Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Движущие силы психического развитияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Говоря о движущих силах психического развития, следует различать факторы психического развития, условия психического развития, движущие силы психического развития и уровни психического развития. Факторы психического развития — это окружающая, прежде всего социальная, среда и биогенетические возможности человека. Всегда ли оба фактора учитываются в практической педагогике? С одной стороны, мы пытаемся научить всех одному и тому же, в одинаковом объеме и единой форме (создаем среду, но не принимаем во внимание внутренние возможности). С другой стороны, если наши педагогические усилия не дают положительного результата, ищем причину в самом ребенке. Однако к успеху приводит педагогика, «играющая» на удачном сочетании двух факторов: совпадении условий среды и возможностей конкретного человека. Поговорим об условиях психического развития. Современная педагогика декларирует положение о том, что хорошо учится тот школьник, который воспринимает учебу как свое личное дело. Но как воплощена эта замечательная идея в реальности? Какие потребности, интересы, цели личности реализуются через физику, черчение и ОБЖ? Где в течение шести-восьми часов в день пребывает «Я» ребенка? Признав важное значение для психического развития ребенка, его общечеловеческих и индивидуальных органических особенностей, а также ход их созревания в онтогенезе, необходимо вместе с тем подчеркнуть, что эти особенности представляют собой лишь условия, лишь необходимые предпосылки, а не движущие причины формирования человеческой психики. Как справедливо указывал Л. С. Выготский, ни одно из специфически человеческих психических качеств, таких, как логическое мышление, творческое воображение, волевая регуляция действий и т. д., не могут возникнуть путем лишь вызревания органических задатков. Для формирования такого рода качеств требуются определенные социальные условия жизни и воспитания. Разрозненные, мертвые предметные знания как таковые, а уж тем более форма их усвоения не соответствуют общим жизненным устремлениям подростков. Они решают другие задачи, более сложные и важные (я на самом деле так считаю), чем строение плоских червей или формула объема куба. Подросток пытается стать автором своей жизни, субъектом своей деятельности, а в учебный процесс он по преимуществу включен как объект педагогических воздействий. О движущих силах психического развития можно и нужно говорить много и серьезно. Противоречие, конфликт, столкновение, кризис, все то, чего правдами и неправдами пытаются избегать педагоги и родители, — самый мощный источник развития, личностного роста, движения к совершенству. Там, где идет развитие (отношений, личности, духа или тела), редко бывает спокойно. Но истинная педагогика как раз и заключается в том, чтобы способствовать развитию, учить преодолевать боль и сомнения, радоваться победам и новым задачам. В этой схеме есть еще один «этаж»: уровни психического развития. Они непосредственно связаны с педагогической деятельностью. Зона актуального развития — это содержание учебного процесса, которым ученик может оперировать САМ; зона ближайшего развития — то, с чем ученик справляется только при помощи взрослого. Каждая зона имеет свои пласты. Мы видим, что обученность — это пласт зоны актуального развития, обучаемость — пласт зоны ближайшего развития. То есть обучаемость — это потенциал, который может развернуться в реальности, превратиться в обученность только при помощи взрослого. Кроме этих, есть еще не менее важные для успешного обучения пласты психического развития: воспитанность — воспитуемость, развитость — развиваемость. Эта схема интересна тем, что она пытается объединить в себе психологический и педагогический взгляд на феномен развития. Обученность и воспитанность — это успехи целенаправленной педагогической работы, развитость — итог психического развития на данном возрастном этапе. Приведенные справа схемы показывают, по каким параметрам можно рассматривать и оценивать каждый из пластов в их актуальном и потенциальном планах. Соотношение между этими понятиями можно представить в виде следующей схемы:
Итак, получается, что движущие силы психического развития – это п ротиворечия, конфликты, столкновения, кризисы. Это самый мощный источник развития, личностного роста, движения к совершенству. Там, где идет развитие (отношений, личности, духа или тела), редко бывает спокойно. Но истинная педагогика как раз и заключается в том, чтобы способствовать развитию, учить преодолевать боль и сомнения, радоваться победам и новым задачам. Что же движет развитием ребёнка? С философской точки зрения, личность развивается в силу возникновения в её жизни внутренних противоречий. Поэтому движущими силами психического развития детей являются диалектические противоречия. Одним из основных противоречий такого рода является противоречие между возросшими физиологическими и психическими возможностями ребенка и сложившимися ранее видами взаимоотношений с окружающими людьми и формами деятельности. Эти противоречия, приобретающие подчас драматический характер возрастных кризисов, разрешаются путем установления новых взаимоотношений ребенка с окружающими, формирования новых видов деятельности, что знаменует собой переход на следующую возрастную ступень психического развития. Противоречия возникают и разрешаются только в деятельности- это приводит к образованию новых качеств личности. Одни противоречия исчезают, на смену им приходят новые, и так бесконечно. Есть противоречие. есть и развитие. Противоречия могут быть различных видов: 4. противоречия между уровнем психического развития и требованиями общества; 5. противоречия между возникающими у личности потребностями и достигнутым уровнем овладения средствами, которые необходимы для их удовлетворения; 6. противоречия между уровнем психического развития и образом жизни, занимаемом листом в системе общественных отношений. Выготский считал, что движущими силами психического развития является система разнообразных противоречий, которые возникают и исчезают в обучении и воспитании. Что же будет, если противоречие не находит своего разрешения? 4. может возникнуть ЗПР 5. болезненные нарушения 6. кризисные явления обостряются и затягиваются. Психическое развитие ребёнка подчиняется определённым закономерностям. Их сформулировал Выготский. 1. Закон сензитивности и неравномерности психического развития. Сензитивность- особая чувствительность и восприимчивость, наибольшая благоприятность к психолого-педагогическим воздействиям. В отдельные периоды жизни на первый план выходит развитие одних психических функций и они интенсивно развиваются, а развитие других замедляется. 2. Закон метаморфозы детского развития. Маленький ребёнок- это не просто маленький взрослый. У ребёнка другая отличная психика и его развитие- это есть цепь качественных изменений. 3. Закон развития высших психических функций. Уже в детстве, по мнению Выготского, начинают складываться собственно-человеческая психика(ребёнок имеет также, как и животные, внимание, память, восприятие, ощущение, но для его психики характерны высшие психические функции, т.е. они произвольны, осознанны, регулируются волей и имеют социальный характер). 4. Закон темпа психического развития. Детское развитие имеет сложную организацию во времени, свой ритм, который не совпадает с ритмом времени, свой темп, который меняется в разные годы жизни, так год жизни в младенчестве не равен году жизни в отрочестве.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 449; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.40.216 (0.007 с.) |