Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Процессы и виды памяти (психология №34)Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Память – это отражение действительности, проявляющееся в сохранении и воспроизведении следов прошлого опыта. Основное предназначение памяти – актуализировать прошлый опыт для выработки решений возникающих проблем. Образы памяти относятся к представлениям. Представления – образы предметов и явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но которые были восприняты ранее. Механизмом образования представлений памяти служит создание и закрепление временных связей в коре головного мозга. Связь между различными объектами действительности и её отражением в сознании, когда представление об одном объекте вызывает появление мысли о другом – ассоциация. Родоначальником научной психологии памяти считают немецкого учёного Г. Эббингауза. Основные процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. Запоминание – процесс, в результате которого происходит закрепление нового путём связывания его с приобретённым ранее. В соответствии с характером цели различают непроизвольное и произвольное запоминание. Непроизвольное запоминание происходит без специальной цели запомнить. Непроизвольно запоминается то, что привлекает внимание человека, связано с его интересами, является значимым для него. При произвольном запоминании человек сознательно ставит перед собой цель что-то запомнить (текст, доклад, учебный материал). Такая цель называется мнемической. Чтобы её осуществить требуется применять усилия. Большую роль в произвольном запоминании играют мотивы, побуждающие запоминать. Существуют приёмы, улучшающие произвольное запоминание: понимание – необходимое условие логического, осмысленного запоминания; составление плана заучиваемого материала; выделение главной мысли; разделение на смысловые части; образные связи; метод группировки (телефон 836-12-83 легче запомнить как 83-612-83). Воспроизведение – процесс актуализации элементов прошлого опыта (образов, мыслей, чувств, движений). Относительно простая форма воспроизведения – узнавание. Это опознание воспринимаемого объекта или явления как уже известного по прошлому опыту посредством установления сходства между воспринимаемым объектом и образом, закреплённым в памяти. Воспроизведение бывает непроизвольным и произвольным. При непроизвольном воспроизведении образ всплывает без специальной задачи на актуализацию и без усилий со стороны человека. Произвольное осуществляется как сознательный, преднамеренный процесс актуализации прошлых опытов. Если в процессе воспроизведения встречаются затруднения, оно переходит в припоминание. Это активный, волевой процесс, осуществляемый как развёрнутая мыслительная деятельность. Типичный пример – построение учеником устного ответа. Успешность припоминания зависит от того, какие используются приёмы припоминания (важнейшие: составление плана, вызывание ассоциаций) и насколько мотивированно выполнение задачи. Забывание – процесс, заключающийся в потере возможности воспроизведения, а иногда даже узнавания ранее запомненного. Наиболее часто забывается то, что не значимо для человека, не связано с его актуальной деятельностью. При частичном забывании воспроизведение осуществляется не полностью или с ошибками. При полном забывании объект не воспроизводится и не узнаётся. При временном забывании человек не может вспомнить что-либо в нужный момент, а при длительном – он не вспоминает материал в течение долгого времени. Забывание может быть связано с влиянием предшествующей деятельности (проактивное торможение) или с отрицательным влиянием последующей деятельности на связи, выработанные в предшествующей деятельности (ретроактивное торможение). С временным забыванием связано явление реминисценции. Оно проявляется в том, что отсроченное воспроизведение оказывается более полным, нежели то, которое осуществляется сразу после запоминания. Обычно это бывает при запоминании большого по объёму материала и встречается чаще у детей, чем у взрослых. Забывание особенно интенсивно протекает сразу после заучивания, а затем замедляется. Сохранение – процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение. Сохранение материала определяется степенью его участия в деятельности личности. Существует сложная классификация видов памяти. По длительности сохранения информации выделяют сенсорную, кратковременную и долговременную память. Сенсорная, или мгновенная, память осуществляется на уровне рецепторов и сохраняет физические характеристики стимулов от 1.4 до 2 секунд. Кратковременную память отличает хранение информации до 30 секунд. Оттуда она переводится в долговременную или стирается. Объём кратковременной памяти – способность одновременно сохранять определённое число разнородных элементов информации. Объём равен 7+/-2 элемента независимо от характера запоминаемого материала (цифры, буквы, названия предметов). Подвид кратковременной памяти – оперативная. Время хранения информации в ней определяется конкретной задачей и может быть несколько больше, чем в кратковременной памяти. Долговременная память характеризуется практически неограниченным временем хранения материала и неограниченным объёмом. В ней хранятся все усвоенные человеком знания, сформированные навыки и умения, разнообразные впечатления. Не вся информация, хранящаяся в долговременной памяти, доступна для воспроизведения. Доступность обусловлена условиями запоминания, значимостью материала для субъекта. В зависимости от характера запоминаемого материала различают образную, вербальную, двигательную и эмоциональную память. В образной памяти сохраняются следы ощущений и восприятия (цвет травы, пение птиц, музыкальные мелодии, парфюмерные запахи). Образная память делится на зрительную, слуховую, осязательную, вкусовую и обонятельную. Иногда встречаются люди, обладающие так называемой эйдетической памятью. Эйдетические образы похожи на представление тем, что возникают в отсутствие предмета, но характеризуются такой детализированной наглядностью, которая недоступна обычному представлению. Вербальная (или словесно-логическая) память – основа овладения человеком родным и иностранными языками, а также всей суммой знаний, приобретаемых в процессе обучения. Содержание вербальной памяти – наши мысли. Это специфически человеческая память в отличие от остальных типов, которые в своих простейших формах свойственны и животным. Посредством двигательной памяти формируются моторные навыки, умения и значительная часть привычек. Двигательная память очень прочная. Эмоциональная память – сохранение и воспроизведение пережитых человеком эмоций и чувств. В зависимости от использования специальных средств различают непосредственную и опосредствованную память. Непосредственная память осуществляется без использования специальных средств. Для опосредствованной характерны внешние средства запоминания (узелок на память, зарубки) и внутренние (установление смысловых связей). В зависимости от целей деятельности память делят на непроизвольную и произвольную. Запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить, называется непроизвольной памятью. В тех случаях, когда мы ставим такую цель, говорят о произвольной памяти. Различные виды памяти представляют собой единство. Вербальная в каждом конкретном случае является либо произвольной, либо непроизвольной, кратковременной или долговременной. Различные виды памяти, выделенные по одному и тому же критерию, тоже взаимосвязаны. Так, двигательная и образная память не могут существовать изолированно друг от друга. Для каждого человека характерны индивидуально-типологические особенности памяти. Тип памяти определяется её специфическими качествами и преимущественным развитием одного или более видов. Тип памяти полезно учитывать при выборе занятий и профессии. Так эмоциональная память полезна в актёрской профессии. У некоторых людей индивидуально типологические особенности памяти делают её резко отличной от средних показателей. В таких случаях говорят о феноменальной памяти. Наполеон, например, знал своих солдат в лицо, помнил их имена и особенности характера.
19.ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЕЕ СТРОЕНИЕ Человек проявляет себя в деятельности. Через Д чел связывает себя с внешним миром, другими людьми, осуществляет свои цели и удовлетворяет потребности. Д осуществляется при участии всех психич процессов и свойств личности. Псих процессы позволяют челу ориентироваться в окружающем мире, познавать этот мир и самого себя. На этой основе происходит регуляция Д- и. Деятельность – внутренняя (психич) и внешняя (физическ) активность чела, кот регулируется сознательно поставленной целью. Развитие психически возможно только в деятельности. Чтобы развить память надо ее тренировать. Структура деятельности: - цель, -мотив, -действие –способы, при помощи которых достигается цель: умения, навыки, привычки; Цель Д – мыслимый результат предполагаемой деятельности. Цель определяет выбор средств, необходимых для ее выполнения. Выбор целей определяют объективные условия: историч эпоха, запросы общества, а также активность самого человека в постановке цели. Чел способен предвидеть результат своей деят-и, поэтому несет ответственность за выбор и реализацию целей. Многообразие Д порождает и многообразие мотивов. Мотивы мб далекими, близкими, личными, общественными. Действие – сознательно-мотивированный акт поведения чела, направленный на выполнение простой текущей задачи. Поступок - личностная форма поведения, в котором отражается отношение человека. Связан с развитием самосознания. Успешность поступка подчинена морально-этическим требованиям. Способы выполнения действия, подчиняются целям и мотивам Д:. Действия: - импульсивные (недостаточно осознанные, побуждаемые непосредственно переживаемыми потребностями) - волевые (связанные с преодолением трудностей, препятствий) - практические /внешние – забить гвоздь - умственные /внутренние – запомнить стих Практич и умств действия связаны по происхождению. Умственные возникли из практических. Процесс перехода от внешнего реального действия во внутренний идеальный план получил название интериоризации. Процесс перехода, реализации психических, умственных действий вовне в виде внешнего взаимодействия к предметам называется экстериоризацией (обращение к калькулятору) Двигательно-внешняя активность регулируется при помощи слова, образа, представления. Представление о движении вызывает само выполнение движения. Предварительное представление улучшает результат. Действия неотделимы от движений. Виды движений: - рабочие (трудовые операции) - речевые (движение речевых органов) - условные знаки (кивок головой) - вырзительные (мимика) - локомоторные (перемещение в пространстве, особенности походки, осанка) воспитание культуры движений- одна из основных задач воспитания ребенка, и заключается в совершенстве таких качеств движения как их сила, быстрота, точность., согласованность, плавность. Есть отдельные системы движений, которые протекают неосознанно (безусловные рефлексы, непроизвольные действия - поворачивание головы на звук). Есть группа движений, которые становятся автоматизированными в результате упражнений – навыки – это частичная автоматизированность, исполнение и регуляция целесообразных движений у чела. (речь, письмо, счет)обучения навыкам происходит в результате упражнений и запоминания необходимых действий. Упражнения - целенаправленные и систематические повторения. Приводящие к закреплению и совершению действий путем усвоения эффективных приемов работы. По мере упражнения меняются как количественные, так и качественные показатели работы. Опыт – усвоение новых, более совершенных способов. Перенос навыка - время влияния вырабатывает навыки на формирование нового. Перенос происходит, когда приходится работать с новым инструментом и в новых условиях. Интерференция навыков – тормозящее влияние выработанного навыка на формирование нового: - ассоциативное торможение (возникает на 1м этапе замены старого навыка новым) - репродуктивное торможение возникает по мере того, как новый навык упрочен. Умения - высшая форма навыка, объединенного с другими операциями и действиями и перешедшего на уровень устойчивого свойства личности; способ успешного выполнения действий, соответствующих целям и условиям этих действий. Требуют определенной активности. Упражнения укрепляют и совершенствуют умения (умение водить машину). Привычка – склонность чела к определенным действиям, кот переживаются и как потребность действовать определенным образом. Привычка часто обнаруживается и при отсутствии объективной необходимости. В отличие от навыков и умений. Привычкой мб слова, фразы, движения, действия, деятельность. Привычки – это прочно сложившаяся, психологически закрепленная часть опыт личности. Привычки стабилизируют и систематизируют само течение жизни. Но в относительной неизменности привычек заключено неизбежное противоречие с изменяющимися условиями жизни и деятельности, поэтому П должны время от времени меняться.. Привычки мб: - полезные; -неуместные; вредные.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 418; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.155.54 (0.01 с.) |