Тема 9. Психическое развитие в разные возрастные периоды. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 9. Психическое развитие в разные возрастные периоды.



Психическое развитие в юношеском возрасте

Вопросы для обсуждения

1. Юность и юношество в исторической перспективе. Социальная ситуация развития в юношеском возрасте. Объективная и субъективная ценность и значимость юности в психическом развитии человека. Индивидуальные различия в темпах и характере физического, интеллектуального и социального развития.

2. Учебно-профессиональная деятельность как ведущая деятельность в юности.

3. Особенности общения в юности.

4. Развитие личностной сферы в юношеском возрасте.

5. Кризис юности.

Терминологический тезаурус: Юность. Делинквентность. Профессиональное самоопределение. Учебно-профессиональная деятельность. Ценностные ориентации. Ориентация на будущее. Юношеский максимализм. Личностное самоопределение. Жизненный план. Самоуправление. Классификация профессий по предмету труда «человек-человек», «человек – природа», «человек – знаковая система», «человек – художественный образ».

Вопросы для самопроверки

1.В чем особенность социальной ситуации развития в юношеском возрасте.

2. Назовите ведущую деятельность в юношеском возрасте.

3. Что такое кризис юности? Назовите основное противоречие кризиса.

4. Назовите основные психологические новообразования в юношестве.

5. Раскройте суть понятий: юношеский максимализм, личностное самоопределение, профессиональное самоопределение.

Рекомендуемые темы докладов

1. Изменение отношения к окружающему миру в юношеском возрасте в связи с осознанием противоречий в жизни.

2. Становление самосознания в юношеском возрасте.

3. Профессиональное самоопределение в юношестве.

4. Особенности личности в юношестве.

5. Особенности интеллектуальной сферы в юношеском возрасте.

Литература для конспектирования

1. Кон, И.С. Психология старшеклассника [17, с. 309-317].

2. Кон, И.С., Фельдштейн, Д.И. Отрочество как этап жизни [18, с. 239].

3. Мудрик, А.В. Современный старшеклассник. [18, с. 266].

Дополнительная литература: [4], [8].

 

Тема 10. Психическое развитие в разные возрастные периоды.

Психическое развитие в молодости и зрелом возрасте. Проблемы геронтогенеза

Вопросы для обсуждения

1. Молодость. Новообразования молодости. Кризис 30 лет.

2. Зрелость (40-60 лет) – вершина жизненного пути. Преемственность и изменения в развитии личности. Когнитивные возможности в зрелости.

3. Кризис 40 лет.

4. Психосоциальное развитие в поздней взрослости (после 60 лет). Когнитивные изменения в процессе старения.

5. Кризис пенсионного возраста.

Терминологический тезаурус: Молодость. Новообразования молодости. Кризис 30 лет. Акмеология. Взрослость. Зрелость. Ценностные ориентации. Когнитивные возможности. Геронтология. Поздняя взрослость. Старость. Депривация. Кризис пенсионного возраста.Жизненный путь человека.

Вопросы для самопроверки

1. Перечислите новообразования молодости.

2. Назовите основное противоречие и симптомы кризиса 30 лет.

3. Назовите особенности когнитивной и личностной сферы человека в зрелости.

4. Назовите основное противоречие и симптомы кризиса 40 лет.

5. Назовите особенности когнитивной и личностной сферы человека в старости.

6. Назовите основное противоречие и симптомы кризиса пенсионного возраста.

Рекомендуемые темы докладов

1. Молодость как период развития. Соотношение индивидуальных и возрастных особенностей.

2. Взрослость и зрелость личности.

3. Проблемы геронтогенеза.

4. Личность старого человека.

5. Экзистенциальный кризис 30-40 лет.

Литература для конспектирования

1. Рыбалко, Е.Ф. Динамика основных характеристик человека в различные периоды его зрелости [17, с. 333-345].

2. Хорни, К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. [16, с. 81-91, 214-223].

Дополнительная литература: [9], [10], [11].

 

Тема 11. Психологическое сопровождение развития человека. Особенности психологического сопровождения на разных возрастных этапах

Вопросы для обсуждения

1. Содержание и формы психологического сопровождения

2. Задачи развития на каждом возрастном этапе: принцип нормативности развития в психологическом сопровождении

3. Ведущий тип деятельности: деятельностный принцип психологического сопровождения.

4. Невербальная символическая коммуникация в работе с детьми: проективный рисунок, игра, арт-терапевтические методы.

5. Вербальная коммуникация: психодиагностическое и психоконсультационное интервью.

Терминологический тезаурус: Психологическое сопровождение. Функции психологического сопровождения. Содержание психологического сопровождения. Формы психологического сопровождения. Задачи развития. Нормативность развития. Ведущий тип деятельности. Невербальная коммуникация. Проективный рисунок. Игра. Арт-терапия. Вербальная коммуникация. Психодиагностическое интервью. Психоконсультационное интервью.

Вопросы для самопроверки

1. Раскройте понятие нормативность развития.

2. Как вы понимаете термин психологическое сопровождение?

3. В чем заключается деятельностный принцип психологического сопровождения?

4. Перечислите возможные направления работы психолога осуществляющего психологическое сопровождение коллектива дошкольников (дошкольника с отсутствием мотивационной готовности к школьному обучению)

5. Перечислите возможные направления работы психолога осуществляющего психологическое сопровождение коллектива младших школьников (младшего школьника с трудностями в обучении).

6. Перечислите возможные направления работы психолога осуществляющего психологическое сопровождение коллектива подростков (подростка с проблемами общения).

7. Перечислите возможные направления работы психолога осуществляющего психологическое сопровождение юношеского коллектива (юноши с проблемами профессионального выбора).

Рекомендуемые темы докладов

1. Проблема профессионального самоопределения как объект профориентационной работы.

2.Психологическое сопровождение ранних периодов развития (новорожденность, младенчество, раннее детство)

3. Психологическое сопровождение дошкольника

4. Психологическое сопровождение подростка

5. Психологическое сопровождение юношества

Литература для конспектирования

1. Методы диагностики личности школьника [15, с. 36-55, 81-95].

2. Рабочая книга школьного психолога [14, с. 124-145].

Дополнительная литература: [1], [2], [9],[14].

 

 

Тема 12. Онтогенез личности, деятельности, общения, психических функций (4ч)

Вопросы для обсуждения

1. Онтонегенез деятельности.

2. Онтонегенез общения.

3. Онтонегенез психических функций.

Терминологический тезаурус: деятельность, активность, реактивность, ведущая деятельность, общение, произвольность, непроизвольность, ощущение, восприятие, память, внимание, мышление, интеллект, речь, язык.

Вопросы для самопроверки

1. Раскройте понятие ведущая деятельность, активность и реактивность. Проиллюстрируйте примерами.

2. Расскажите об онтогенезе ведущей деятельности по Д.Б.Эльконину.

3. В чем заключается деятельностный принцип психологического сопровождения?

4. Расскажите об онтегенезе общения ребенка и взрослого по М.И.Лисиной.

5. Расскажите об онтегенезе общения ребенка со сверстниками по М.И.Лисиной.

6. Раскройте линию развития ощущения и восприятия в онтегенезе. Выделите качественные и количественные критерии.

7. Раскройте линию развития внимания и памяти в онтегенезе. Выделите качественные и количественные критерии.

8. Раскройте линию развития мышления и речи в онтегенезе. Выделите качественные и количественные критерии.

9. Проясните разницу понятий язык и речь.

Рекомендуемые темы докладов

1. Онтогенез деятельности. Качественные и количественные критерии.

2. Теории развития речи. Развитие речи в онтогенезе.

3. Онтогенез мышления.

Литература для конспектирования

1. Эльконин, Б.Д. Психология развития [15].

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) Рекомендуемая литература

Основная:

1. Ермолаева, М.В. Психология развития [Текст].- М.: Издательство Московского психолого–социального института: Воронеж: НПО «МОДЭК», 2006.- 376 с.

2. Крайг, Г., Бокум, Д. Психология развития [Текст]. – СПб.: Питер, 2010. – 944 с.

3. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология. Развитие человека от рождения до поздней зрелости [Текст]. – М.: Творческий центр Сфера, 2006. – 464 с.

4. Нартова-Бочавер, С.К., Потапова, А.В. Введение в психологию развития [Текст]. – М., Флинта МПСИ, 2008. – 214 с.

5. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология [Текст]. - М., 2010. – 460 с.

6. Психология развития / под ред. Т.Д. Марциновской. – М.: Академия, 2008. – 528 с.

7. Психология развития. Хрестоматия [Текст] / под ред. Е.Ф. Рыбалко, Л.А. Головей, Т.В. Прохоренко. – СПб.: Питер, 2001. – 512 с.

Дополнительная:

1. Александрова, Э.М., Кокуркина, Н.И., Куренкова, Н.В. Психологическое сопровождение школьников [Текст]: учебное пособие для вузов. – М.: Академия, 2002. – 208 c.

2. Бардиер, Г., Ромазан И., Чередникова Т. Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей [Текст]. – Кишинев-Санкт-Петербург, 2000. – 356 с.

3. Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе [Текст]. – М.: Генезис, 2000. – 238 с.

4.Возрастная психология: Детство, отрочество, юность. Хрестоматия [Текст] / сост. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М.: Издательский центр Академия, 2001. – 624 с.

5. Вдовиченко, В.П. От детства к взрослости: юношество, социализация [Текст]. – М.: Школьная библиотека, 2006. – 142 с.

6.Волков, Б.С, Волкова, Н.В. Психология развития человека [Текст]. – М., Академический проект, 2004. – 224 с.

7. Выготский, Л.С. Психология развития человека [Текст]. – М.: Смысл, Эксмо, 2006. – 113 с.

8. Кле, М. Психология подростка: Психосексуальное развитие [Текст] / пер.с франц. – М.: Педагогика, 1991. – 176 с.

9. Кон, И.С. Психология старшеклассника: пособие для учителей [Текст]. – М.: Просвещение, 1990. – 238 с.

10. Краснова, О.В. Социально-психологическое сопровождение выхода на пенсию [Текст]. – М.: Эксмо, 2000. – 115 с.

11. Малкина-Пых, И.Г. Возрастные кризисы взрослости [Текст]. – М.: Эксмо, 2005. – 414 с.

12. Малкина-Пых, И.Г. Кризисы пожилого возраста [Текст]. – М.: Эксмо, 2005. – 366 с.

13. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст]: учебник для студ. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 456 с.

14. Рабочая книга школьного психолога [Текст] / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 1991. – 303 с.

15. Сафин, В.Ф. Психические отклонения в развитии детей и методы их психокоррекции [Текст]. – 4-е изд., перераб., доп. – Уфа, 2006. – 94 с.

16. Хорни, К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ [Текст]. – М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1993. – С. 81-91, 214-223.

17. Хрестоматия по возрастной психологии [Текст]. / сост. Л.М. Семенюк. – М-Воронеж: МОДЭК, 1998. – С. 21-47.

18. Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов [Текст]. / под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Международная педагогическая академия, 1995. – 196 с.

19. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии [Текст]. / под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. – М.: Московский университет, 1981. - С. 5-8.

20. Эльконин, Б.Д. Психология развития [Текст]. – М.: Академия, 2007. – 144 с.

 

б) программное обеспечение

Нормативные документы:

Конвенция о правах ребенка

Конвенция о правах человека

 

в) базы данных, информационно-справочные материалы и поисковые системы

  1. Психология на русском языке http://www.psychology.ru
  2. Псипортал Столица сетевой психологии http://psy.piter.com
  3. Информационная сеть Российской психологии Psi-net http://www.psi-net.ru
  4. Мир психологии http://psychology.net.ru
  5. Флогистон http://www.flogiston.ru
  6. Психология на RIN.RU http://psy.rin.ru
  7. Библиотека психологической литературы http://www.bookap.by.ru
  8. Открытая русская электронная библиотека "Современная психология" http://orel.rsl.ru/psycho/oglavlenie.htm
  9. Библиотека Максима Машкова http://www.lib.ru/PSIHO/
  10. YouTube.

 

 

 

 


Требования к промежуточной аттестации по дисциплине.

Формы контроля успеваемости

№ Наименование раздела дисциплины   Темы   Формы контроля  
1.Введение в психологию развития 1.Введение в психологию развития. Закономерности и механизмы психического развития.   1.Теминологический словарь по теме 2.Конспект статьи Фельдштейн Д.И.Детство как социально-психологический феномен социума и особое состояние развития. 3.Терминологический диктант 4.Тестовое задание
2. Возрастные периодизации психического развития в отечественной и зарубежной психологии 2.Психоаналитические периодизации развития.   1.Теминологический словарь по теме 2.Конспект статьи Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте 3.Терминологический диктант 4.Тестовое задание 5.Таблица «Стадии жизненного пути по Э.Эриксону»
3.Возрастные периодизации психического развития.   1.Теминологический словарь по теме 2.Терминологический диктант 3.Тестовое задание 4.Таблица «Возрастная периодизация Д.Б.Эльконина»
3. Психическое развитие в разные возрастные периоды 4.Новорожденность. Младенчество. Кризис 1 года.   1.Теминологический словарь по теме 2.Терминологический диктант 3.Тестовое задание  
5.Раннее детство (1-3г). Кризис 3 лет.   1.Теминологический словарь по теме 2.Конспект статьи (по выбору) Запорожец А.В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности. Божович Л.И., Славина Л.С. Переходный период от младенчества к раннему возрасту. 3.Терминологический диктант 4.Тестовое задание  
6.Дошкольное детство (3-7лет). Психологическая готовность к школьному обучению. Кризис 7 лет.   1.Теминологический словарь по теме 2.Конспект статьи (по выбору) Д.Б.Эльконин. Основная единица развернутой формы игровой деятельности. Социальная природа ролевой игры. Лурия А.Р., Юдович Ф.Я. Изменения в структуре игры в связи с развитием речи. Люблинская А.А. Активность и направленность дошкольника. 3.Терминологический диктант 4.Тестовое задание  
7.Психологические особенности школьника (младший школьный возраст, подростковый и юношеский возраст).   1.Теминологический словарь по теме 2.Конспект статьи (1по выбору на каждый возрастной этап) Эльконин Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте. Крутецкий В.А. Психологические особенности младшего школьника. Фельдштейн Д.И. Особенности ведущей деятельности детей подросткового возраста. Кон И.С., Фельдштейн Д.И. Отрочество как этап жизни. Кон И.С. Психология старшеклассника. Мудрик А.В. Современный старшеклассник. 3.Терминологический диктант 4.Таблица «Возрастные этапы от рождения до юношеского возраста» (включает ведущую деятельность, социальную ситуацию развития, основные новообразования)    
8.Молодость. Зрелость. Старость.   1.Теминологический словарь по теме 2.Конспект статьи Рыбалко Е.Ф. Динамика основных характеристик человека в различные периоды его зрелости. 3.Терминологический диктант 4.Тестовое задание
4.Психологическое сопровождение развития человека. 9.Психологическое сопровождение развития человека.   1.Теминологический словарь по теме 2.Таблица «Основные виды деятельности психолога в образовании» 3.Терминологический диктант 4.Тестовое задание  
5. Онтогенез личности, деятельности, общения, психических функций 10.Онтогенез личности, деятельности, общения, психических функций.   1.Теминологический словарь по теме 2.Конспект статьи (по выбору) Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. Лисина М.И. Этапы генезиса речи как средства общения. Лисина М.И. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни. 3.Терминологический диктант 4.Тестовое задание    

Критерии выставления оценки

Критерии оценки учебных достижений студентов по дисциплине «Психология развития»:

− свободное владение основными терминами и понятиями дисциплины;

− грамотное использование научной лексики по учебной дисциплине;

− знание и владение основными методами и средствами выявления основных показателей возрастного развития;

− последовательное и логичное изложение материала учебной дисциплины;

− владение дополнительными знаниями по темам учебной дисциплины.

ПЛАН-ГРАФИК СРС

№ п\п Раздел дисциплины Тема Задание на СРС (подробно см. раздел срс) Срок сдачи
1. Введение в психологию развития. Проблема развития: методологический и исторический аспекты. 1.словарь 2. конспекты первоисточников февраль
2. Закономерности и механизмы психического развития. Детерминанты развития. Социокультурная детерминация развития. Развитие социально-психологической компетентности в онтогенезе. Влияние образования на развитие. Здоровьесберегающая среда как фактор развития человека. Созревание и развитие. Социокультурный фон развития. Понятие возраста. Возрастная периодизация. Закономерности психического развития. 1.словарь 2. конспекты первоисточников 3.таблицы Март
3. Психическое развитие в разные возрастные периоды Психическое развитие в разные возрастные периоды (новорожденность, младенчество, дошкольное детство, младший школьник, подросток, юноша, период зрелости, старость): биологические основы развития, социальная ситуация развития, основные психические новообразования, кризисы развития, развитие общения, развитие познавательной сферы, развитие личности, ведущий вид деятельности, развитие Я-концепции. 1.словарь 2. конспекты первоисточников 3.письменный отчет по наблюдением за ребенком раннего возраста 4. интерпретация проективного рисунка младшего школьника 5.список научн.-поп. литературы по проблеме подготовки ребенка к школе 6.реферат на выбор по подростковой проблематике 7.сочинение «я и смысл моей жизни».   Апрель
4. Психологическое сопровождение развития человека. Социокультурная детерминация в развитии. Развитие социально- психологической компетентности в онтогенезе. Влияние образования на развитие. Проявление закономерностей развития а каждом периоде. Возрастосообразность в психологическом сопровождении развития человека. Психологическое консультирование родителей с учетом возрастных особенностей развития. Проявление закономерностей развития в каждом периоде. Психологическое сопровождение развития человека. 1.словарь 2. конспекты первоисточников 3. таблица Май

 

 

 

Примерные вопросы к аттестации по предмету



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 336; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.103.8 (0.053 с.)