Психология развития. Объект, предмет, задачи психологии развития. Связь психологии развития с другими отраслями психологической науки. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психология развития. Объект, предмет, задачи психологии развития. Связь психологии развития с другими отраслями психологической науки.



Основные категории развития в психологии. Рост, развитие, формирование. Онтогенез.

3.Основные принципы психологии развития как науки (системности, детерминизма, развития).

4. Показатели психического развития. Понятие психологическая норма. Возраст.

5.Методы психологии развития: общенаучные (наблюдение, эксперимент, лонгитюд, моделирование)

Методы психологии развития: психофизиологические, психогенетические (близнецовый), исторические.

7.Методы психологии развития: психологические (интроспективные, социально-психологические)

8.Источники и движущие силы психического развития.

9.Основные концепции психического развития в зарубежной психологии. Биогенетическая концепция - теория рекапитуляции (Э.Геккель), теория трех ступеней детского развития (К.Бюлер).

10.Основные концепции психического развития в зарубежной психологии. Социогенетическая концепция - бихевиоризм (Дж.Уотсон, Б.Скиннер), теория социального научения (А.Бандура). Теория конвергенции двух факторов (В.Штерн).

11.Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского. Проблема обучения и развития. Понятия "зона актуального развития", "зона ближайшего развития".

12.Персогенетический подход в психологии развития. Гуманистическая психология (А.Маслоу, К.Роджерс). Активность личности.

13.Закономерности психического развития.

14.Психоаналитическая теория детского развития З.Фрейда. Стадии психосексуального развития.

15.Психосоциальные стадии развития личности в эго-психологии Э. Эриксона.

16.Периодизация психического развития Д.Б.Эльконина.

17.Периодизация интеллектуального развития в генетической психологии Ж.Пиаже.

18.Развитие морального сознания по Колбергу.

19.Кризис рождения. Период новорожденности. Комплекс оживления.

20.Младенчество. Социальная ситуация развития, основные новообразования младенческого периода. Кризис 1 года.

21.Социальная ситуация развития, основные новообразования в раннем детстве. Кризис 3 лет.

22.Социальная ситуация развития дошкольника. Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте.

23.Развитие познавательной сферы дошкольника. Феномены Пиаже как проявление специфики детского мышления. Словотворчество.

24.Основные новообразования дошкольного возраста. Кризис семи лет.

25.Психологическая готовность к школьному обучению и ее диагностика.

26.Учебная деятельность как ведущая деятельность младшего школьного возраста. Структура учебной деятельности. Мотивация учения.

27.Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте.

28.Особенности психического развития младшего школьника.

29.Психологические новообразования в личности младшего школьника.

30.Пубертатный кризис и его проявления.

31.Социальная ситуация развития в подростковом возрасте.

32.Психологические новообразования в подростковом возрасте.

33.Особенности познавательной деятельности в подростковом возрасте.

34.Интимно-личностное общение как ведущая деятельность в подростковом возрасте. Мотивы общения подростков.

35.Особенности формирования личности в подростковом возрасте. Становление идентичности.

36.Причины девиантного поведения в подростковом возрасте.

37.Социальная ситуация развития в юношеском возрасте.

38.Профессиональное самоопределение – основное новообразование юношеского возраста. Мотивы выбора профессии в юношеском возрасте.

39.Особенности развития личности в юношестве. Кризис 17 лет.

40.Психология молодости: социальная ситуация развития и задачи возраста.

41.Особенности психического развития в период молодости.

42.Кризис 30 лет. Причины, возможные последствия и их преодоление.

43.Психическое развитие в зрелом возрасте.Задачи и психологические особенности периода. Кризис 40 лет.

44.Период геронтогенеза: психология людей пожилого и старческого возраста. Социальные аспекты старения. Кризис выхода на пенсию.

45.Понятие психологическое сопровождение развития.

46.Содержание и формы психологического сопровождения: мониторинг (психодиагностика), психопрофилактика, коррекционно-развивающая работа.

47.Принципы психологического сопровождения: единства диагностики и коррекции, нормативности развития, коррекции «сверху вниз», коррекции «снизу вверх», системности развития психологической деятельности, деятельностный принцип коррекции.

48.Задачи психологического сопровождения развития на разных возрастных этапах.

49.Онтогенез психических функций.

50.Онтогенез деятельности и общения.

 

Примерные вопросы по дисциплине Психология развития к экзамену по блоку Психология

Психология развития. Объект, предмет, задачи психологии развития. Основные категории развития в психологии. Рост, развитие, формирование. Онтогенез.

2.Методы психологии развития: общенаучные, психофизиологические, психогенетические, исторические, психологические.

3.Источники и движущие силы психического развития. Биогенетическая и социогенетическая концепция. Активность личности. Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского. Закономерности психического развития.

4.Периодизации детского развития (Выготский, Петровский,Эльконин, Фрейд, Эриксон, Пиаже, Колберг). Критерии периодизаций.

5. Новорожденность и младенчество. Социальная ситуация развития, основные новообразования младенческого периода. Кризис 1 года.

6.Социальная ситуация развития, основные новообразования в раннем детстве. Кризис 3 лет.

7.Основные новообразования дошкольного возраста. Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте. Кризис семи лет. Психологическая готовность к школьному обучению и ее диагностика.

8.Психологические новообразования в личности младшего школьника. Учебная деятельность как ведущая деятельность младшего школьного возраста.

9.Психологические новообразования и особенности формирования личности в подростковом возрасте. Становление идентичности. Интимно-личностное общение как ведущая деятельность в подростковом возрасте.

10.Особенности развития личности в юношестве. Профессиональное самоопределение.Социальная ситуация развития.Кризис 17 лет.

11.Особенности психического развития, социальная ситуация развития и задачи возраста в период молодости,

12.Психическое развитие в зрелом возрасте.Задачи и психологические особенности периода. Кризис 30 лет. Кризис 40 лет.

13.Период геронтогенеза: психология людей пожилого и старческого возраста. Социальные аспекты старения. Кризис выхода на пенсию.

14. Понятие психологическое сопровождение развития и его задачи на разных возрастных этапах. Содержание и формы психологического сопровождения.

15.Онтогенез психических функций, деятельности и общения.

 

 

Примерная тематика рефератов

1.Сравнительный анализ представлений об условиях, источниках, движущих силах психического развития в различных психологических теориях (2-3 теории по выбору).

2.Периодизация психического развития в различных психологических теориях. (2-3 теории по выбору).

3.Теория возрастного развития в культурно-исторической концепции Л.С.Выготского.

4.Биологический фактор и его роль в развитии.

5.Социальный фактор и его роль в развитии.

6.Активность личности как значимый фактор развития.

7.Роль обучения в психическом развитии.

8.Роль деятельности в психическом развитии.

9.Критические и стабильные периоды развития.

10. Проблема возрастных кризисов взрослого возраста.

11.Значение общения со взрослым в различные периоды дошкольного и школьного детства.

12.Общение со сверстниками как значимый фактор развития в дошкольном и школьном детстве.

13.Интеллектуальное развитие ребенка на протяжении раннего и дошкольного возраста.

14.Когнитивное развитие и особенности учебной деятельности на протяжении школьного детства.

15.Развитие мотивационной сферы на различных этапах дошкольного и школьного детства.

16.Эмоциональное развитие детей и подростков.

17.Развитие произвольности на протяжении дошкольного и школьного детства.

18.Проблема психологической готовности к школе.

19.Подростковый возраст как критический период развития.

20.Подростково-юношеская субкультура и ее влияние на развитие личности.

21.Представление о "зрелости личности" в различных психологических теориях.

22.Развитие самосознания и Я-концеппии на протяжении раннего, дошкольного и школьного детства.

23.Молодость как период развития. Соотношение индивидуальных и возрастных особенностей.

24.Взрослость и зрелость личности.

25.Проблемы геронтогенеза.

 

*По желанию студент вправе сам сформулировать тему реферата и согласовать ее с преподавателем.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.88.130 (0.012 с.)