Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: периодизация возрастного развития человека.
1. Периодизация по Эльконину. 2. Стадии жизненного пути по Э. Эриксону.
Периодизация детского развития по Эльконину: в психическом развитии ребенка происходит чередование мотивационно-потребностной и операционно-технической сторон деятельности. Для ребенка есть два мира: мир вещей /при познании развивается в интеллектуальном плане/ и мир людей /при познании развивается в аффективном плане/. Эльконин преодолел сложившийся дуализм и выдвинул плодотворную идею о том, что в детском развитии имеют место с одной стороны периоды в которые происходит преимущественное освоение задач, мотивов и норм отношений между людьми и на этой основе развитие мотивационно-потребностной сферы с другой стороны периоды, в которые происходит преимущественное освоение общественно выработанных действий с предметами и на этой основе формирование интеллектуально-познавательных сил детей, их операционно-технических возможностей.
Периоды и стадии детского развития по Д.Б. Эльконину.
критерии перехода от одного периода к другому: n социальная ситуация развития /система общественных отношений ребенка/, n ведущий тип деятельности ребенка в этот период, n основные новообразования развития, n кризисы развития.
Эрик Эриксон (1902 - 1994 гг.). американский психолог. Центральное качество личности - психосоциальная идентичность, т.е. каждый человек должен чувствовать свою принадлежность к обществу, культуре, быть «своим среди своих». Изменение социокультурных условий приводит к формированию новых образований. Если человек утрачивает чувство «Я» - формируется невроз. Формирование чувства «я» идет на протяжении всей жизни. Для каждой ступени жизненного цикла характерна специфическая задача. Успешное решение этой задачи зависит от: n уровня развития психмоторного развития, n общей духовной атмосферы.
Развитие личности - результат борьбы крайних возможностей.
Стадии жизненного пути личности по Э.Эриксону
старость интеграция разочарование в жизни зрелость творчество застой молодость интимность изоляция подростковый идентичность возраст (латентная стадия) диффузия идентичности школьный возраст достижение (латентная стадия) неполноценность возраст игры инициативность (фаллическая 3 года) чувство вины ранний возраст автономия (анальная стадия) сомнение, стыд младенчество (анальная стадия) доверие недоверие
Тема: Период дошкольного детства (3-6,7 лет).
1. Кризис трех лет. 2. Проблема психической депривации. Сюжетно-ролеая игра. 3. психологическая готовность к обучению в школе.
Ребенок в возрасте 3 лет уже достаточно много умеет, знает о себе, о мире людей, о мире предметов. Требуется смена взаимоотношений, они должны строиться на основе партнерства, гармонизации. Если отношения не складываются, проявляются кризисные явления: 1. Негативизм, отказ противодействие взрослому, не на само действие, а на требование конкретного взрослого. 2. Упрямство, в основе явления тонкий психологический механизм, требование ребенка, чтобы с ним считались. 3. Строптивость, более аффективная, более резко выраженная форма, протест против всей сложившейся системы взаимоотношений. 4. Своеволие, неумелая, резкая попытка самостоятельности. 5. Деспотизм, явление с психопатическим радикалом, протест на что-то, особенно против тех кто поддается на воздействие. 6. Ревность, часто проявляется такая реакция на появление второго ребенка. 7. Обесценивание, того что когда-то было дорого, агрессия по отношению к игрушкам, родителям, просьбам, указаниям родителей.
В основе кризиса конфликт между возросшими способностями и старыми устоявшимися отношениями в семье.
2. Проблема депривации. Депривация - (англ. лишение, потеря) - психическое состояние, возникшее в результате таких жизненных ситуаций, где субъекту не предоставляется возможность для удовлетворения некоторых его основных психических потребностей в достаточной мере и в течение достаточно длительного времени.
Сенсорная депривация - человек длительное время не получает зрительной, слуховой информации. С течением времени возникают галюцинации, формируется клаустрофобия.
Солнечная депривация - длительное нахождение вне солнца.
Материнская депривация - зачеркивает возможности нормального психического развития в условиях отсутствия контакта с матерью (отсутствие поглаживания - трансактный анализ). Мать - порт уверенности. Говорить о полноценном, нормальном развитии можно только в присутствии матери. (опыты с обезьянами). Фридрих 2 - римский император - не разговаривать с детьми, дети умирали.
Частичная депривация часто имеет характер отцовской депривации.
Когда в семье нет матери, и ее заменяет мачеха, возникает проблема стереотипов, кривотолков. Более частое обстоятельство - отсутствие отца. Ребенок лишен мужского примера, важного и для мальчиков и для девочек. Для мальчиков - регулятор поведения, для девочек - пример мужчины, будущего мужа, ориентация на будущую профессию.
Братья и сестры - наличие общения. Один ребенок - частичная депривация. Младшие братья и сестры вызывают в старшем ребенке стремление быть более самостоятельным, заботливым.
При нарастании депривации в семье необходимо компенсировать это интенсивностью, плодотворностью общения, обсуждать прошедший день, строить планы на день, неделю, выходной день.
3. Сюжетно-ролевая игра - система взаимоотношений ребенка со взрослыми, со сверстниками, взаимоотношения по правилам, взаимоотношения по сюжетам. В игре отражается действительность, ребенок изживает в игре свои проблемы (Гросс). Динамика развития игры: 3-4 года - часто сорятся, пока еще не умеют совместно играть, в игре учатся взаимопониманию, общению, взаимопомощи - важнейшая развивающая функция игры; 4-6 лет - способны совместно играть, эмоционально, с фантазией, проявляется лидер, который стремится подчинить себе, партнерство возможно на уровне диад, партнерству необходимо учить.
Детская деятельность экспериментирования наряду с сюжетно-ролевой игрой является ведущей деятельностью в формировании ребенка. Опасна ранняя компьютерная депривация.
Сюжетно-ролевая игра, ее влияние на общее психическое развитие: n развиваются произвольное внимание и произвольная память, n развивается словесно-логическое мышление, n развивается продуктивное воображение, фантазирование,
Дж.Родари Грамматика фантазии. фантастическая гипотеза - что было бы, если бы у тебя была волшебная палочка.
n развивается речь, качественно и количественно, n согласованность детей, взаимопомощь и взаимопонимание между ними, n развивается нравственность, как компонент структуры личности, n развитие социальных навыков, ребенок усваивает социальные роли, n правильная половая идентификация.
Психологическая готовность к школе - сложное многокомпонентное образование. Готовность к школе не ограничивается наличием ряда навыков.
Выделяют компоненты: n личностной готовности /мотивационный аспект, для чего ребенок идет в школу, как долго он там будет, какие требования к нему предъявляются; аспект произвольности поведения - контролируемости, целенаправленности (для исследования - графический диктант Эльконина, работа с мозайкой); символический аспект - методики: пиктограммы - изображение сложного понятия с помощью карандашей/, n интеллектуальной готовности /способность ребенка к обобщениям -исключить лишний предмет из группы/.
|
||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.241.82 (0.015 с.) |