Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тестирование как форма педагогической диагностикиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Тест – система заданий, отобранных для педагогического измерения, диагностики. Требования: - четко знаем, что проверяем - знаем критерии проверки (# содержание - богатая лексика; правильность речи – отсутствие ошибок) - задания д.б. разнообразными, не шаблонными - задания д.б. представлены в системе, охватывающей изученный раздел знаний - д.б. и усложненные задачи - д.б. задачи на «перенос» знаний (применяем свои знания к новому материалу) - нужно учитывать уровень трудности задач - наличие подсказок д.б. обоснованно, подсказка д.б. дозированной и д. соответствовать уровню учащихся (подсказка м.б. поощрением; дети, медленно выполняющие работу, получив подсказку, выполняют работу быстрее; для «слабых детей» это возможность включиться в работу). Виды: - закрытые (выбираем ответ): multiple choice, multiple choice + completion, matching, slash technique (на уровне предложения, абзаца), intrusion (выкинуть ненужный элемент), - открытые (дописать предложение, ответить развернуто на вопрос, close technique (fill in the blanks, open the brackets) – восстановление текста (по подсказке и без). В тестах международного образца чаще используются тест-восстановление или multiple choice. Количество баллов высчитывается в зависимости от правильности выполнения заданий (100% - гениальный ученик / плохой тест; 85-90%- отлично, 70-75% - хорошо; 60-65% - удовлетворительно; меньше 60% - неуд.). в основном тестами проверяют лексико-грамматические навыки.
№ 30. Периодизация психического развития и становления личности. Существуют движущие силы психического развития, не сводимые ни к биологическим законам, ни к накоплению опыта; и результат развития невозможно предсказать. Он зависит от хода и исхода борьбы внутренних противоречий, в которой важна активность самого субъекта развития. Психическое развитие происходит по своим законам, за счёт собственных внутренних противоречий и состоит из ряда качественных преобразований, т.е. субъект развития изменяется качественно, а не только количественно → особое внимание к моментам переходов от одного качественно своеобразного возраста к другому → возникает концепция о закономерных возрастных кризисах в психическом развитии. Лев Семёнович Выготский видит источник психического развития ребёнка в идеальных формах бытия взрослого, задаваемых окружающей социальной средой. Все известные виды развития Выготский разделил на два типа: а) преформированное (# развитие растения из зерна: в зародыше содержатся все свойства будущего растения + заданы заранее все стадии и метаморфозы); б) непреформированное (# развитие Галактики, Земли, общества и ребёнка: нарастание и разрешение внутренних противоречий + важен сам ход развития, а не генетическая программа). Специфика психического развития ребёнка, по Выготскому, заключается: · в непреформированности, незаданности самого хода развития; · источник развития находится вне организма (детерминированность от общества); · субъект развития способен влиять на его ход и результат; · в наличии сензитивных периодов для развития каждой стороны детской психики.
Концепция Даниила Борисовича Эльконина. Соглашаясь с Выготским в том, что психическое развитие ребёнка – освоение идеальных форм бытия взрослого, существующих в социальной среде Эльконин выделил, что это освоение происходит лишь в процессе активной деятельности самого ребёнка. (Деятельность при этом, в соответствии с теорией Алексея Николаевича Леонтьева, способна порождать не только познавательные структуры, как у Жана Пиаже, но и мотивы, формирующие личность ребёнка.) Именно деятельность ребёнка ведёт за собой его психическое развитие. Эльконин ввёл понятие «ведущей деятельности», специфичной для каждого возраста. Все виды деятельности ребёнка можно условно поделить на 2 типа: 1) деятельность в системе «ребёнок - взрослый»: формирование мотивационно-потребностной сферы личности ребёнка в общении; 2) деятельность в системе «ребёнок – общественный предмет»: освоение способов действий с объектами культуры, с предметами, развитие операционно-технических возможностей. По Эльконину, происходит чередование ведущих типов деятельности. Периодизация психического развития ребёнка до 18 лет по Эльконину
Далее – юность (18-25 лет), молодость (до30), зрелость (от 30)… В периодизации Эльконина уделено место и кризисам, как переломным точкам, где отмечается наибольшее расхождение в уровне развития различных сторон личности ребёнка (потребностной и операциональной). Наиболее выраженные кризисы встречаются, когда развитие мотивационно-потребностной стороны личности отстаёт от её операциональных возможностей (# кризисы в 3 года и в 11 лет). Изменяется и соц. позиция ребёнка, и отношение общества к нему. Зарубежные исследователи: #В соответствии с постулатами психоанализа по З. Фрейду, психическое развитие – последовательное перемещение эрогенных зон, связанное с биологическим созреванием индивида. Недостаток удовлетворения желаний, потребностей ребёнка на какой-либо стадии как бы замораживает опред-ое кол-во психической энергии (фиксация либидо) → препятствие для дальнейшего нормального развития, т.к. переход на следующую стадию всё равно происходит вовремя, оставляя в личности черты психической незрелости. #Содержание стадий определяется средой обитания ребёнка → амер. Эрик Эриксон большое значение придаёт культурным традициям и эталонам, существующим в обществе. # Р. Сирс – социальное научение – от 0 до 1 года = социализация в диаде «мать - ребёнок» на основе первичных потребностей. Далее – научение внутри семьи, затем внесемейная фаза (в школе) – Л.Ф. Обухов. # Амер. психологи – важен ранний период детства. Детство делят на младенчество (до 2х лет), раннее детство (от 2 до 6), среднее (от 6 до 12), а далее – подростковый и юношеский возрасты – Г. Крайг. Критерии периодизации – соц. группы: диада, семья, школа, внешкольный социум. Отечественный подход. Специфика: социальный и биологический подходы понимаются по-разному. Раньше человек= «марионетка», сейчас – мы рассматриваем индивидуальные свойства на уровне его биологического начала, как условие развития ч-ка. Культура рассматривается как источник развития. Чел. деятельность = специфич. чел. Активность, которая обладает целым рядом свойств. Человек в эпоху своего становления не в состоянии осознать, что от него требует окруж. мир → важна роль взрослого: как носителя знания, которым ещё не обладает ребёнок + как носитель системы отношений. Наличие взрослого – неотъемлемая часть природы человека. Отеч. исследователи пришли к выводу, что в процессе развития человека можно выделить периоды, в рамках которых складываются общие черты людей, принадлежащих к определённому возрасту. По Выготскому, возраст – относительно замкнутый цикл развития, имеющий свою структуру и динамику. Возраст – не только физиологические изменения, но и соц. положение. Выготский строит периодизацию детского развития, применяя исключительно психологические критерии деления. Главное, что отделяет один возраст от другого, - это основное психологическое новообразование - новый тип строения личности и её деят-ти, те психические и соц-ые изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и определяют сознание ребёнка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь. Новые психические качества и свойства – показатель развития. К началу каждого возраста складываются определённые взаимоотношения между ребёнком и окружающей его социальной средой = социальная ситуация развития. Соц. ситуация развития складывается, определяется действием различных соц-ых институтов: семья, церковь, СМИ и т.д. (#Для дошкольника соц. сит. развития – институт семьи.) Соц. сит-я развития характеризуется отношениями со взрослыми (#нуклеарная семья = родители + ребёнок; но сущ. семья-община: # чеченцы). Развитие происходит в деятельности → для каждого возраста выдел. ведущая деятельность. В рамках этой деят-ти происходит основной процесс изменения. Изменяется и соц. сит. развития: созревающее к концу данного возраста новообразование разрушает старую соц. сит-ю развития и приводит к формированию новой, которая вызывает формирование другого возрастного новообразования. В раннем возрасте это особенно заметно. Эльконин разработал схему, модель развития, позволяющую понять, как работают механизмы развития – противоречия между своими возможностями и новыми задачами. В основе – ведущ. деят-ть: «мир людей» и «мир вещей» (см. выше). + Проблема возрастных кризисов. (Можно использовать при ответе на вопр.№10). Понятие кризиса вводилось в науку в случайном порядке. Сначала был открыт кризис 7ми лет (переход от дошкольного возраста к школьному), затем 3х лет (возраст строптивости и упрямства), 13ти лет (негативная фаза возраста полового созревания) – Ш. Бюлер. Концепции соц. научения: кризисы = периоды, когда влияния среды наиболее эффективны. Социогенетики настаивают на критичности (сензитивности) более ранних возрастов. Биологическая наследственность + соц. научение: качественные изменения психики игнорируются → понятие кризиса как периода приобретения нового качества отсутствует. Психоаналитическая традиция: качественное отличие одного этапа развития от другого. Но применялось понятие конфликта, а не кризиса. #Эриксон: кризис= конфликт противоборствующих на каждом этапе благоприятных и неблагоприятных тенденций развития. #П.П. Блонский: возрастные изменения могут происходить: постепенно=литически (фазы) и резко=критически (кризисы, эпохи и стадии). По Выготскому, чередование стабильных и критических периодов – закономерная особенность психического развития. Регулярность кризисов, переломных пунктов в развитии, подтверждает, что развитие ребёнка – процесс диалектический, в котором переход от одной ступени к другой совершается не эволюционным, а революционным путём, скачкообразно. Особенности критических периодов детского развития:
По Выготскому, содержание развития в критические возрасты заключается в возникновении новообразований. Но последователи Выготского (#К.Н. Поливанова) описывают содержание кризиса как субъективизацию новообразования – обнаружение самим субъектом собственного желания или действия, превращение новообразования в способность самого действующего субъекта, т.е. достигнутое в стабильном возрасте умение сущ-ет лишь объективно, но до кризиса не представлено самому ребёнку. В кризисе рождается субъектность акта развития, т.е. возникновение новообразования проходит 2 этапа: формирование новообразования (в стабильный период) и его субъективизация (в кризисе). Поскольку взрослый человек тоже меняется в системе общественных отношений, кризис играет во взрослом периоде ту же роль, что в детстве и юности, т.е. полное его разрешение обеспечивает дальнейшее поступательное развитие. У взрослого нормальные кризисы развития происходят раз в 6-8 лет. Другие исследователи считают, что наступление кризиса связано не с хронологией жизни, а с жизненными поворотными событиями, заставляя ч-ка переосмысливать своё прошлое, пересматривать цели и менять ведущие мотивы. № 31. Полимотивированность деятельности учения.
Познавательная деятельность – единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деят-ти. Она осуществляется во всех видах деят-ти и соц-ых взаимоотношений учащихся (производительный и общественно полезный труд, ценностно-ориентационная и худ-но-эстетическая деят-ть, общение) + путём выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач и т.п.). Но только в процессе обучения познание приобретает чёткое оформление в особой, присущей только человеку, учебно-познавательной деят-ти = учении. Это деят-ть учащихся в процессе обучения. Учение как специфический вид деят-ти имеет свою структуру, закономерности развития функционирования. Возможность её осуществления обусловлена способностью ч-ка регулировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Цель учения – познание, сбор и переработка информации об окруж. мире, в конечном итоге выражающиеся в знаниях, умениях и навыках, системе отношений и общем развитии. Важнейший компонент учения - мотивы = те побуждения, которыми ученик руководствуется, осуществляя учебные действия или учебную деят-ть в целом. В учебной ситуации должны быть мотивы, движущие ученика к гностической цели – овладению определёнными знаниями и умениями. К учению ученика побуждает не 1, а ряд мотивов различного свойства, каждый из которых выступает во взаимодействии с другими. → Учение имеет полимотивированный характер. Каждая реальная чел. деят-ть полимотивирована, т.е. подчиняется не одному мотиву, а нескольким, всей их иерархической системе → происходит как бы расщепление, распределение функций между несколькими мотивами. (#широкие мотивы выполняют смыслообразующую функцию, а узкие – реальные побудители: ч-к длительное время выполняет неинтересную, субъективно не нужную работу. Узкие мотивы: угроза наказания, возможность поощрения. Широкие мотивы: будущая жизнь, мечты, нравственные ценности. Широкие и узкие мотивы могут меняться местами, перераспределять свои функции, что ведёт к переосмыслению всего происходящего с чел-ом). Всё многообразие мотивов учебной деятельности школьников можно представить тремя взаимосвязанными группами: · Непосредственно-побуждающие (в основе - эмоциональные проявления личности, полож. и отриц. эмоции: новизна, занимательность, страх перед учителем и т.д.); · Перспективно-побуждающие (в основе – понимание значимости знания вообще и учебного предмета в частности: осознание значения предмета, связывание его с будущей самостоятельной жизнью, развитое чувство долга, ответственности); · Интеллектуально-побуждающие (в основе – получение удовлетворения от самого процесса познания: интерес к знаниям, любознательность, стремление расширить свой культурный уровень). Необходимо актуализировать мотивы учения всех трёх групп + отмечать предпочтительность и действенность мотивов 3-ей группы. Интеллектуально-побуждающие мотивы включают: а) Познавательные интересы и потребности как компонент учебного процесса. Основа развития познавательных интересов – высокий уровень обучения + его научное содержание и педагогически целесообразная организация активного и самостоятельного познания. Принято различать уровни познавательного интереса + определять пути и создавать условия его формирования (по Г.И. Щукиной):
Познавательный интерес формируется в процессе обучения через предметное содержание деят-ти и отношения между участниками учебного процесса при использовании новизны знаний, проблемности в обучении, современных данных о достижениях науки и техники, личностной значимости зананий, умений, навыков, работ творческого характера, взаимоконтроля учащихся. б) Учебные действия (операции), совершаемые в соответствии с осознанной целью на всех этапах решения учебной задачи. Они могут быть:
Главный инструмент познания – мышление → основное внимание в процессе руководства деят-тью школьников нужно уделять развитию мыслительных действий и конкретных мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение и др.). в) Действия контроля, оценки и анализа результатов. Самоконтроль, самооценка и самоанализ, которые осуществляют школьники в процессе обучения, формируются на основе наблюдения аналогичных обучающих действий учителя. → Нужно привлекать учащихся к наблюдению деят-ти своих сверстников, организовывать взаимоконтроль, взаимооценку и взаимоанализ результатов деят-ти на основе установленных критериев.
|
||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.92.5 (0.009 с.) |