Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос №24: Основные теории и концепции личности.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Человеческая психика существует в некоей целостности. Это личностная, субъектная, неразделимая системность, интегрированность. Психику производит и несет в себе живой человек, личность, индивид, индивидуальность, субъект, а не какие-то его части или аспекты. понятие личности является одним из узловых, базовых и наиболее употребляемых в отечественной литературе по психологии. Хотя трактовка данного понятия, не однозначна. 1. Главной особенностью человека как вида является его социальность. Человек появился, сформировался вместе с обществом, и социум возник вместе с человеком. Эти категории, явления не отделимы, не существуют вне своего единства. Последнее не означает, конечно, что у человека нет биологической специфики (например, всеядность, прямохождение). Но и его биологические особенности в значительной мере обусловлены социально, точнее, объединены с ними в некое жизненное единство. Человек существует в среде не только природной, биологической, но и социальной. Его психику «производит» не только нервная система, но и социальные взаимодействия и отношения людей. Ни одна высшая психическая функция у человека не является полностью унаследованной или врожденной, гарантированной, однозначно предопределенной биологическими механизмами. Каждая из них есть результат прижизненного формирования и развития в процессе социального бытия, в котором возникают особые психологические феномены, механизмы и закономерности. У человека формируется особый вид социогенных психических образований, обусловленных его исключительно социальной природой. Такие психологические феномены обеспечиваются соответствующими биологическими, нервными субстратами, но они в определенном смысле «отрываются» от исконной биологической жизни, переходя на уровень более широкой, социальной категории человеческой жизни. Известно, что человек совершает поступки, которые никак не связаны с сохранением и продолжением собственной жизни, даже идут против нее во имя реализации нравственных идеалов. Психологи говорят, что только человек может делать бессмыслицу. Животное этого делать не умеет. Здесь имеется в виду необязательность наличия в поведении индивида четкого биологического смысла, когда, к примеру, физически изнемогающий человек продолжает с трудом работать во имя исполнения своих общественных обязанностей. Подобное возможно потому, что человеку присущ особый вид социогенных потребностей, т.е. таких, которые не имеют порой даже опосредствованной связи с потребностями биологическими. Человек освобождается от неукоснительно строгого следования своим неустранимым физиологическим нуждам. В результате его поведение становится свободным. Психика и поведение приобретают специфически человеческую направленность, вследствие чего отражаются предметы, совершаются действия, не имеющие прагматически узкого значения выжить. Развиваются науки и культуры, искусства и религии, возникает человеческая духовность. 2. Второй и также социально обусловленной особенностью человеческой психики и поведения является присвоение, активное усвоение индивидом общечеловеческого опыта, исторически сложившегося в жизни и деятельности предшествующих поколений. Этот опыт не механически транслируется от несущего источника к пассивно воспринимающему приемнику. Он активно перерабатывается, присваивается, интериоризуется во взаимодействии человека и мира. Выделяют два средства, две формы такой «передачи» опыта: это предметы и орудия труда и деятельности в целом, которые несут в себе «обучающую» функцию, поскольку предопределяют собой и конечный результат, и саму логику действий человека с предметами окружающего мира, становятся материализацией, кристаллизацией человеческой мысли, всей психики; а также знаки, языки и речь. Однако. психологически центральным средством сохранения и передачи опыта являются искусственно созданные человечеством знаки, языки и речь. Знак заменяет собой предмет (вещь, явление, качество, действие) и потому производит психологическое «удвоение» мира. С одной стороны, есть объективный мир реальных предметов. С другой стороны, столь же объективный мир его символических заменителей, с которыми человек может работать самостоятельно. Созданное человеком слово не просто заменяет мир, оно как бы анализирует его, раскладывая на составные части, предметы-слова. В самой возможности такого обращения с отражаемым объективным миром заключается еще одна сторона свободы человеческой психики и поведения. 3. Отсюда вытекает еще одна характерная особенность человеческой психики, заключающаяся в наличии возможности, способности отражения абстрактных признаков или свойств предметов объективного мира. Это мысленное обобщение отраженного мира до уровня выделения объективно существующих связей и закономерностей. Человек отражает то, что не дано в виде чувственного, наглядного опыта. Например, человеку физически невозможно воспринять скорость света, увидеть устройство солнечной системы, определить температуру в тысячу градусов. Но человек может все это представить, сформулировать в виде разнообразных объективных и мысленных знаковых моделей. Отсюда для человека возможно истинное познание мира, в чем заключается еще одна сторона свободы человеческой психики и поведения. Это свобода познания мира и себя в нем. Потому для личности характерны фантазии и творчество, предвидение и прогноз, управление и самоуправление. Сознание как высшая форма человеческой психики Сугубо качественной особенностью человеческой психики, непосредственно связанной с вышеперечисленными, выступает наличие сознания, являющегося своего рода вершиной психического отражения. Сознание — это такое отражение, в котором объективная действительность как бы отделяется от субъективного к ней отношения человека. В результате в образе сознании выделяются две плоскости: объективная, или Мир, и субъективная, или «Я», личное переживание, отношение к предмету. Сознание — это принятие, осознание реально, вне зависимости от личности существующего бытия. Нельзя принять и познать Мир, не выделив в нем себя, не вычленив из отраженного мира субъективное «Я» как объект и как связанное с ним переживаемое отношение. Но такая высшая, двухплоскостная, осознанная субъективность невозможна без параллельного принятия и выделения объективности. Они всегда сосуществуют в своем единстве, в отношениях. С.Л. Рубинштейн отмечал, что наличие сознания позволяет человеку находить, выделять, систематизировать объективные, устойчивые свойства мира. Без участия сознания невозможно истинное, человеческое познание. Вопрос о происхождении, природе и сущности сознания всегда являлся одним из центральных и дискуссионных для психологии и философии. Исходя из существующей диалектико-материалистической конструкции, рассмотрим сознание в контексте известной «формулы» К. Маркса (1818—1883), согласно которой «бытие определяет сознание». Подчеркнем, что данная схема согласно классике одинаково действенна и в обратном направлении: сознание непременно определяет бытие человека. Реальные связи, отношения бытия и сознания являются диалектичными, взаимообусловливающими. Связи сознания и жизни неисчислимы и многолики, как сама жизнь, как мир, как человек. Поскольку индивидуально осуществляемая деятельность является распределенной, в ней психологически не совпадают, разводятся ее мотив, т.е. то, что побуждает человека действовать, и цель, как то, что достигается в результате совершения единичного, промежуточного акта деятельности. Это социально обусловленное, закономерное несовпадение или отношение в деятельности мотива и цели порождают смысл как некую составляющую, «единицу» сознания. (Хрестоматийный пример про охоту древних людей, все охотятся вместе, только у них разные цели, но мотив один: одни шумят, чтобы загнать зверя в яму, другие ведут себя тихо и ждут его у ямы). В психологической структуре сознания можно выделить три условных составляющих: • чувственное содержание, которое представляет собой саму «картинку», исходный образ отраженного мира. Это результат работы органов чувствительности, всего познания. • значение — это объективная составляющая сознания, представляющая собой систему объективных, сложившихся в исторической практике людей знаний, толкований, способов применения данного предмета или слова, его заменяющего. Значение существует объективно и двояко: как принадлежащее всему человечеству и как факт индивидуального сознания. смысл — это субъективное, личностное, индивидуальное значение, которое наиболее соответствует ситуации, контексту, личности в целом и рождается в деятельности человека, т.е. в отношениях реально действующих мотива и цели. Смысл субъективен, принадлежит индивидуальному сознанию и отвечает на личностный вопрос: «зачем?». В результате объективное знание пронизывается пристрастностью, отношением, субъектностью и становится сознанием, перерастает в него психологически, личностно. Значение становится как бы живым, реально задействованным. Оно превращается в смысл, другими словами, в одно из значений, выбранных личностью в условиях социально организованной, распределенной человеческой деятельности. Как объективное знание, принадлежащее всему человечеству, значение относительно постоянно и меняется по законам познания. Субъективный смысл еще более переменчив, поскольку рождается и существует в конкретной личности и деятельности, в динамичной ситуации жизни. В структуре сознания объективное значение и субъективный смысл, разумеется, не совпадают. Сложные межплоскостные отношения между ними определяют собой специфику всякого индивидуального сознания. Личности присущ некий оптимум таких объективно-субъективных отношений, и в случаях его нарушения в психологии принято говорить о явлениях дезинтеграции сознания, когда между значением и смыслом существуют резкие противоречия, очевидные несоответствия. Вот простейший пример, имеющий выраженную социальную природу. Автослесарь мечтает, чтобы автомобиль скорее сломался снова, чтобы предоставить новую возможность для заработка. Налицо явное противоречие объективного значения и субъективного смысла данной трудовой деятельности человека, т.е. проявление дезинтеграции сознания. Знания у людей могут быть достаточно похожими, почти одинаковыми, но сознание как отношение к знанию всегда уникально. Как и все в психике, сознание динамично, поскольку переменчиво объективное бытие, переменчив сам человек. Можно выделить два основных направления изменения (развития или, напротив, редукции) сознания. 1. Во-первых, изменяется круг предметов и явлений осознаваемого мира. В онтогенезе психики и личности он вначале расширяется, затем (параллельно) может сужаться. Человек осознает лишь то, что входит в его реальное бытие, с чем он имеет материальные или мысленные, идеальные взаимодействия, взаимоотношения. 2. Второе направление изменения и развития сознания заключается в изменении отношений между значением и смыслом, существующих в индивидуальном сознании. Данные отношения и взаимодействия могут усложняться и упрощаться, сужаться и расширяться, исчезать и появляться, ослабевать и крепнуть. И все это — категории прежде всего качественные, содержательные. Здесь различаются три взаимозависимых источника возможных изменений: за счет значений, посредством смыслов, путем изменения отношений и связей между ними. В обеспечении названных изменений работают разные психологические процессы и механизмы. Расширение системы значений осуществляется за счет познания, приобретения жизненного опыта, путем научения и обучения. Смысл создается в самой структуре деятельности человека, в отношениях мотива и цели. Субъективному смыслу обучить нельзя, он формируется в самом индивиде и самим индивидом посредством приращения,»переустройства потребностно-мотивационнои сферы личности, поведения и деятельности, путем изменения их психологической структуры. Отношения и связи значения и смысла являются взаимными, многосторонними, динамичными. Известно, что смысл выражается в значениях (А.Н. Леонтьев), но и значения создаются, существуют за счет наличия тех или иных смыслов. Возникшее сознание не просто дополняет собой бессознательно существующий психический образ. Сознание качественно меняет, преобразует его, переводя на принципиально новый содержательный, собственно человеческий уровень. Осознанные психические процессы становятся произвольными, относительно устойчивыми, управляемыми. Появляются возможности рефлексии как отражения, планирования и управления собственными психическими процессами, свойствами и состояниями. В человеческой психике формируется самосознание. Именно поэтому сознание не только отражает мир и бытие, но в определенной степени их творит и преобразует. Между осознанным и неосознанным миром, между сознательным и бессознательным в психике существуют определенные, порой противоречивые отношения, взаимодействия, связи. Личность и ее психологическая структура Понятие человек является самым широким. Это принятая классическая научная абстракция, обобщенное название особого вида живого существа — «Человека разумного», или Ногтю зар1еп5. В понятии человека объединено все: природное, социальное, энергетическое, биохимическое, медицинское, космическое. Личность — человек, развивающийся в обществе и вступающий во взаимодействие и общение с другими людьми с помощью языка. Это человек как член общества, спрессованная социальность, результат формирования, развития и социализации как вхождения в общество и в самого себя. Сказанное не означает, что личность — это существо исключительно социальное, лишенное биологических характеристик. В психологии личности биологическое и социальное существуют не рядоположенно, не в противодействии или в дополнении, а в реальном единстве. В то же время понятия «человек» и «личность» не синонимичны. Последнее подчеркивает социальную ориентированность человека, который становится личностью, если развивается в обществе (в отличие, например, от «диких детей»), взаимодействует и общается с другими людьми (в отличие, скажем, от больных от рождения). Причем у каждого человека существует несколько личностных проявлений в зависимости от того, на какую часть общества он проецируется: семья, работа, дружба. Индивид — категория, указывающая на принадлежность к человеческому роду. Это подчеркивание единичности (в отличие от человека) и неделимости (в отличие от личности). Индивид акцентирует в человеке биологическое, но вовсе не исключает социальных составляющих, присущих человеческому роду. Человек рождается конкретным индивидом, но, став личностью, не перестает быть одновременно индивидом. Индивидуальность — категория, подчеркивающая уникальность и самостоятельность каждой единичной психики (личности, индивида, субъекта). Каждый человек неповторим, и для психологии это такая же исходная данность, как само наличие психики. Другое дело, что не всегда и не все изучаемые психические явления рассматриваются на уровне их индивидуальности, действительной уникальности. Наука невозможна без обобщений, без той или иной типизации, типологизации. Тогда как реальная психологическая практика тем эффективнее, чем более она индивидуализирована. Субъект — это указание на конкретного, живого, одушевленного носителя психологической феноменологии, деятельности и поведения. Субъект традиционно противопоставляется объекту, но сам по себе он объективен. Таким образом, в соответствии с обозначенной терминологией человеческая психика может быть исследована и описана в различающихся, но неизбежно объективно перекрещивающихся аспектах: личностном, индивидном, индивидуальном, субъектном. Каждый человек многолик и целостен, ординарен и уникален, един и разрознен, переменчив и стабилен. И все это сосуществует одновременно: в телесной, социальной, психической и духовной организации. Психологическая структура (или психический облик) личности — это некая целостная система, модель качеств и свойств, достаточно полно характеризующая психологические особенности личности (человека, индивида, субъекта). Все психические процессы осуществляются в конкретной личности, но не все выступают в качестве ее отличительных свойств. К последним относятся только некоторые, наиболее значимые, связанные с другими, устойчивые, имеющие специфическую проекцию на социальные взаимодействия и отношения человека с другими людьми. Во-первых, это шкала временной и количественной изменчивости — стабильности качества или свойства личности. Положим, настроение человека более переменчиво, чем его характер, а направленность личности более устойчива, чем текущие заботы и увлечения. Во-вторых, это шкала уникальности-всеобщности исследуемого психического параметра в зависимости от его представленности, распределенности в людях. Например, всем в разной мере присуще свойство эмпатии, но не все являются альтруистами, или, напротив, убежденными эгоистами и мизантропами. В-третьих, это мера участия процессов осознания и осмысления в функционировании психического свойства. С ней связаны «уровень» субъективной переживаемости, степень управляемости и возможности саморегуляции психики и поведения. Скажем, один человек понимает и принимает свою сопричастность к выполняемой работе, а другой делает это неосознанно, формально. В-четвертых, степень внешнего проявления, поведенческого выхода. Это практическая, собственно жизненная значимость личности. Например, оба родителя одинаково искренне любят своего ребенка. Но один проявляет это в нежности и гиперопеке, а другой — в преднамеренной строгости и повышенной требовательности. К названным параметрам психических качеств могут быть добавлены меры их врожденности либо приобретенности, анатомо-физиологической нормы либо отклонения, возрастной или профессиональной обусловленности. Мы используем модель психологической структуры личности, построенную на основе совмещения двух известных схем отечественной психологии, разработанных вначале С.Л. Рубинштейном, а затем К.К. Платоновым (1904—1985). Это базовая психологическая модель личности исходит из личностно-деятельностного подхода, основана на принятии целостности и динамической сопряженности, системности структуры личности, на допущении объективной измеримости и жизненной значимости выделенных личностных параметров. Данная структура включает в себя шесть взаимосвязанных подструктур. Личность целостна, но это не означает ее однородности. Выделенные подструктуры имеют место в реальном единстве, но не в тождестве и не в противопоставлении. Они условно выделяются лишь для получения некоторой аналитической схемы психики целостной личности. Личность динамична и самоустойчива. Она преобразует мир, и вместе с тем сама преобразуется, т.е. саморазвивается, реализуя целенаправленное поведение в социальной и предметной среде. Личность и деятельность существуют в единстве. Итак, в личности выделяются следующие психологические составляющие, или относительно «автономные» подструктуры: • направленность личности; • самосознание; • способности и задатки; • темперамент и характер; • особенности психических процессов и состояний; • психический опыт личности.
А ТЕПЕРЬ ПРОСОВЕТСКИЙ УЧЕБНИК ПЕТРОВСКОГО О ТОМ ЖЕ!))) В понятии «индивид» воплощена родовая принадлежность человека. Индивидом можно считать и новорожденного, и взрослого, и мыслителя, и идиота, и представителя племени, находящегося на стадии дикости, и высокообразованного жителя цивилизованной страны. Появляясь на свет как индивид, человек обретает особое социальное качество, становится личностью. Еще в детстве индивид включается в исторически сложившуюся систему общественных отношений, которую он застает уже готовой. Дальнейшее развитие человека в обществе создает такое переплетение отношений, которое формирует его как личность. Личностью в психологии обозначается системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде. Личность не равнаиндивид; это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе, в целокупности отношений, общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается. Межличностные связи, формирующие личность в коллективе, внешне выступают в форме общения, или субъект — субъектного отношения, существующего наряду с субъект — объектным отношением, характерным для предметной деятельности. Однако момент, факт опосредствования остается центральным звеном не только для предметной деятельности, но и для общения. Все сказанное позволяет понять личность в качестве субъекта относительно устойчивой системы межиндивидных (субъект — объект — субъектных и субъект — субъект — объектных) отношений, складывающихся в деятельности и общении. Особенности человека выступают как черты его индивидуальности, но не входят с необходимостью в характеристику его личности хотя бы потому, что они могут быть и не представлены в формах деятельности и общения, существенно важных для группы, в которую включен индивид, обладающий этими чертами. Если черты индивидуальности не представлены в системе межличностных отношений, то они оказываются несущественными для оценки личности индивида и не получают условий для развития. Как собственно личностные выступают только те индивидуальные качества, которые в наибольшей степени «втянуты» в ведущую для данной социальной общности деятельность. Индивидуальные особенности человека до известного времени остаются «немыми», пока они не станут необходимыми в системе межличностных отношений, субъектом которых выступит данный человек как личность. Итак, индивидуальность есть только одна из сторон личности человека. Именно поэтому следует выделить значимую для педагога задачу осуществления индивидуального подхода к учащемуся, который предполагает учет его дифференциально-психологических особенностей (памяти, внимания, типа темперамента, развитости тех или иных способностей и т. п.), т. е. выяснение того, чем этот ученик отличается от своих сверстников и как в связи с этим следует строить воспитательную работу. Вместе с тем необходимо понимать, что индивидуальный подход — это всего лишь аспект более общего, личностного подхода к школьнику, который строится на изучении условий и обстоятельств включенности подростка или юноши в систему межиндивидных отношений со взрослыми, учителями и родителями, со сверстниками обоего пола, соучениками и соученицами. Если индивидуальный подход в педагогике и психологии оказывается оторванным от личностного подхода, то он ведет к «коллекционированию» черт индивидуальности ребенка, без должного понимания того, какие выводы можно сделать на основании составления такой «коллекции». Личность ученика, включенного в систему действительных ее отношений, должна оставаться постоянно в иоле зрения педагога, задачей которого всегда остается обогащение духовного мира учащихся. Таким образом, очевидно, что структура личности человека шире структуры индивидуальности. Поэтому в первую следует включать не только черты и общее строение его индивидуальности, наиболее полно выраженные в темпераменте, характере, способностях и т. д., но и то, как личность обнаруживает себя в группах разного уровня развития, в межиндивидных отношениях, опосредствованных ведущей для этой группы деятельностью. Индивидуально-типическое выступает существенно по-разному в зависимости от развития той общности, в которой живет и формируется личность, и от характера, ценностей и целей деятельности, опосредствующих межиндивидные отношения. В структуру личности, таким образом входит системная организация ее индивидуальности. выделяется первая составляющая структуры личности — ее внутрииндивидная (интраиндивидная) подсистема. Одну из характеристик структуры личности следует искать в «пространстве» вне органического тела индивида, которое составляет интериндивидную подсистему личности. Есть возможность выделить третью составляющую структуры личности — метаиндивидную (надиндивидную) подструктуру. Личность при этом не только выносится за рамки органического тела индивида, но и перемещается за пределы его наличных, существующих «здесь и теперь» связей с другими индивидами. В этом случае в центре внимания психолога оказываются «вклады» в других людей, которые субъект вольно или невольно осуществляет посредством своей деятельности. Этот процесс продолжения субъекта в другом индивиде, обеспечения своей «идеальной» представленности как личности в других людях за счет произведенных в них «вкладов» получил название персонализации. аким образом, в структуру личности человека входят три образующие, три подсистемы: индивидуальность личности, ее представленность в системе межличностных отношений и в других людях, и личность должна быть характеризуема в единстве всех трех сторон ее существования, как субъект межиндивидных, социальных по своему происхождению связей и отношений. Под активностью личности понимается способность человека производить общественно значимые преобразования окружающего, проявляющиеся в общении, совместной деятельности, творчестве. Наиболее общая, интегральная харак теристика активности личности — активная жизненная позиция, выражающаяся в ее идейной принципиальности, последовательности в отстаивании своих взглядов, единстве слова и дела. Совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций, называется направленностью личности человека. Интерес — мотив, способствующий ориентировке в какой-либо области, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности. Субъективно — для индивида — интерес обнаруживается в положительном эмоциональном тоне, который приобретает процесс познания, в желании глубже ознакомиться с объектом, узнать о нем еще больше, понять его. Убеждения — это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со свои ми взглядами, принципами, мировоззрением. Содержание потребностей, выступающих в форме убеждений, — это знания об окружающем мире природы и общества, их определенное понимание. Когда эти знания образуют упорядоченную и внутренне организованную систему воззрений (философских, эстетических, этических, естественнонаучных и др.), то они могут рассматриваться как мировоззрение человека. Мировоззрение имеет классовый характер. (ну сами понимаете, эту фразу стоит профильтровать)))прим. Редактора!) Установкой в психологии обозначается неосознаваемое личностью состояние готовности, предрасположенности к деятельности, с помощью которой может быть удовлетворена та или иная потребность. Установка — это готовность, предрасположенность именно определенным образом воспринять, понять, осмыслить объект или действовать с ним, сформированная в прошлом опыте. Самооиенка — оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди дру г их людей. Это наиболее существенная и наиболее изученная в психологии сторона самосознания личности. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности.
24 (вариант 2) Билет №24. Основные теории и концепции личности.
У. Джемс: (1) физическое, материальной Я = мое, (2) социальное Я, рождается при взаимодействии человека с другими людьми, социальный стереотип или привычка, (3) духовное Я – центр личности, источник активности личности. Активность духовного Я – волевая активность. Развитие личности – развитие воли. З. Фрейд: (1) Оно (не природа) – задержанное, подавленное желание, которое породило уже личностную проблему и, может быть, психическое расстройство, (2) Я – сознание, (3) Сверх-Я (не культура) – неверное представление о культуре, субъект до конца не понимает, что такое культурная норма. (1, 2, 3) тесно взаимосвязаны. Пациент психоаналитика второй раз еще не родился. Э. Берн: рассматривал человека как субъекта общения. Главное – (2). Родитель (3) – носитель универсальных норм. “Нельзя, потому что нельзя”, “Не стоит, потому что все равно ничего не выйдет”. Взрослый (2) использует нормы в конкретной ситуации и решает проблемы, “Почему нельзя?”, нельзя имеет 2 значения: запрещено и невозможно, то есть бессмысленно. Ребенок (3) – субъект неуправляемых желаний, “Что такое культурный запрет, норма? Почему нельзя?”. (1, 2, 3) динамично сочетаются. Культурный запрет универсален. Социальные правила имеют конкретную отнесенность. В чем состоит личностная проблема, когда человек начинает ее решать? Важно правильно поставить вопрос. Единственно правильная общая форма вопроса для личности: “Быть или не быть?” Неправильный вопрос: “Тварь я дрожащая или право имею?”. Проблема структуры. Скиннер: структура личности – строение поведения. Строение – механизм постоения поведения в актуальной ситуации. Природные предпосылки – безусловные врожденные реакции. Субъект – управляемый механизм (научение). Социальные условия: социальное научение (речь) и управление поведением. Культурные условия: возможна саморегуляция, сознательная активность. Роль сознания – выбор адекватного способа реагирования. Джемс. Личность – совокупность психических функций необходимых для жизнедеятельности в целом. Тело – орудие обитающего в нем сознания. Волевая активность тоже необходима для существования личности. Познающее Я – источник активности, познаваемое Я – предмет научного изучения. Познание = мышление. Фрейд. Природные предпосылки: психоанализ – первая психология тела, телесное желание проникло в психику, это конечная причина всякого психического явления. Социальные условия: определяются в раннем детстве в семейной ситуации. Любой защитный механизм, препятствующий развитию личности может быть снят: понимание культурных норм. Все телесные желания могут быть осмыслены рационально. В. Райх. Основа строения личности – жизненная энергия. Основа развития – ее высвобождение. Телесный характер – фильтр для социальных взаимодействий. Самость = здоровое тело. Познавательное представление о себе не играет терапевтической роли. Адлер: природные свойства – возможный источник комплекса неполноценности, материал для преобразования при компенсации комплекса неполноценности. Социальное условие – самое главное. Сущность личности – индивидуальный жизненный стиль. Он должен быть понят субъектом.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 372; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.208.51 (0.014 с.) |