ТОП 10:

Движущие силы развития личности



Понятие о росте, формировании и развитии. Развитие как спонтанный процесс. Объективный и субъективный подходы к выделению движущих сил развития личности.

Развитие личности как процесс, обусловленный врожденными потребностями. Первичное и вторичное обусловливание как «механизм» развития личности (бихевиоризм и необихевиоризм). Понятие подкрепления. «Почкование» мотивов как основной принцип развития в рамках постулата «непрерывного поля мотивации».

Сублимация исходных влечений как движущая сила развития личности в теории З. Фрейда. Модификация идей классического психоанализа в теориях А. Адлера, Э. Фромма, Г. Салливена, К. Хорни.

Развитие личности как имманентное свойство субъекта. Когнитивисткая ориентация. Представление о движущих силах развития личности в теории К. Левина. Развитие как итог «когнитивных конфликтов» (Л. Фестингер, Д. Келли).

Экзистенциальная ориентация. Тенденции к самоактуализации и самореализации как движущая сила развития личности в теориях А. Маслоу и Г. Олпорта. Тенденция к поиску смысла жизни и самосозиданию как движущая сила развития личности в рамках деятельностного подхода ( А.Н. Леонтьев. С.Л. Рубинштейн).

Периодизация развития личности

Гетерохронность развития человека. Противоречия в развитии человека как организма, индивида и личности. Биологическая, психологическая и социальная зрелость. Понятие жизненного пути (Б.Г. Ананьев).

Когнитивисткая ориентация в периодизации развития личности. Развитие личности как субъекта нравственного действия (Ж. Пиаже, Л. Колберг).

Психодинамическая ориентация. Представление об этапах психосексуального развития ребенка в психоанализе З. Фрейда. Эпигенетическая периодизация развития личности (Э. Эриксон).

Периодизация развития индивида по критерию ведущей деятельности (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). Социально-психологический подход к периодизации развития личности.

Личность и индивидуальность

Понятие индивидуальности. Индивидуальное и всеобщее. Продуктивные и инструментальные проявления индивидуальности. Подходы к изучению индивидуального характера. Постановка проблемы характера в психоанализе 3. Фрейда. Опыт характерологии К.Г. Юнга: понятие об экстраверсии и интроверсии.

Клинический подход к изучению индивидуального характера. Акцентуированная черта как основа классификации характеров в концепции К. Леонгарда. Типология характеров в работах П.Б. Ганнушкина и А.Е. Личко.

Аналитический подход к типологии характеров (А. Ф. Лазурского). Характер и темперамент.

Мотивация личности

Понятие о направленности личности и мотивации деятельности. Основные формы направ­ленности: влечение, желание, стремление, интересы, идеалы, убеждения. Понятие о мотиве. Про­блема мотивации деятельности человека. Понятие о потребности. Цель деятельности. Основные характеристики мотивационной сферы человека: широта, гибкость, иерархизированность.

Психологические теории мотивации. Проблема мотивации в работах античных философов. Иррационализм. Теория автомата. Роль эволюционной теории Ч. Дарвина в развитии проблемы мотивации поведения человека. Теории инстинктов. Теория биологических потребностей чело­века. Поведенческая теория мотивации и теория высшей нервной деятельности. Классификация человеческих потребностей но А. Маслоу. Мотивационные концепции второй половины XX в. Теория деятельностного происхождения мотивационной сферы человека А. Н. Леонтьева.

Основные закономерности развития мотивационной сферы. Механизмы развития моти­вов по А. Н. Леонтьеву. Основные этапы формирования мотивационной сферы у детей. Особен­ности первых интересов детей. Особенности формирования мотивационной сферы в дошколь­ном и школьном возрасте. Роль игры в формировании мотивационной сферы.

Мотивированное поведение как характеристика личности. Мотивация достижения и избе­гания. Уровень притязаний и самооценка. Особенности проявления мотивов аффилиании и вла­сти. Мотив отвержеиия. Просоциальное поведение. Агрессия и мотив агрессивности. Типы агрессивных действий по А. Бандуре. Тенденции к агрессии и тенденции к подавлению агрессии.

Эмоции

Виды эмоций и их общая характеристика. Чувственный тон ощущения. Соотношение по­нятий «эмоции» и «чувства». Основные характеристики эмоций. Основные виды эмоций. Клас­сификация эмоций. Амбивалентность эмоций. Высшие чувства. Основные характеристики на­строений.

Физиологические основы и психологические теории эмоций. Проблема эмоций в XVIII-XIX вп. Концепции И. Ф. Гербарта, В. Вундта. Концепция происхождения эмоций Ч. Дарвина. Теория эмоции Джемса—Ланге. Теория эмоций У. Кэннона. Активационная теория Линдсея— Хебба. Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера. Информационная концепция эмоций П. В. Симонова. Физиологические основы эмоций. Роль второй сигнальной системы в форми­ровании эмоций.

Развитие эмоций и их значение в жизни человека. Органические потребности как первич­ные побудители эмоциональных проявлений у детей, факторы, обусловливающие формирова­ние положительных и отрицательных эмоций, фрустрация как механизм формирования эмо­ций. Роль взрослых в формировании эмоций и эмоциональных состояний у детей. Закономерно­сти формирования высших чувств. Роль эмоций в регуляции поведения. Основные функции эмоций. Индивидуальные различия в эмоциональных проявлениях.

 

Воля

Воля как процесс сознательного регулирования поведения. Произвольные и непроизвольные движения. Особенности произвольных движений и действий. Характеристики волевых действий. Связь воли и чувств.

Основные психологические теории воли. Проблема воли в работах античных философов, Проблема воли во времена средневековья. Концепции «свободы воли» в эпоху Возрождения, Экзистенциализм — «философия существования». Подход И. П. Павлова к рассмотрению про­блемы воли. Трактовка воли с позиции бихевиоризма. Концепция вили в работах Н.А. Бернштейна. Психоаналитические концепции воли.

Физиологические и мотивационные аспекты волевых действий. Физиологические основы воли. Апраксия и абулия. Роль второй сигнальной системы в формировании волевых действий. Основные и побочные мотивы волевых действий. Роль потребностей, эмоций, интересов и миро­воззрения в формировании волевых действий.

Структура волевых действий. Компоненты волевых действий. Роль влечении и желаний в формировании мотивов и целей деятельности. Содержание, цели и характер волевого действия. Решительность и процесс принятия решения. Типы решительности по Джемсу. Борьба мотивов и исполнение принятого решения.

Волевые качества человека и их развитие. Основные качества воли. Самоконтроль и само­оценка. Основные этапы и закономерности формирования волевых действий у ребенка. Роль сознательной дисциплины в формировании воли.

 

Темперамент

Понятие о темпераменте. Темперамент как свойство личности. Определение темперамента по Б. М. Теплову. Основные типы темперамента: холерический, сангвинический, меланхоличе­ский, флегматический. Соотношение темперамента и способностей.

Учение о темпераменте Гиппократа. Типология Э. Кречмера. Концепция типов телосложения и темперамента по У. Шелдону. Исследования про­блемы темперамента в трудах И. П. Павлова. Основные свойства темперамента и их проявления по Б. М. Теплову. Концепция темперамента В. М. Русалова.

Физиологические основы темперамента. Свойства нервной системы как основа темпера­мента. Учение И. П. Павлова. Сила возбуждения и торможения, уравновешенность и подвиж­ность нервных процессов. Типы нервной системы по И. П. Павлову. Исследования свойств нерв­ной системы, проведенные Б. М. Тепловым и В. Д. Небылицыным.

Психологические характеристики темперамента и особенности деятельности личности. Принципы составления психологических характеристик типов темперамента. Психологические характеристики типов темперамента по Я. Стреляу. Особенности соотношения темперамента и успешности деятельности человека.

Характер

Определение характера. Особенности характера как психического феномена. Характер как прижизненное образование. Закономерности формирования характера. Понятие о чертах характера. Классификация черт характера. Проявление характера через дея­тельность, отношение к другим людям, интересы, эмоциональность и волю. Мотивационные и инструментальные черты личности.

Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию характера. Типология ха­рактера как центральная проблема экспериментальных исследовании и теоретических поисков. Различные направления «характерологии». Концепции К. Леонгарда и А. Е. Личко. Классифи­кация типов характера по Э. Фромму. Типология характера по К. Юнгу. Взаимосвязь характера и темперамента.

Формирование характера. Особенности формирования характера в детском возрасте. Сензитивный период для формирования характера. Роль взаимодействия ребенка и взрослого в фор­мировании характера. Особенности формирования характера в дошкольном и школьном возра­сте. Трансформация характера в течение жизни. Самовоспитание. Роль труда в формировании характера.

 

Способности

Понятие о способностях. Определение спо­собностей по Б. М. Тсплову. Соотношение способностей и успешности обучения. Способности и развитие человека. Классификация способностей. Характеристика общих способностей. Теоре­тические и практические способности. Учебные и творческие способности.

Уровни развития способностей и индивидуальные различия. Основная классификация уровней развития способностей. Врожденные задатки и генотип. Развитие задатков как социаль­но обусловленный процесс. Потенциальные и актуальные способности. Соотношение общих и специальных способностей. Одаренность. Компенсация способностей. Мастерство и талант. Ге­ниальность.

Природа человеческих способностей. Первые теории способностей. Френология. Концеп­ции способностей Ф. Галлея и Ф. Гальтона. Близнецовый метод в исследовании способностей. Роль особенностей воспитания в развитии способностей. Концепция способностей К. А. Гельвеция. Биосоциальная природа способностей человека.

Развитие способностей. Основные этапы развития способностей. Роль игры в формирова­нии способностей. Особенности семейного воспитания и развитие способностей. Условия макросрсды и развитие способностей. Проблема профориентации. Классификация профессиональ­ной пригодности и классификация профессий по Е. А. Климову.

 

Литература

Основная:

Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: «ЧеРо», 2005.

Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. – М.: Мир, 1992.

Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2006.

Общая психология: В 7 т. / Под ред. Б.С. Братуся. Том 1. Соколова Е.Е. Введение в психологию. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.

Общая психология: В 7 т. / Под ред. Б.С. Братуся. Том 3. Память / В.В. Нуркова. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.

Общая психология: В 7 т. / Под ред. Б.С. Братуся. Том 4. Внимание / ВМ.В. Фаликман. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2006.

Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 2005.

Дополнительная:

Барабанщиков В.А. Психология восприятия: организация и развитие перцептивного процесса. – М.: Когито-Центр; Высшая школа психологии, 2006.

Бернс Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. – М.: Прогресс, 1986.

Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. – М.: Наука, 1990.

Божович Л.И. Развитие воли в онтогенезе // Избранные психологические труды. – М.: Междунар. пед. академ., 1995.

Бочарова С.П. Психология и память. Теория и практика для обучения и работы. – Х.: Изд-во Гуманитарный Центр, 2007.

Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. – М.: ИП РАН,1994.

Вилюнас В.К. Психология развития мотивации. – СПб.: Речь, 2006.

Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. – М.: МГУ, 1976.

Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. – М.: Ин-т практической психологии, НПО, 1998.

Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М.: Педагогическое общество России, 2004.

Джемс У. Психология. – М.: Педагогика, 1991.

Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2002.

Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер, 1999.

Ждан А.Н. История психологии от античности до современности. – М.: Форум, 2000.

Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание / Под редакцией В.П. Зинченко и Б.Г. Мещерякова. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.

Лейбин В.М. Классический психоанализ: история, теория, практика. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2001.

Леонгард К. Акцентуированные личности. – К.: Виша школа, 1989.

Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2000.

Логвиненко А.Д. Психология восприятия. – М.: МГУ, 1990.

Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. – М.: МГУ, 1968.

Маслоу А. Мотивация и личность. – Спб.: Питер, 1999.

Мерлин В.С. Психология индивидуальности. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.

Общая психология: Учебно-методическое пособие / Под общ. Ред. М.В.Гамезо. – М.: Ось-89, 2008.

Панферов В.Н. Психология человека. – Спб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002.

Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. В 2-х т. Ростов-на-Дону, Феникс, 1996.

Психология / По ред. А.А. Крылова. – М.: Проспект: Проспектъ-Н, 1999.

Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека: Введение в психологию субъективности. – М.: Школа-Пресс, 1995.

Соколова Е.Е.Тринадцать диалогов о психологии. – М.: Смысл, 1997.

Солсо Р.Л. Когнитивная психология. – М.: Тривола, 1996.

Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 1990.

Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. – М.: Наука,1991.

Фрейджер Р., Фейдимен Д. Большая книга психологии. Личность. Теории, упражнения, эксперименты. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008.

Фромм Э. Гуманистический психоанализ. – СПб.: Питер, 2002.

Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Т.1-2. – М.: Педагогика,1986.

Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. – М: Поиск, 1997.

Шадриков В.Д. Деятельность и способности. – М.: Изд. корпорация «Логос», 1994.

Шиффман Х. Р. Ощущение и восприятие. – СПб.: Питер, 2003.

Юнг К.Г. Человек и его символы. – М.: Серебряные нити, 1997.

Монографии

Аверин В.А. Психология личности. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999.

Аллахвердов В.М. Сознание как парадокс. – СПб.: ДНК, 2000.

Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – М.: Наука, 1977.

Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2002.

Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. – М.: Смысл, ИЦ Академия, 2002.

Блонский П.П. Память и мышление. – СПб.: Питер, 2001.

Брунер Дж. Психология познания. – М.: Прогресс, 1977.

Веккер Л.М. Психика и реальность. – М.: Смысл, 1999.

Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. – М.: Изд-во МГУ, 1982.

Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. – М.: МГУ, 1991.

Иванников В.А. Основы психологии (Курс лекций). - СПб.: Питер, 2010.

Изард К. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 1999.

Ильин Е.П. Психология воли. – СПб.: Питер, 2000.

Кречмер Э. Строение тела и характер. – М.: Педагогика-Пресс, 1995.

Мерлин В.С. Психология индивидуальности. – М.-Воронеж: Модек, 1996.

Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – М.: Римис, 2008.

Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. – М.: Прогресс, 1982.

Теплов Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий: избранные психологические труды./Под ред. М.Г. Ярошевского. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.

Тихомиров О.К. Психология мышления. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

Хрестоматии

Вилюнас В. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2004.

Общая психология. Тексты. Т.1. Введение / Отв. ред. В.В. Петухов. – М.: УМК «Психология», Московский психолого-социальный институт, 2004.

Общая психология. Тексты. Т.2. Субъект деятельности Кн.1, 2, 3 / Отв. ред. В.В. Петухов. – М.: УМК «Психология», Московский психолого-социальный институт, 2004.

Общая психология. Тексты. Т.3. Субъект познания. Кн.1, 2 / Отв. ред. В.В. Петухов. – М.: УМК «Психология», Московский психолого-социальный институт, 2004.

Познавательные психические процессы / Сост. и общая редакция А.Г. Маклакова. – СПб.: Питер, 2001.

Психические состояния / Сост. и общ.редакция Л.В. Куликова. – СПб.: Питер, 2001. (Серия «Хрестоматия по психологии»).

Психология внимания / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и др. – М.: «Черо», 2002.

Психология индивидуальных различий. Хрестоматия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М.: ЧеРо, 2000.

Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. и общ.редакция Л.В. Куликова. – СПб.: Питер, 2001. (Серия «Хрестоматия по психологии»).

Психология личности. Хрестоматия по психологии личности. / Редактор-составитель Д.Я. Райгородский. Т.1,2. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2004.

Психология мышления. Хрестоматия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. – М.: Изд-во Московского университета, 1981.

Психология ощущений и восприятия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и др. – М.: «Черо», 2002.

Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – М.: «Черо», 2002.

Психология сознания / Сост. и общ.редакция Л.В. Куликова. – СПб.: Питер, 2001.

Теории личности в западно-европейской и американской психологии. / Редактор-составитель Д.Я. Райгородский. – Т.1. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 1996.

Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» / Ред.-сост. Е.Е. Соколова. – М.: Российское психологическое общество, 1999.

Словари

Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004.

Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – М.: Педагогика-Пресс, 1996.

Психология: словарь /Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. –Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.

Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. – Минск: Харвест, М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.

 

психология развития и возрастная психология Предмет, задачи и перспективы научного исследования в возрастной психологии

Возрастная психология как теоретическая отрасль психологической науки, изучающая факты, закономерности и механизмы психического развития и становления личности в онтогенезе. Условия, причины, движущие силы и закономерности психического развития в онтогенезе как предмет возрастной психологии. Теоретическое и прикладное значение возрастной психологии. Учет возрастной динамики психического развития как важнейшее условие эффективности педагогической деятельности.

Основные разделы возрастной психологии: детская психология, психология подростка и юности, психология зрелости, геронтопсихология. Разработанность теоретических проблем разделов возрастной психологии и их место в структуре науки. Связь возрастной психологии сдругими науками: философией, общей и педагогической психологией, педагогикой, воз­растной анатомией и физиологией.

Краткий исторический очерк развития и становления возрастной психологии. Вклад зарубежных ученых в разработку проблем детской и возрастной психологии (Ж. Пиаже, А. Валлон, 3.Фрейд, А. Адлер, Б. Скиннер, В. Штерн, Э. Эриксон, А. Маслоу, К. Роджерс, К. Лоренц, Дж. Брунер). Становление и развитие отечественной возрастной психологии (Ушинский К.Д., Блонский П.П., Выготский Л.С., Рубинштейн С.Л., Леонтьев А.Н., Элько-нинД.Б.. Гальперин П.Я., Давыдов В.В., БожовичЛ.И., Мухина B.C.). Педо­логия и свертывание исследований в области возрастной (детской) психоло­гии. Современное состояние и перспективы развития возрастной психологии.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.233.215 (0.016 с.)