Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Движущие силы психического развития.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Оснавная проблема возрастной психологии=> 2 основных возможных решения.
Уподобление психического развития биологическому. Плюс в том, что выдвинут закон развития ребенка, указывал на зависимость психического развития от развития общества (от первобытного через охоту, земледелие до цивилизованного общ-ва капитала). Повлек за собой много плодотворных исследований. (Геззел – «чем моложе ребенок, тем выше темпы его развития»)
Противоположен генетическому. Наследственные биологические факторы -лишь условия биологического развития, а процесс научения –основная движущая сила. => психическое развитие ребенка это лишь процесс накопления опыта, происходящие изменения количественные, качественные отсутствуют. Ребенок рассматривается первоначально как чистая доска, затем кК взрослый с недостаточным опытом. Бихевиористов сближает Концепция конвергенции 2х факторов(Штерн): невозможно отделит, что в психике связано с наследственностью, а что служит продуктом среды –психика чела это результат взаимодействия (конвергенции) этих 2х факторов.- сейчас самая распространенная концепция. Модели влияния опыта на развитие поведения(Вулвилл): -«больничная койка» -(1 ые месяцы жизни) чел под влиянием среды как беспомощный пациент - «лунапарк» - чел сам выбирает развлечения, но не может изменить их последующее влияние на себя - «соревнование пловцов» - чел осуществл путь независимо от внешних стимулов (среда лишь поддерживающий контекст) - «теннисный матч» -взаимодействие м/у средой и челом, чел приспосабливается к действиям противника и влияет на его действия своим поведением. Оба подхода сейчас критикуются
психическое развитие происходит за счет борьбы движущих его внутренних противоречий и в исход этой борьбы может вмешиваться воля самого субъекта развития. Согласно психоанализу психическое развитие совершается в процессе борьбы биологических по происхождению желаний и потребностей чела («Оно») с заданными обществом ограничениями («сверх-Я»)на из удовлетворение. Исход этой борьбы в каждом отдельном случае не ясен, ее исход – большая или меньшая психическая зрелость. Психическая незрелости проявляется в склонности к использованию неэффективных защитных механизмов и к неврозам. ПО Фрейду чел состоит из 3х компонентов: - ОНО – носитель инстинктов и влечений, подчиняется принципу удовольствия - Я – следует принципу реальности и учитывает свойства внешнего мира - СВЕРХ-Я- носитель моральных норм, выполняет роль критика и цензора. Стадии развития по Фрейду: Оральная Анальная (1-3г) Фаллическая(3-5) Латентная (5-12) Генитальная (12-18)
Возникла из практики психоанализа в послевоенной Америке. Основы человеческого «Я» заложены в социальной организации общ-ва. Хотел разработать новую психоисторическую теорию развития личности с учетом конкретной культурной среды. (анализировал биографии выдающихся людей, сравнвал воспитание детей в индейских племенах ив городских семьях США) => различия в стилях материнства зависят от того, чего ожидает от своего индивида общ-во. Каждой стадии развития отвечают свои, присущие данному обществу ожидания, котиндивид может (не)оправдать и тогда он включается или отвергается обществом. Групповая идентичность – формируется т.к. с первого дня воспитание ребена риентировано на включение его в данную соц группу, на выработку присущего данной группе мироощущения. Эгоидентичность – складывается параллельно с групповой и создает у субъекта чувство устойчивости и непрерывности своего «Я», несмотря на изменения, происходящие во время его роста и развития.
9. Индивидуальные и возрастные различия в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения информации.
Возрастные различия: В детском возрасте - Память в основном непроизвольная, запоминается то что интересно (стихи на слух). Произвольная память развита гораздо хуже, чтобы ее развить используется многократное повторение материала. – феномен Зейгарник: незавершённые действия запоминаются почти в 2 раза лучше, чем завершённые. (строите с ребенком кораблик, потом прерываетесь и строите ж/д, достраиваете ее до конца, а кораблик оставляете незавершенным –на след утро ребенок будет помнить про кораблик) В младшем школьном возрасте Основной акцент на непроизвольную память, нужно много учить, запоминать, произвольная отходит на второй план.Память интеллектуализируется (т.к. нужно запоминать большие объемы материала, они делятся на логические куски, сначала учителем, потом учеником) В среднем и старшем школьном возрасте:В основном логическое запоминание, акцент на непроизвольную память, а также появляется постпроизвольная. (см также виды памяти) Прочность запоминания зависит от: - степени завершенности действия - интересов и склонностей чела - отношения к деятельности - эмоционального настроя - волевого усилия - установки на запоминание Индивидуальные различия - скорость запоминания - прочность сохранения - легкость воспроизведения
Усвоение иностранного и родного языка идут противоположными путями.
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ГРУППЕ (МО)
Межличностные отношенияявляются составной частью взаимодействия и рассматриваются в его контексте, они тесно связаны с различными видами общественных отношений. Общественные отношения - это официальные, формально закрепленные, объективизированные, действенные связи, являющиеся ведущими в регулировании всех видов отношений. Межличностные отношения — это субъективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей и их психологические особенности. В отличие от деловых отношений межличностные иногда называют экспрессивными, подчеркивая их эмоциональную насыщенность. …включают три элемента: 1) Когнитивный (гностический, информационный) элемент предполагает познание, понимание и осознание информации, задействованной в межличностных отношениях. 2) Аффективный аспект выражается в различных эмоциональных переживаниях людей по поводу взаимосвязей между ними. Эмоциональное содержание межличностных отношений изменяется в двух противоположных направлениях: от конъюнктивных (позитивных, сближающих) до индифферентных (нейтральных) и дизъюнктивных (негативных, разделяющих). Эмоциональные проявления межперсональных связей обусловливаются социокультурными нормами групп, к которым принадлежат общающиеся, и индивидуальными различиями, варьирующимися в пределах названных норм. 3) Поведенческий (практический, регулятивный) компонент межличностных отношений реализуется в конкретных действиях. Если партнер нравится другому, поведение будет доброжелательным. Если же объект не симпатичен, то интерактивная сторона общения будет затруднена. Между этими поведенческими полюсами имеется большое количество форм интеракции, реализация которых обусловлена социокультурными нормами групп, к которым принадлежат общающиеся.
Межличностные отношения могут быть a) построены по «вертикали» (руководитель — подчиненный) b) или по «горизонтали» (между лицами, имеющими одинаковый статус).
Межличностная совместимость — это оптимальное сочетание психологических особенностей партнеров, способствующих оптимизации их общения и деятельности – основана на принципах сходства и взаимодополнительности. Ее показатель – удовлетворенность совместным взаимодействием и его результатом. Вторичный результат –появление взаимной симпатии. Рассматривается как состояние, процесс и результат. Феномен, противоположный совместимости – антипатия.
Развитие межличностных отношений во многом обусловливается особенностями общающихся. К ним относятся пол, возраст, национальность, свойства темперамента, состояние здоровья, профессия, опыт общения с людьми, …. Отсюда и до значка *** наверное можно не учить, но прочитать и запомнить ключевые понятии все же стоит: Своеобразие межличностных отношений между полами проявляется уже в детстве. Мальчики по сравнению с девочками еще в детском возрастеактивнее вступают в контакты, участвуют в коллективных играх и взаимодействуют со сверстниками. Подобная картина и у взрослых мужчин. Девочки тяготеют к общению в более узком кругу, они устанавливают отношения с теми, кто им нравится. Содержание же совместной деятельности для них не очень важно (у мальчиковнаоборот). У женщин круг общения обычно уже, чем у мужчин. В межличностном общении они испытывают потребность в самораскрытии, передаче другим личностной инфорации (И С Кон) Для женщин более значимы особенности, проявляющиеся в межличностных отношениях, а для мужчин – деловые качества. У мужчин межличностные отношения характеризуются большей эмоциональной сдержанностью и предметностью. Они легче «раскрываются» перед незнакомыми людьми. Их стиль межличностных отношений направлен на поддержание собственного имиджа в глазах партнера по общению, показ своих достижений и притязаний. В дружеских отношениях мужчины фиксируют чувство товарищества и оказание взаимной поддержки.
Потребность в эмоциональном контакте появляется в младенчестве и с возрастом постепенно превращается в разной степени осознанную психологическую привязанность детей к окружающим. С возрастом люди постепенно утрачивают в межличностных отношениях свойственную юности открытость. На их поведение накладываются многочисленные социокультурные нормы (особенно профессиональные и этнические). Круг контактов сужается после вступления молодых людей в брак и появления детей в семье. Межличностные отношения сокращаются и преобладают в производственной и родственных ей сферах. В среднем возрасте, когда дети подросли, межличностные отношения снова расширяются. В старшем и преклонном возрасте интерперсональные отношения снова приобретают повышенную роль. Этнические нормы обусловливают общительность, рамки пове дения, правила формирования межличностных отношений. В разных национальных общностях межперсональные связи строятся ' учетом положения человека в обществе, половозрастных статусов, принадлежности к социальным слоям и религиозным группам и др. Процесс формирования межличностных отношений является динамичным. Межличностные отношения зарождаются, закрепляются, достигают определенной зрелости, после чего могут ослабиться. Динамика развития межличностных отношений включает несколько этапов: знакомство, приятельские, товарищеские и дружеские отношения. Ослабление межличностных отношений имеет противоположную динамику. При исследовании дружеских отношений интересные результаты получены И.С. Коном и Н.Н. Обозовым. Дружеские отношение всегда имеют общее предметное содержание — общность интересов, целей деятельности, во имя которой друзья объединяются. Дружба предполагает взаимную привязанность, доверительность. Выделяют утилитарную (инструментально-деловую) и эмоционально-депрессивную дружбу. Дружеские отношения проявляются в межличностной симпатии, во взаимной потребности в общении, такие отношения могут развиваться как в условиях официальной, так и неофициальной.
Эмпатия – отклик одной личности на переживания другой. Включает когнитивные, эмоциональные и действенные компоненты. Три уровня эмпатии (Н. Обозов) 1) когнитивная эмпатия, проявляющаяся в виде понимания психического состояния человека без изменения своего состояния 2) эмоциональная эмпатия не только в виде понимания состояния другого человека, но и сопереживания и сочувствия ему, те эмпатического реагирования. Эта форма эмпатии включает два варианта Первый связан с простейшим сопереживанием, в основе которого лежит потребность в собственном благополучии. Другой вариант находит свое выражение в виде сочувствия, в основе которого лежит потребность в благополучии другого человека; 3) высшая форма, включающая когнитивный, эмоциональный, поведенческий компоненты. Она в полной мере выражает межличностную идентификацию, которая является не только мысленной,: чувственной, но и действенной. Между всеми формами эмпатин существуют сложные взаимозависимости. Как свидетельствуют результаты экспериментальных исследований, симпатия является одной из основных форм проявления эмпатии. Она обусловлена принципом подобия определенных биосоциальных особенностей общающихся людей. Проявление симпатии между людьми может интенсифицировать переход от одной стадии их межличностных отношений к другой. Симпатия, как антипатия, может быть однонаправленной (без взаимности) и разнонаправленной (с взаимностью). Различные формы эмпатии базируются на чувствительности человека к своему и чужому миру. В ходе развития эмпатийности как свойства личности формируются эмоциональная отзывчивость и способность прогнозировать эмоциональное состояние людей эмпатия может быть в разной степени осознанной. Эмпатия как механизм формирования межличностных отношений способствует развитию и стабилизации, позволяет оказывать поддержку партнеру не только в обычных, но и в трудных, экстремальных условиях -когда он особенно в ней нуждается. На основе механизма эмпатии возможным эмоциональное и деловое импонирование Межличностные отношения формируются в определенных условиях, которые влияют на их динамику широту и глубину-
Существует предположение, что люди стремятся к обществу других по следующим четырем причинам: чтобы, сравнивая себя с другими, избавиться от неуверенности в себе; получить положительную стимуляцию посредством живого общения; добиться внимания и похвалы; получить эмоциональную поддержку. Аффилиация (англ - соединение, связь)- потребность в общении, осуществлении эмоциональных контактов, в проявлениях дружбы и любви. Формирование этой потребности обусловлено характером взаимоотношений с родителями в раннем детстве, со сверстниками и может нарушаться в ситуациях, сопряженных с тревогой и неуверенностью в себе и приводящих к возникновению чувства одиночества, беспомощности. Аффилиация выражается через усиление близости: взгляд, направленный на другого, зрительный контакт, прикосновение, открытая поза, личные темы, самораскрытие и выражение общей поддержки Я-концепции партнера. Собеседники могут желать разного уровня аффилиации. При этом люди редко обсуждают проблемы аффилиации до момента, когда надвигаются перемена или кризис. Возникновение или обсуждение аффилиации происходит и направляется ожиданиями того, насколько быстро должны развиваться отношения. Попытки поднять или снизить уровень аффилиации основываются на желании одного из партнеров добиться уровня отношений, максимально приближенного к желательному. Участниками общения будет использоваться некоторый набор возможных проявлений «близости», с тем чтобы заявить об усилении аффилиации (например, попытки держать партнера за руку)- Партнер может либо принять заявку, либо попытаться сохранить аффилиа-на существующем уровне, либо даже снизить его. Самое сложное для партнера — отклонить заявку на усиление аффилиации, не отвергая сделавшего заявку раз и навсегда. Существует коммуникационная модель развития и ухудшения отношений из 10 этапов: вступление, экспериментирование, интенсификацию, интеграцию, объединение. Стадия вступления — это такой период в отношениях, когда партнеры только узнают друг друга, он включает в себя оценку привлекательности и доступности предполагаемого партнера. На стадии экспериментирования партнеры изучают друг друга, снимая неуверенность, находя общие моменты и темы, которые следует избегать. На этой стадии общение расслабленно и некритично, обязательств мало и они не сильны. Когда отношения развиваются, они усиливаются, самораскрытие делается более глубоким и интимным, партнеры становятся все более преданными друг другу, и общение между ними приобретает черты уникальности. Партнеры достигат стадии интеграции, когда они начинают разделять между собой разные аспекты своей жизни, включая социум, частную и публичную близость (выражающиеся через знаки близости, например, кольца) и «парную» идентичность. Вербально «ты и я» превращается в «мы», и в обиход входят ласковые «прозвища». Объединение — это публичное признание, что обязательства заявлены и приняты, контракт заключен. Брак — самый публичный и официальный ритуал объединения, однако данное объединение принимает множество форм и переживает различные этапы отношений. Конечно, отношения могут замедляться, застревать или стабилизироваться на одной из этих стадий. Что касается распада отношений, дистанцирования, то сдесь следующие стадии: дифференциация, ограничение, стагнация, избегание, прекращение. Социальная поддержка — это чувство, что тебя поддерживают другие. Как правило, она включает в себя четыре компонента: • эмоциональную поддержку (уверенность в том, что о тебе заботятся, тебя любят); • оценочную поддержку (социальное сравнение и ответ на вопрос, правильно ли я отношусь к тому или иному явлению); • информационную поддержку (информацию о том, как воспринимать явления); • инструментальную поддержку (получение конкретной действенной помощи). Одним из механизмов понимания в общении является межличостная аттракция — процесс формирования привлекательности какого-человека для воспринимающего, в результате которого формируются межличностные отношения. Мощным фактором, питающим аттракцию и дружбу, является сходство. Друзья похожи друг на друга больше, чем не друзья (по возрасту, полу, семейному положению, расе, характеру, уму Между мужской и женской дружбой есть важные различия. Для женщины друг (подруга) — это тот (та), с кем она может доверительно разговаривать о своих чувствах и проблемах. Женщины в разговорах с друзьями склонны касаться более интимных вопросов, чем мужчины, которые выбирают друзей со сходными интересами, делая упор на совместной деятельности, а не на обсуждении чувств. Чувство сексуального влечения и влюбленность переживается иначе, нежели аффилиация и дружба. Многие любовные отношения, особенно вначале, характеризуются сексуальным влечением, которое приводит к переживанию любви-страсти. Это чувство включает в себя стремление к соединению с другим и характеризуется сильным возбуждением и колебаниями настроения от счастья к отчаянию. Страстная любовь обычно сопровождается одержимостью партнером, его идеализацией и стремлением его узнать, а также желанием, чтобы партнер узнал тебя. *** В процессе совместной деятельности осуществляются социальная детерминация индивидуальной психики, а также взаимодействие между внешними и внутренними факторами поведения, которое «рождает новые социально-психологические образования. Совместная или распределенная,деятельность предпола. личие совместного воздействия на общий предмет деятельности также воздействие участников совместной деятельности друг «РУга. Взаимодействие, или общение, по словам Б.Ф. Ломова, «как бы пронизывает совместную деятельность, играя организующую роль». В совместной деятельности возможны следующие стратегии поведения участников по отношению друг к другу:
Различное сочетание этих трех стратегий определяет возможные ситуации взаимодействия. Если рассматривать диадное взаиодействие как наиболее простой его вариант, то можно выделить следующий ряд социально-психологических типов взаимодействия.
Для рассмотрения взаимодействия трех и более человек нужны более многомерные, системные, иерархические модели.
13. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ
Психология – это наука о свойстве мозга отражать объективную действительность. Многогранность понятия П заключается в том, что оно включает в себя 3 взаимосвязанных содержания: 1е содержание порождается деятельностью людей, их взаимоотношениями, кот возникает из-за необходимости понимать других людей «донаучная психология»; 2е содержание – философская П.б которая стремится сочетать сумму имеющихся научных знаний о психике, о ее материалистических основах с определенными логическими и методическими схемами; 3 содержание – научная П. П располагает следующими методами получения фактов: Метод наблюдения: научное наблюдение отличатся от житейского тем, что здесь происходит переход т описания наблюдаемого факта к его объяснению. Психика чела формируется и проявляетсяв деятельности. Объективное наблюдение за действиями чела позволяет выявить особенности его характера, темперамента, способности. Наблюдателю надо отдавать отчет в том, что следует наблюдать (отбор явлений), почему эти явления выбран, какова гипотеза наблюдения. Важным условием наблюдения является выбор методики- как наблюдать (важна систематичность, точная фиксация наблюдаемых явлений). Положительной стороной является возможность в собрать в естественных условиях многообразие фактов, характеризующих поведение человека в определенных ситуациях. Недостатки наблюдения: -наблюдатель не вмешивается в действия наблюдаемого, не исправляет ошибок в его рассуждениях. -Он фиксирует только то, что проявляется внешне, но сам не вызывает те явления, которые изучает. -Исследователь не может обеспечить повторного наблюдения одного и того же факта -применение статистических методов ограничено → практически невозможно выведение закономерностей. Метод самонаблюдения (интроспекции) – наблюдение человека за собственными психическими явлениями. Такому отражению самого себя человека надо специально учить. Метод тестирования: Короткие, стандартизированные задания, составленные для определения степени развития у человека различных психических процессов: e.g.логически рассуждать. Использование тестов привлекательно простотой техники исследования и возможностью быстро получать результаты. + равнение на норму дают возможность определения нормативов развития; +дают возможность организовать повторное и вариативное сравнительное изучение личности; + доступность статистической обработки; +проводить тестирование может любой грамотный психолог и педагог без специальной подготовки Эксперимент - специально организованная форма исследования какой-то особенности, стороны психического развития человека. + исследователь сам создает условия, вызывающие изучаемый психический процесс; +дает возможность повторения опытов +итоги фиксируются и легко поддаются обработке. Лабораторный Э. проводится в лаб. Условиях с использованием спец. псих. аппаратов. Испытуемый знает, что над ним экспериментируют. С его помощью можно исследовать свойства внимания, особенности восприятия и памяти. Естественный Э. должен исключать напряжение, которое возникает у испытуемого, знающего, что над ним экспериментируют., и перенести исследование в естественные условия (урок, игра, беседа). С помощью психолого-педагогического Э. e.g. изучаются познавательные возможности учащегося на разных возрастных этапах. Анкетирование – вопросы продумываются заранее. Могут быть нацелены на качественную характеристику и должны быть сформулированы просто. А могут быть ориентированны на выявление количественной хар-ки. Метод беседы - предполагает специальную подготовку психолога. Анализ продуктов деятельности - комплексное изучение результатов труда, как материализации психической деятельности(это относится и к детскому рисунку и к школьному сочинению и сочинению писателя.) Этот метод используется в многих разделах психологии: от общей до возрастной.
1. Вербальное и невербальное общение
Рассматривая образ жизни различных высших животных и человека, мы замечаем, что в нем выделяются две стороны: контакты с природой и контакты с живыми существами. Первый тип контактов мы называем деятельностью, второй же характеризуется тем, что взаимодействующими друг с другом сторонами являются живые существа, организм с организмом, обменивающиеся информацией. Этот тип внутривидовых и межвидовых контактов называют общением. Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становясь осознанным и опосредованным речью. В общении выделяются следующие аспекты: содержание, цель и средства.
Содержание – это информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа к другому. Цель – это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. У человека целей общения больше, т.к. они включают передачу и получение объективных знаний о мире, обучение и воспитание, согласование действий людей в их совместной деятельности, установление и прояснение личных и деловых взаимоотношений и т.д. Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения одного живого существа другому. У человека больше, т.к. включают: язык и др. знаковые системы, письменность в разнообразных ее проявлениях (тексты, схемы, рисунки, чертежи), технические ср-ва записи, передачи и хранения информации. В зависимости от содержания, целей и средств общение и можно разделить на несколько видов: 4. по содержанию: материальное (обмен предметами и продуктами деят-ти), когнитивное (обмен знаниями), кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями), мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями), деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками) 5. по целям: биологическое (общение необходимое для поддержания, сохранения и развития организма) и социальное (преследует цели расширения и укрепления) 6. по средствам: непосредственное (осущ. с помощью естественных органов) и опосредованное (связано с исп. спец. ср-в и орудий для организации общения), прямое (предполагает личные контакты и непосред. Восприятие друг друга) и косвенное (осущ. через посредников) Важнейшими видами общения у человека являются вербальное и невербальное. Невербальное общение не предполагает использование звуковой речи, естественного языка в качестве средства общения. Невербальное – это общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты. Это тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица. БОЛЬШИНСТВО НЕВЕРБАЛЬНЫХ ФОРМ И СРЕДСТВ ОБЩЕНИЯ У ЧЕЛОВЕКА ЯВЛЯЮТСЯ ВРОЖДЕННЫМИ И ПОЗВОЛЯЮТ ЕМУ ВЗАИМОДЕСТВОВАТЬ, ДОБИВАЯСЬ ВЗАИМОПОНИМАНИЯ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОМ И поведенческом уровнях, не только с себе подобными, но и с другими живыми существами. Многим из высших животных, в том числе и более всего собакам, обезьянам и дельфинам, дана способность невербального общения друг с другом и с человеком. Вербальное общение присуще только человеку и в качестве обязательного условия предполагает усвоение языка. По своим коммуникативным возможностям оно гораздо богаче всех видов и форм невербального общения, хотя в жизни не может полностью его заменить. Да и само развитие вербального общения первоначально непременно опирается на невербальные средства коммуникации.
2. ФУНКЦИИ, СВОЙСТВА И ВИДЫ ВНИМАНИЯ Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности. С вниманием связаны направленность и избирательность познавательных процессов. Их настройка непосредственно зависит от того, что в данный момент времени представляется наиболее важным для организма, для реализации интересов личности. Вниманием определяется точность и детализация восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мыслительной деятельности - словом, качество и результаты функционирования всей познавательной активности. Для перцептивных процессов внимание является своеобразным усилителем, позволяющим различать детали изображений. Для человеческой памяти внимание выступает как фактор, способный удерживать нужную информацию в кратковременной и оперативной памяти, как обязательное условие перевода запоминаемого материала в хранилища долговременной памяти. Для мышления внимание выступает как обязательный фактор правильного понимания и решения задачи. В системе межчеловеческих отношений внимание способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и своевременному разрешению межличностных конфликтов. О внимательном человеке говорят как о приятном собеседнике, тактичном и деликатном партнере по общению. Внимательный человек лучше и успешнее обучается, большего достигает в жизни, чем недостаточно внимательный. Рассмотрим основные виды внимания. Таковыми являются природное и социально обусловленное внимание, непосредственное и опосредствованное внимание, непроизвольное и произвольное внимание, чувственное и интеллектуальное внимание. Природное внимание дано человеку с самого его рождения в виде врожденной способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны. Основной механизм, обеспечивающий работу такого внимания, называется ориентировочным рефлексом. Он, как мы уже отмечали, связан с активностью ретикулярной формации и нейронов-детекторов новизны. Социально обусловленное внимание складывается прижизненно в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с избирательным сознательным реагированием на объекты. Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека. Опосредствованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков, предметов. Непроизвольное внимание не связано с участием воли, а произвольное обязательно включает волевую регуляцию. Непроизвольное внимание не требует усилий для того, чтобы удерживать и в течение определенного времени сосредоточивать на чем-то внимание, а произвольное обладает всеми этими качествами. Наконец, произвольное внимание в отличие от непроизвольного обычно связано с борьбой мотивов или побуждений, наличием сильных противоположно направленных и конкурирующих друг с другом интересов, каждый из которых сам по себе способен привлечь и удерживать внимание. Человек же в атом случае осуществляет сознательный выбор цели и усилием воли подавляет один из интересов, направляя все свое внимание на удовлетворение другого. Наконец, можно различать чувственное и интеллектуальное внимание. Первое по преимуществу связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств, а второе - с сосредоточенностью и направленностью мысли. При чувственном внимании в центре сознания находится какое-либо чувственное впечатление, а в интеллектуальном внимании объектом интереса является мысль. Внимание человека обладает пятью основными свойствами: устойчивостью, сосредоточенностью, переключаемостью, распределением и объемом. Рассмотрим каждое из них. Устойчивость внимания проявляется в способности в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание. Устойчивость внимания может определяться разными причинами. Одни из них связаны с индивидуальными физиологическими особенностями человека, в частности со свойствами его нервной системы, общим состоянием организма в данный момент времени; другие характеризуют пс<
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 320; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.126.44 (0.017 с.) |