Теории психического развития человека в онтогенезе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теории психического развития человека в онтогенезе



Теория, ее место и значение в возрастной психологии. Структура и функция психологической теории. Основные спорные вопросы в теориях психического развития: факторы психического развития, характер психиче­ского развития (непрерывность, скачкообразность), природа объекта разви­тия (активность - пассивность субъекта). Основные теоретические подходы к проблеме психического развития: биогенетический, социогенетический и психогенетический (конвергентный) подходы.

Теории психического развития человека в онтогенезе. Психоаналитические теории развития (3. Фрейд, А. Адлер. Э. Эриксон, К. Юнг, К. Хорни). Теория социального научения и бихевиористская концепция развития (Б. Скиннер). Когнитивные теории развития человека (Ж. Пиаже.Дж. Брунер). Генетическая эпистемология как учение об интеллектуальном развитии ребенка. Развитие личности в онтогенезе в рамках теории "Я" (гума­нистическая психология:А. Маслоу, К. Роджерс, Р. Берне). Этология, социобиология и развитие человека (К. Лоренц).

Проблема психического развития в отечественной психологии (Выготский Л.С, Рубинштейн С.Л.. Леонтьев А.П., Гальперин П.Я., Эльконин Д.Б.. Божович ЛИ). Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского. Теория деятельности А.Н.Леонтьева. Теория формирования умст­венных действий П.Я. Гальперина. Концепция учебной деятельности Э.Эльконина и В.В. Давыдова.

Факторы и особенности психического развития в онтогенезе

Сущность психического развития. Аспекты (области) психического развития в онтогенезе. Факторы психического развития как условия и предпосылки, детерминирующие развитие психической деятельности человека. Биологические предпосылки развития: наследственность, врожденность, половой диморфизм, актуальное физическое развитие. Биологические про­цессы развития: созревание, рост, старение.

Факторы окружающей среды и психическое развитие - физическая среда и социальные условия развития. Понятие социальная ситуация развития. Социальные институты развития и формирования личности. Обучение, воспитание и психическое развитие. Место и роль средств массовой комму­никации в психическом развитии человека. Активность личности и психиче­ское развитие.

Особенности, закономерности психического развития в онтогенезе. Противоречия как источники и движущие силы психического развития. Психические новообразования как результат и суть процесса психического развития. Неравномерность и гетерохронность в развитии психических функций, процессов и свойств. Критические и сензитивные периоды развития. Научение и социализация как механизмы развития и становления личности. Возрастные кризисы и основные противоречия, лежащие в их основе.

Психическое развитие человека в процессе общения, обучения и деятельности

Обучение как активный целенаправленный процесс передачи (трансляции) обучающемуся социокультурного опыта, способов деятельности. Основные теоретическое подходы к проблеме соотношения обучения и развития. Млея тождества научения и развития в бихевиоризме. Трактовка обучения и развития как два самостоятельно и независимо идущих процесса по Ж. Пиаже. Положение Л.С. Выготского о ведущей роли обучения в психическом развтии индивида. Уровень актуального и «зона ближайшего» развития по Л.С. Выготскому и опережающий характер обучения в психическом развитии ребенка. Воплощение идей Л.С. Выготского в практике образования в рамках развивающего обучения.

Общение со взрослыми как один из главных факторов психического развития ребенка. Общение как средство приобщения ребенка к общественно-историческому опыту человечества через усвоение значений предметов и явлений окружающей реальности. Идея Л.С. Выготского о двухступенчатом характере развития высших психических функций («интерпсихическая» и «интрапсихическая»). Место и значение общения на разных лапах онтогенеза для интеллектуального и психоэмоционального развития человека. Роль общения в развитии детей младенческого, раннего и дошкольного периодов. Общение как ведущий вид деятельности подросткового возраста. Особенности общения человека в акмеологический период развития и на стадии геронтогенеза.

Деятельностный подход к пониманию психики человека. Единство сознания (психики) и деятельности как объяснительный принцип психологии. Понятие о внешней и внутренней деятельности. Интериоризация и экстериозация как механизмы усвоения социокультурного опыта человеком. Понятие о ведущем типе деятельности. Смена ведущего типа деятельности в процессе психического развития. Возникновение новых потребностей и мо­тивов как необходимая предпосылка смены ведущего типа деятельности. Игра, учение, общение и труд как основные виды человеческой деятельно­сти, как один из механизмов психического развития индивида. Развитие способностей человека в результате освоения и выполнения той или иной деятельности.

Возраст и возрастная периодизации

Возраст как временная характеристика человеческого развития (в широком смысле). Понятия: паспортный возраст, биологический возраст, интеллектуальный (умственный) возраст, социальный возраст. Понимание возраста (в узком смысле) как временных отрезков (этапов, периодов, стадий) жизни, характеризующихся определенными особенностями развития человека как индивида, субъекта, личности и индивидуальности. Возрастные психологические особенности как присущие людям определенного возраста психологические признаки: ведущий вид активности (деятельности), мотивационная тенденция, уровень интеллектуального и личностного развития, основные противоречия, характерные возрастные кризисы, психические но­вообразования периода. Возраст в контексте исторической и культурной перспективы. Отсутствие единой общепринятой возрастной периодизации в психологии. Критерии и единицы выделения возрастных периодов в различ­ных психологических теориях.

Периодизация психического развития в зарубежной психологии. Периоды интеллектуального развития по Ж. Пиаже. Последовательные стадии детства по А. Валлону. Стадии психосексуального развития по Э. Эриксону. Фазы интенционального развития (по особенностям целеполагания) Ш. Бюлер. Уровни нравственного развития по Г. Кольбергу. Перио­дизация психического развития в отечественной психологии (П.П. Блонский, Выготский Л.С, Эльконин Д.Б., Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф., Фельд-штейнД.И.) Сущность деятельностного подхода к периодизации психического развития.

Жизненный путь личности и возрастные кризисы. Сущность, природа и происхождение возрастных кризисов. Психологические признаки возрастных кризисов. Внутренние противоречия как главные источники возрастных кризисов. Возрастные кризисы в онтогенезе человека: кризис ново­рожденного, кризис первого года, кризис 3-х лет, кризис первоклассника, подростковый кризис, юношеский кризис, студенческий кризис, кризис молодого специалиста, «внеочередной» кризис 30-летия, кризис 40-летия, пен­сионный кризис, кризисы старости.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 802; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.63.87 (0.019 с.)