Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел 1. Введение в психологию развития↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Психология развития Объем дисциплины и виды учебной работы
Требования к самостоятельной работе студентов
задания для срс по дисциплине «психология развития» Раздел 1. Введение в психологию развития Тема 1. Проблема развития: методологические и исторические аспекты Вопросы и задания для самостоятельной работы
Контроль самостоятельной работы 1) выписать в свой словарь и разобраться в значении понятий: развитие, эволюция, созревание, близнецовый метод, лонгитюд, психодиагностические методы, тест, проективный тест; филогенез, онтогенез, высшие психические функции, биогенетические концепции, социогенетические концепции, биогенетический закон, теория рекапитуляции; закономерности развития, гетерохронность, компенсаторность, сензитивность развития, эволюция, инволюция, цикличность, механизмы развития, подражание, персонализация, идентификация; 2) конспекты из хрестоматии [7]: - Е.Ф. Рыбалко. Актуальные проблемы возрастной психологии. - А. Валлон. Факторы психического развития ребенка. - Рене Заззо. Психическое развитие ребенка и влияние среды. Влияние окружающей среды.
Дополнительная литература: [20]. Раздел 2. Психическое развитие в разные возрастные периоды Тема 2. Периодизации психического развития Вопросы и задания для самостоятельной работы 1. Какие критерии легли в основу периодизации детского развития Д.Б. Эльконина? 2. Выделите основные стадии психосексуального развития по З. Фрейду. 3. Прочитайте статью Э. Эриксона « Основополагающая вера и надежда (Basic Trust) против основополагающей безнадежности (Mistrust)» [4 по данной теме]. 4. Укажите сходства и отличия периодизаций психического развития З. Фрейда и Э. Эриксона. 5. Какие основные интеллектуальные процессы выделяет Ж. Пиаже? Охарактеризуйте их. 6. Просмотрите видеозаписи экспериментов Ж. Пиаже. расскажите, в чем суть поставленных ученым экспериментов. 7. Опишите стадии развития морального сознания по Л. Колбергу. 8. Раскройте суть периодизации В.И. Слободчикова.
Контроль самостоятельной работы: 1) выписать в свой словарь и разобраться в значении понятий: периодизация психического развития, кризис, ведущий вид деятельности, социальная ситуация развития, новообразование, психосексуальное развитие, эго-психология, идентичность, сенсомоторный интеллект, репрезентативный интеллект, формальные операции, эгоцентрация, децентрация, ассимиляция, аккомодация, субъектность человека; 2) составьте таблицы периодизации психического развития Д.Б. Эльконина, В.И. Слободчикова, З. Фрейда, Э. Эриксона, Ж. Пиаже, Л. Колберга. Дополнительная литература: [7]. Базы данных: YouTube // Эксперименты Пиаже (на английском языке).
Тема 3. Психическое развитие новорожденного и в младенчестве Вопросы и задания для самостоятельной работы 1. Раскройте значение безусловных рефлексов (пищевых, оборонительных, ориентировочных) для дальнейшего психического развития младенца. 2. Опишите психическое развитие ребенка, который лишен взаимодействия со взрослым. Как будут развиваться двое близнецов, взаимодействующие только друг с другом? 3. Законспектируйте статью Дж. Боулби [7]. Является ли потребность в привязанности врожденной? 4. Охарактеризуйте социальную ситуацию развития младенца. 5. Охарактеризуйте особенности общения младенца со взрослым. Проиллюстрируйте на примерах значение непосредственно-эмоционального общения для психического развития ребенка. 6. Законспектируйте статьюМ.И. Лисиной «Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни» [7]. 7. Докажите, что комплекс оживления является отражением первой социальной потребности у младенца. 8. Раскройте основные закономерности развития сенсорных и моторных процессов младенца. Укажите на отличия в их развитии у детёнышей людей и животных. 9. Понаблюдайте за взаимосвязью перцептивных действий, хватательных движений и сенсорных процессов у младенца. Раскройте значение развития перцептивных процессов для психического развития младенца. 10. Проследите за характером манипуляций ребенка с предметом (хватание, манипулирование, повторные, соотнесение, разученные действия). Докажите их значение для дальнейшего психического развития ребенка. Контроль самостоятельной работы: 1) выписать в свой словарь и разобраться в значении понятий: безусловный рефлекс, комплекс оживления, сенсорика, перцепция; 2) конспект статьи Дж. Боулби «Детям — любовь и заботу» [7]; 3) конспект статьи М.И. Лисиной «Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни» [7]. Дополнительная литература: [2].
Тема 8. Психическое развитие в юношеском возрасте Вопросы и задания для самостоятельной работы 1. Дайте характеристику дружеских взаимоотношений в юношеском возрасте. 2. В чем особенность в переживании любви юношами и девушками? 3. Охарактеризуйте интересы и духовные запросы молодежи. 4. Обоснуйте с точки зрения психологии явление романтизма и стремление к идеальному в юности. 5. Охарактеризуйте юношеский максимализм, его связь с завышенной самооценкой и притязаниями. 6. Докажите, что юность – пора выработки взглядов и убеждений, формирования мировоззрения. 7. Перечислите показатели становления личности в юности. 8. Напишите сочинение «Я и мой смысл жизни». Проанализируйте несколько сочинений сверстников для проверки истинности или ложности положений: а) об открытии Я, своей индивидуальной целостности и неповторимости, возникновении жизненного плана; б) о том, что потребность в смысле жизни характеризует взрослые формы поведения в юношеском возрасте; в) о проявлении смысла жизни через ценности личности. Контроль самостоятельной работы: 1) выписать в свой словарь и разобраться в значении понятий: поло-ролевая идентификация, дружба, любовь, профессиональное самоопределение; 2) сочинение «Я и мой смысл жизни» с анализом. Дополнительная литература: [5], [9]. Раздел 3. Психологическое сопровождение развития человека Тема 11. Содержание и формы психологического сопровождения Вопросы и задания для самостоятельной работы 1. В чем заключаются принципы недирективного гуманистического подхода в психологическом сопровождении? 2. Раскройте основные направления психологического сопровождения. 3. Какие психодиагностические методы вы знаете? Укажите преимущества и недостатки каждого метода. 4. Охарактеризуйте формы психопрофилактики. Придумайте темы групповых дискуссий для учеников подросткового, юношеского возраста, опираясь на знания особенностей развития в этих возрастах. 5. Раскройте содержание психокоррекционно-развивающей работы по психологическому сопровождению развития.
Контроль самостоятельной работы: выписать в свой словарь и разобраться в значении понятий: гуманистическая психология, психологическое сопровождение, психодиагностика, психопрофилактика, психологическое просвещение, психокоррекционно-развивающая деятельность. Дополнительная литература: [3], [15].
Вопросы для обсуждения 1. Объект, предмет психологии развития. 2. Задачи и проблемы психологии развития. 3. Развитие как процесс взаимосвязанных изменений организма, психики и поведения на протяжении жизни человека. Области развития: физическая, когнитивная, психосоциальная. 4. Исторические аспекты проблемы развития. Терминологический тезаурус: Психическое развитие. Онтогенез. Филогенез. Физическое, когнитивное, психосоциальное развитие, психомоторное и сенсорное развитие. Созревание, рост, естественное старение. Научение и социализация. Нормативное и индивидуальное развитие. Вопросы для самопроверки 1. Назовите объект и предмет психологии развития. 2. Что изучает возрастная психология? Выделите сходство и различия в объекте и предмете возрастной психологии и психологии развития. 3. Разведите понятия рост и развитие. Проиллюстрируйте сказанное примерами. 4. Поясните понятия нормативное и индивидуальное развитие. Рекомендуемые темы докладов 1. Сравнительный анализ представлений об условиях, источниках, движущих силах психического развития в различных психологических теориях (2-3 теории по выбору). 2. Развитие представлений о психическом развитии личности (исторический аспект). 3. История исследований развития. 4. Формы и сферы развития. 5. Принципы психического развития. Литература для конспектирования 1. Хорни, К. Особая роль детства [12, с. 175-182]. 2. Фельдштейн, Д.И. Детство как социально-психологический феномен социума и особое состояние развития [17, с. 21-47]. Дополнительная литература: [15].
Вопросы для обсуждения 1. Факторы, движущие силы и условия психического развития как предмет исследования в отечественной психологии. 2. Закономерности психического развития. 3. Показатели психического развития. Терминологический тезаурус: Факторы, движущие силы и условия психического развития. Социокультурная детерминация развития. Закономерности психического развития. Преемственность, необратимость, сензитивность и неравномерность (Л.С. Выготский). Возрастной кризис. Процессы интеграции и индивидуализации в развитии. Идентификация. Обособление. Наследственность. Среда. Вопросы для самопроверки 1. Перечислите факторы психического развития. Проиллюстрируйте сказанное примерами. 2. Приведите примеры теорий к социогенетическому и биогенетическому научному направлениям. Приведите пример теории конвергенции. 3. Что является движущей силой развития с точки зрения отечественных ученых. 4. Перечислите закономерности психического развития. 5. Назовите показатели психического развития. Рекомендуемые темы докладов 1. Биологический фактор и его роль в развитии. 2. Социальный фактор и его роль в развитии. 3. Активность личности как значимый фактор развития. 4. Роль обучения и деятельности в психическом развитии. 5. Критические и стабильные периоды развития. Литература для конспектирования 1. Запорожец, А.В. Условия и движущие причины психического развития ребенка [17, с. 47-50]. 2. Леонтьев, А.Н. К теории развития психики ребенка [17, с. 4-7]. 3. Костюк, Г.С. Принцип развития в психологии [19, с. 5-8]. 4. Занков, Л.В. Обучение и развитие, метод и организация исследования [19, с. 8-12]. Дополнительная литература: [15].
Вопросы для обсуждения 1. Стадии психосексуального развития в психоаналитической теории З. Фрейда. 2. Стадии психосоциального развития в эпигенетической концепции Э. Эриксона. 3. Стадии интеллектуального развития детей (Ж. Пиаже). 4. Проблема периодизации психического развития в работах Л.С. Выготского. 5. Проблема периодизации психического развития в работах Д.Б. Эльконина. Терминологический тезаурус: Возраст (психологический, хронологический, биологический). Периодизация психического развития. Психосексуальное развитие. Я, Оно, Сверх-Я, детская сексуальность, эрогенные зоны (З. Фрейд). Защитные механизмы. Эдипов комплекс (комплекс Электры). Психосоциальное развитие. Эго-идентичность, групповая идентичность, эпигенетический принцип развития (по Э. Эриксону). Схемы, операции, ассимиляции, аккомодации и равновесия (Ж. Пиаже). Стабильные и критические возрастные периоды. Возрастной кризис. Закон о периодизации детского развития. Структура и динамика возраста. Новообразование. Социальная ситуация развития. Ведущий тип деятельности. Мотивационно-потребностная сфера личности. Интеллектуально-познавательная сфера личности. Вопросы для самопроверки 1. Проясните строение психики по З. Фрейду. Назовите стадии психосексуального развития в психоаналитической теории. В чем особенность каждой стадии? По какому основному критерию сделана данная периодизация? 2. Назовите стадии психосоциального развития в эпигенетической концепции Э. Эриксона. В чем особенность каждой стадии? По какому основному критерию сделана данная периодизация? 3. Перечислитестадии интеллектуального развития детей по Ж. Пиаже. В чем особенность каждой стадии? По какому основному критерию сделана данная периодизация? 4. Проясните понятия стабильные и критические возрастные периоды, социальная ситуация развития. По какому основному критерию сделана периодизация психического развития Л.С. Выготского? 5. По какому основному критерию сделана периодизация психического развития Д.Б. Эльконина? Проясните понятие ведущая деятельность. Назовите стадии психического развития в периодизации Д.Б. Эльконина. Рекомендуемые темы докладов 1. Классификации периодизаций психического развития личности. 2. Периодизация психического развития в различных психологических теориях (2-3 теории по выбору). 3. Теория возрастного развития в культурно-исторической концепции Л.С. Выготского. 4. Развития классического психоанализа в работах А. Фрейд. 5. Роль подражания в формировании нового поведения. Литература для конспектирования 1. Эльконин, Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте [17, с. 201-208]. 2. Божович, Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе [17, с. 120-131]. Дополнительная литература: [6].
Вопросы для обсуждения 1. Кризис новорожденности. 2. Особенности социальной ситуации развития в младенчестве. 3. Развитие познавательной сферы в младенчестве. 4. Развитие эмоциональной сферы в младенчестве. 5. Характеристика кризиса первого года жизни. Терминологический тезаурус: Новорожденность. Безусловные рефлексы. Условные рефлексы. Комплекс оживления. Младенчество. Непосредственно-эмоциональное общение. Акт хватания. Депривация. Госпитализм. Гуление. Лепет. Модулированный лепет. Автономная речь. Наглядно-действенное мышление. Кризис одного года. Ориентировочный рефлекс. Вопросы для самопроверки 1. Почему период новорожденности называют кризисным? Что такое условный и безусловный рефлекс. Проиллюстрируйте примерами. 2. В чем особенность социальной ситуации развития в младенчестве? 3. Проясните роль ближайшего взрослого в психическом развитии младенца. 4. Назовите основные психологические новообразования младенчества. 5. Охарактеризуйте кризис первого года жизни. Выделите основное противоречие кризиса. Рекомендуемые темы докладов 1. Перинатальная психология как новая область психологии развития. 2. Роль ближайшего взрослого в психическом развитии ребенка. 3. Роль отца в психическом развитии ребенка. 4. «Сущность и значение беспомощности» (Дж. Брунер) в развитии психики ребенка. 5. Критерии психического. С чего начинается психическая жизнь ребенка? Литература для конспектирования 1. Божович, Л.И., Славина, Л.С. Переходный период от младенчества к раннему возрасту [17, с. 242-247]. Дополнительная литература: [2].
Вопросы для обсуждения 1. Социальная ситуация развития ребенка в раннем детстве. 2. Предметно-манипулятивная деятельность как ведущая деятельность в раннем детстве. 3. Двигательная активность и познавательное развитие. 4. Речевое общение и развитие речи ребенка в раннего возраста. 5. Развитие эмоций и чувств в раннем детстве. 6. Развитие личности в раннем возрасте. 7. Кризис трех лет. Терминологический тезаурус: Раннее детство.Каприз. Упрямство. Негативизм. Обесценивание взрослых. Протест-бунт. Своеволие. Самосознание. Самооценка. Автономная речь. Активный словарь. Пассивный словарь. Предметно-манипулятивная деятельность. Орудийные действия. Соотносящиеся действия. Предмет-заместитель. Кризис трех лет. Ложь. Самостоятельность. Наглядно-действенное мышление. Вопросы для самопроверки 1.В чем особенностьсоциальной ситуации развития ребенка в раннем детстве. 2.Назовите ведущую деятельность периода раннее детство. 3. Назовите ведущую психическую функцию периода раннее детство. 4. Назовите основные психологические новообразования периода раннее детство. 5. Выделите основное противоречие кризиса трех лет. Перечислите симптомы кризиса трех лет. Рекомендуемые темы докладов 1. Интеллектуальное развитие ребенка на протяжении раннего возраста 2. Эмоциональное развитие ребенка на протяжении раннего возраста 3. Проблема развития предметных действий в раннем возрасте. 4. Формирование символических процессов в раннем возрасте. 5. Развитие мышления в раннем возрасте. Литература для конспектирования 1. Якобсон, С.Г. Проблемы этического развития ребенка [19, с. 85-89]. 2. Лисина, М.И. Этапы генезиса речи как средства общения [18, с. 196]. 3. Лисина, М.И. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни [19, с. 55-60]. Дополнительная литература: [5], [12]. Вопросы для обсуждения 1. Социальная ситуация развития в дошкольный период. 2. Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте. 3. Когнитивное развитие дошкольника. Развитие речи. 4. Развитие эмоциональной сферы и высших чувств дошкольника. 5. Развитие личности и социального поведения в дошкольном возрасте. 6. Психологическая готовность ребенка к школе: структура и формирование. 7. Кризис семи лет. Терминологический тезаурус: Дошкольный возраст. Центрация Познавательный эгоцентризм. Соподчинение мотивов. Игра. Игрушка. Сюжет. Роль. Правила. Содержание. Игровые отношения. Основные психологические новообразования дошкольного периода. Половая идентичность. Психологическая готовность к школе. Самоконтроль. Внутренняя речь. Контекстная речь. Наглядно-образное мышление. Непроизвольность психических процессов. Произвольность психических процессов. Словотворчество. Творческое воображение. Школьная зрелость. Эмоционально-волевая готовность. Интеллектуальная готовность. Личностная готовность. Внутренний план действий. Синкретичность. Обобщение переживаний. Переоценка ценностей. Кризис семи лет. Вопросы для самопроверки 1. В чем особенность социальной ситуации развития в дошкольный период 2. Назовите ведущую деятельность в дошкольном возрасте. Что такое игра? 3. Назовите ведущую психическую функцию и основные новообразования в дошкольном возрасте. 4. Проясните понятие психологическая готовность к школе. Назовите аспекты психологической готовности к школьному обучению. 5. Назовите основное противоречие кризиса семи лет, симптомы кризиса. Рекомендуемые темы докладов 1. Детское словотворчество (по книге К. Чуковского От двух до пяти). 2. Роль родителей в формировании психологической готовности к школьному обучению. 3. Феномены Ж. Пиаже. 4. Общение со сверстниками как значимый фактор развития в дошкольном детстве. 5. Интеллектуальное развитие ребенка на протяжении дошкольного возраста. Литература для конспектирования 1. Мухина, В.С. Игра как средство психического развития ребенка [17, с. 211-219]. 2. Шадриков, В.Д. Готовность детей к обучению [4, с. 258-270]. 3. Венгер, Л.А. О формировании познавательных способностей в процессе обучения дошкольника [19, с. 90-93]. 4.Эльконин, Д.Б. Основная единица развернутой формы игровой деятельности. Социальная природа ролевой игры [18, с. 143]. Дополнительная литература: [12]. Вопросы для обсуждения 1. Социальная ситуация развития ребенка в младшем школьном возрасте. 2. Учебная деятельность и развитие. 3. Физическое и когнитивное развитие в младшем школьном возрасте. 4. Развитие личностной сферы младшего школьника. 5. Основные психологические новообразования младшего школьника. Терминологический тезаурус: Младший школьный возраст. Адаптация к школе. Школьная дезадаптация. Неуспеваемость. Рефлексия. Теоретическое мышление. Учебная деятельность. Учебная задача. Учебное действие. Контроль. Оценка. Учебная мотивация. Мотивы учения. Социальный статус школьника. Синтезирующее восприятие. Смысловая память. Мотивация достижения успеха. Мотивация избегания неудачи. Уровень притязаний. Чувство компетентности. Вопросы для самопроверки 1. В чем особенность социальной ситуации развития ребенка в младшем школьном возрасте. 2. Назовите ведущую деятельность в младшем школьном возрасте. 3. Что такое учебная деятельность? Расскажите о структуре учебной деятельности. 4. Назовите ведущую психическую функцию в младшем школьном возрасте. 5. Назовите основные психологические новообразования младшего школьника. Рекомендуемые темы докладов 1. Роль оценки и отметки в становлении самооценки младшего школьника. 2. Значение общения со взрослыми и сверстниками. как значимый фактор развития в младшем школьном возрасте. 3. Когнитивное развитие и особенности учебной деятельности в младшем школьном возрасте. 4. Развитие мотивационной сферы в младшем школьном возрасте. 5. Эмоционально-волевое развитие в младшем школьном возрасте. Литература для конспектирования 1. Крутецкий, В.А. Психологические особенности младших школьников [4, с. 280-283]. 2. Эльконин, Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте [4, с. 47-48]. 3. Давыдов, В.В. Психологические проблемы процесса обучения младших школьников [4, с. 49-51]. Дополнительная литература: [1], [3]. Вопросы для обсуждения 1. Анатомо-физиологические и психологические предпосылки перехода к подростковому возрасту. Индивидуальные и половые различия в темпах и характере физического, психологического и социального развития подростков. 2. Возникновение интимно-личностного общения со сверстниками как ведущего типа деятельности. 3. «Чувство взрослости» как показатель основного новообразования младшего подросткового возраста. 4. Формирование самосознания как основное новообразование старшего подросткового периода. 5. Учебная деятельность подростков: причины спада и повышения успеваемости. Интересы и их изменения. Стабилизация интересов и проблема профессиональной направленности. 6. Когнитивные изменения в отрочестве. Терминологический тезаурус: Подростковый возраст. Половое созревание. Пубертат. Потребность в общении. Чувство взрослости. Интимно-личностное общение. Девиантное поведение. Дружба. Комплекс неполноценности. Субкультура. Я-концепция. Образ физического «Я». Сленг. Интимно-личностное общение со сверстниками. Эмансипация от взрослых. Интеллектуализация познавательной сферы. Мировоззрение. Акцентуация характера. Алкоголизм. Наркомания. Идеальное «Я». Реальное «Я». Гипертрофированная потребность в общении. Самоидентичность. Секта. Вопросы для самопроверки 1.В чем особенность социальной ситуации развития в подростковом возрасте. 2. Назовите ведущую деятельность подростка. 3.Назовите ведущую психическую функцию в подростничестве. 4. Назовите основные психологические новообразования в подростковом возрасте. 5. Раскройте суть понятий: самосознание, Я-концепция, идеальное «Я», реальное «Я». Рекомендуемые темы докладов 1.Современная подростковая субкультура. 2.Зависимость самооценки подростка от внешнего (физического) Я. 3.Причины девиантного поведения в подростковом возрасте. 4.Алкоголизм, наркомания, сектанство в подростковом возрасте. 5. Подростковый возраст как критический период развития. Литература для конспектирования 1. Кле, М. Психология подростка [4, с. 349-355]. 2. Выготский, Л.С. Динамика и структура личности подростка [17, с. 283-288]. 3. Фельдштейн, Д.И. Особенности ведущей деятельности детей подросткового возраста [18, с. 163]. Дополнительная литература: [7], [8]. Вопросы для обсуждения 1. Юность и юношество в исторической перспективе. Социальная ситуация развития в юношеском возрасте. Объективная и субъективная ценность и значимость юности в психическом развитии человека. Индивидуальные различия в темпах и характере физического, интеллектуального и социального развития. 2. Учебно-профессиональная деятельность как ведущая деятельность в юности. 3. Особенности общения в юности. 4. Развитие личностной сферы в юношеском возрасте. 5. Кризис юности. Терминологический тезаурус: Юность. Делинквентность. Профессиональное самоопределение. Учебно-профессиональная деятельность. Ценностные ориентации. Ориентация на будущее. Юношеский максимализм. Личностное самоопределение. Жизненный план. Самоуправление. Классификация профессий по предмету труда «человек-человек», «человек – природа», «человек – знаковая система», «человек – художественный образ». Вопросы для самопроверки 1.В чем особенность социальной ситуации развития в юношеском возрасте. 2. Назовите ведущую деятельность в юношеском возрасте. 3. Что такое кризис юности? Назовите основное противоречие кризиса. 4. Назовите основные психологические новообразования в юношестве. 5. Раскройте суть понятий: юношеский максимализм, личностное самоопределение, профессиональное самоопределение. Рекомендуемые темы докладов 1. Изменение отношения к окружающему миру в юношеском возрасте в связи с осознанием противоречий в жизни. 2. Становление самосознания в юношеском возрасте. 3. Профессиональное самоопределение в юношестве. 4. Особенности личности в юношестве. 5. Особенности интеллектуальной сферы в юношеском возрасте. Литература для конспектирования 1. Кон, И.С. Психология старшеклассника [17, с. 309-317]. 2. Кон, И.С., Фельдштейн, Д.И. Отрочество как этап жизни [18, с. 239]. 3. Мудрик, А.В. Современный старшеклассник. [18, с. 266]. Дополнительная литература: [4], [8].
Вопросы для обсуждения 1. Молодость. Новообразования молодости. Кризис 30 лет. 2. Зрелость (40-60 лет) – вершина жизненного пути. Преемственность и изменения в развитии личности. Когнитивные возможности в зрелости. 3. Кризис 40 лет. 4. Психосоциальное развитие в поздней взрослости (после 60 лет). Когнитивные изменения в процессе старения. 5. Кризис пенсионного возраста. Терминологический тезаурус: Молодость. Новообразования молодости. Кризис 30 лет. Акмеология. Взрослость. Зрелость. Ценностные ориентации. Когнитивные возможности. Геронтология. Поздняя взрослость. Старость. Депривация. Кризис пенсионного возраста.Жизненный путь человека. Вопросы для самопроверки 1. Перечислите новообразования молодости. 2. Назовите основное противоречие и симптомы кризиса 30 лет. 3. Назовите особенности когнитивной и личностной сферы человека в зрелости. 4. Назовите основное противоречие и симптомы кризиса 40 лет. 5. Назовите особенности когнитивной и личностной сферы человека в старости. 6. Назовите основное противоречие и симптомы кризиса пенсионного возраста. Рекомендуемые темы докладов 1. Молодость как период развития. Соотношение индивидуальных и возрастных особенностей. 2. Взрослость и зрелость личности. 3. Проблемы геронтогенеза. 4. Личность старого человека. 5. Экзистенциальный кризис 30-40 лет. Литература для конспектирования 1. Рыбалко, Е.Ф. Динамика основных характеристик человека в различные периоды его зрелости [17, с. 333-345]. 2. Хорни, К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. [16, с. 81-91, 214-223]. Дополнительная литература: [9], [10], [11].
Вопросы для обсуждения 1. Содержание и формы психологического сопровождения 2. Задачи развития на каждом возрастном этапе: принцип нормативности развития в психологическом сопровождении 3. Ведущий тип деятельности: деятельностный принцип психологического сопровождения. 4. Невербальная символическая коммуникация в работе с детьми: проективный рисунок, игра, арт-терапевтические методы. 5. Вербальная коммуникация: психодиагностическое и психоконсультационное интервью. Терминологический тезаурус: Психологическое сопровождение. Функции психологического сопровождения. Содержание психологического сопровождения. Формы психологического сопровождения. Задачи развития. Нормативность развития. Ведущий тип деятельности. Невербальная коммуникация. Проективный рисунок. Игра. Арт-терапия. Вербальная коммуникация. Психодиагностическое интервью. Психоконсультационное интервью. Вопросы для самопроверки 1. Раскройте понятие нормативность развития. 2. Как вы понимаете термин психологическое сопровождение? 3. В чем заключается деятельностный принцип психологического сопровождения? 4. Перечислите возможные направления работы психолога осуществляющего психологическое сопровождение коллектива дошкольников (дошкольника с отсутствием мотивационной готовности к школьному обучению) 5. Перечислите возможные направления работы психолога осуществляющего психологическое сопровождение коллектива младших школьников (младшего школьника с трудностями в обучении). 6. Перечислите возможные направления работы психолога осуществляющего психологическое сопровождение коллектива подростков (подростка с проблемами общения). 7. Перечислите возможные направления работы психолога осуществляющего психологическое сопровождение юношеского коллектива (юноши с проблемами профессионального выбора). Рекомендуемые темы докладов 1. Проблема профессионального самоопределения как объект профориентационной работы. 2.Психологическое сопровождение ранних периодов развития (новорожденность, младенчество, раннее детство) 3. Психологическое сопровождение дошкольника 4. Психологическое сопровождение подростка 5. Психологическое сопровождение юношества Литература для конспектирования 1. Методы диагностики личности школьника [15, с. 36-55, 81-95]. 2. Рабочая книга школьного психолога [14, с. 124-145]. Дополнительная литература: [1], [2], [9],[14].
Вопросы для обсуждения 1. Онтонегенез деятельности. 2. Онтонегенез общения. 3. Онтонегенез психических функций. Терминологический тезаурус: деятельность, активность, реактивность, ведущая деятельность, общение, произвольность, непроизвольность, ощущение, восприятие, память, внимание, мышление, интеллект, речь, язык. Вопросы для самопроверки 1. Раскройте понятие ведущая деятельность, активность и реактивность. Проиллюстрируйте примерами. 2. Расскажите об онтогенезе ведущей деятельности по Д.Б.Эльконину. 3. В чем заключается деятельностный принцип психологического сопровождения? 4. Расскажите об онтегенезе общения ребенка и взрослого по М.И.Лисиной. 5. Расскажите об онтегенезе общения ребенка со сверстниками по М.И.Лисиной. 6. Раскройте линию развития ощущения и восприятия в онтегенезе. Выделите качественные и количественные критерии. 7. Раскройте линию развития внимания и памяти в онтегенезе. Выделите качественные и количественные критерии. 8. Раскройте линию развития мышления и речи в онтегенезе. Выделите качественные и количественные критерии. 9. Проясните разницу понятий язык и речь. Рекомендуемые темы докладов 1. Онтогенез деятельности. Качественные и количественные критерии. 2. Теории развития речи. Развитие речи в онтогенезе. 3. Онтогенез мышления. Литература для конспектирования 1. Эльконин, Б.Д. Психология развития [15]. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины: а) Рекомендуемая литература Основная: 1. Ермолаева, М.В. Психология развития [Текст].- М.: Издательство Московского психолого–социального института: Воронеж: НПО «МОДЭК», 2006.- 376 с. 2. Крайг, Г., Бокум, Д. Психология развития [Текст]. – СПб.: Питер, 2010. – 944 с. 3. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология. Развитие человека от рождения до поздней зрелости [Текст]. – М.: Творческий центр Сфера, 2006. – 464 с. 4. Нартова-Бочавер, С.К., Потапова, А.В. Введение в психологию развития [Текст]. – М., Флинта МПСИ, 2008. – 214 с. 5. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология [Текст]. - М., 2010. – 460 с. 6. Психология развития / под ред. Т.Д. Марциновской. – М.: Академия, 2008. – 528 с. 7. Психология развития. Хрестоматия [Текст] / под ред. Е.Ф. Рыбалко, Л.А. Головей, Т.В. Прохоренко. –
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 243; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.87.113 (0.013 с.) |