Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: Предмет, задачи и методы возрастной психологии (психологии развития).↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Тема: периодизация возрастного развития человека.
1. Периодизация по Эльконину. 2. Стадии жизненного пути по Э. Эриксону.
Периодизация детского развития по Эльконину: в психическом развитии ребенка происходит чередование мотивационно-потребностной и операционно-технической сторон деятельности. Для ребенка есть два мира: мир вещей /при познании развивается в интеллектуальном плане/ и мир людей /при познании развивается в аффективном плане/. Эльконин преодолел сложившийся дуализм и выдвинул плодотворную идею о том, что в детском развитии имеют место с одной стороны периоды в которые происходит преимущественное освоение задач, мотивов и норм отношений между людьми и на этой основе развитие мотивационно-потребностной сферы с другой стороны периоды, в которые происходит преимущественное освоение общественно выработанных действий с предметами и на этой основе формирование интеллектуально-познавательных сил детей, их операционно-технических возможностей.
Периоды и стадии детского развития по Д.Б. Эльконину.
критерии перехода от одного периода к другому: n социальная ситуация развития /система общественных отношений ребенка/, n ведущий тип деятельности ребенка в этот период, n основные новообразования развития, n кризисы развития.
Эрик Эриксон (1902 - 1994 гг.). американский психолог. Центральное качество личности - психосоциальная идентичность, т.е. каждый человек должен чувствовать свою принадлежность к обществу, культуре, быть «своим среди своих». Изменение социокультурных условий приводит к формированию новых образований. Если человек утрачивает чувство «Я» - формируется невроз. Формирование чувства «я» идет на протяжении всей жизни. Для каждой ступени жизненного цикла характерна специфическая задача. Успешное решение этой задачи зависит от: n уровня развития психмоторного развития, n общей духовной атмосферы.
Развитие личности - результат борьбы крайних возможностей.
Стадии жизненного пути личности по Э.Эриксону
старость интеграция разочарование в жизни зрелость творчество застой молодость интимность изоляция подростковый идентичность возраст (латентная стадия) диффузия идентичности школьный возраст достижение (латентная стадия) неполноценность возраст игры инициативность (фаллическая 3 года) чувство вины ранний возраст автономия (анальная стадия) сомнение, стыд младенчество (анальная стадия) доверие недоверие
Тема: Период дошкольного детства (3-6,7 лет).
1. Кризис трех лет. 2. Проблема психической депривации. Сюжетно-ролеая игра. 3. психологическая готовность к обучению в школе.
Ребенок в возрасте 3 лет уже достаточно много умеет, знает о себе, о мире людей, о мире предметов. Требуется смена взаимоотношений, они должны строиться на основе партнерства, гармонизации. Если отношения не складываются, проявляются кризисные явления: 1. Негативизм, отказ противодействие взрослому, не на само действие, а на требование конкретного взрослого. 2. Упрямство, в основе явления тонкий психологический механизм, требование ребенка, чтобы с ним считались. 3. Строптивость, более аффективная, более резко выраженная форма, протест против всей сложившейся системы взаимоотношений. 4. Своеволие, неумелая, резкая попытка самостоятельности. 5. Деспотизм, явление с психопатическим радикалом, протест на что-то, особенно против тех кто поддается на воздействие. 6. Ревность, часто проявляется такая реакция на появление второго ребенка. 7. Обесценивание, того что когда-то было дорого, агрессия по отношению к игрушкам, родителям, просьбам, указаниям родителей.
В основе кризиса конфликт между возросшими способностями и старыми устоявшимися отношениями в семье.
2. Проблема депривации. Депривация - (англ. лишение, потеря) - психическое состояние, возникшее в результате таких жизненных ситуаций, где субъекту не предоставляется возможность для удовлетворения некоторых его основных психических потребностей в достаточной мере и в течение достаточно длительного времени.
Сенсорная депривация - человек длительное время не получает зрительной, слуховой информации. С течением времени возникают галюцинации, формируется клаустрофобия. Солнечная депривация - длительное нахождение вне солнца.
Материнская депривация - зачеркивает возможности нормального психического развития в условиях отсутствия контакта с матерью (отсутствие поглаживания - трансактный анализ). Мать - порт уверенности. Говорить о полноценном, нормальном развитии можно только в присутствии матери. (опыты с обезьянами). Фридрих 2 - римский император - не разговаривать с детьми, дети умирали.
Частичная депривация часто имеет характер отцовской депривации.
Когда в семье нет матери, и ее заменяет мачеха, возникает проблема стереотипов, кривотолков. Более частое обстоятельство - отсутствие отца. Ребенок лишен мужского примера, важного и для мальчиков и для девочек. Для мальчиков - регулятор поведения, для девочек - пример мужчины, будущего мужа, ориентация на будущую профессию.
Братья и сестры - наличие общения. Один ребенок - частичная депривация. Младшие братья и сестры вызывают в старшем ребенке стремление быть более самостоятельным, заботливым.
При нарастании депривации в семье необходимо компенсировать это интенсивностью, плодотворностью общения, обсуждать прошедший день, строить планы на день, неделю, выходной день.
3. Сюжетно-ролевая игра - система взаимоотношений ребенка со взрослыми, со сверстниками, взаимоотношения по правилам, взаимоотношения по сюжетам. В игре отражается действительность, ребенок изживает в игре свои проблемы (Гросс). Динамика развития игры: 3-4 года - часто сорятся, пока еще не умеют совместно играть, в игре учатся взаимопониманию, общению, взаимопомощи - важнейшая развивающая функция игры; 4-6 лет - способны совместно играть, эмоционально, с фантазией, проявляется лидер, который стремится подчинить себе, партнерство возможно на уровне диад, партнерству необходимо учить.
Детская деятельность экспериментирования наряду с сюжетно-ролевой игрой является ведущей деятельностью в формировании ребенка. Опасна ранняя компьютерная депривация.
Сюжетно-ролевая игра, ее влияние на общее психическое развитие: n развиваются произвольное внимание и произвольная память, n развивается словесно-логическое мышление, n развивается продуктивное воображение, фантазирование,
Дж.Родари Грамматика фантазии. фантастическая гипотеза - что было бы, если бы у тебя была волшебная палочка.
n развивается речь, качественно и количественно, n согласованность детей, взаимопомощь и взаимопонимание между ними, n развивается нравственность, как компонент структуры личности, n развитие социальных навыков, ребенок усваивает социальные роли, n правильная половая идентификация.
Психологическая готовность к школе - сложное многокомпонентное образование. Готовность к школе не ограничивается наличием ряда навыков.
Выделяют компоненты: n личностной готовности /мотивационный аспект, для чего ребенок идет в школу, как долго он там будет, какие требования к нему предъявляются; аспект произвольности поведения - контролируемости, целенаправленности (для исследования - графический диктант Эльконина, работа с мозайкой); символический аспект - методики: пиктограммы - изображение сложного понятия с помощью карандашей/, n интеллектуальной готовности /способность ребенка к обобщениям -исключить лишний предмет из группы/. Тема: Психология межличностных отношений в юношеском возрасте. Сложность периода юношества: 1. биологическое взросление наступает раньше, чем психологическое, интеллектуальное и социальное, 2. девушки созревают раньше, чем юноши (психологическое развитие) на 3-5 лет, Дружба и влюбленность. Дружба. Дружба - спутник, отряд. Друг - дорогой, любимый. (этимология слов). Современный человек не может существовать без дружбы, особенно в юношеском возрасте. Существует этикет, определяющий «правила» дружбы, устанавливается «дистанция» интимно-личностного общения в дружбе. Современная дружба избавилась от формальных ограничений. Существуют неписаные правила дружбы (английские психологи): n делиться новостями о своих успехах, n выказывать эмоциональную поддержку другу, n добровольно помогать в случае нужды, n уверенность в другом и доверие к нему, n защищать друга в его отсутствие, n быть терпимым к остальным его друзьям, n не быть назойливым, не поучать. Выбор друзей (И. Кон «В поисках себя»). Сопоставление 1800 американских старшеклассников: n друзья похожи по социально-демографическим свойствам (пол, возраст...), n особенности поведения, особенно наличие вредных привычек, n психологические особенности не влияют на выбор друга. Пересечение личностных свойств друзей тесно связано с глубиной и длительностью их взаимоотношений. Левинжер (английский психолог) - как формируются отношения в диаде: n первоначальное восприятие, нулевой контакт, n осознание, односторонние установки, n некоторое взаимодействие, n собственно взаимоотношения, появление общности «мы». Отрочество и юность - возраст дружбы. Интимно-личностное общение, учебно-профессиональная деятельность. 1. преобладание в качестве друзей и у юношей и у девушек сверстников своего пола, девушки отдают предпочтение старшим, (для психотерапевта друг, его качества, - важный психотерапевтический фактор), 2. юношеская дружба - своеобразная форма психотерапия - позволяет молодым людям выразить свои чувства, 3. специфика женской и мужской дружбы, важны стили общения (И. Кон) 4. затруднена дружба между разными полами. Дружба - своеобразная школа психологической интимности, которая легче достижима с лицами одного пола. Влюбленность. Потребность в дружбе перерастает в потребность в любви. Юношеская любовь не прочна. Юношеская любовь связана с идеализацией объекта любви. Происходит раздвоение юношеской любви: как эротического влечения и сотворения кумира - юношу не влечет к женщине, которую он любит и наоборот он не любит женщину к которой его влечет. Проблема отцов и детей. Родители, особенно мать, остаются значимыми источниками психологической поддержки. Дети похожи на свое время, а не на своих родителей, поэтому бессмысленно родителям приписывать детям свои черты. Три вопроса. 1. Хорошо ли вам сейчас живется в вашей семье? 2. Чувствуете ли вы что живете с друзьями, с людьми, которые вам нравятся, которых вы уважаете, с людьми которые уважают и любят вас? 3. Быть членом вашей семьи интересно и приятно? Существует два типа семей. Зрелая семья. · Естественность, честность и любовь. · Полноценное общение, выслушивание друг друга. · Проявление особой жизненной силы – движения свободны и раскованы, выражение лиц умиротворяющее. · Дом наполнен светом и яркими красками. · Люди с удовольствием прикасаются друг к другу, откровенно выражают свои чувства. · Семья способна к продуктивному и согласованному планированию, внесению корректировок в планы. · Способность без паники реагировать на различные жизненные ситуации. Ребенок разбил чашку – его не накажут а научат как этого не сделать следующий раз. · Родители – лидеры-вдохновители, а не авторитарные руководители. · Дети изначально не могут быть плохими. «Плохое» поведение ребенка – результат недопонимания его действий родителями. · Понимание неизбежности постоянного развития детей. Проблемная семья. · Дискомфортная атмосфера, члены семьи вежливы, но им тоскливо. /влияние психических изменений на соматическое состояние, со временем люди перестают отдавать себе отчет отчего происходят те или иные соматические расстройства/ · Лица и тела людей говорят об их страданиях, глаза смотрят в пол, они не видят других людей. · Нет дружеского расположения, жизнь по обязанности. · Избегание друг друга – способ выжить. · Безнадежность, беспомощность, одиночество. · Постоянные наказания за то, что сами зачастую делают. · Дети неблагополучны с низкой самооценкой, это толкает их на последующие преступления. Тема: Предмет, задачи и методы возрастной психологии (психологии развития). Предмет - возрастная динамика закономерности и ведущие факторы развития психических процессов и свойств личности на разных этапах ее жизненного пути. Разделы возрастной психологии: n детская психология, n психология подростка, n психология юношеского возраста, n психология зрелого возраста, n геронто психология - психология старости.
Проблема возникновения и развития психических процессов: n источники, условия, n движущие силы развития, n специфика психического развития на разных этапах.
n проблема возрастного развития, n проблема кризисов возрастного развития,
Задачи возрастной психологии: n разработка методов и методик, выявляющих специфику развития человека на различных этапах жизненного пути, n формирование системы психологической помощи и поддержки в период возрастных кризисов, n создание условий для интенсификации психического развития и саморазвития индивида с учетом возрастных особенностей.
Значение курса для военного психолога: n дает понимание закономерностей психического развития на протяжении различных периодов жизненного пути, n формирует концептуальное мышление /способность ориентироваться в мире знаний, навыки эмпирических исследований различных категорий испытуемых/.
Методы возрастной психологии: n традиционные методы психологии, n наблюдение /изучение явления без изменения условий/, n по контакту, n по условиям осуществления /полевое и лабораторное/, n по характеру взаимодействия с объектом /включенное и невключенное/, n по целям /целенаправленное и случайное/, n по фиксации результатов; n эксперимент /отличается от наблюдения активным вмешательством исследователя в поведение изучаемого объекта, создание специальной ситуации и планомерное манипулирование одной или несколькими переменными/, n метод поперечных срезов, n метод продольных срезов /лонгитюдинальный/, n формирующий (обучающий) эксперимент - стратегия формирования психических процессов /1.поэтапное формирование - Гальперин, 2.совместная продуктивная деятельность обучаемых и обучающего/; n тесты /стандартизированная эмпирико-аналитическая процедура на испытание человека на наличие или отсутствие качеств/ n тесты, предполагающие правильный ответ (тесты интеллекта, способностей...), n тесты, правильных ответов на которые нет (личностные...), n вербальные и невербальные, n закрытые и открытые опросники.
Нормативные предписания: n нельзя применять самодельные тесты, n каждый тест должен проходить аттестацию, n психолог должен лично препятствовать некорректному проведению тестирований, n если на основе выводов психолога производится административное решение, то это не означает, что юридическая и административная ответственность лежит на психологе, хотя подобная ситуация безусловно налагает на психологов повышенную моральную ответственность.
Тема: Онтогенетическое развитие психики человека.
Литература: Возрастная (детская) психология. Обухова Немов Психология - 2 книга.
1. Возрастная периодизация онтогенетического развития. 2. Сущность психического развития. 3. Параметры развития психики.
Особая единица анализа - возраст или период развития.
Возраст - не сводится к сумме отдельных психических процессов, это не календарная дата.
Существует: n хронологический /количество прожитых лет от рождения/, n биологический /определенная ступень созревания организма/, n социальный /характеристики социальных функций (ролей), осуществляемых человеком в обществе/, n психологический, n профессиональный /стаж, опыт, ступень профессионального развития/ возраст.
Психологический возраст - /Л.С. Выготский/ место индивида (ребенка) в системе общественных отношений, деятельность ребенка, новообразования в сфере сознания и личности. /Ананьев/ - суммация разнородных явлений роста общесоматического полового и нервно-психического созревания, зрелости и старения, во взаимосвязи со многими сложными явлениями общественно-экономического развития человека в конкретных условиях. Возрастная периодизация: 0-1 младенчество 1-3 ранний возраст 3-7 дошкольный возраст 7-11 младший школьный возраст 11-15 подростковый возраст 15-17 ранняя юность 17-21 поздняя юность 21-35 1-й период зрелого возраста 35-60 2-й период зрелого возраста 60-75 пожилой возраст 75-90 старческий возраст свыше 90 долгожители.
Возрастные периоды отличаются относительностью, условностью, усредненностью, но каждый конкретный человек занимает свое место. При переходе от одной ступени к другой могут возникать психологические кризисы развития - особые периоды онтогенеза, характеризующиеся психологическими изменениями. Форма длительность, и острота протекания кризисов - индивидуальны.
Сущность развития - принципиальное отличие развития от других изменений - наличие не только количественных, но качественных изменений, появление новообразований - новых механизмов.
Новообразование - психологическая готовность ребенка к школе. Регресс - процесс обратный развитию. /наркоман - новообразование: тяга к наркотикам/.
Наивысший уровень развития - саморазвитие объекта.
Синзитивные периоды развития /чувствительные/ - присущее определенному возрасту оптимальное сочетание условий для развития определенных психических свойств и процессов.
Параметры развития психики: n условия, n источники, n движущие силы развития, n формы развития, n ход развития.
Биологическое и социальное находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.95.170 (0.014 с.) |