Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: Психологические концепции возрастного развития.Содержание книги Поиск на нашем сайте
1. Концепция рекапитуляции.
Рекапитуляцио /лат. повторение/ Автор: американский психолог Стенли Холл (1884 - 1919). За основу взят биогенетический закон /онтогенез есть краткое, быстрое повторение филогенеза/. Ребенок в своем развитии кратко повторяет развитие человеческого рода. Основные положения теории рекапитуляции: n стадия младенчества - биологическая эволюция животного мира, развитие ребенка с точки зрения сенсорики, возраст 11 месяцев - возраст шимпанзеобразный, n стадия детства - развитие существа первобытнообщинного строя, первоначальное объединение детей в группы, n стадия подросток - дикая фаза начала цивилизации, подросток многое умеет, осваивает азы профессии, многое знает о себе, n стадия юность - эпоха романтизма.
Теория Ст. Холла - первая попытка создать теорию, объясняющую ход психологического развития ребенка. Ст. Холл - основоположник науки педологии. Автор одного из немногих учебников по юности.
2. Нормативный подход
Суть подхода: законы психического развития детерминированы общебиологическими законами наследственности.
Эмпирической базой нормативного подхода являлись исследования французских психологов Бине-Симона.
А. Бине - создание тестов интеллекта, для проведения отбора, отделения детей ленивых от детей неспособных обучаться. В результате созданы тесты интеллекта. Для каждой возрастной категории подбирались определенные тесты, они считались соответствующими возрастной категории, если были трудны для младшей категории и легкими для старшей категории. Таким образом была создана шкала умственных способностей.
1916 - американский психолог Л. Термен адаптировал шкалы Бине-Симона к американской действительности.
IQ = MA / CA * 100% IQ - коэффициент умственного развития MA - умственный возраст CA - паспортный возраст
70% - умственно отсталые 100% - норма 150% - гениальность
С возрастом коэффициент умственного развития практически не меняется.
3. Теория социального научения./бихевиоризм/.
Развитие - социальное научение. В основе лежит павловское учение о ВНД. Дж. Уотсон (1878 -1958 гг.)
Буркус Скиннер автор программированного обучения, обучения при помощи программ. Идея технологии поведения - можно воспитать человека с заданными константами поведения лишь манипулируя внешними раздражителями. Схема учебного материала: n строгая логическая последовательность, n каждая порция была понятна взятой сама по себе, n связь как с предыдущими так и с последующими порциями.
4. Психоаналитические теории психического развития.
З. Фрейд (1976 - 1939 гг.) n открытие бессознательного, n открытие сексуальной природы влечений человека.
Движение и развитие разумной жизни (механизмы защиты): n вытеснение, n проекция, n регрессия, n сублимация, n рационализация.
Нормальное развитие происходит с помощью механизма сублимации, развитие с другими механизмами защиты ведет к паталогиям в развитии. Тема: Психологические теории психического развития.
Концепция конвергенции двух факторов.
Вильям Штерн (1871 - 1938 гг.).
Конвергенция - совмещение /двух факторов биологического и социального/.
Психическое развитие - результат конвергенции внутренних задатков и внешних условий жизни. Чаще отдавалось предпочтение фактору наследственности, а среда обитания выступала в виде процесса приспособления организма к условиям жизни.
6. Генетическая психология Ж. Пиаже (1896 - 1980 гг.).
заслуга - опыты в области исследования интеллекта. Основная гипотеза: в интеллектуальном развития можно выделить три стадии: n сенсомоторный интеллект (ручной), n период подготовки и реализации конкретных операций (логических), n стадия формальных операций. Если посмотреть как Пиаже определял стадии, то можно понять, что идет отрыв интеллекта.
Феномены детского развития: n эгоцентризм - субъективно ребенок считал себя центром вселенной, не мог объективно оценить свое место,
Культурно-историческая теория Л.С. Выготского (1876 - 1934 гг.).
Движущая сила развития психики - обучение. Развитие и обучение - разные процессы, именно обучение приводит в движение внутренние процессы развития, обучение стоит в основе развития. «Обучение только тогда хорошо, когда оно идет впереди развития».
Автор открытия ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ - расстояние между уровнем актуального развития и уровнем возможного развития, направляемого учителем.
Сформулировал закон развития высших психических функций. ВПФ возникают первоначально как форма сотрудничества индивида с другими людьми и лишь в последствии они становятся его внутренними (индивидуальными) формами. Переход из интер в интра - из межличностного (социального) в индивидуальное.
Деятельностная концепция Леонтьева. В основе развития лежит собственная деятельность субъекта. Ни какое воздействие взрослого на ребенка, учителя на ученика не может быть осуществлено без реальной деятельности самого субъекта. Современные отечественные подходы: n Давыдов, n личностно-ориентированный подход /В.Я. Ляудис/ - развитие личности в процессе обучения, нужно не только давать новые знания, но и формировать личность. В процессе обучения вводятся творческие задачи, решая эти задачи, каждый человек делает для себя открытия. Не каждый человек способен к партнерству. Расширение смыслов и целей учебной деятельности. Подход как бы совместил в себе идеи Леонтьева и Выготского.
Психолого-педагогические идеи Д.Б. Эльконина (1904 - 1984 гг.). творчески подошел к теориям Выготского и Леонтьева - ввел понятие Ведущей деятельности /одни виды деятельности имеют главную роль в развитии личности другие нет - поэтому нужно говорить не о зависимости развития личности от деятельности вообще, а от ведущей деятельности./
младший школьный возраст - учеба, подросток - интимно-личностное общение, старшие классы - профессионально-учебная деятельность.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 257; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.7.53 (0.01 с.) |