Тема: Психология межличностных отношений в юношеском возрасте. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Психология межличностных отношений в юношеском возрасте.



Сложность периода юношества:

1. биологическое взросление наступает раньше, чем психологическое, интеллектуальное и социальное,

2. девушки созревают раньше, чем юноши (психологическое развитие) на 3-5 лет,

Дружба и влюбленность.

Дружба.

Дружба - спутник, отряд. Друг - дорогой, любимый. (этимология слов). Современный человек не может существовать без дружбы, особенно в юношеском возрасте.

Существует этикет, определяющий «правила» дружбы, устанавливается «дистанция» интимно-личностного общения в дружбе.

Современная дружба избавилась от формальных ограничений. Существуют неписаные правила дружбы (английские психологи):

n делиться новостями о своих успехах,

n выказывать эмоциональную поддержку другу,

n добровольно помогать в случае нужды,

n уверенность в другом и доверие к нему,

n защищать друга в его отсутствие,

n быть терпимым к остальным его друзьям,

n не быть назойливым, не поучать.

Выбор друзей (И. Кон «В поисках себя»).

Сопоставление 1800 американских старшеклассников:

n друзья похожи по социально-демографическим свойствам (пол, возраст...),

n особенности поведения, особенно наличие вредных привычек,

n психологические особенности не влияют на выбор друга.

Пересечение личностных свойств друзей тесно связано с глубиной и длительностью их взаимоотношений.

Левинжер (английский психолог) - как формируются отношения в диаде:

n первоначальное восприятие, нулевой контакт,

n осознание, односторонние установки,

n некоторое взаимодействие,

n собственно взаимоотношения, появление общности «мы».

Отрочество и юность - возраст дружбы.

Интимно-личностное общение, учебно-профессиональная деятельность.

1. преобладание в качестве друзей и у юношей и у девушек сверстников своего пола, девушки отдают предпочтение старшим, (для психотерапевта друг, его качества, - важный психотерапевтический фактор),

2. юношеская дружба - своеобразная форма психотерапия - позволяет молодым людям выразить свои чувства,

3. специфика женской и мужской дружбы, важны стили общения (И. Кон)

4. затруднена дружба между разными полами.

Дружба - своеобразная школа психологической интимности, которая легче достижима с лицами одного пола.

Влюбленность.

Потребность в дружбе перерастает в потребность в любви. Юношеская любовь не прочна. Юношеская любовь связана с идеализацией объекта любви. Происходит раздвоение юношеской любви: как эротического влечения и сотворения кумира - юношу не влечет к женщине, которую он любит и наоборот он не любит женщину к которой его влечет.

Проблема отцов и детей.

Родители, особенно мать, остаются значимыми источниками психологической поддержки. Дети похожи на свое время, а не на своих родителей, поэтому бессмысленно родителям приписывать детям свои черты.

Тема: Возрастная зрелость и психологическая зрелость в онотогенетическом развитии человека.

Возрастная зрелость в онтогенезе.

Заключительный этап периода взрослости, имеющий хронологические рамки 45 – 60 лет у разных авторов.

Ананьев, Маркова под зрелостью понимают весь онтогенетический период взрослости.

Паспортный возраст – 50 – 60 лет.

Биологический возраст:

- наличие возрастных болезней,

Социальный возраст.

Профессиональный возраст:

- оценка, переоценка своих профессиональных возможностей.

Психологический возраст.

Э. Эриксон

- самопоглощенность,

- общечеловечность (способность человека интересоваться судьбами людей за пределами семейного круга, задумываться над жизнью грядущих поколений, формами будущего общества).

Нельзя ставить знак равенства между развитием психики и развитием личности.

Понятие психологической зрелости.

Гармоничная личность с высоким уровнем психического развития. Личность, которая постоянно саморазвивается.

Основные концепции психологической зрелости.

Э. Фромм

Гуманистическая этика:

- каждый человек выбирает один из двух способов ориентации в жизни:

1. Неплодотворная ориентация:

- рецептивная (берущая),

- эксплуататорская,

- стяжательская (сберегающая),

- рыночная (обменивающая).

2. Плодотворная ориентация.

- деятельная,

- любящая,

- разумная.

Любовь – плодотворная форма отношений к другим и самому себе, предполагает свободу, ответственность, желание чтобы другой человек рос и развивался.

Психологическая зрелость – плодотворная ориентация в жизни.

Вирджиния Сатир.

Каждая совершенная и гармоничная семья помогает жить каждому из нас, потому что мир на нашей планете начинается дома.

Характеристика гармоничной семьи:

- высокое самоуважение членов семьи,

- уравновешенный тип общения,

- открытость семейной системы.

А. Маслоу.

Самоактуализирующаяся личность – психологически зрелая личность.

Черты самоактулизирующейся личности:

1. более адекватное восприятие действительности,

2. принятие себя и других такими, какие они есть, отсутствие защитных форм поведения и неприятие такого поведения со стороны других

3. простота и естественность,

4. деловая направленность,

5. склонна к одиночеству,

6. автономия и независимость от окружения,

7. свежесть восприятия, нахождение каждый раз нового в уже известном,

8. предельные переживания, характеризующиеся исчезновением собственного «Я»,

9. отсутствие враждебности в межличностных отношениях,

Три вопроса.

1. Хорошо ли вам сейчас живется в вашей семье?

2. Чувствуете ли вы что живете с друзьями, с людьми, которые вам нравятся, которых вы уважаете, с людьми которые уважают и любят вас?

3. Быть членом вашей семьи интересно и приятно?

Существует два типа семей.

Зрелая семья.

· Естественность, честность и любовь.

· Полноценное общение, выслушивание друг друга.

· Проявление особой жизненной силы – движения свободны и раскованы, выражение лиц умиротворяющее.

· Дом наполнен светом и яркими красками.

· Люди с удовольствием прикасаются друг к другу, откровенно выражают свои чувства.

· Семья способна к продуктивному и согласованному планированию, внесению корректировок в планы.

· Способность без паники реагировать на различные жизненные ситуации. Ребенок разбил чашку – его не накажут а научат как этого не сделать следующий раз.

· Родители – лидеры-вдохновители, а не авторитарные руководители.

· Дети изначально не могут быть плохими. «Плохое» поведение ребенка – результат недопонимания его действий родителями.

· Понимание неизбежности постоянного развития детей.

Проблемная семья.

· Дискомфортная атмосфера, члены семьи вежливы, но им тоскливо. /влияние психических изменений на соматическое состояние, со временем люди перестают отдавать себе отчет отчего происходят те или иные соматические расстройства/

· Лица и тела людей говорят об их страданиях, глаза смотрят в пол, они не видят других людей.

· Нет дружеского расположения, жизнь по обязанности.

· Избегание друг друга – способ выжить.

· Безнадежность, беспомощность, одиночество.

· Постоянные наказания за то, что сами зачастую делают.

· Дети неблагополучны с низкой самооценкой, это толкает их на последующие преступления.

Каждая проблемная семья может стать зрелой.

Большинство причин неблагополучия семей кроется в личном неблагополучном опыте членов семей. Опыт результат научения, поэтому можно приобрести другой конструктивный опыт, т.е. научиться жить иначе.

Для этого:

1. Необходимо признать, что временами ваша семья действительно бывает неблагополучной.

2. Вы должны простить себе прошлые ошибки и изменить свою жизнь, хорошо осознавая, что можно жить по другому не так, как это было до сих пор.

3. Надо принять решение о необходимости изменения ситуации.

4. Сделать первые шаги к этим изменениям.

Проблемы семей кроются в каждом из нас.

В некоторых людях живет постоянный страх – низкая самооценка. Вместо решения проблем они прячутся от самих себя, заранее обрекая себя на неуспех.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.6.194 (0.011 с.)