Тема 2. Закономерности психического развития (2 час) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Закономерности психического развития (2 час)



 

Вопросы для обсуждения:

1. Процессы дифференциации и интеграции в развитии.

2. Закон развития высших психических функций.

3. Ведущая роль социокультурного контекста в развитии.

4. Амплификация детского развития.

5. Интериоризация-экстериоризация как механизмы развития и обучения.

Методические рекомендации для подготовки к семинарскому занятию:

1. Проработайте понятия, которые представлены в начале раздела 1 с помощью словарей и справочников по психологии. Выпишите определения данных понятий и подготовьтесь к понятийному диктанту.

2. При ответе на первый вопрос плана, раскройте определения понятий «дифференциация» и «интеграция» и проанализируйте, каким образом они связаны с понятием «развитие».

3. При ответе на второй вопрос плана, за основу возьмите дополнительный источник литературы № 3 и с точки зрения Л.С. Выготского, раскройте закон высших психических функций. Также определите по словарю значение понятия «высшие психические функции».

4. При ответе на третий вопрос плана, проанализируйте разные подходы (Л.И. Божович, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др.) к определению роли социокультурного контекста развития.

5. При ответе на четвертый вопрос, раскройте по словарю понятие «амплификация», приведите примеры амплификации в развитии детей.

6. При раскрытии пятого вопроса плана, за основу возьмите подход А.Н. Леонтьева к разновидностям деятельности и к определению процессов интериоризация и экстериоризация. Приведите жизненные примеры данных процессов.

 

Основная литература:

1. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М., 1998

2. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 464с.

3. Гамезо М.В. Возрастная психология: личность от молодости до старости. – М., 1999.

4. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М., 1997.

Дополнительная литература:

1. Психология человека от рождения до смерти/Под ред. А.А. Реана. – М., 2002

2. Крайг Г. Психология развития. – СПб: Питер, 2000

3. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т.2 - М., 1982.

4. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1989

5. Корепанова И.А. Зона ближайшего развития как проблема современной психологии//Психологическая наука и образование. – 2002. – № 2

Модуль 2. Подходы к проблеме развития и возрастной периодизации в зарубежной и отечественной психологии (4 часа)

Тема 1. Теоретические положения о развитии и подходы к периодизации в зарубежной психологии (2 час).

 

Вопросы для обсуждения:

1. Теория рекапитуляции (Ст. Холл).

2. Теория конвергенции (В. Штерн).

3. Теория трех ступеней детского развития (К. Бюлер).

4. Нормативный подход к развитию А. Гезелла.

5. Психоаналитическая теория З. Фрейда о развитии личности.

6. Теория психосоциального развития личности Э. Эриксона.

7. Бихевиоризм о закономерностях детского развития (Дж. Уотсон, Э. Торндайк).

8. Концепция интеллектуального развития ребенка Ж. Пиаже.

9. Теория развития морального сознания Л. Колберга.

10. Гуманистическая психология развития (А. Маслоу, К. Роджерс).

Методические рекомендации для подготовки к семинарскому занятию:

1. При подготовке ответа на первый вопрос необходимо познакомиться с биографией Ст. Холла, сферой его научных интересов, указать его основные достижения, раскрыть сущность его теории, выделив ее сильные и слабые стороны. Особое внимание уделить критике данной концепции.

2. В ответе на второй вопрос охарактеризуйте основные этапы научного пути В. Штерна. Раскрыть содержание его научных взглядов. Выделить сильные и слабые стороны теории.

3. При ответе на третий вопрос охарактеризуйте основные этапы научного пути К. Бюлера, раскройте содержание его научных взглядов, сущность теории трех ступеней психического развития. Выделить сильные и слабые стороны теории.

4. В ответе на четвертый вопрос охарактеризуйте научные взгляды А. Гезелла, раскройте содержание его научной деятельности, его основные достижения в области экспериментальной психологии (характеристика предложенных им подходов к организации исследования и аппаратных методов). Особое внимание уделите содержанию основных этапов психического развития человека, выделить признак, лежащий в основе периодизации. Выделить сильные и слабые стороны данной теории.

5. В ответе на пятый вопрос расскажите о том, чем занимался З. Фрейд на разных этапах своего жизненного и научного пути. Раскройте, какие ученые и теории оказали влияние на становление его научных взглядов. Охарактеризуйте методы, которыми он пользовался при проведении исследований (толкование сновидений, метод свободных ассоциаций), охарактеризуйте одну из составных частей теории З. Фрейда – представление о трехуровневой структуре личности (Ид, Эго, Супер-Эго), их взаимодействии друг с другом, укажите, как З. Фрейд рассматривал психическое развитие. Охарактеризуйте содержание основных стадий психического развития. Укажите возрастные границы каждого периода.

6.Для ответа на шестой вопрос необходимо познакомиться с биографией Э. Эриксона. Раскройте содержание и основные результаты работы Э. Эриксона над проблемой влияния среды на развитие человека и над разработкой психоисторического метода. Укажите, в чем заключается особенность психоисторического метода. Обратитесь к анализу понятий «идентичность», «групповая идентичность». Проанализируйте содержание эпигенетического принципа, который является основой периодизации Э. Эриксона. Указать возрастные границы каждого из выделенных им периодов и сущность происходящих в их рамках изменений. Раскройте сущность кризиса, который переживает человек на каждом из этапов психического развития. Обратите внимание на парные категории, с помощью которых строится описание. Отметьте, какой из факторов оказывает решающее влияние на развитие психики и становление личностных черт в данной теории.

7.При ответе на седьмой вопрос нужно охарактеризовать бихевиоризм как научное направление, раскрыть сущность теории Дж. Уотсона, обратить внимание на предложенную им схему анализа поведения человека. Необходимо раскрыть специфику процесса развития психики с позиций данной теории и проанализировать содержание проведенных им экспериментов (случай маленького Альберта). Разъясните сущность теории, предложенной Э. Торндайком, и выделенных им законов научения (закон повторяемости (упражняемости), закон эффекта, закон готовности, закон ассоциативного сдвига). Кроме того, необходимо проанализировать содержание проведенных им экспериментов.

8. При подготовке ответа на восьмой вопрос необходимо познакомиться с биографией Ж. Пиаже, выделить основные этапы его жизненного и научного пути. Раскрыть содержание деятельности Женевской школы генетической психологии, указать, кто входил в нее помимо Ж. Пиаже, к каким выводам относительно специфики детского развития они пришли. Выделить специфические особенности предложенного Ж. Пиаже метода исследования (клиническая беседа). Выделить основание, которое использовал Ж. Пиаже при построении периодизации психического развития. Перечислить основные этапы психического развития с указанием возрастных границ, выделить подэтапы внутри отдельных этапов. Раскрыть содержание психического развития на каждом из них. На каком из этапов развития отмечено появление эгоцентризма. Определить, какой позиции придерживался Ж. Пиаже в отношении обучения и развития. Познакомиться с критическими замечаниями в адрес теории Ж. Пиаже, выделить ее сильные и слабые стороны.

9. При подготовке ответа на девятый вопрос необходимо раскрыть, как автор теории понимает процесс психического развития. Указать, на каком материале он основывался при построении концепции, проанализировать содержание проведенных им исследований, выделить основные этапы психического развития с указанием возрастных границ и содержания. Указать сильные и слабые стороны данной теории.

10. При подготовке ответа на десятый вопрос рассмотрите содержание гуманистических теорий психического развития. Обратите внимание на особенности понимания ими психического развития.

Основная литература:

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М., 1997

2. Гамезо М.В. Возрастная психология: личность от молодости до старости. – М., 1999.

3. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 464с.

4. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М., 1998.

5. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. – М., 2000.

Дополнительная литература:

1.Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – М., 1994

2.Пиаже Ж. Избранные психологические труды. – М., 1994

3.Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. – М., 1991.

4.Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М., 1996.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 315; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.195.110 (0.008 с.)