Самооценка личности и ее формирование 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Самооценка личности и ее формирование



 

Самооценка – составная часть самосознания личности. Самосознание позволяет человеку, отражая внешний мир, выделять в нем себя, осознавать свое отношение к этому миру и себя в своих отношениях с окружающими, познавать собственный внутренний мир, переживать и определенным образом оценивать его.

Самосознания, или Я-концепция, имеет определенную структуру, одним из компонентов которой является самооценивание - осознание человеком, чем является для него то или иное знание о себе, осознание его значимости для себя (отражение отношения к себе).

Результатом процесса самооценивания является самооценка – суждение о значении или значимости своих поступков, способностей, черт или личности в целом.

Выделяются частные самооценки – оценка каких-либо отдельных сторон личности или конкретных действий и общая самооценка, которую иногда называют самоуважением. Общая самооценка – это не просто сумма всех частных самооценок, а определенный вид взаимосвязи значимых самооценок, т.е. оценка себя в наиболее значимых деятельностях, но отношению к

значимым мотивам.

Традиционно различают разные уровни самооценки: высокий, средний и низкий.

Люди с высокой самооценкой достаточно самоуверенны, готовы принимать собственные решения и отстаивать их при столкновении с различными проблемами; знают свои цели и ценности, достаточно гибки, чтобы изменить их в случае необходимости, обладают оптимистическим взглядом на жизнь и тенденцией жить здесь и сейчас, рассматривают других, как равных себе, и себя, как равного другим; могут принять как поощрения, так и упреки; могут быть лидером или ведомым в зависимости от ситуации, не боятся собственных чувств и способны выражать их; довольны собой, миром и другими людьми.

Люди с низкой самооценкой обладают такими личностными чертами, как тревожность, неуверенность, зависимость. Они испытывают большие затруднения в межличностных отношениях. Им чаще кажется, что другие плохо о них думают, недостаточно их любят. Они менее общительны, чаще переживают одиночество, отличаются отсутствием инициативы и настойчивости, склонны к непостоянству и колебаниям. Для них большую роль играет престиж. У них более выражена потребность в одобрении- Они работают менее эффективно при стрессовых условиях или неудачах, в постстрессовый период медленнее возвращаются к первоначальному уровню исполнения. Свое профессиональное будущее находят угрожающим

и мрачным, чаще испытывают неудовлетворенность работой, а также неудовлетворенность всеми аспектами своей жизни.

Необходимо отметить, что в некоторых случаях низкий уровень самоуважения предпочтительнее, чем высокий. Например, при определенных обстоятельствах люди с низкой самооценкой стремятся собрать больше информации о предстоящей задаче, поэтому их последующие действия оказываются успешнее.

В последнее время многие психологи высказывают идею о том, что для оптимального функционирования необходим средний уровень самооценки, который является наилучшим для приспособления личности к среде, в межличностных отношениях, проблемных ситуациях.

 

Помимо уровня (высоты) самооценки выделяют и другие ее параметры: устойчивость (стабильность во времени), адекватность (правильность, истинность). Соответственно различают следующие виды самооценки:

- высокая, средняя, низкая

- устойчивая и неустойчивая;

- адекватная и неадекватная;

 
 


завышенная заниженная.

 

Самооценка задает определенный модус самоотношения - позитивное или негативное, с чертами приятия, любви, симпатии или неприятия, отрицания, антипатии; определяет чувство собственного достоинства или ощущение своей малоценности.

Механизмы образования самооценки

Одним из основных механизмов образования представлений о себе и оценки себя является усвоение субъектом оценок, данных ему другими людьми, т.е. человек воспринимает и оценивает себя опосредованно, через присвоение отношений к нему отдельных людей или обобщенного отношения всей группы. Другими словами, человек склонен оценивать себя так, как его, по его мнению, оценивают другие. Существуют многочисленные экспериментальные исследования, подтверждающие положение об изменении самооценки в сторону групповых оценок: под влиянием благоприятного мнения самооценка повышается, а неблагожелательного – снижается. Однако принятие оценок других и использование их в качестве основы для самооценки зависит от ряда факторов, таких, например, как:

Ø высокая компетентность и высокий статус ( мнение другого принимается, если он обладает высокой компетентностью, если низкой – его суждения и оценки игнорируются)

Ø привлекательность группы (ч ем привлекательнее группа для субъекта, тем скорее он будет принимать оценки, данные ему ее членами)

Ø степень соответствия между желаемой и реальной самооценкой ( чем выше первая, тем к меньшей мере человек использует оценки других при самооценивании)

Ø благожелательность оценок (в случае крайне благожелательных оценок субъекта другими людьми, превышающих его собственную оценку, наблюдалась более сильная тенденция к соответствию этой оценки)

Ø степень доверия к источнику оценки.

 

Другим механизмом формирования Я-концепции служит социальное сравнение - сравнение себя с другими людьми. Для сравнения человек обычно выбирает тех, чьи характеристики являются сходными с его собственными, поскольку такой выбор способствует

достижению наиболее правильных самооценок. Из теории социального сравнения следует, что если человек оценивает членов своей группы высоко, то себя по сравнению с ними - ниже, и наоборот: если других - низко, то себя – выше. Например, ученик, который лучше всех в

классе справляется с математическими заданиями, оценивает свои математические способности высоко, но при переходе в математическую школу, в специализированный класс для детей с математическими способностями, ученик может столкнуться с ситуацией, когда он справляется с заданиями хуже всех, поэтому его самооценка начнет снижаться. В случае угрозы своему «Я» субъект прибегает к защитному сравнению, т.е. начинает сравнивать себя с теми, кто еще хуже.

 

Важным механизмом самооценивания является соотнесение реального «Я» с идеальным, т.е. с представлением о том, каким человек хотел бы стать. Значительная дистанция между реальным и идеальным «Я» интерпретируется как показатель низкой самооценки, как тревожный симптом. Однако все больше психологов склоняется к тому, что должно быть некоторое оптимальное расхождение между этими уровнями «Я», которое дает стимул к самосовершенствованию.

 

Еще одним механизмом самооценивания и формирования представления о себе выступает временное сравнение по формуле «каким я был «-» какой я есть», т.е. сопоставление настоящих достижений с прошлыми успехами.

 

Из всей совокупности факторов, действующих на формирование самоуважения личности в процессе деятельности, можно выделить две группы наиболее существенных.

1. достижения субъекта в различных видах деятельности, или, точнее, восприятие своих

достижений как успешных или неуспешных

2. отношение других людей к данному человеку.

Два данных фактора, детерминирующих самооценку, работают вместе; чем выше достижения в значимых областям и чем выше социальная поддержка, тем выше самоуважение.

 

Слово, его значение и смысл

 

Слово – основной компонент языка, а следовательно, и речи. В составе речи происходит субъективизация, психологизация слова. В связи с этим выделяют три основных компонента слова.

 

1. Значение слова – это объективно сложившаяся система всех объяснений, толкований, использований и нюансов данного слова, его связей и отношений с другими словами. Значение создается в практике людей, в реальной жизни, а потому существует исторически. Значение объективно, поскольку не зависит от отражающего, познающего знания и сознания индивида. Такое значение принадлежит как бы всему человечеству, является системным результатом нескончаемого синтеза, обобщения, динамики, вариаций, а потому оно практически неисчерпаемо.

Чтобы описать значение любого слова, недостаточно проанализировать все словари (существующие и бывшие) и все книги, в которых это слово употреблялось. Нужно изучать диалекты, поговорки, метафоры. Это некий абстракт, некие знания о предмете, который заменяется словом. Однако значение существует и как феномен индивидуального сознания. В этом случае речь идет понимании конкретной личностью общечеловеческого содержания значения слова. При этом значение остается объективным, хотя и принадлежащим субъекту. Система таких значений составляет знания человека.

Другими словами, значение слова есть одновременно и феномен мышления, и феномен речи.

.

2. Вторым компонентом речи является смысл слова. Это индивидуальное, субъективное значение слова, которое наиболее соответствует практике, контексту, реальной ситуации, личности. Смысл рождается в системе деятельности, в отношениях мотива и цели и

становится феноменом личностным, психологическим, в отличие от объективного значения. Однако смысл выражается посредством значения, вернее, путем выбора одного из всех совокупностей значения. Поэтому речевая деятельность избирательна. Всегда идет «работа» по выбору «нужного значения» или смысла. Такой выбор определен множеством частных, конкретных условий и обобщенных факторов, при участии которых реализуется данная речевая деятельность. Здесь все оказывает влияние: тема, контекст, цели, собеседник, образование, опыт личности, профессия, психическое и физическое состояние человека.

ворящего человека.

В привычной обстановке, в обыденной речи эта работа по выбору одного смысла из большой системы значений не является достоянием сознания индивида. Речь течет свободно, без запинок и затяжных пауз. Но достаточно возникнуть какому-то затруднению, и выбор слов происходит тяжелее. С этим так или иначе сталкиваются все люди, потому что слово и

мысль, значение и смысл не идентичны.

И эти трудности являются не столько речевыми, сколько мыслительными. Понятие у человека еще не настолько сложилось, усвоилось, чтобы найти знаковое, словесное выражение. Общеизвестны «муки творчества» писателей и поэтов, в результате которых находятся точные, простые слова для выражения тонких и глубоких смыслов.

По всей видимости, у каждой личности существует какое-то свое, глубоко индивидуальное соотношение значений и смыслов, проявляющееся в его смысловом пространстве, специфике речи. Дело не только в лексике, богатстве или бедности объективных слов как метафор, а также в тех различающихся смыслах, которые вкладывают разные личности в одинаковые слова.

Смысло-речевые изменения возникают при некоторых болезнях, характерны для сна, для измененных состояний (медитация, опьянение, аффект). Человек в таких случаях говорит совсем по-другому, проецирует иные субъективные смыслы, выражает другие отношения. Значение, конечно, обширнее смысла, но смысл (ввиду своей субъективности) более выразителен, убедителен для личности.

 

3. Третий компонент содержания речи – это эмоциональная «окраска» слова, т.е. субъективное переживание, которое связано у личности со значением и смыслом данного слова. В реальной речевой практике смысл и эмоция неразделимы, однако теоретически, эти понятия следует различать.

Смыслы и эмоции возникают и функционируют в разных обстоятельствах. Смыслы рождаются в структуре деятельности. Эмоции связаны с деятельностью несколько по-другому, но могут существовать и вне какой-либо конкретной деятельности человека, т.е. по его личному желанию. К примеру, такое слово, как «экзамен». Его смысл для личности относительно устойчив. Тогда как связанные с экзаменами эмоции являются более разнообразными и переменчивыми.

Будучи отнесенными в речи к одному и тому же слову, смысл и эмоция по-разному направлены, т.е. для каждой личности на первый план выходят разные аспекты одного и того же предмета. Следует различать, например, эмоцию страха и смысл страха, переживание удачи и ее смысл.

 

 

БИЛЕТ 40. Процесс развития - это самодвижение субъекта благодаря его деятельности с предметами.Благодаря работам А.Н. Леонтьева, ведущая деятельность стала рассматриваться как критерий периодизации психического развития, как показатель психологического возраста ребенка. Ведущая деятельность характеризуется тем, что в ней возникают и дифференцируются другие виды деятельности, перестраиваются основные психические процессы и происходят изменения психологических особенностей личности на данной стадии ее развития. Было обнаружено, что содержание и форма ведущей деятельности зависит от конкретно-исторических условий, в которых протекает развитие ребенка. В современных общественно-исторических условиях, когда во многих странах дети охвачены единой системой общественного воспитания, ведущими в развитии ребенка становятся следующие виды деятельности:

    • эмоционально-непосредственное общение младенца со взрослыми,
    • орудийно-предметная деятельность ребенка раннего возраста,
    • сюжетно-ролевая игра дошкольника,
    • учебная деятельность в младшем школьном возрасте,
    • личностное общение подростков,
    • профессионально-учебная деятельность в ранней юности.

Смена ведущих типов деятельности подготавливается длительно и связана с возникновением новых мотивов, которые формируются внутри ведущей деятельности, предшествующей данной стадии развития, и которые побуждают ребенка к изменению положения, занимаемого им в системе отношений с другими людьми. Разработка проблемы ведущей деятельности в развитии ребенка - фундаментальный вклад советских ученых в детскую психологию. Анализ строения и формирования предметного действия, выделение в нем ориентировочной и исполнительной частей положило начало исследованиям функционального развития психики ребенка, которые были лишь намечены в работах Л.С. Выготского. Актуальным стал вопрос о соотношении функционального и возрастного развития психических процессов.
Разрабатывая эти идеи, Д.Б. Эльконин открыл, что в развитии можно наблюдать чередование двух типов деятельности: в одном типе деятельности преимущественно формируются мотивы и потребности, в другом - интеллектуальные возможности, обеспечивающие их осуществление. Также Д.Б. Эльконин открыл закон чередования, периодичности разных типов деятельности: за деятельностью одного типа, ориентации в системе отношений, следует деятельность другого типа, в которой происходит ориентация в способах употребления предметов. Каждый раз между этими двумя типами ориентации возникают противоречия. Они и становятся причиной развития. Эпохи и стадии детского развития по Д.Б. Эльконину

ЭПОХА РАННЕЕ ДЕТСТВО ДЕТСТВО ОТРОЧЕСТВО
СТАДИЯ МЛАДЕНЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ РАННИЙ ВОЗРАСТ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ МЛАДШИЙ ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ СТАРШИЙ ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ
ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Эмоционально-непосредственное общение Орудийно-предметная деятельность Сюжетно-ролевая игра Учебная деятельность Личностное общение Учебно-профессиональная деятельность
СФЕРА ЛИЧНОСТИ Мотивационно-потребностная Операционально-техническая Мотивационно-потребностная Операционально-техническая Мотивационно-потребностная Операционально-техническая
Кризис новорожденности Кризис 1 года Кризис 3лет Кризис 7 лет Кризис 12-13 лет Кризис 15 лет Кризис 18 лет

 

Билет 41. Сознание человека – высшая стадия развития личности.

Психика человека. Сознание как высшая форма психики
Основной признак психики человека состоит в том, что кроме наследственных и лично приобретенных форм поведения человек владеет принципиально новым, важнейшим средством ориентировки в окружающей действительности - знаниями, которые представляют собой концентрированный опыт человечества, передаваемый посредством речи.
"Сознание" буквально и означает "совокупность знаний". Психика человека формируется и постоянно обогащается в условиях социального окружения, в процессе усвоения социального, общественного опыта. Человек без социального окружения не приобретает никаких человеческих качеств. В процессе формирования психики человека его внешние физические действия с материальными объектами предшествуют формированию внутренних психических действий. Лишь на основе действия с материальными предметами человек постепенно переходит к оперированию их идеальными образами, к действиям в уме. Этот переход от внешних действий к внутренним действиям называется интериоризацией ("превращение во внутреннее"). Благодаря способности действовать с психическими, идеальными образами предметов человек начинает моделировать различные отношения между объектами, предвидеть результаты своих действий. Интериоризация осуществляется на словесной, речевой основе. Слово используется и как средство обозначения объектов и как символ их общих, существенных свойств.
Сформировавшись на основе внешних действий, умственные действия сами начинают регулировать внешние действия. Все сознательные действия человека являются экстериоризацией (внешним проявлением) его внутренней психической деятельности.
Одной из особенностей психики человека является ее обусловленность общественным сознанием.
К общественному сознанию относятся наука, мораль и право, идеология, искусство, религия. Существенной особенностью сознания человека является самосознание.
Самосознание - целостное интегративное, концептуальное отражение человеком своей собственной личности, это психическая модель своего Я. Человек направляет и регулирует свою деятельность, исходя из своей Я-концепции, которая обусловлена социальными условиями существования индивида, его социальной идентификацией (отнесением себя к определенной социальной группе).
Самосознание - социально обусловленная установочная система личности, система ее ценностно-смысловых образований. На этой основе и осуществляются все поведенческие акты человека, они приобретают личностное единство - стиль поведения данной личности.
Сознание - это система психической саморегуляции, основанная на социально сформированных категориях и ценностных ориентациях.

Особенности сознания человека
1. Категориальность - отражение мира сквозь призму общечеловеческих знаний и позиций, отражение мира на базе концептуальной схемы.
2. Отражение существенных, наиболее значимых в данной ситуации взаимосвязей.
3. Осознание целей деятельности, предвосхищение их в системе общечеловеческих понятий и представлений.
4. Обусловленность индивидуального сознания общественными формами сознания.
5. Самосознание - концептуальная модель собственной личности и построение взаимодействий с действительностью на этой основе.
Все существенные стороны сознания функционируют посредством речи.

 

Билет 42 Специфика овладения ИЯ

Цель обучения иностранному языку – «практическое овладение языком, т.е. некоей деятельностью, являющейся функцией того или другого человеческого коллектива». (Щерба)

 

Усвоение иностранного и родного языка идут противоположными путями.

Усвоение родного языка Иностранного языка
Неосознанное, ненамеренно усвоение Усвоение начинается с осознанности и намерения
Путь «снизу – вверх» Путь «сверху - вниз» (термины Выготского)
Процесс овладения речью связан с овладением приемами мышления; в ходе познания ребенком мира у него формируются понятия, отражаемые языком. Ребенок приобщается к новым способам выражения мысли, но не к новому типу мышления.
Усвоение новых слов означает соотнесение слов с предметом/явлением. Усвоение новых слов означает установление связи между новым словом и его эквивалентом в родном языке
Связано с социализацией; Язык – средство социальной и индивидуальной самоидентификации, средство выражения чувств и желаний. Наоборот, при овладении вторым языком учащийся стремится не потерять собственную идентичность
Жизненно-необходимый инструмент для маленького ребенка. Огромная мотивация. Языковые средства – не самоцель; лингвистическая компетенция развивается одновременно с коммуникативной. Проблема мотивации – одна из центральных. Проблема осознания учащимися языковых средств
Неуправляемый процесс Управляемый процесс в учебном предмете

 

Следует различать понятия второй язык и иностранный язык.

Параметры сопоставления Овладение ИЯ в естественном языковом окружении Овладение ИЯ в языковой среде Овладение ИЯ вне пределов страны, где он является средством общения
1. социальный контекст изучения языка Погружение в язык, неуправляемый процесс Погружение в язык, управляемый (институционально организованный) процесс  
2. статус языка Второй язык ИЯ ИЯ
3. функции языка Средство общения и интеграции в новую социальную среду Средство обучения, средство интеграции в новое сообщество Ср. образования, воспитания и обучения с направленностью на перспективу, средство вторичной социализации
4. мотивация Естественная, потребность в общении Естественные мотивы, но искусственно создаваемая мотивация в учебном процессе искусственно создаваемая мотивация в учебном процессе, нет потребности в общении на языке
5. характер языковых ср-в Внимание к содержанию общения, использование всех стилей языка и речи Внимание к содержанию общения, использование всех стилей языка и речи Внимание к языковой стороне общения
6. временной показатель Отсутствие временных ограничений Компенсация ограниченного учебного времени общением вне урока Учебное время строго ограничено учебным планом
  Ярко выраженная прагматическая направленность   Сочетание прагматических и педагогически аспектов
  Наиболее благоприятный путь усвоения ИЯ   Наименее благоприятный

- язык (и иностранный, и родной) - средство формирования и форма существования и выражения мысли об объективной действительности. Каждый из предметов языкового цикла направлен на формирование «языковой личности» учащегося, основные элементы которой на каком-то уровне выстраиваются в строгую систему, отражающую в какой-то степени картину мира. Развитие таких качеств языковой личности, как раскрепощенность, творчество, самостоятельность, способность строить взаимодействие и взаимопонимание с партнерами по общению, способность самосовершенствоваться и включаться в современные мировые процессы развития цивилизаций, должно стать приоритетной задачей любого языкового образования.

Но уровень владения речевой компетенцией в различных видах речевой деятельности высок на родном языке и ограничен для иностранного языка.

 

 

Билет 43 - Способности и их структура

Задатки - это некоторые генетически определенные (врожденные) анатомо- физиологические особенности нервной системы, составляющие индивидуально-природную основу формирования и развития способностей. Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития.

Способности - это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими. Способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека. Они обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение. Успешность в деятельности и общении определяется системой различных способностей, при этом они могут взаимокомпенсироваться.

Существует целый ряд классификаций способностей. Приведем здесь наиболее значимую: природные (или естественные) способности в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе, при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения (типа условно-рефлекторных связей);

специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде (общие и специальные высшие интеллектуальные способности, в основе которых лежит пользование речью, логикой, теоретические и практические, учебные и творческие).

Специфические способности, в свою очередь, подразделяются на: общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук и т. д), и специальные, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные и т. д.). Эти способности могут дополнять и обогащать друг друга. Общие способности, обеспечивающие относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями в различных видах деятельности, называют одаренностью.

теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям;

учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирование качеств личности, и творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений.

способности к общению, взаимодействию с людьми, а именно, речь человека как средство общения, способности восприятия и оценки людей, социально-психологической приспособляемости к различной обстановке, вхождения в контакт с различными людьми, расположения их к себе и т. д., и предметно-деятельностные способности, связанные со взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т. д.

Способности - не статичные, а динамические образования, их формирование и развитие происходит в процессе определенным образом организованной деятельности и общения. Развитие способностей происходит поэтапно.

 

Функции и виды речи.

Речь – это процесс общения с помощью языка. Речь на уровне сознания – это приоритет человеческой деятельности. Животные не могут общаться при помощи речи. Некоторые животные способны произносить определенные звуки похожие на речь, но это не речь. У животных эти звуки выполняют сигнальную функцию, этот язык не является орудием общения – значит это не речь.

Речь тесно связана с мышлением.

Ф-ции речи:

1) Информационная – кол-во значимых для нас информационных сигналов.

2) Эмоциональноэкспрессивная ф-ция – через речь мы передаем другим людям свои эмоции

3) Побудительная ф-ция – через речь мы можем заставить кого-либо воздержаться от чего- либо

 

Виды речи:

Внешняя и внутренняя (мы проговариваем про себя)

Внешняя: - письменная

- устная: монологическая и диалогическая

Вся речевая деятельность основана на конструируемом понятии

Признаки: общие и существенные

Напр: общий «стол» - крышка и какое-то кол-во ножек.

Когда мы говорим о речи как о средстве общения и связываем его со словом. Просто называть слово и не понимать его человек не может. Мы не понимаем друг друга не потому что мы говорим на разных языках, а потому что мы смотрим на этот предмет с разных аспектов.

Существует активный(слова ежедневного пользования) и пассивный словарь(слова кот. не нужны нам в данный момент).

- Понимание другого человека зависит от того насколько хорошо вы произносите.

- Владение речью – возможность кратко передать мысль.

- Речевые способности – это способность к овладению языком и использовании уго в логических и эмпирических формах.

Функции и виды эмоций.

Человек определенным образом относится к тому, что его окружает. Отношение человека к окружающему миру и самому себе и переживание этого отношения представляет собой основу случайности эмоциональных процессов.

В эмоциях и чувствах мы тоже отражаем окружающий мир. Предметы, которые нас окружают, вызывают у нас эмоциональное отношение в зависимости какое значение эти предметы или явления имеют для нас, для удовлетворения имеющихся у нас потребностей.

Три основные взгляда на понятие «эмоции и чувства»

1) Эмоции - это простейшие переживания с удовлетворением или неудовлетворением органических потребностей.

2) Чувства связаны с потребностями, которые возникли в ходе исторического развития человечества.

3) Чувства – своеобразное внутреннее отношение человека к окружающему миру и самому себе.

Эмоция – это форма переживания чувства в конкретной ситуации. Эмоция –душевное волнение.

Напр: самомнение –чувство

Чувство превосходство – эмоция

 

Эмоция – это кратковременный психологический процесс который непосредственно отражает и выражает человек. Эмоции возникают в связи с какими- то событиями, фактами, с тем что побуждает человека действовать.

Если удовлетворяет потребность с т. з. мотива, то возникают положительные эмоции. Положительные эмоции дают добро на положительный эффект, а отрицательные эмоции создает чувство неудовлетворенности. Часто неблагоприятный результат при обучении является положительным. Он возбуждает поиск новой информации.

Каждая эмоция имеет две стороны:

- духовную – это собственно переживания и эмоциональные впечатления, которые происходят.

- телесную – эмоции сопровождающиеся соматическими изменениями, телесными, внутри организма (поза, мимика, выразительные движения).

Доминирующие эмоции чувства оставляют следы на нашем лице.

 

Язык и сознание.

 

Речь – это процесс общения с помощью языка. Речь на уровне сознания – это приоритет человеческой деятельности. Животные не могут общаться при помощи речи. Некоторые животные способны произносить определенные звуки похожие на речь, но это не речь. У животных эти звуки выполняют сигнальную функцию, этот язык не является орудием общения – значит это не речь.

Язык человека всегда состоит из слов, которые имеют обозначающую функцию, иначе говоря, которые обозначают тот или другой предмет, то или иное действие, качество или отношение. Слово «окно» обозначает окно, слово «идти» обозначает определённое действие, слово «жёлтое» обозначает соответствующее качество, слово «вместе» — известное отношение. Нет слов в человеческом языке, кроме восклицания «ага» и «ах», которые бы имели то или иное, известное в широком смысле, предметное значение. Эта функция, называют функцией представления, функцией обозначения предметов, отсутствует у животных. Язык человека отличается от языка животных тем, что человеческий язык есть всегда система знаков, имеющих функцию обозначения, замещение предметов, выделение существенных признаков, которые этот язык обозначает. Таким образом, если «язык» животных есть выражение эмоционального состояния, то язык человека есть обозначение известных предметов или признаков. Это имеет важнейшее значение, с помощью обозначения предметов или признаков человек приобретает вторую сигнальную систему, он начинает располагать и не только системой наглядных сигналов, но и второй системой сигналов, которая представлена в языке, которая обозначает предметы, действия, признаки с помощью которой происходит общение людей друг с другом. Наличие языка или второй сигнальной системы имеет решающее значение для формирования сознания.

Важным вопросом является происхождение самого языка. Теорий происхождения языка было много, но следует остановиться на одной, наиболее вероятной. Эта теория, которая в прошлом веке была сформулирована одним из исследователей — Нуаре, а затем была подтверждена целым рядом других наблюдений, может быть обозначена как трудовая теория происхождения языка.

Эта теория заключается в следующем.

В процессе общественного труда, как указывал Энгельс, у людей возникла объективная потребность что-то сказать друг другу. Это обозначение может иметь характер жеста или звука, но в обоих случаях оно обязательно должно иметь предметное значение, оно должно обозначать нечто вроде следующего: тащи дерево, клади, оставь, осторожно. Эти жесты или возгласы, по всем данным родившимся в совместном труде групп людей, были вначале очень диффузны, они объединяли жест и действие, жест и звук, они не имели никакого значения вне действия, вне труда и не возникали вне труда. Затем они стали появляться при отсутствии предметов, вне процессов труда, и тогда они стали вызывать не переживания, которые появляются во время труда, а образ того предмета, с которым труд был связан.

Так постепенно началась развиваться система обозначений, составляющая лексический код языка. И эти слова, возникшие в трудовом действии, отделившиеся от него и превратившиеся в систему сигналов, которая обозначает вещи даже при отсутствии этих вещей.

Так, по всей вероятности, возник язык, который создал новую, идеальную деятельность, то есть ту систему кодов, которая позволяла обозначать вещи, хранить общественный опыт и служить мощным фактом формирования сознания человека.

Таким образом, в языке создается ряд кодов, в которые включены отдельные предметы. Эти коды позволяют не только воспринимать впечатления от предметов, вызывать образ и хранить этот образ, но являются готовыми средствами, позволяющими усвоить сложный общечеловеческий опыт, связанный с данными предметами, проанализировать предмет, проникнуть в его сущность. Следовательно, слово которое отвлекает и обобщает, является средством, способом формирования сознания, знание о внешнем мире и передаче общечеловеческого опыта.

Второй единицей языка, стоящей рядом со словом, является фраза или предложение: дом горит, собака лает, ребенок плачет. Этот комплект слов или синтагма является средством передачи не только отдельных предметов или образов, но и средство передавать более сложные процессы, события или отношения. Обладая средством передачи отношений, язык располагает мощным орудием для развития мышления, то есть для развития анализа связи вещей друг с другом. Таких способов, как обозначение с помощью условного знака события ил обозначение с помощью условного знака отношения, у животного, конечно, нет. Это чисто человеческая схема средств. Именно, эти средства — обозначение предмета, анализ предмета, обозначение событий, обозначение отношений — является тем кодом средств, с помощью которых формируется сознание. Именно в виду этого мы можем сказа



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 849; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.114.94 (0.1 с.)