Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос №24: Основные теории и концепции личности.

Поиск

Человеческая психика существует в не­коей целостности. Это личностная, субъектная, неразделимая сис­темность, интегрированность. Психику производит и несет в себе живой человек, личность, индивид, индивидуальность, субъект, а не какие-то его части или аспекты. понятие личности является одним из узловых, базовых и наиболее употребляемых в отечественной литературе по психологии. Хотя трактовка данного понятия, не однозначна.

1. Главной особенностью человека как вида является его соци­альность. Человек появился, сформировался вместе с обществом, и социум возник вместе с человеком. Эти категории, явления не отде­лимы, не существуют вне своего единства. Последнее не означает, конечно, что у человека нет биологической специфики (например, всеядность, прямохождение). Но и его биологические особенности в значительной мере обусловлены социально, точнее, объединены с ними в некое жизненное единство. Человек существует в среде не только природной, биологической, но и социальной. Его психику «производит» не только нервная система, но и социальные взаимо­действия и отношения людей.

Ни одна высшая психическая функция у человека не является полностью унаследованной или врожденной, гарантированной, од­нозначно предопределенной биологическими механизмами. Каж­дая из них есть результат прижизненного формирования и разви­тия в процессе социального бытия, в котором возникают особые психологические феномены, механизмы и закономерности.

У человека формируется особый вид социогенных психических образований, обусловленных его исключительно социальной приро­дой. Такие психологические феномены обеспечиваются соответству­ющими биологическими, нервными субстратами, но они в опреде­ленном смысле «отрываются» от исконной биологической жизни, переходя на уровень более широкой, социальной категории челове­ческой жизни. Известно, что человек совершает поступки, которые никак не связаны с сохранением и продолжением собственной жизни, даже идут против нее во имя реализации нравственных идеалов. Психологи говорят, что только человек может делать бессмыслицу. Животное этого делать не умеет. Здесь имеется в виду необяза­тельность наличия в поведении индивида четкого биологического смысла, когда, к примеру, физически изнемогающий человек продол­жает с трудом работать во имя исполнения своих общественных обязанностей. Подобное возможно потому, что человеку присущ особый вид социогенных потребностей, т.е. таких, которые не име­ют порой даже опосредствованной связи с потребностями биологи­ческими. Человек освобождается от неукоснительно строгого сле­дования своим неустранимым физиологическим нуждам. В резуль­тате его поведение становится свободным. Психика и поведение приобретают специфически человеческую направленность, вследствие чего отражаются предметы, совершаются действия, не име­ющие прагматически узкого значения выжить. Развиваются науки и культуры, искусства и религии, возникает челове­ческая духовность.

2. Второй и также социально обусловленной особенностью че­ловеческой психики и поведения является присвоение, активное усвоение индивидом общечеловеческого опыта, исторически сло­жившегося в жизни и деятельности предшествующих поколений. Этот опыт не механически транслируется от несущего источника к пассивно воспринимающему приемнику. Он активно перерабаты­вается, присваивается, интериоризуется во взаимодействии челове­ка и мира.

Выделяют два средства, две формы такой «передачи» опыта: это предметы и орудия труда и деятельности в целом, которые несут в себе «обучающую» функцию, поскольку предопределяют собой и конечный результат, и саму логику дей­ствий человека с предметами окружающего мира, становятся материализацией, кристаллизацией человеческой мысли, всей психики; а также знаки, язы­ки и речь.

Однако. психологически центральным средством сохранения и передачи опыта являются искусственно созданные человечеством знаки, языки и речь. Знак заменяет собой предмет (вещь, явление, качество, действие) и пото­му производит психологическое «удвоение» мира. С одной стороны, есть объективный мир реальных предметов. С другой стороны, столь же объективный мир его символических заменителей, с которыми человек может работать самостоятельно. Созданное человеком слово не просто заменяет мир, оно как бы анализирует его, раскладывая на составные части, предметы-слова. В самой возможности такого обращения с отражаемым объективным миром заключается еще одна сторона свободы человеческой психики и поведения.

3. Отсюда вытекает еще одна характерная особенность челове­ческой психики, заключающаяся в наличии возможности, способ­ности отражения абстрактных признаков или свойств предме­тов объективного мира. Это мысленное обобщение отраженного мира до уровня выделения объективно существующих связей и закономерностей. Человек отражает то, что не дано в виде чув­ственного, наглядного опыта. Например, человеку физически не­возможно воспринять скорость света, увидеть устройство солнечной системы, определить температуру в тысячу градусов. Но человек может все это представить, сформулировать в виде разнообраз­ных объективных и мысленных знаковых моделей. Отсюда для человека возможно истинное познание мира, в чем заключается еще одна сторона свободы человеческой психики и поведения. Это свобода познания мира и себя в нем. Потому для личности характерны фантазии и творчество, предвидение и прогноз, управ­ление и самоуправление.

Сознание как высшая форма человеческой психики

Сугубо качественной особенностью человеческой психики, непо­средственно связанной с вышеперечисленными, выступает наличие сознания, являющегося своего рода вершиной психического отраже­ния. Сознание — это такое отражение, в котором объективная дей­ствительность как бы отделяется от субъективного к ней отноше­ния человека. В результате в образе сознании выделяются две плос­кости: объективная, или Мир, и субъективная, или «Я», личное переживание, отношение к предмету.

Сознание — это принятие, осознание реально, вне зависимости от личности существующего бытия.

Нельзя принять и познать Мир, не выделив в нем себя, не вычле­нив из отраженного мира субъективное «Я» как объект и как связан­ное с ним переживаемое отношение. Но такая высшая, двухплоскостная, осознанная субъективность невозможна без параллельного при­нятия и выделения объективности. Они всегда сосуществуют в своем единстве, в отношениях. С.Л. Рубинштейн отмечал, что наличие сознания позволяет человеку находить, выделять, систематизиро­вать объективные, устойчивые свойства мира. Без участия созна­ния невозможно истинное, человеческое познание.

Вопрос о происхождении, природе и сущности сознания всегда являлся одним из центральных и дискуссионных для психологии и философии. Исходя из существующей диалектико-материалистической конструкции, рассмотрим сознание в контексте известной «формулы» К. Маркса (1818—1883), согласно которой «бытие оп­ределяет сознание». Подчеркнем, что данная схема согласно клас­сике одинаково действенна и в обратном направлении: сознание непременно определяет бытие человека. Реальные связи, отноше­ния бытия и сознания являются диалектичными, взаимообусловливающими. Связи сознания и жизни неисчислимы и многолики, как сама жизнь, как мир, как человек.

Поскольку индивидуально осуществляемая деятельность являет­ся распределенной, в ней психологически не совпадают, разводятся ее мотив, т.е. то, что побуждает человека действовать, и цель, как то, что достигается в результате совершения единичного, промежуточ­ного акта деятельности. Это социально обусловленное, закономер­ное несовпадение или отношение в деятельности мотива и цели по­рождают смысл как некую составляющую, «единицу» сознания. (Хрестоматийный пример про охоту древних людей, все охотятся вместе, только у них разные цели, но мотив один: одни шумят, чтобы загнать зверя в яму, другие ведут себя тихо и ждут его у ямы).

В психологической структуре сознания можно выделить три условных составляющих:

чувственное содержание, которое представляет собой саму «картинку», исходный образ отраженного мира. Это результат ра­боты органов чувствительности, всего познания.

значение — это объективная составляющая сознания, представ­ляющая собой систему объективных, сложившихся в исторической практике людей знаний, толкований, способов применения данного предмета или слова, его заменяющего. Значение существует объек­тивно и двояко: как принадлежащее всему человечеству и как факт индивидуального сознания.

смысл — это субъективное, личностное, индивидуальное значе­ние, которое наиболее соответствует ситуации, контексту, личности в целом и рождается в деятельности человека, т.е. в отношениях реально действующих мотива и цели. Смысл субъективен, принад­лежит индивидуальному сознанию и отвечает на личностный воп­рос: «зачем?». В результате объективное знание пронизывается пристрастностью, отношением, субъектностью и становится созна­нием, перерастает в него психологически, личностно. Значение ста­новится как бы живым, реально задействованным. Оно превращает­ся в смысл, другими словами, в одно из значений, выбранных лич­ностью в условиях социально организованной, распределенной человеческой деятельности.

Как объективное знание, принадлежащее всему человечеству, значение относительно постоянно и меняется по законам позна­ния. Субъективный смысл еще более переменчив, поскольку рож­дается и существует в конкретной личности и деятельности, в ди­намичной ситуации жизни.

В структуре сознания объективное значение и субъективный смысл, разумеется, не совпадают. Сложные межплоскостные отно­шения между ними определяют собой специфику всякого индиви­дуального сознания. Личности присущ некий оптимум таких объективно-субъективных отношений, и в случаях его нарушения в пси­хологии принято говорить о явлениях дезинтеграции сознания, когда между значением и смыслом существуют резкие противоречия, оче­видные несоответствия.

Вот простейший пример, имеющий выраженную социальную при­роду. Автослесарь мечтает, чтобы автомобиль скорее сломался снова, чтобы предоставить новую возможность для заработка. Налицо явное противоречие объективного значения и субъективного смысла данной трудовой деятельности человека, т.е. проявление дезинтеграции сознания.

Знания у людей могут быть достаточно по­хожими, почти одинаковыми, но сознание как отношение к знанию всегда уникально.

Как и все в психике, сознание динамично, поскольку переменчи­во объективное бытие, переменчив сам человек. Можно выделить два основных направления изменения (развития или, напротив, редукции) сознания.

1. Во-первых, изменяется круг предметов и явлений осознава­емого мира. В онтогенезе психики и личности он вначале расши­ряется, затем (параллельно) может сужаться. Человек осознает лишь то, что входит в его реальное бытие, с чем он имеет материальные или мысленные, идеальные взаимодействия, взаимоотношения.

2. Второе направление изменения и развития сознания заклю­чается в изменении отношений между значением и смыслом, су­ществующих в индивидуальном сознании. Данные отношения и вза­имодействия могут усложняться и упрощаться, сужаться и расши­ряться, исчезать и появляться, ослабевать и крепнуть. И все это — категории прежде всего качественные, содержательные. Здесь раз­личаются три взаимозависимых источника возможных изменений: за счет значений, посредством смыслов, путем изменения отноше­ний и связей между ними. В обеспечении названных изменений работают разные психологические процессы и механизмы. Расширение системы значений осуществляется за счет познания, приоб­ретения жизненного опыта, путем научения и обучения. Смысл со­здается в самой структуре деятельности человека, в отношениях мотива и цели. Субъективному смыслу обучить нельзя, он форми­руется в самом индивиде и самим индивидом посредством приращения,»переустройства потребностно-мотивационнои сферы лично­сти, поведения и деятельности, путем изменения их психологиче­ской структуры. Отношения и связи значения и смысла являются взаимными, многосторонними, динамичными. Известно, что смысл выражается в значениях (А.Н. Леонтьев), но и значения создаются, существуют за счет наличия тех или иных смыслов. Возникшее сознание не просто дополняет собой бессознательно существующий психический образ. Сознание качественно меняет, преобразует его, переводя на принципиально новый содержатель­ный, собственно человеческий уровень. Осознанные психические процессы становятся произвольными, относительно устойчивыми, управляемыми. Появляются возможности рефлексии как отра­жения, планирования и управления собственными психическими процессами, свойствами и состояниями. В человеческой психике формируется самосознание. Именно поэтому сознание не только отражает мир и бытие, но в определенной степени их творит и преобразует. Между осознанным и неосознанным миром, между сознательным и бессознательным в психике существуют опреде­ленные, порой противоречивые отношения, взаимодействия, связи.

Личность и ее психологическая структура

Понятие человек является самым широким. Это принятая клас­сическая научная абстракция, обобщенное название особого вида живого существа — «Человека разумного», или Ногтю зар1еп5. В понятии человека объединено все: природное, социальное, энергети­ческое, биохимическое, медицинское, космическое.

Личность — человек, развивающийся в обществе и вступа­ющий во взаимодействие и общение с другими людьми с помощью языка. Это человек как член общества, спрессованная социальность, результат формирования, развития и социализации как вхождения в общество и в самого себя. Сказанное не означает, что личность — это существо исключительно социальное, лишенное биологических характеристик. В психологии личности биологическое и социаль­ное существуют не рядоположенно, не в противодействии или в дополнении, а в реальном единстве. В то же время понятия «человек» и «личность» не синонимичны. Последнее подчеркивает социальную ориентированность человека, который становится личностью, если развивается в обществе (в отличие, например, от «диких детей»), взаимодействует и общается с другими людьми (в отличие, скажем, от больных от рождения). Причем у каждого человека существует несколько личност­ных проявлений в зависимости от того, на какую часть общества он проецируется: семья, работа, дружба.

Индивид — категория, указывающая на принадлежность к чело­веческому роду. Это подчеркивание единичности (в отличие от человека) и неделимости (в отличие от личности). Индивид акцен­тирует в человеке биологическое, но вовсе не исключает социальных составляющих, присущих человеческому роду. Человек рождается конкретным индивидом, но, став личностью, не перестает быть одно­временно индивидом.

Индивидуальность — категория, подчеркивающая уникальность и самостоятельность каждой единичной психики (личности, инди­вида, субъекта). Каждый человек неповторим, и для психологии это такая же исходная данность, как само наличие психики. Другое дело, что не всегда и не все изучаемые психические явления рас­сматриваются на уровне их индивидуальности, действительной уникальности. Наука невозможна без обобщений, без той или иной типизации, типологизации. Тогда как реальная психологическая практика тем эффективнее, чем более она индивидуализирована.

Субъект — это указание на конкретного, живого, одушевленно­го носителя психологической феноменологии, деятельности и пове­дения. Субъект традиционно противопоставляется объекту, но сам по себе он объективен.

Таким образом, в соответствии с обозначенной терминологией человеческая психика может быть исследована и описана в разли­чающихся, но неизбежно объективно перекрещивающихся аспек­тах: личностном, индивидном, индивидуальном, субъектном.

Каждый человек многолик и целостен, ординарен и уникален, един и разрознен, переменчив и стабилен. И все это сосу­ществует одновременно: в телесной, социальной, психической и ду­ховной организации. Психологическая структура (или психический облик) лично­сти — это некая целостная система, модель качеств и свойств, до­статочно полно характеризующая психологические особенности личности (человека, индивида, субъекта). Все психические процес­сы осуществляются в конкретной личности, но не все выступают в качестве ее отличительных свойств. К последним относятся только некоторые, наиболее значимые, связанные с другими, устойчивые, имеющие специфическую проекцию на социальные взаимодействия и отношения человека с другими людьми.

Во-первых, это шкала временной и количественной изменчивос­ти — стабильности качества или свойства личности. Положим, настроение человека более переменчиво, чем его характер, а направлен­ность личности более устойчива, чем текущие заботы и увлечения.

Во-вторых, это шкала уникальности-всеобщности исследуемого психического параметра в зависимости от его представленности, распределенности в людях. Например, всем в разной мере присуще свойство эмпатии, но не все являются альтруистами, или, напротив, убежденными эгоистами и мизантропами.

В-третьих, это мера участия процессов осознания и осмысления в функционировании психического свойства. С ней связаны «уро­вень» субъективной переживаемости, степень управляемости и воз­можности саморегуляции психики и поведения. Скажем, один чело­век понимает и принимает свою сопричастность к выполняемой работе, а другой делает это неосознанно, формально.

В-четвертых, степень внешнего проявления, поведенческого вы­хода. Это практическая, собственно жизненная значимость личнос­ти. Например, оба родителя одинаково искренне любят своего ре­бенка. Но один проявляет это в нежности и гиперопеке, а другой — в преднамеренной строгости и повышенной требовательности.

К названным параметрам психических качеств могут быть добав­лены меры их врожденности либо приобретенности, анатомо-физиологической нормы либо отклонения, возрастной или профессиональной обусловленности.

Мы используем модель психологической структу­ры личности, построенную на основе совмещения двух известных схем отечественной психологии, разработанных вначале С.Л. Ру­бинштейном, а затем К.К. Платоновым (1904—1985).

Это базовая психологическая модель личности исходит из личностно-деятельностного подхода, основана на принятии целостнос­ти и динамической сопряженности, системности структуры личнос­ти, на допущении объективной измеримости и жизненной значимо­сти выделенных личностных параметров. Данная структура включает в себя шесть взаимосвязанных подструктур. Личность целостна, но это не означает ее однородности. Выделенные подструктуры имеют место в реальном единстве, но не в тождестве и не в противопостав­лении. Они условно выделяются лишь для получения некоторой аналитической схемы психики целостной личности. Личность дина­мична и самоустойчива. Она преобразует мир, и вместе с тем сама преобразуется, т.е. саморазвивается, реализуя целенаправленное по­ведение в социальной и предметной среде. Личность и деятельность существуют в единстве.

Итак, в личности выделяются следующие психологические со­ставляющие, или относительно «автономные» подструктуры:

направленность личности;

• самосознание;

• способности и задатки;

• темперамент и характер;

• особенности психических процессов и состояний;

• психический опыт личности.

 

А ТЕПЕРЬ ПРОСОВЕТСКИЙ УЧЕБНИК ПЕТРОВСКОГО О ТОМ ЖЕ!)))

В понятии «индивид» воплощена родовая принадлежность человека. Индивидом можно считать и новорожденного, и взрослого, и мыслителя, и идиота, и представителя племени, находящегося на стадии дикости, и высокообразованного жителя цивилизованной страны. По­являясь на свет как индивид, человек обретает особое социаль­ное качество, становится личностью. Еще в детстве индивид включается в исторически сложившуюся систему общественных отношений, которую он застает уже готовой. Дальнейшее разви­тие человека в обществе создает такое переплетение отношений, которое формирует его как личность.

Личностью в психологии обозначается системное социаль­ное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятель­ности и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде. Личность не равнаиндивид; это особое качество, которое приобре­тается индивидом в обществе, в целокупности отношений, об­щественных по своей природе, в которые индивид вовлекает­ся.

Межличностные связи, формирующие личность в коллекти­ве, внешне выступают в форме общения, или субъектсубъ­ектного отношения, существующего наряду с субъектобъект­ным отношением, характерным для предметной деятельности. Однако момент, факт опосредствования остается центральным звеном не только для предметной деятельности, но и для об­щения.

Все сказанное позволяет понять личность в качестве субъ­екта относительно устойчивой системы межиндивидных (субъ­ектобъектсубъектных и субъектсубъектобъектных) отношений, складывающихся в деятельности и общении.

Особенности человека выступают как черты его индивидуальности, но не входят с необходимостью в харак­теристику его личности хотя бы потому, что они могут быть и не представлены в формах деятельности и общения, сущест­венно важных для группы, в которую включен индивид, обла­дающий этими чертами. Если черты индивидуальности не пред­ставлены в системе межличностных отношений, то они оказы­ваются несущественными для оценки личности индивида и не получают условий для развития. Как собственно личностные выступают только те индивидуальные качества, которые в наи­большей степени «втянуты» в ведущую для данной социальной общности деятельность. Индивидуальные особенности человека до из­вестного времени остаются «немыми», пока они не станут не­обходимыми в системе межличностных отношений, субъектом которых выступит данный человек как личность.

Итак, индивидуальность есть только одна из сторон лич­ности человека. Именно поэтому следует выделить значимую для педагога задачу осуществления индивидуального подхода к учащемуся, который предполагает учет его дифференциально-психологических особенностей (памяти, внимания, типа темперамента, раз­витости тех или иных способностей и т. п.), т. е. выяснение то­го, чем этот ученик отличается от своих сверстников и как в связи с этим следует строить воспитательную работу. Вместе с тем необходимо понимать, что индивидуальный подход — это всего лишь аспект более общего, личностного подхода к школьнику, который строится на изучении условий и обстоя­тельств включенности подростка или юноши в систему межиндивидных отношений со взрослыми, учителями и родителя­ми, со сверстниками обоего пола, соучениками и соученицами.

Если индивидуальный подход в педагогике и психологии оказывается оторванным от личностного подхода, то он ведет к «коллекционированию» черт индивидуальности ребенка, без должного понимания того, какие выводы можно сделать на ос­новании составления такой «коллекции». Личность ученика, включенного в систему действительных ее отношений, должна оставаться постоянно в иоле зрения пе­дагога, задачей которого всегда остается обогащение духовного мира учащихся.

Таким образом, очевидно, что структура личности человека шире структуры индивидуальности. Поэтому в первую следует включать не только черты и общее строение его индивидуаль­ности, наиболее полно выраженные в темпераменте, характе­ре, способностях и т. д., но и то, как личность обнаруживает себя в группах разного уровня развития, в межиндивидных отношениях, опосредствованных ведущей для этой группы дея­тельностью. Индивидуально-типическое выступает существенно по-разному в зависимости от развития той общности, в которой живет и фор­мируется личность, и от характера, ценностей и целей деятель­ности, опосредствующих межиндивидные отношения.

В структуру личности, таким образом входит системная организация ее индивидуальности. выделяется первая составляющая струк­туры личности — ее внутрииндивидная (интраиндивидная) под­система. Одну из характеристик структуры личности следует ис­кать в «пространстве» вне органического тела индивида, ко­торое составляет интериндивидную подсистему личности. Есть возможность выделить третью составляющую структуры личности — метаиндивидную (надиндивидную) подструктуру. Личность при этом не только выносится за рамки органического тела индивида, но и пере­мещается за пределы его наличных, существующих «здесь и те­перь» связей с другими индивидами. В этом случае в центре внимания психолога оказываются «вклады» в других людей, которые субъект вольно или невольно осуществляет посредст­вом своей деятельности. Этот процесс продолжения субъекта в другом ин­дивиде, обеспечения своей «идеальной» представленности как личности в других людях за счет произведенных в них «вкла­дов» получил название персонализации. аким образом, в структуру личности человека входят три образующие, три подсистемы: индивидуальность личности, ее представленность в системе межличностных отношений и в других людях, и личность должна быть характеризуема в единстве всех трех сторон ее существования, как субъект меж­индивидных, социальных по своему происхождению связей и отношений.

Под активностью личности понимается способ­ность человека производить общественно значи­мые преобразования окружающего, проявляю­щиеся в общении, совместной деятельности, твор­честве. Наиболее общая, интегральная харак теристика активности личности — активная жизненная позиция, выражающаяся в ее идейной принципиальности, последователь­ности в отстаивании своих взглядов, единстве слова и дела.

Совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятель­ность личности и относительно независимых от наличных си­туаций, называется направленностью личности че­ловека.

Интересмотив, способствующий ориентировке в какой-либо области, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действитель­ности. Субъективно — для индивида — интерес обнаруживается в положительном эмоциональном тоне, который приобретает процесс познания, в желании глубже ознакомиться с объектом, узнать о нем еще больше, понять его.

Убежденияэто система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со свои ми взглядами, принципами, мировоззрением.

Содержание потребностей, выступающих в фор­ме убеждений, — это знания об окружающем мире природы и общества, их определенное понимание. Когда эти знания об­разуют упорядоченную и внутренне организованную систему воззрений (философских, эстетических, этических, естественно­научных и др.), то они могут рассматриваться как мировоз­зрение человека.

Мировоззрение имеет классовый характер. (ну сами понимаете, эту фразу стоит профильтровать)))прим. Редактора!)

Установкой в психологии обозначается неосознаваемое личностью состояние готовности, пред­расположенности к деятельности, с помощью ко­торой может быть удовлетворена та или иная потребность. Установка — это готовность, предрасположенность именно оп­ределенным образом воспринять, понять, осмыслить объект или действовать с ним, сформированная в прошлом опыте.

Самооиенкаоценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди дру г их людей. Это наиболее существенная и наиболее изученная в психологии сторона самосознания личности. С помощью самооценки происхо­дит регуляция поведения личности.

 

24 (вариант 2)

Билет №24. Основные теории и концепции личности.

 

У. Джемс: (1) физическое, материальной Я = мое, (2) социальное Я, рождается при взаимодействии человека с другими людьми, социальный стереотип или привычка, (3) духовное Я – центр личности, источник активности личности. Активность духовного Я – волевая активность. Развитие личности – развитие воли.

З. Фрейд: (1) Оно (не природа) – задержанное, подавленное желание, которое породило уже личностную проблему и, может быть, психическое расстройство, (2) Я – сознание, (3) Сверх-Я (не культура) – неверное представление о культуре, субъект до конца не понимает, что такое культурная норма. (1, 2, 3) тесно взаимосвязаны. Пациент психоаналитика второй раз еще не родился.

Э. Берн: рассматривал человека как субъекта общения. Главное – (2). Родитель (3) – носитель универсальных норм. “Нельзя, потому что нельзя”, “Не стоит, потому что все равно ничего не выйдет”. Взрослый (2) использует нормы в конкретной ситуации и решает проблемы, “Почему нельзя?”, нельзя имеет 2 значения: запрещено и невозможно, то есть бессмысленно. Ребенок (3) – субъект неуправляемых желаний, “Что такое культурный запрет, норма? Почему нельзя?”. (1, 2, 3) динамично сочетаются. Культурный запрет универсален. Социальные правила имеют конкретную отнесенность.

В чем состоит личностная проблема, когда человек начинает ее решать? Важно правильно поставить вопрос. Единственно правильная общая форма вопроса для личности: “Быть или не быть?” Неправильный вопрос: “Тварь я дрожащая или право имею?”.

Проблема структуры.

Скиннер: структура личности – строение поведения. Строение – механизм постоения поведения в актуальной ситуации. Природные предпосылки – безусловные врожденные реакции. Субъект – управляемый механизм (научение). Социальные условия: социальное научение (речь) и управление поведением. Культурные условия: возможна саморегуляция, сознательная активность. Роль сознания – выбор адекватного способа реагирования.

Джемс. Личность – совокупность психических функций необходимых для жизнедеятельности в целом. Тело – орудие обитающего в нем сознания. Волевая активность тоже необходима для существования личности. Познающее Я – источник активности, познаваемое Я – предмет научного изучения. Познание = мышление.

Фрейд. Природные предпосылки: психоанализ – первая психология тела, телесное желание проникло в психику, это конечная причина всякого психического явления. Социальные условия: определяются в раннем детстве в семейной ситуации. Любой защитный механизм, препятствующий развитию личности может быть снят: понимание культурных норм. Все телесные желания могут быть осмыслены рационально.

В. Райх. Основа строения личности – жизненная энергия. Основа развития – ее высвобождение. Телесный характер – фильтр для социальных взаимодействий. Самость = здоровое тело. Познавательное представление о себе не играет терапевтической роли.

Адлер: природные свойства – возможный источник комплекса неполноценности, материал для преобразования при компенсации комплекса неполноценности. Социальное условие – самое главное. Сущность личности – индивидуальный жизненный стиль. Он должен быть понят субъектом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 372; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.208.51 (0.014 с.)