Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. Психологические особенности подростка (2 час)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Подростковый возраст: возрастные границы, социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности, проблемы возраста, центральные новообразования 2. Подростковый возраст в свете зарубежных и отечественных концепций. 3. Феноменология подросткового кризиса. Характеристика основных фаз и путей протекания кризиса. 4. Интимно-личностное общение как ведущий вид деятельности в подростковом возрасте. Влияние интимно-личностного общения на развитие личности подростка. Характеристика прочих видов деятельности в подростковом возрасте. 5. Особенности взаимоотношений подростка со взрослыми. 6. Специфика развития личности в подростковом возрасте. 7. Особенности познавательного развития в подростковом возрасте. 8. Подростки группы риска. Причины возникновения и особенности групп подростков, у которых отмечается наличие тех или иных проблем. 9. Характеристика основных новообразований подросткового возраста.
Основные понятия: подростковый возраст: структура возраста, пубертатный период, подростковый кризис: структура кризиса и пути протекания, интимно-личностное общение, подростковая субкультура, переоценка ценностей, Я-концепция, абстрактное мышление, чувство взрослости.
Методические указания: При ответе на первый вопрос охарактеризуйте подростковый возраст, используя основные компоненты структуры возраста. Обратите внимание на то, с какого периода в истории развития человечества можно вести речь о выделении подросткового возраста в отдельный период развития. Укажите, какие ученые занимались изучением психологических особенностей подросткового возраста. При ответе на вопрос обратитесь к содержанию выполненных вами конспектов. Кроме того, возможно использование результатов выполнения задания для самостоятельной работы под номером 4. Материал, необходимый для ответа на вопрос, можно найти в следующих источниках из списка основной литературы: 1, 3, 7. Ответ на второй вопрос будет посвящен рассмотрению содержания концепций, в которых раскрывается содержание подросткового возраста, предложенных зарубежными и отечественными авторами. Информация для ответа на вопрос может быть найдена в следующих источниках из списка основной литературы: 3, 7. При подготовке ответа на третий вопрос необходимо рассмотреть содержание и психологические причины подросткового кризиса. Материал для ответа на вопрос может быть найден в следующих источниках из списка основной литературы: 1, 3, 4, 7. В ответе на четвертый вопрос раскройте особенности интимно-личностного общения как ведущего вида деятельности в подростковом возрасте. Охарактеризуйте развитие других видов деятельности в данном возрасте. Материал для ответа на вопрос может быть взят из следующих источников из списка основной литературы: 1, 2, 7. Ответ на пятый вопрос должен содержать информацию об особенностях взаимоотношений подростка со взрослыми. Укажите отличительные черты, выделите причины. Информация для ответа на вопрос может быть найдена в следующих источниках из списка основной литературы: 1, 2, 7. При подготовке ответа на шестой вопрос раскройте особенности личностного развития в период подросткового возраста. Укажите, какие изменения происходят в структуре самосознания подростка, в характере оценивания им самого себя, в свойственном ему уровне притязаний. При ответе на вопрос обратитесь к содержанию выполненных вами конспектов. Материал для ответа на вопрос может быть найден в следующих источниках из списка основной литературы: 1, 2, 3, 7. В ответе на седьмой вопрос укажите, каким образом происходит развитие познавательной сферы в подростковом возрасте. Охарактеризуйте, какие изменения отмечаются в содержании и функциях каждого из познавательных процессов. Материал для ответа на вопрос можно найти в следующих источниках из списка основной литературы: 1, 2, 7. Ответ на восьмой вопрос должен содержать характеристику особенностей групп подростков, которых можно отнести к категории «группы риска». Укажите причины возникновения подобных проблем. Материал для ответа на вопрос может быть найден в следующих источниках из списка основной литературы: 1, 5, 6. При подготовке ответа на девятый вопрос охарактеризуйте основные новообразования, которые формируются к концу подросткового возраста. Информация для подготовки ответа на вопрос может быть найдена в следующих источниках из списка основной литературы: 1, 3, 7.
Задания для самостоятельной работы: 1. Заполните таблицу «Возрастные образования» и таблицу «Динамика познавательных процессов». 2. Найти и выписать определения основных понятий, предложенных к семинарскому занятию. 3. Законспектируйте следующие статьи: · Поливанова К. Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопр. психол.– 1996. - №1. – С. 20-34. · Цукерман Г. А. 10-12-летние школьники: «ничья земля» в возрастной психологии // Вопр. психол. – 1993. - №2. – С. 31-43. · Шильштейн Е. С. Особенности презентации Я в подростковом возрасте // Вопр. психол. – 2000. - №2. – С. 69-79. 4. Творческое задание (выполняется одним или двумя студентами; возможно предоставление нескольких вариантов выполнения): · Подготовьте выступление на родительском собрании об особенностях подросткового возраста, представьте на занятии. · Прочитайте произведения Л. Н. Толстого «Отрочество» и Дж. Селинджера «Над пропастью во ржи». Проанализируйте проблемы, отраженные в романах. · Подготовьте выступление перед аудиторией заинтересованных специалистов об особенностях подростков, проживающих в условиях детского дома. Представьте на занятии. · Подготовьте выступление перед аудиторией заинтересованных специалистов об особенностях подростков, которые являются членами неформальных объединений и носителями разных субкультур. Представьте на занятии. Помните о том, что подростковых субкультур несколько, поэтому несколько студентов могут выполнить это задание.
Основная литература: 1. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ТЦ Сфера, 2005. 2. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. 3. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. Учебник. – М.: Педагогическое сообщество России, 2003. 4.Поливанова К. Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопр. психол.– 1996. - №1. С. 20-34. 5. Практическая психология образования: Учеб. пособие для вузов / Под ред. И. В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 2003. 6. РемшмидтХ. Подростковыйиюношескийвозраст: проблемы становления личности. - М., 1994. 7. Сапогова Е. Е. Психология развития человека: Учебное пособие. – М., 2001. 8.Цукерман Г. А. 10-12-летние школьники: «ничья земля» в возрастной психологии // Вопр. психол. – 1998. - №2. - С. 31-43. 9.Шпильрейн Е. С. Особенности презентации Я в подростковом возрасте // Вопр. психол. – 2000. - №2. – С. 69-79.
Дополнительная литература: 1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический Проект, 2003. 2. Гамезо М. В.. Петрова Е. А., Орлова Л. М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб.пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. – М., 2003. 3. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2002. 4. Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. 5. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология развития человека. – М., 2000.
Контрольные вопросы: 1. Дайте характеристику подростковому возрасту, используя основные компоненты структуры возраста. 2. С какими событиями в истории развития человечества связано выделение подросткового возраста в отдельный этап? 3. Раскройте содержание концепций, предложенных зарубежными учеными, в которых рассматривается подростковый возраст. 4. Раскройте содержание концепций, предложенных отечественными учеными, в которых рассматривается подростковый возраст. 5. На ваш взгляд, почему Л. С. Выготский в качестве основной проблемы подросткового возраста выделил «…проблему интересов»? 6. Охарактеризуйте причины возникновения подросткового кризиса. Укажите основные признаки его проявления. 7. Дайте определение понятию «интимно-личностное общение». 8. В чем заключаются особенности общения подростка со сверстниками? Каким образом изменяется общение со сверстниками на протяжении подросткового возраста? 9. Какие изменения происходят в учебной деятельности в подростковом возрасте? 10. В чем заключается специфика общения подростка со взрослыми? 11. Раскройте особенности личностного развития в период подросткового возраста. 12. Каким образом протекает развитие познавательной сферы в подростковом возрасте? 13. Подростки с какими проблемами могут быть определены как относящиеся к группе риска? 14. Возникновение каких проблем отмечается в подростковом возрасте? В чем причина их появления? 15. Охарактеризуйте основные новообразования подросткового возраста.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 396; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.235.195 (0.007 с.) |