Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие о воображении (психология, №32)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Воображение, или фантазия, как и мышление, принадлежит к числу высших познавательных процессов. Представление ожидаемого результата с помощью фантазии – коренное отличие человеческого труда от инстинктивного поведения животных. Воображение – необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда, а также обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределённостью. Важнейшее назначение воображения: позволяет представлять результат труда до его начала (например, стол в завершённом виде как готовое изделие) и его промежуточные продукты (детали, которые нужно последовательно изготовить, чтобы собрать стол). Воображение тесно связано с мышлением. Общее: 1) возникают в проблемной ситуации, т. е. когда нужно отыскать новые решения, 2) мотивируются потребностями личности; реальному процессу удовлетворения потребностей предшествует иллюзорное. Различие: опережающее отражение действительности в процессах фантазии происходит в виде ярких представлений, а процессе мышления – путём оперирования понятиями. В проблемной ситуации существуют 2 системы опережения сознанием результатов деятельности: система образов и система понятий. Они тесно связаны между собой. Проблемная ситуация может характеризоваться большей или меньшей неопределённостью. Если исходные данные задачи, к примеру, научной проблемы, известны, то ход её решения подчинён преимущественно законам мышления. Когда проблемная ситуация отличается значительной неопределённостью, исходные данные с трудом поддаются точному анализу, в действие приходят механизмы воображения. Воображение в некоторых обстоятельствах может выступать как замена деятельности. В этом случае человек временно уходит в область фантастических, далёких от реальности представлений, чтобы скрыться там от кажущихся ему неразрешимыми задач, от необходимости действовать, от тяжёлых условий жизни, от следствия своих ошибок и т. д. Данная форма воображения называется пассивной. Человек может вызвать пассивное воображение преднамеренно: фантазии, преднамеренно вызванные, но не связанные с волей, направленной на воплощение их в жизнь, называются грёзами. Всем людям свойственно грезить о чём-то радостном, приятном, заманчивом. Но если в процессах воображения у человека преобладают грёзы, это дефект развития личности, он свидетельствует о её пассивности. Пассивное воображение может возникать и непреднамеренно: при ослаблении деятельности сознания. При временном бездействии человека, в полудремотном состоянии, во сне (сновидения), при патологических расстройствах сознания (галлюцинации) и т. д. Активное воображение может быть творческим и воссоздающим. Воображение, имеющее в своей основе создание образов, соответствующих описанию, называют воссоздающим. При чтении учебной и художественной литературы (описание природы, характеристика интерьера, городского пейзажа, словесный портрет персонажа), при изучении географических карт и исторических описаний оказывается необходимо воссоздать при помощи воображения то, что отображено в этих книгах, картах и рассказах. Творческое воображение, в отличие от воссоздающего, предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности. Воображение – это отражение реальной действительности в новых, неожиданных, непривычных сочетаниях и связях. Если придумать даже что-то совершенно необычайное, то при тщательном рассмотрении выяснится, что все элементы, из которых сложился вымысел, взяты из жизни, почерпнуты из прошлого опыта. Наиболее элементарная форма синтезирования образов – агглютинация, «склеивание» различных, в повседневной жизни не соединяемых качеств, свойств, частей. Путём агглютинации строятся многие сказочные образы (русалка, избушка на курьих ножках, Пегас, кентавр), она используется и в техническом творчестве (аккордеон – сочетание фортепиано и баяна). Гиперболизация характеризуется увеличением или уменьшением предмета (великан и мальчик с пальчик) и изменением количества частей предмета или их смещением: многорукие богини в индийской мифологии, драконы с семью головами. При помощи подчёркивания каких-либо признаков создаются дружеские шаржи и злые карикатуры. Схематизация – представления, из которых конструируется образ фантазии, сливаются, различия сглаживаются, черты сходства выступают на первый план. Например, создание художником орнамента, элементы которого взяты из растительного мира. Типизация – выделение существенного, повторяющегося в однородных фактах и воплощение их в конкретном образе. Широко используется в художественной литературе, скульптуре, живописи. Возникновение образов фантазии – результат деятельности мозга человека. Воображение, как и все другие психические процессы, является функцией коры больших полушарий. Воображение, как психический процесс, оказывает значительное влияние на работу многих систем человеческого организма. Оно регулирует поведение человека и видоизменяет протекание физиологических процессов. Ещё в средние века был известен поразительный факт: у некоторых людей, преимущественно страдавших нервным расстройством, после размышлений о муках, которые претерпел на кресте Иисус Христос, появлялись знаки распятия на ладонях и ступнях ног в виде кровоподтёков и даже язв. Такие знаки получили название стигматы. Известны так называемые идеомоторные акты – движения, которые возникают тогда, когда человек только представляет их себе. (Если человеку предлагали представить, что он поднимает груз, то мышцы его слабо напрягались.) Появляется активность в глазных мышцах, когда человек представляет себе, что он смотрит вверх, вниз или в сторону.
Потребность как источник активности и развития личности. Классификация потребностей (психология №33). Потребности являются источником активности личности. Потребность – состояние личности, в котором выражается её зависимость от конкретных условий жизни. Активность личности проявляется в процессе удовлетворения потребностей. Потребности человека имеют общественно-исторический характер. Для удовлетворения даже биологических потребностей используют результаты разделения труда и общественные способы удовлетворения потребностей. Мы различаем потребности по происхождению и по предмету. По происхождению: естественные (еда, сон) и культурные (вилка, расчёска). По предмету: материальные и духовные. Материальные потребности выявляют зависимость человека от предметов материального мира (одежда). Для удовлетворения духовных потребностей материальные становятся средством. Из духовных потребностей выделяют потребности в познании, труде и общении. На основе потребности в познании формируется потребность в творчестве. Познание становится не целью, а средством удовлетворения потребности в творчестве. Различные виды потребностей тесно связаны между собой. Основные свойства потребности: 1) потребность является предметной, т. е. На что-то направленной, к чему-то реальному отнесённой. 2) Её участие в активации деятельности. Потребность служит источником всякой активности. 3) Способность к удовлетворению и последующему воспроизводству, возобновлению. 4) Изменение, развитие. Во-первых, расширение ил сужение круга предметов, удовлетворяющих потребности. Во-вторых, изменение способов удовлетворения. Например, технизация способов удовлетворения потребности в общении (интернет, телефон, факс). Американский психолог Маслоу выделил иерархию потребностей. Знаменитая «пирамида» построена из слоёв, уровней, расположенных по вертикали. Чем ниже потребность, тем она необходимее для жизни, раньше формируется: 1) Низший слой: физиологические потребности (в пище, жилище, сне, одежде и т. д.). Они являются собственно «биологическими» лишь относительно. Например, жилище имеет большое значение, но современное жилище (архитектура, местоположение) является социализированным предметом потребности (мода, престиж, традиции). 2) Потребности в безопасности, стремление чувствовать себя защищённым, сохранить достигнутое благополучие. Отсутствие удовлетворения этих потребностей связано с негативными переживаниями: боль, гнев, страх, неустроенность. 3) Потребность в общении с другими людьми, потребность в принадлежности и любви 4) Потребность в уважении и самоуважении, стремление к признанию, достижению успехов, наградам, авторитету. 5) Познавательные потребности: стремление понимать, исследовать. 6) Эстетические потребности, стремление к порядку, красоте, гармонии, симметрии 7) Высший слой: потребность в самоактуализации, стремление к развитию всех своих способностей, всестороннему полноценному развитию собственной личности, самосовершенствованию. Это труд ради того, чтобы сделать хорошо то, что человек хочет сделать. Это отказ от иллюзий, ложных представлений о самом себе. Самоактуализирующиеся люди вовлечены в какое-то дело, они стремятся к реализации высших ценностей. Таких людей мало. Жизнь для них – процесс постоянного выбора, продвижение вперёд, преодоление препятствий, достижение цели. Конкретным проявлением различных потребностей являются мотивы поведения человека.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 304; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.86.233 (0.009 с.) |