.

2. Академические способности - способности к соответствующей области наук (к математике, физике, биологии, литературе и т.д.).

3. Перцептивные способности - способность проникать во внутренний мир ученика, воспитанника, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности учащегося и его временных психических состояний.

4. Речевые способности - способность ясно и четко выражать свои мысли, чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики.

5. Организаторские способности - это, во-первых, способность организовать ученический коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач и, во-вторых, способность правильно организовать свою собственную работу.

6. Авторитарные способности - способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на учащихся и умение на этой основе добиваться у них авторитета.

7. Коммуникативные способности - способность к общению с детьми, умение найти правильный подход к учащимся, установить с ними целесообразные, с педагогической точки зрения, взаимоотношения, наличие педагогического такта.

8. Педагогическое воображение (или прогностические способности) - это специальная способность, выражающаяся в предвидении последствий своих действий, в воспитательном проектировании личности учащегося, связанного с представлением о том, что из ученика получится в будущем, в умении прогнозировать развитие тех или иных качеств воспитанника.

9. Способность к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности; имеет особое значение для работы учителя.


Структура педагогических способностей

В настоящее время концепция педагогических способностей, развиваемая представляет собой наиболее полную системную трактовку. В этой концепции всеи педагогические способности соотнесены с основными аспектами (сторонами) педагогической системы.

Система представляется как множество взаимосвязанных элементов, образующих устойчивое единство и целостность, обладающее интегральными свойствами и закономерностями.
Педагогическая система определяется как множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям воспитания, образования и обучения подрастающего поколения и взрослых людей.

Структурные компоненты - это основные базовые характеристики педагогических систем, совокупность которых образует факт их наличия и отличает от всех других (не педагогических) систем. В трактовке Н.В. Кузьминой педагогическая система включает пять структурных элементов: цели, содержание образования (учебная информация), средства педагогической коммуникации, учащиеся и педагоги. Кроме того, ученый рассматривает и функциональные компоненты.

Функциональные компоненты - это устойчивые базовые связи основных структурных компонентов, возникающие в процессе деятельности руководителей, педагогов, учащихся и тем самым обуславливающие движение, развитие, совершенствование педагогической системы и вследствие этого их устойчивость, жизнестойкость, выживаемость. Выделяются пять основных функциональных компонентов: гностический, проектировочный, конструктивный, коммуникативный и организаторский. Эти же элементы являются элементами индивидуальной педагогической деятельности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 1335; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.176.238 (0.011 с.)