Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие о воображении (психология, №32)

Поиск

Воображение, или фантазия, как и мышление, принадлежит к числу высших познавательных процессов. Представление ожидаемого результата с помощью фантазии – коренное отличие человеческого труда от инстинктивного поведения животных. Воображение – необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда, а также обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределённостью. Важнейшее назначение воображения: позволяет представлять результат труда до его начала (например, стол в завершённом виде как готовое изделие) и его промежуточные продукты (детали, которые нужно последовательно изготовить, чтобы собрать стол). Воображение тесно связано с мышлением. Общее: 1) возникают в проблемной ситуации, т. е. когда нужно отыскать новые решения, 2) мотивируются потребностями личности; реальному процессу удовлетворения потребностей предшествует иллюзорное. Различие: опережающее отражение действительности в процессах фантазии происходит в виде ярких представлений, а процессе мышления – путём оперирования понятиями. В проблемной ситуации существуют 2 системы опережения сознанием результатов деятельности: система образов и система понятий. Они тесно связаны между собой. Проблемная ситуация может характеризоваться большей или меньшей неопределённостью. Если исходные данные задачи, к примеру, научной проблемы, известны, то ход её решения подчинён преимущественно законам мышления. Когда проблемная ситуация отличается значительной неопределённостью, исходные данные с трудом поддаются точному анализу, в действие приходят механизмы воображения. Воображение в некоторых обстоятельствах может выступать как замена деятельности. В этом случае человек временно уходит в область фантастических, далёких от реальности представлений, чтобы скрыться там от кажущихся ему неразрешимыми задач, от необходимости действовать, от тяжёлых условий жизни, от следствия своих ошибок и т. д. Данная форма воображения называется пассивной. Человек может вызвать пассивное воображение преднамеренно: фантазии, преднамеренно вызванные, но не связанные с волей, направленной на воплощение их в жизнь, называются грёзами. Всем людям свойственно грезить о чём-то радостном, приятном, заманчивом. Но если в процессах воображения у человека преобладают грёзы, это дефект развития личности, он свидетельствует о её пассивности. Пассивное воображение может возникать и непреднамеренно: при ослаблении деятельности сознания. При временном бездействии человека, в полудремотном состоянии, во сне (сновидения), при патологических расстройствах сознания (галлюцинации) и т. д. Активное воображение может быть творческим и воссоздающим. Воображение, имеющее в своей основе создание образов, соответствующих описанию, называют воссоздающим. При чтении учебной и художественной литературы (описание природы, характеристика интерьера, городского пейзажа, словесный портрет персонажа), при изучении географических карт и исторических описаний оказывается необходимо воссоздать при помощи воображения то, что отображено в этих книгах, картах и рассказах. Творческое воображение, в отличие от воссоздающего, предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности.

Воображение – это отражение реальной действительности в новых, неожиданных, непривычных сочетаниях и связях. Если придумать даже что-то совершенно необычайное, то при тщательном рассмотрении выяснится, что все элементы, из которых сложился вымысел, взяты из жизни, почерпнуты из прошлого опыта. Наиболее элементарная форма синтезирования образов – агглютинация, «склеивание» различных, в повседневной жизни не соединяемых качеств, свойств, частей. Путём агглютинации строятся многие сказочные образы (русалка, избушка на курьих ножках, Пегас, кентавр), она используется и в техническом творчестве (аккордеон – сочетание фортепиано и баяна). Гиперболизация характеризуется увеличением или уменьшением предмета (великан и мальчик с пальчик) и изменением количества частей предмета или их смещением: многорукие богини в индийской мифологии, драконы с семью головами. При помощи подчёркивания каких-либо признаков создаются дружеские шаржи и злые карикатуры. Схематизация – представления, из которых конструируется образ фантазии, сливаются, различия сглаживаются, черты сходства выступают на первый план. Например, создание художником орнамента, элементы которого взяты из растительного мира. Типизация – выделение существенного, повторяющегося в однородных фактах и воплощение их в конкретном образе. Широко используется в художественной литературе, скульптуре, живописи.

Возникновение образов фантазии – результат деятельности мозга человека. Воображение, как и все другие психические процессы, является функцией коры больших полушарий. Воображение, как психический процесс, оказывает значительное влияние на работу многих систем человеческого организма. Оно регулирует поведение человека и видоизменяет протекание физиологических процессов. Ещё в средние века был известен поразительный факт: у некоторых людей, преимущественно страдавших нервным расстройством, после размышлений о муках, которые претерпел на кресте Иисус Христос, появлялись знаки распятия на ладонях и ступнях ног в виде кровоподтёков и даже язв. Такие знаки получили название стигматы. Известны так называемые идеомоторные акты – движения, которые возникают тогда, когда человек только представляет их себе. (Если человеку предлагали представить, что он поднимает груз, то мышцы его слабо напрягались.) Появляется активность в глазных мышцах, когда человек представляет себе, что он смотрит вверх, вниз или в сторону.

 

Потребность как источник активности и развития личности. Классификация потребностей (психология №33).

Потребности являются источником активности личности. Потребность – состояние личности, в котором выражается её зависимость от конкретных условий жизни. Активность личности проявляется в процессе удовлетворения потребностей. Потребности человека имеют общественно-исторический характер. Для удовлетворения даже биологических потребностей используют результаты разделения труда и общественные способы удовлетворения потребностей. Мы различаем потребности по происхождению и по предмету. По происхождению: естественные (еда, сон) и культурные (вилка, расчёска). По предмету: материальные и духовные. Материальные потребности выявляют зависимость человека от предметов материального мира (одежда). Для удовлетворения духовных потребностей материальные становятся средством. Из духовных потребностей выделяют потребности в познании, труде и общении. На основе потребности в познании формируется потребность в творчестве. Познание становится не целью, а средством удовлетворения потребности в творчестве. Различные виды потребностей тесно связаны между собой.

Основные свойства потребности:

1) потребность является предметной, т. е. На что-то направленной, к чему-то реальному отнесённой.

2) Её участие в активации деятельности. Потребность служит источником всякой активности.

3) Способность к удовлетворению и последующему воспроизводству, возобновлению.

4) Изменение, развитие. Во-первых, расширение ил сужение круга предметов, удовлетворяющих потребности. Во-вторых, изменение способов удовлетворения. Например, технизация способов удовлетворения потребности в общении (интернет, телефон, факс).

Американский психолог Маслоу выделил иерархию потребностей. Знаменитая «пирамида» построена из слоёв, уровней, расположенных по вертикали. Чем ниже потребность, тем она необходимее для жизни, раньше формируется:

1) Низший слой: физиологические потребности (в пище, жилище, сне, одежде и т. д.). Они являются собственно «биологическими» лишь относительно. Например, жилище имеет большое значение, но современное жилище (архитектура, местоположение) является социализированным предметом потребности (мода, престиж, традиции).

2) Потребности в безопасности, стремление чувствовать себя защищённым, сохранить достигнутое благополучие. Отсутствие удовлетворения этих потребностей связано с негативными переживаниями: боль, гнев, страх, неустроенность.

3) Потребность в общении с другими людьми, потребность в принадлежности и любви

4) Потребность в уважении и самоуважении, стремление к признанию, достижению успехов, наградам, авторитету.

5) Познавательные потребности: стремление понимать, исследовать.

6) Эстетические потребности, стремление к порядку, красоте, гармонии, симметрии

7) Высший слой: потребность в самоактуализации, стремление к развитию всех своих способностей, всестороннему полноценному развитию собственной личности, самосовершенствованию. Это труд ради того, чтобы сделать хорошо то, что человек хочет сделать. Это отказ от иллюзий, ложных представлений о самом себе. Самоактуализирующиеся люди вовлечены в какое-то дело, они стремятся к реализации высших ценностей. Таких людей мало. Жизнь для них – процесс постоянного выбора, продвижение вперёд, преодоление препятствий, достижение цели.

Конкретным проявлением различных потребностей являются мотивы поведения человека.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 304; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.86.233 (0.009 с.)