Тема 5. Психическое развитие в дошкольном возрасте 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5. Психическое развитие в дошкольном возрасте



Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Выделите основные показатели, характеризующие сюжетно-ролевую игру и раскройте их содержание и значение для психического развития ребенка.

2. Законспектируйте статью Л.С. Выготского «Игра и ее роль в психическом развитии ребенка» [4 по данной теме].

3. Дайте психологический анализ изменения сюжетно-ролевой игры на протяжении дошкольного возраста.

4. Дайте характеристику изобразительной деятельности дошкольников разных возрастов. Покажите взаимосвязь развития восприятия и детского рисунка.

5. О каких сторонах детской психики может рассказать детский рисунок? Покажите это на детских рисунках.

6. Раскройте влияние конструирования на развитие творчества ребенка-дошкольника.

7. Понаблюдайте за детьми разных возрастов и выделите признаки, характеризирующие появление у детей учебных интересов.

8. Раскройте исследования детского мышления Ж. Пиаже. В чем отличие взглядов на соотношение обучения и развития Ж. Пиаже и Л.С. Выготского?

 

Контроль самостоятельной работы:

1) конспект из хрестоматии [7] статьи Л. С. Выготского «Игра и ее роль в психическом развитии ребенка»;

2) выписать в свой словарь и разобраться в значении понятий:

игра, сюжетно-ролевая игра, необратимость операций, синкретизм мышления, «магическое мышление».

3) конспект об особенностях игры приспособленного и неприспособленного ребенка по К.Мустакасу, Г.Лэндрету (Мустакас К. Игровая терапия [Текст]. – СПб.: Речь, 2006. – 282 с.).

Дополнительная литература: [13].

 

Тема 6. Психическое развитие в младшем школьном возрасте

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Просмотрите видеозапись «Психологическая готовность ребенка к школе». Изобразите схематически перечень основных показателей, определяющих готовность ребенка к школе.

2. Раскройте основные новообразования, связанные с мотивационной сферой младшего школьника. Приведите примеры.

3. Используя метод изучения продуктов деятельности, проанализируйте рисунок ребенка 6-7 лет, в котором отражается смысл эмоционального отношения к разнообразным жизненным ситуациям (например, к школе).

4. Проведите беседу с этим ребенком 6-7 лет о школе, проанализируйте детские ответы с точки зрения готовности их к школе. Подготовьте необходимые рекомендации родителям этого ребенка.

5. Выявите с помощью наблюдения и беседы основные мотивы, побуждающие ребенка осуществить волевое поведение.

6. Разработайте тематику консультаций для родителей детей, психологически не готовых к школе. Подберите научно-популярную литературу по этой проблеме.

Контроль самостоятельной работы:

1) проективный рисунок «Я и школа» с интерпретацией (п. 3,4);

2) схема «Психологическая готовность к школе;

3) список научно-популярной литературы по проблеме психологической готовности ребенка к школе;

4) выписать в свой словарь и разобраться в значении понятий:

учебная деятельность, психологическая готовность к школе, зона ближайшего развития, зона актуального развития.

Дополнительная литература: [1], [3].

Базы данных:

YouTube // Психологическая готовность ребенка к школе / рассказывает педагог-психолог В.В. Данилова.

 

Тема 7. Психическое развитие в подростковом возрасте

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Покажите пути формирования индивидуального стиля учебной деятельности.

2. Проведите сравнительный анализ самооценки подростка и юноши.

3. С чем связана большая чувствительность к оценке особенностей своего тела, внешности в подростковом возрасте? Какова должна быть тактика поведения взрослого при проявлениях дисморфофобии у подростков?

4. Раскройте роль интимно-личностного общения в подростковом возрасте. Укажите особенности общения со сверстниками, его многоплановость.

5. Укажите критерии, определяющие социометрический статус (популярность) личности в группе сверстников в подростковом возрасте.

6. Охарактеризуйте особенности подростковой субкультуры: набор ценностей, норм поведения и др.

7. Раскройте особенности неформального общения, его значение в подростковом возрасте.

8. Каким критерием определяется выбор друга подростками?

 

Контроль самостоятельной работы:

1) выписать в свой словарь и разобраться в значении понятий:

дисморфофобия, нравственность, подростковая субкультура, интимно-личностное общение;

2) реферативное сообщение по одной из предложенных тем:

· Психология подростковой субкультуры.

· Неформальные объединения и их роль в социализации подростка.

· Психосексуальное развитие в подростковом возрасте.

· Гендерные стереотипы и сексуальное поведение подростков.

· Ценности сексуального поведения современных подростков.

· Гендерные различия в поведении подростков.

 

Дополнительная литература: [8], [9].

 

Тема 8. Психическое развитие в юношеском возрасте

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Дайте характеристику дружеских взаимоотношений в юношеском возрасте.

2. В чем особенность в переживании любви юношами и девушками?

3. Охарактеризуйте интересы и духовные запросы молодежи.

4. Обоснуйте с точки зрения психологии явление романтизма и стремление к идеальному в юности.

5. Охарактеризуйте юношеский максимализм, его связь с завышенной самооценкой и притязаниями.

6. Докажите, что юность – пора выработки взглядов и убеждений, формирования мировоззрения.

7. Перечислите показатели становления личности в юности.

8. Напишите сочинение «Я и мой смысл жизни». Проанализируйте несколько сочинений сверстников для проверки истинности или ложности положений:

а) об открытии Я, своей индивидуальной целостности и неповторимости, возникновении жизненного плана;

б) о том, что потребность в смысле жизни характеризует взрослые формы поведения в юношеском возрасте;

в) о проявлении смысла жизни через ценности личности.

Контроль самостоятельной работы:

1) выписать в свой словарь и разобраться в значении понятий: поло-ролевая идентификация, дружба, любовь, профессиональное самоопределение;

2) сочинение «Я и мой смысл жизни» с анализом.

Дополнительная литература: [5], [9].

Тема 9. Психическое развитие в зрелом возрасте

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Раскройте понятие «акме» и охарактеризуйте зрелый возраст с позиции акмеологии.

2. Укажите основные новообразования зрелого возраста по различным периодизациям.

3. Обоснуйте, что забота является для зрелого возраста необходимым новообразованием для личностного развития.

4. В чем заключается социальная ситуация развития в зрелом возрасте?

5. Раскройте взаимосвязь личностных и семейных кризисов в зрелом возрасте?

6. Охарактеризуйте задачи кризиса «возраста Христа».

7. В чем заключается и проявляется самоактуализация зрелой личности?

8. Законспектируйте статьи Б.Г. Ананьева и А. Адлера из хрестоматии. Какой стиль жизни проявляют ваши родители?

 

Контроль самостоятельной работы:

1) выписать в свой словарь и разобраться в значении понятий: акмеология, акме, зрелость, самоактуализация;

2) конспект статей из хрестоматии [7]:

- Б. Г. Ананьев. Некоторые проблемы психологии взрослых.

- А. Адлер. Стиль жизни.

 

Дополнительная литература: [11].

 

Тема 10. Психическое развитие в позднем зрелом возрасте. Проблемы геронтогенеза

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Сравните типы старения по И.С. Кону и Ф. Гизе.

2. Раскройте условия, способствующие и препятствующие достижению мудрости в поздней зрелости.

3. Охарактеризуйте роль семьи и общения в поздней зрелости.

4. В чем заключается специфика эмоциональной сферы людей поздней зрелости?

5. Укажите, какие ограничения и табу на тему смерти существуют в нашей культуре?

6. Раскройте пять этапов проживания горя, по Э. Кюблер-Росс.

7. Законспектируйте и обсудите статьи из хрестоматии.

Контроль самостоятельной работы:

1) выписать в свой словарь и разобраться в значении понятий: старение, геронтология, мудрость;

2) конспект статей[7]:

- Б.Г. Ананьев. Человек как предмет познания (К типологии старения).

- М.Д. Александрова. Геронтогенез человека.

 

Дополнительная литература: [10], [12].

 

Раздел 3. Психологическое сопровождение развития человека

Тема 11. Содержание и формы психологического сопровождения

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. В чем заключаются принципы недирективного гуманистического подхода в психологическом сопровождении?

2. Раскройте основные направления психологического сопровождения.

3. Какие психодиагностические методы вы знаете? Укажите преимущества и недостатки каждого метода.

4. Охарактеризуйте формы психопрофилактики. Придумайте темы групповых дискуссий для учеников подросткового, юношеского возраста, опираясь на знания особенностей развития в этих возрастах.

5. Раскройте содержание психокоррекционно-развивающей работы по психологическому сопровождению развития.

 

Контроль самостоятельной работы:

выписать в свой словарь и разобраться в значении понятий:

гуманистическая психология, психологическое сопровождение, психодиагностика, психопрофилактика, психологическое просвещение, психокоррекционно-развивающая деятельность.

Дополнительная литература: [3], [15].

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.107.90 (0.016 с.)