Тема 12. Особенности психологического сопровождения на разных возрастных этапах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 12. Особенности психологического сопровождения на разных возрастных этапах



 

1. Назовите стратегии и задачи психологического сопровождения развития на разных возрастных этапах.

2. Просмотрите видеозаписи с «Эмоциональное общение с детьми», «Общение с ребенком. Правила общения без агрессии». Сделайте памятку для родителей.

3. Заполните таблицу «Характеристика развития и психологического сопровождения на разных возрастных этапах»

 

Контроль самостоятельной работы:

таблица «Характеристика развития и психологического сопровождения на разных возрастных этапах»

 

возраст Характеристика кризиса Задача развития Возможные трудности преодоления возрастного кризиса Стратегии и задачи психологического сопровождения
         

Дополнительная литература: [1], [2], [10], [15].

Базы данных:

YouTube/ Эмоциональное общение с детьми.avi.

YouTube / Общение с ребенком. Правила общения без агрессии.

 

Конспекты из хрестоматии для самостоятельной работы студентов [7]

1. Е.Ф. Рыбалко. Актуальные проблемы возрастной психологии.

2. А. Валлон. Факторы психического развития ребенка.

3. Рене Заззо. Психическое развитие ребенка и влияние среды. Влияние окружающей среды.

4. Л.С. Выготский. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка.

5. Э. Эриксон. Основополагающая вера и надежда (Basic Trust) против основополагающей безнадежности (Mistrust).

6. Дж. Боулби. Детям — любовь и заботу.

7. М.И. Лисина. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни.

8. Л.И. Божович. Этапы формирования личности в онтогенезе.

9. Б.Г. Ананьев. Некоторые проблемы психологии взрослых.

10. А. Адлер. Стиль жизни.

11. А. Маслоу. Самоактуализация и ее предпосылки.

12. Б.Г. Ананьев. Человек как предмет познания (К типологии старения).

13. М.Д. Александрова. Геронтогенез человека.

 


ТЕМАТИКА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.

Тема 1. Проблема развития: методологический и исторический аспекты

Вопросы для обсуждения

1. Объект, предмет психологии развития.

2. Задачи и проблемы психологии развития.

3. Развитие как процесс взаимосвязанных изменений организма, психики и поведения на протяжении жизни человека. Области развития: физическая, когнитивная, психосоциальная.

4. Исторические аспекты проблемы развития.

Терминологический тезаурус: Психическое развитие. Онтогенез. Филогенез. Физическое, когнитивное, психосоциальное развитие, психомоторное и сенсорное развитие. Созревание, рост, естественное старение. Научение и социализация. Нормативное и индивидуальное развитие.

Вопросы для самопроверки

1. Назовите объект и предмет психологии развития.

2. Что изучает возрастная психология? Выделите сходство и различия в объекте и предмете возрастной психологии и психологии развития.

3. Разведите понятия рост и развитие. Проиллюстрируйте сказанное примерами.

4. Поясните понятия нормативное и индивидуальное развитие.

Рекомендуемые темы докладов

1. Сравнительный анализ представлений об условиях, источниках, движущих силах психического развития в различных психологических теориях (2-3 теории по выбору).

2. Развитие представлений о психическом развитии личности (исторический аспект).

3. История исследований развития.

4. Формы и сферы развития.

5. Принципы психического развития.

Литература для конспектирования

1. Хорни, К. Особая роль детства [12, с. 175-182].

2. Фельдштейн, Д.И. Детство как социально-психологический феномен социума и особое состояние развития [17, с. 21-47].

Дополнительная литература: [15].

 

Тема 2. Детерминанты, закономерности и показатели психического развития. Созревание и развитие.

Вопросы для обсуждения

1. Факторы, движущие силы и условия психического развития как предмет исследования в отечественной психологии.

2. Закономерности психического развития.

3. Показатели психического развития.

Терминологический тезаурус: Факторы, движущие силы и условия психического развития. Социокультурная детерминация развития. Закономерности психического развития. Преемственность, необратимость, сензитивность и неравномерность (Л.С. Выготский). Возрастной кризис. Процессы интеграции и индивидуализации в развитии. Идентификация. Обособление. Наследственность. Среда.

Вопросы для самопроверки

1. Перечислите факторы психического развития. Проиллюстрируйте сказанное примерами.

2. Приведите примеры теорий к социогенетическому и биогенетическому научному направлениям. Приведите пример теории конвергенции.

3. Что является движущей силой развития с точки зрения отечественных ученых.

4. Перечислите закономерности психического развития.

5. Назовите показатели психического развития.

Рекомендуемые темы докладов

1. Биологический фактор и его роль в развитии.

2. Социальный фактор и его роль в развитии.

3. Активность личности как значимый фактор развития.

4. Роль обучения и деятельности в психическом развитии.

5. Критические и стабильные периоды развития.

Литература для конспектирования

1. Запорожец, А.В. Условия и движущие причины психического развития ребенка [17, с. 47-50].

2. Леонтьев, А.Н. К теории развития психики ребенка [17, с. 4-7].

3. Костюк, Г.С. Принцип развития в психологии [19, с. 5-8].

4. Занков, Л.В. Обучение и развитие, метод и организация исследования [19, с. 8-12].

Дополнительная литература: [15].

 

Тема 3. Возрастные периодизации психического развития (4ч)

Вопросы для обсуждения

1. Стадии психосексуального развития в психоаналитической теории З. Фрейда.

2. Стадии психосоциального развития в эпигенетической концепции Э. Эриксона.

3. Стадии интеллектуального развития детей (Ж. Пиаже).

4. Проблема периодизации психического развития в работах Л.С. Выготского.

5. Проблема периодизации психического развития в работах Д.Б. Эльконина.

Терминологический тезаурус: Возраст (психологический, хронологический, биологический). Периодизация психического развития. Психосексуальное развитие. Я, Оно, Сверх-Я, детская сексуальность, эрогенные зоны (З. Фрейд). Защитные механизмы. Эдипов комплекс (комплекс Электры). Психосоциальное развитие. Эго-идентичность, групповая идентичность, эпигенетический принцип развития (по Э. Эриксону). Схемы, операции, ассимиляции, аккомодации и равновесия (Ж. Пиаже). Стабильные и критические возрастные периоды. Возрастной кризис. Закон о периодизации детского развития. Структура и динамика возраста. Новообразование. Социальная ситуация развития. Ведущий тип деятельности. Мотивационно-потребностная сфера личности. Интеллектуально-познавательная сфера личности.

Вопросы для самопроверки

1. Проясните строение психики по З. Фрейду. Назовите стадии психосексуального развития в психоаналитической теории. В чем особенность каждой стадии? По какому основному критерию сделана данная периодизация?

2. Назовите стадии психосоциального развития в эпигенетической концепции Э. Эриксона. В чем особенность каждой стадии? По какому основному критерию сделана данная периодизация?

3. Перечислитестадии интеллектуального развития детей по Ж. Пиаже. В чем особенность каждой стадии? По какому основному критерию сделана данная периодизация?

4. Проясните понятия стабильные и критические возрастные периоды, социальная ситуация развития. По какому основному критерию сделана периодизация психического развития Л.С. Выготского?

5. По какому основному критерию сделана периодизация психического развития Д.Б. Эльконина? Проясните понятие ведущая деятельность. Назовите стадии психического развития в периодизации Д.Б. Эльконина.

Рекомендуемые темы докладов

1. Классификации периодизаций психического развития личности.

2. Периодизация психического развития в различных психологических теориях (2-3 теории по выбору).

3. Теория возрастного развития в культурно-исторической концепции Л.С. Выготского.

4. Развития классического психоанализа в работах А. Фрейд.

5. Роль подражания в формировании нового поведения.

Литература для конспектирования

1. Эльконин, Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте [17, с. 201-208].

2. Божович, Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе [17, с. 120-131].

Дополнительная литература: [6].

 

Тема 4. Психическое развитие в разные возрастные периоды.

Новорожденность. Младенчество. Кризис 1 года.

Вопросы для обсуждения

1. Кризис новорожденности.

2. Особенности социальной ситуации развития в младенчестве.

3. Развитие познавательной сферы в младенчестве.

4. Развитие эмоциональной сферы в младенчестве.

5. Характеристика кризиса первого года жизни.

Терминологический тезаурус: Новорожденность. Безусловные рефлексы. Условные рефлексы. Комплекс оживления. Младенчество. Непосредственно-эмоциональное общение. Акт хватания. Депривация. Госпитализм. Гуление. Лепет. Модулированный лепет. Автономная речь. Наглядно-действенное мышление. Кризис одного года. Ориентировочный рефлекс.

Вопросы для самопроверки

1. Почему период новорожденности называют кризисным? Что такое условный и безусловный рефлекс. Проиллюстрируйте примерами.

2. В чем особенность социальной ситуации развития в младенчестве?

3. Проясните роль ближайшего взрослого в психическом развитии младенца.

4. Назовите основные психологические новообразования младенчества.

5. Охарактеризуйте кризис первого года жизни. Выделите основное противоречие кризиса.

Рекомендуемые темы докладов

1. Перинатальная психология как новая область психологии развития.

2. Роль ближайшего взрослого в психическом развитии ребенка.

3. Роль отца в психическом развитии ребенка.

4. «Сущность и значение беспомощности» (Дж. Брунер) в развитии психики ребенка.

5. Критерии психического. С чего начинается психическая жизнь ребенка?

Литература для конспектирования

1. Божович, Л.И., Славина, Л.С. Переходный период от младенчества к раннему возрасту [17, с. 242-247].

Дополнительная литература: [2].

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 506; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.142.248 (0.017 с.)