Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Познавательный процесс как средство обученияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Познавательный процесс — это внутренний своеобразный процесс самой личности, затрагивающий наиболее значительные ее стороны. Суть его состоит в стремлении школьника глубже и основательнее проникнуть в предмет. Познавательный интерес очень сильно влияет на педагогический процесс и рассматривается как внешний стимул педагогического процесса, как средство активизации познавательной деятельности ученика и эффективный инструмент учителя. На познавательный интерес учащихся, в первую очередь, влияет мастерство учителя. При этом следует учитывать, что А) познавательный процесс как средство обучения не всегда может оказывать тот эффект, который важен для познавательного интереса как свойства личности ученика. Б) суть познавательного процесса (см. выше) не должна подменяться другими, пусть не менее важными стимулами. Всегда нужно обращать внимание на внутренние процессы познавательной деятельности учеников, нельзя подходить к познавательному процессу односторонне, ограничиваясь лишь внешней сферой. Познавательный процесс как прием обучения становится надежным только тогда, когда используется наряду со средствами развивающего обучения. Преподаватель должен не только вносить элементы оживления в обучения, но и приоткрывать для себя сами процессы познавательной деятельности. Здесь очень важную роль играет занимательность. Щукина обращает особое внимание на это понятие. Она утверждает, что взгляды различных ученых на занимательность существенно различаются. Так Ананьев проводит различие между занимательностью и интересностью занятия. Занимательность, по Ананьеву, эффективна в конкретной ситуации, в то время как интерес активизирует умственную деятельность вообще. Занимательность же не приводит к существенному сдвигу в умственной деятельности. Другие ученые (например, Перельман) наоборот придают занимательности огромное значение, так как она является главным средством популяризации науки, что очень важно в наше время. Занимательность делает сложные научные истины понятными непосвященному человеку, возбуждая в нем процесс мышления. Смысл занимательной науки Перельман видел в пополнении школьной подготовки, в том, чтобы предупредить читателей от верхоглядства и научить их знать факты. Занимательность — это дополнительное средство для тех, кто только ступил на путь изучения той или иной науки, средство, которое заставляет мысль работать. Перельман не противопоставляет занимательность интересу, а считает неотъемлемой принадлежностью интересного обучения. Щукина, скорее, рассматривает занимательность как средство привлечения интереса к предмету или процессу изучения, которое способствует переходу познавательного интереса со стадии простой ориентировки, ситуативного эпизодического интереса, на стадии более устойчивого познавательного отношения. Занимательность, как правило, связана с интересными сторонами вещей, явлений, процессов, воздействующих на человека. Некоторые элементы занимательности вызывают чувство удивления, которое по сути является началом всякого познания и сильнейшими побудителями познавательного процесса и, следовательно, они крайне важны в педагогическом процессе. Это следующие элементы: 1) новизна 2) необычность 3) неожиданность 4) странность 5) несоответствие прежним представлениям То есть занимательность как стимул познавательного интереса, как средство обучения и как средство популяризации научных знаний, с одной стороны, делает научные знания доступными, с другой стороны — способствует лучшему протеканию познавательных процессов человека, активизации его мышления. Однако занимательность может давать различный эффект, она может 1) быть эмотивной и длиться непродолжительное время 2) привести к устойчивому познавательному интересу В некоторых случаях занимательность может быть даже помехой в обучении, так как вызывает бурную эмоциональную реакцию – признак интереса, но не стимулирует более глубокое изучение предмета. Поэтому содержание науки ни в коем случае не должно приноситься в жертву занимательности. Таким образом относительно занимательности существуют разные позиции: занимательность – помеха в обучении и занимательность – необходимый элемент обучения. Щукина же пытается как бы совместить два этих взгляда, утверждая, что занимательность — важное и в то же время достаточно острое средство обучения. Чтобы правильно использовать занимательность необходимо знать, каким может быть назначение занимательности в учебном процессе: 1) Она может являться первоначальным толчком познавательного интереса, своеобразным трамплином к углубленной познавательной деятельности. 2) Она может служить опорой эмоциональной памяти, средством запоминания особенно трудных разделов и тем учебных курсов. 3) Иногда учитель удачно использует занимательность как своеобразную разрядку напряженной обстановки в классе как средство переключения эмоций, влияния, мыслей. 4) Она также используется как средство повышения эмоционального тонуса учебной деятельности учащихся, мобилизации их внимания. Используя занимательность нельзя забывать о подлинных целях обучения.
2) ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС КАК МОТИВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Наиболее существенным проявлением познавательного процесса является выступление его в качестве мотива учебной деятельности. Познавательный интерес всегда имеет свой предмет, в нем ясно выражена направленность на определенную предметную область, к более глубокому познанию которой и стремится ученик. В мотиве выражено влияние объективного мира на человека. Однако для образования мотивов недостаточно только внешних стимулов, внешние стимулы должны опираться на потребности самой личности. Лишь то, что для самой личности представляет интерес, закрепляется и утверждается в мотиве. Относительно природы мотивов также существуют разные точки зрения. Леонтьев, например, считает, что объективная основа мотива лежит во внешнем мире. Нюттен же считает, что мотив – внутренняя ориентировка человека, которая направлена к тому, что ему нужно. Как мотив учения познавательный интерес имеет ряд преимуществ перед другими мотивами, которые могут существовать вместе и наряду с ним. Как мотив обучения познавательный интерес имеет следующие характеристики: 1. По данным исследований, приведенных Щукиной, познавательный интерес фигурирует среди других мотивов учения школьника как мотив, которому отдается предпочтение. 2. Особенностью познавательного интереса как мотива учения школьника является также и то, что в нем как бы совмещается план знаемых и реальных мотивов. По материалам исследования можно установить, что познавательный интерес как мотив учения является «самым личностным». То есть подросток руководствуется им непосредственно, постоянно и повседневно. Познавательный интерес побуждает к реальным действиям и поэтому выступает в педагогических явлениях и как цель, и как средство. Познавательный интерес как мотив не несет в себе таких потенциальных опасностей, как, например социальные мотивы, которые часто бывают вербальны и могут оказывать отрицательное влияние на процесс обучения. Правда, существует опасность того, что самостоятельность действий школьника попадет в зависимость от познавательного интереса (так считает польский психолог Томашевский), но это справедливо лишь в отношении ситуативного интереса, побуждаемого занимательностью. Что же касается устойчивого познавательного интереса, то он в большей мере обусловлен внутренней мотивацией и не так подвержен изменениям. 3. Особенностью познавательного интереса как мотива учения, по Щукиной, является и то, что он раньше и более ясно, чем другие мотивы, осознается школьником. 4. Щукина считает, что для характеристики познавательного интереса чрезвычайно важен термин «бескорыстный», так как деятельность под влиянием познавательного интереса вызывает глубочайшее удовлетворение. 5. Будучи сильным мотивом учения, познавательный интерес, создавая «внутреннюю среду» развития, существенно меняет саму деятельность, таким образом ученик становится не только объектом, но и субъектом воспитания. 6. Как и всякий мотив, познавательный интерес не обособлен, он развивается в кругу других мотивов и взаимодействует с ними. Например, существует тесная связь мотивов социальных, а также моральных и познавательного интереса.
3. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС КАК УСТОЙЧИВАЯ ЧЕРТА ЛИЧНОСТИ И, наконец, познавательный интерес может выступать как устойчивое качество личности. Любознательность, «жажда знаний», готовность к познанию — все это разные выражения познавательной направленности личности, в основе которой лежит познавательный интерес. Постоянно функционирующий в деятельности школьника познавательный интерес, взаимодействуя с устойчивыми способами поведения, все больше и больше закрепляясь, становится в конце концов устойчивой чертой характера и определяет активность школьника в учении. Формирование этой черты личности необычайно благотворно сказывается на всем развитии ученика. Превращение первоначального познавательного отношения в устойчивую черту личности совершается в общем процессе становления личности, в ходе обучения и воспитания. Приобретая устойчивость, познавательный интерес становится одной из главных сил умственного развития и поведения (Ананьев). Познавательные мотивы на этапе их становления могут не выступать в качестве стремления к овладению теоретическими знаниями в какой-либо предметной области. Интерес учащихся может быть направлен на прикладную часть соответствующих знаний. Интересно, что процесс становления познавательного интереса как устойчивой черты личности эффективнее происходит в коллективе. Будучи устойчивой чертой личности, познавательный интерес определяет характер не только познавательной, но и общественной направленности, способствует формированию отношения личности к действительности. Познавательный интерес развивается, прежде всего в деятельности школьника, где формируется познавательное отношения его к действительности. Полноценное развитие познавательного интереса происходит в общей структуре личности и тесной связи с другими мотивами, тогда он способствует духовному обогащению личности и здоровой интеллектуализации деятельности. Исследования показывают, что познавательный интерес имеется не у каждого подростка и имеет различный характер. Кроме того, познавательный интерес имеет различный характер: локальный или широкий, направленный на многие предметы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 954; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.68.201 (0.013 с.) |