Тема: Предмет, задачи и методы возрастной психологии (психологии развития). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Предмет, задачи и методы возрастной психологии (психологии развития).



Тема: периодизация возрастного развития человека.

 

1. Периодизация по Эльконину.

2. Стадии жизненного пути по Э. Эриксону.

 

Периодизация детского развития по Эльконину: в психическом развитии ребенка происходит чередование мотивационно-потребностной и операционно-технической сторон деятельности. Для ребенка есть два мира: мир вещей /при познании развивается в интеллектуальном плане/ и мир людей /при познании развивается в аффективном плане/. Эльконин преодолел сложившийся дуализм и выдвинул плодотворную идею о том, что в детском развитии имеют место с одной стороны периоды в которые происходит преимущественное освоение задач, мотивов и норм отношений между людьми и на этой основе развитие мотивационно-потребностной сферы с другой стороны периоды, в которые происходит преимущественное освоение общественно выработанных действий с предметами и на этой основе формирование интеллектуально-познавательных сил детей, их операционно-технических возможностей.

 

Периоды и стадии детского развития по Д.Б. Эльконину.

 

 

Младенчество ранний возраст дошкольный возраст младший школьный возраст подростковый возраст ранняя юность
М-П О-Т М-П О-Т М-П О-Т
кризис новорожденности кризис 1 года кризис 3 лет кризис 7 лет кризис 11-12 лет кризис 15 лет

 

критерии перехода от одного периода к другому:

n социальная ситуация развития /система общественных отношений ребенка/,

n ведущий тип деятельности ребенка в этот период,

n основные новообразования развития,

n кризисы развития.

 

Эрик Эриксон (1902 - 1994 гг.).

американский психолог.

Центральное качество личности - психосоциальная идентичность, т.е. каждый человек должен чувствовать свою принадлежность к обществу, культуре, быть «своим среди своих». Изменение социокультурных условий приводит к формированию новых образований. Если человек утрачивает чувство «Я» - формируется невроз. Формирование чувства «я» идет на протяжении всей жизни. Для каждой ступени жизненного цикла характерна специфическая задача. Успешное решение этой задачи зависит от:

n уровня развития психмоторного развития,

n общей духовной атмосферы.

 

Развитие личности - результат борьбы крайних возможностей.

 

Стадии жизненного пути личности по Э.Эриксону

 

старость интеграция

разочарование в жизни

зрелость творчество

застой

молодость интимность

изоляция

подростковый идентичность

возраст (латентная стадия) диффузия идентичности

школьный возраст достижение

(латентная стадия) неполноценность

возраст игры инициативность

(фаллическая 3 года) чувство вины

ранний возраст автономия

(анальная стадия) сомнение, стыд

младенчество

(анальная стадия) доверие

недоверие

 

Тема: Период дошкольного детства (3-6,7 лет).

 

1. Кризис трех лет.

2. Проблема психической депривации. Сюжетно-ролеая игра.

3. психологическая готовность к обучению в школе.

 

Ребенок в возрасте 3 лет уже достаточно много умеет, знает о себе, о мире людей, о мире предметов.

Требуется смена взаимоотношений, они должны строиться на основе партнерства, гармонизации.

Если отношения не складываются, проявляются кризисные явления:

1. Негативизм, отказ противодействие взрослому, не на само действие, а на требование конкретного взрослого.

2. Упрямство, в основе явления тонкий психологический механизм, требование ребенка, чтобы с ним считались.

3. Строптивость, более аффективная, более резко выраженная форма, протест против всей сложившейся системы взаимоотношений.

4. Своеволие, неумелая, резкая попытка самостоятельности.

5. Деспотизм, явление с психопатическим радикалом, протест на что-то, особенно против тех кто поддается на воздействие.

6. Ревность, часто проявляется такая реакция на появление второго ребенка.

7. Обесценивание, того что когда-то было дорого, агрессия по отношению к игрушкам, родителям, просьбам, указаниям родителей.

 

В основе кризиса конфликт между возросшими способностями и старыми устоявшимися отношениями в семье.

 

2. Проблема депривации.

Депривация - (англ. лишение, потеря) - психическое состояние, возникшее в результате таких жизненных ситуаций, где субъекту не предоставляется возможность для удовлетворения некоторых его основных психических потребностей в достаточной мере и в течение достаточно длительного времени.

 

Сенсорная депривация - человек длительное время не получает зрительной, слуховой информации. С течением времени возникают галюцинации, формируется клаустрофобия.

Солнечная депривация - длительное нахождение вне солнца.

 

Материнская депривация - зачеркивает возможности нормального психического развития в условиях отсутствия контакта с матерью (отсутствие поглаживания - трансактный анализ).

Мать - порт уверенности. Говорить о полноценном, нормальном развитии можно только в присутствии матери. (опыты с обезьянами).

Фридрих 2 - римский император - не разговаривать с детьми, дети умирали.

 

Частичная депривация часто имеет характер отцовской депривации.

 

Когда в семье нет матери, и ее заменяет мачеха, возникает проблема стереотипов, кривотолков.

Более частое обстоятельство - отсутствие отца. Ребенок лишен мужского примера, важного и для мальчиков и для девочек. Для мальчиков - регулятор поведения, для девочек - пример мужчины, будущего мужа, ориентация на будущую профессию.

 

Братья и сестры - наличие общения. Один ребенок - частичная депривация. Младшие братья и сестры вызывают в старшем ребенке стремление быть более самостоятельным, заботливым.

 

При нарастании депривации в семье необходимо компенсировать это интенсивностью, плодотворностью общения, обсуждать прошедший день, строить планы на день, неделю, выходной день.

 

3.

Сюжетно-ролевая игра - система взаимоотношений ребенка со взрослыми, со сверстниками, взаимоотношения по правилам, взаимоотношения по сюжетам.

В игре отражается действительность, ребенок изживает в игре свои проблемы (Гросс).

Динамика развития игры:

3-4 года - часто сорятся, пока еще не умеют совместно играть, в игре учатся взаимопониманию, общению, взаимопомощи - важнейшая развивающая функция игры;

4-6 лет - способны совместно играть, эмоционально, с фантазией, проявляется лидер, который стремится подчинить себе, партнерство возможно на уровне диад, партнерству необходимо учить.

 

Детская деятельность экспериментирования наряду с сюжетно-ролевой игрой является ведущей деятельностью в формировании ребенка.

Опасна ранняя компьютерная депривация.

 

Сюжетно-ролевая игра, ее влияние на общее психическое развитие:

n развиваются произвольное внимание и произвольная память,

n развивается словесно-логическое мышление,

n развивается продуктивное воображение, фантазирование,

 

Дж.Родари Грамматика фантазии.

фантастическая гипотеза - что было бы, если бы у тебя была волшебная палочка.

 

n развивается речь, качественно и количественно,

n согласованность детей, взаимопомощь и взаимопонимание между ними,

n развивается нравственность, как компонент структуры личности,

n развитие социальных навыков, ребенок усваивает социальные роли,

n правильная половая идентификация.

 

Психологическая готовность к школе - сложное многокомпонентное образование.

Готовность к школе не ограничивается наличием ряда навыков.

 

Выделяют компоненты:

n личностной готовности /мотивационный аспект, для чего ребенок идет в школу, как долго он там будет, какие требования к нему предъявляются; аспект произвольности поведения - контролируемости, целенаправленности (для исследования - графический диктант Эльконина, работа с мозайкой); символический аспект - методики: пиктограммы - изображение сложного понятия с помощью карандашей/,

n интеллектуальной готовности /способность ребенка к обобщениям -исключить лишний предмет из группы/.

Тема: Психология межличностных отношений в юношеском возрасте.

Сложность периода юношества:

1. биологическое взросление наступает раньше, чем психологическое, интеллектуальное и социальное,

2. девушки созревают раньше, чем юноши (психологическое развитие) на 3-5 лет,

Дружба и влюбленность.

Дружба.

Дружба - спутник, отряд. Друг - дорогой, любимый. (этимология слов). Современный человек не может существовать без дружбы, особенно в юношеском возрасте.

Существует этикет, определяющий «правила» дружбы, устанавливается «дистанция» интимно-личностного общения в дружбе.

Современная дружба избавилась от формальных ограничений. Существуют неписаные правила дружбы (английские психологи):

n делиться новостями о своих успехах,

n выказывать эмоциональную поддержку другу,

n добровольно помогать в случае нужды,

n уверенность в другом и доверие к нему,

n защищать друга в его отсутствие,

n быть терпимым к остальным его друзьям,

n не быть назойливым, не поучать.

Выбор друзей (И. Кон «В поисках себя»).

Сопоставление 1800 американских старшеклассников:

n друзья похожи по социально-демографическим свойствам (пол, возраст...),

n особенности поведения, особенно наличие вредных привычек,

n психологические особенности не влияют на выбор друга.

Пересечение личностных свойств друзей тесно связано с глубиной и длительностью их взаимоотношений.

Левинжер (английский психолог) - как формируются отношения в диаде:

n первоначальное восприятие, нулевой контакт,

n осознание, односторонние установки,

n некоторое взаимодействие,

n собственно взаимоотношения, появление общности «мы».

Отрочество и юность - возраст дружбы.

Интимно-личностное общение, учебно-профессиональная деятельность.

1. преобладание в качестве друзей и у юношей и у девушек сверстников своего пола, девушки отдают предпочтение старшим, (для психотерапевта друг, его качества, - важный психотерапевтический фактор),

2. юношеская дружба - своеобразная форма психотерапия - позволяет молодым людям выразить свои чувства,

3. специфика женской и мужской дружбы, важны стили общения (И. Кон)

4. затруднена дружба между разными полами.

Дружба - своеобразная школа психологической интимности, которая легче достижима с лицами одного пола.

Влюбленность.

Потребность в дружбе перерастает в потребность в любви. Юношеская любовь не прочна. Юношеская любовь связана с идеализацией объекта любви. Происходит раздвоение юношеской любви: как эротического влечения и сотворения кумира - юношу не влечет к женщине, которую он любит и наоборот он не любит женщину к которой его влечет.

Проблема отцов и детей.

Родители, особенно мать, остаются значимыми источниками психологической поддержки. Дети похожи на свое время, а не на своих родителей, поэтому бессмысленно родителям приписывать детям свои черты.

Три вопроса.

1. Хорошо ли вам сейчас живется в вашей семье?

2. Чувствуете ли вы что живете с друзьями, с людьми, которые вам нравятся, которых вы уважаете, с людьми которые уважают и любят вас?

3. Быть членом вашей семьи интересно и приятно?

Существует два типа семей.

Зрелая семья.

· Естественность, честность и любовь.

· Полноценное общение, выслушивание друг друга.

· Проявление особой жизненной силы – движения свободны и раскованы, выражение лиц умиротворяющее.

· Дом наполнен светом и яркими красками.

· Люди с удовольствием прикасаются друг к другу, откровенно выражают свои чувства.

· Семья способна к продуктивному и согласованному планированию, внесению корректировок в планы.

· Способность без паники реагировать на различные жизненные ситуации. Ребенок разбил чашку – его не накажут а научат как этого не сделать следующий раз.

· Родители – лидеры-вдохновители, а не авторитарные руководители.

· Дети изначально не могут быть плохими. «Плохое» поведение ребенка – результат недопонимания его действий родителями.

· Понимание неизбежности постоянного развития детей.

Проблемная семья.

· Дискомфортная атмосфера, члены семьи вежливы, но им тоскливо. /влияние психических изменений на соматическое состояние, со временем люди перестают отдавать себе отчет отчего происходят те или иные соматические расстройства/

· Лица и тела людей говорят об их страданиях, глаза смотрят в пол, они не видят других людей.

· Нет дружеского расположения, жизнь по обязанности.

· Избегание друг друга – способ выжить.

· Безнадежность, беспомощность, одиночество.

· Постоянные наказания за то, что сами зачастую делают.

· Дети неблагополучны с низкой самооценкой, это толкает их на последующие преступления.

Тема: Предмет, задачи и методы возрастной психологии (психологии развития).

Предмет - возрастная динамика закономерности и ведущие факторы развития психических процессов и свойств личности на разных этапах ее жизненного пути.

Разделы возрастной психологии:

n детская психология,

n психология подростка,

n психология юношеского возраста,

n психология зрелого возраста,

n геронто психология - психология старости.

 

Проблема возникновения и развития психических процессов:

n источники, условия,

n движущие силы развития,

n специфика психического развития на разных этапах.

 

уровень психического развития     0 30 70

n проблема возрастного развития,

n проблема кризисов возрастного развития,

 

Задачи возрастной психологии:

n разработка методов и методик, выявляющих специфику развития человека на различных этапах жизненного пути,

n формирование системы психологической помощи и поддержки в период возрастных кризисов,

n создание условий для интенсификации психического развития и саморазвития индивида с учетом возрастных особенностей.

 

Значение курса для военного психолога:

n дает понимание закономерностей психического развития на протяжении различных периодов жизненного пути,

n формирует концептуальное мышление /способность ориентироваться в мире знаний, навыки эмпирических исследований различных категорий испытуемых/.

 

Методы возрастной психологии:

n традиционные методы психологии,

n наблюдение /изучение явления без изменения условий/,

n по контакту,

n по условиям осуществления /полевое и лабораторное/,

n по характеру взаимодействия с объектом /включенное и невключенное/,

n по целям /целенаправленное и случайное/,

n по фиксации результатов;

n эксперимент /отличается от наблюдения активным вмешательством исследователя в поведение изучаемого объекта, создание специальной ситуации и планомерное манипулирование одной или несколькими переменными/,

n метод поперечных срезов,

n метод продольных срезов /лонгитюдинальный/,

n формирующий (обучающий) эксперимент - стратегия формирования психических процессов /1.поэтапное формирование - Гальперин, 2.совместная продуктивная деятельность обучаемых и обучающего/;

n тесты /стандартизированная эмпирико-аналитическая процедура на испытание человека на наличие или отсутствие качеств/

n тесты, предполагающие правильный ответ (тесты интеллекта, способностей...),

n тесты, правильных ответов на которые нет (личностные...),

n вербальные и невербальные,

n закрытые и открытые опросники.

 

Нормативные предписания:

n нельзя применять самодельные тесты,

n каждый тест должен проходить аттестацию,

n психолог должен лично препятствовать некорректному проведению тестирований,

n если на основе выводов психолога производится административное решение, то это не означает, что юридическая и административная ответственность лежит на психологе, хотя подобная ситуация безусловно налагает на психологов повышенную моральную ответственность.

 

Тема: Онтогенетическое развитие психики человека.

 

Литература:

Возрастная (детская) психология. Обухова

Немов Психология - 2 книга.

 

1. Возрастная периодизация онтогенетического развития.

2. Сущность психического развития.

3. Параметры развития психики.

 

Особая единица анализа - возраст или период развития.

 

Возраст - не сводится к сумме отдельных психических процессов, это не календарная дата.

 

Существует:

n хронологический /количество прожитых лет от рождения/,

n биологический /определенная ступень созревания организма/,

n социальный /характеристики социальных функций (ролей), осуществляемых человеком в обществе/,

n психологический,

n профессиональный /стаж, опыт, ступень профессионального развития/ возраст.

 

Психологический возраст - /Л.С. Выготский/ место индивида (ребенка) в системе общественных отношений, деятельность ребенка, новообразования в сфере сознания и личности.

/Ананьев/ - суммация разнородных явлений роста общесоматического полового и нервно-психического созревания, зрелости и старения, во взаимосвязи со многими сложными явлениями общественно-экономического развития человека в конкретных условиях.

 
 

Возрастная периодизация:

0-1 младенчество

1-3 ранний возраст

3-7 дошкольный возраст

7-11 младший школьный возраст

11-15 подростковый возраст

15-17 ранняя юность

17-21 поздняя юность

21-35 1-й период зрелого возраста

35-60 2-й период зрелого возраста

60-75 пожилой возраст

75-90 старческий возраст

свыше 90 долгожители.

 

Возрастные периоды отличаются относительностью, условностью, усредненностью, но каждый конкретный человек занимает свое место. При переходе от одной ступени к другой могут возникать психологические кризисы развития - особые периоды онтогенеза, характеризующиеся психологическими изменениями. Форма длительность, и острота протекания кризисов - индивидуальны.

 

Сущность развития - принципиальное отличие развития от других изменений - наличие не только количественных, но качественных изменений, появление новообразований - новых механизмов.

 

Новообразование - психологическая готовность ребенка к школе.

Регресс - процесс обратный развитию. /наркоман - новообразование: тяга к наркотикам/.

 

Наивысший уровень развития - саморазвитие объекта.

 

Синзитивные периоды развития /чувствительные/ - присущее определенному возрасту оптимальное сочетание условий для развития определенных психических свойств и процессов.

 

Параметры развития психики:

n условия,

n источники,

n движущие силы развития,

n формы развития,

n ход развития.

 

Психологи ход развития условия источники форма развития специфика развития движущие силы развития
Ст. Холл В. Штерн З. Фрейд Ж. Пиаже Э. Эриксон от индивидуального к социальному (социализация) наследственность и среда внутри индивида: в его природе приспособление разные формы концепции рекапитуляции конвергенция двух факторов
Л.С. Выготский А.Н. Леонтьев Д.Б. Эльконин П.Я. Гальперин А.В. Давыдов от социального к индивидуальному (закон развития высших психических функций) морфо-физиологические особенности мозга и общение вне индивида: среда присвоение развитие не подчиняется действию биологических законов, а починяется действию общественно-исторических законов обучение деятельность

 

Биологическое и социальное находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.221.43.155 (0.121 с.)