Тема 1. Психическое развитие в младенчестве: Новорожденность. Кризис новорожденности. Младенчество (1 час). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Психическое развитие в младенчестве: Новорожденность. Кризис новорожденности. Младенчество (1 час).



1 часть семинарского занятия:

1. Общая характеристика новорожденности: возрастные границы, ведущий вид деятельности и социальная ситуация развития.

2. Кризис новорожденности. Разрыв биологического симбиоза. Характеристика основных рефлексов, с которыми ребенок появляется на свет и которые приобретает в первый год жизни.

3. Индивидуальная психическая жизнь новорожденного. Сенсорное и моторное развитие в период новорожденности. Его роль в формировании памяти, внимания, мышления.

4. Взаимодействие ребенка и взрослого. Комплекс оживления как новообразование периода новорожденности. Особенности его проявления.

2 часть семинарского занятия:

5. Общая характеристика младенческого возраста: границы, социальная ситуация развития и ведущий вид деятельности. Особенности взаимодействия ребенка и взрослого в младенческом возрасте.

6. Специфика двигательного развития в период младенчества.

7. Динамика познавательного развития в младенчестве.

8. Особенности осознания себя в младенческом возрасте.

9. Характеристика основных новообразований младенческого возраста.

10. Ранняя депривация и ее последствия. Условия развития ребенка на первом году жизни.

11. Кризис 1-го года, его причины и особенности проявления.

 

Основные понятия: кризис новорожденности, комплекс оживления, селективная улыбка, непосредственно-эмоциональное общение, симбиоз, безусловные рефлексы, рефлекс Моро, рефлексы-атавизмы, ранние условные рефлексы, депривация, сенсорная депривация, материнская депривация, эмоциональная депривация, кризис 1-го года.

 

Методические указания:

При подготовке ответа на первый вопрос соберите информацию о том, какие возрастные границы соответствуют периоду новорожденности, какой вид деятельности считается ведущим на данном этапе и какая социальная ситуация развития складывается между ребенком и окружающим его миром. Коротко охарактеризуйте специфику ведущего вида деятельности и социальной ситуации развития. Повторите определения понятий «ведущий вид деятельности», «социальная ситуация развития», «центральное новообразование». Необходимую информацию вы можете найти в следующих источниках из списка основной литературы: 1, 3, 4, 6. Из списка дополнительной литературы подобная информация может быть найдена в источниках: 1, 2, 5.

Второй вопрос предполагает знакомство с представлением о кризисе новорожденности. Укажите его временную отнесенность и особенности проявления. Ответьте на вопрос: что влечет за собой разрыв биологического симбиоза в момент рождения? Охарактеризуйте основные рефлексы (безусловные рефлексы, рефлексы-атавизмы, ранние условные рефлексы), с которыми ребенок появляется на свет и которые приобретает в первые месяцы жизни. Материал, необходимый для подготовки ответа на вопрос, можно найти в следующих источниках из списка основной литературы: 1, 3, 4, 6, 7. В списке дополнительной литературы возможно использование следующих источников: 1, 2, 5.

Ответ на третий вопрос должен содержать информацию о том, каким образом протекает индивидуальная психическая жизнь новорожденного. Укажите, в каком состоянии ребенок пребывает большую часть времени, каким является процентное соотношение по времени пребывания в разных состояниях. Раскройте особенности сенсорного и моторного развития новорожденного, укажите, какова их роль в формировании внимания, памяти, мышления. Информацию для подготовки ответа можно найти в следующих источниках из списка основной литературы: 1, 2, 3, 4, 6, 7. Из списка дополнительной литературы можно использовать следующие источники: 1, 2, 5.

В ответе на четвертый вопрос раскройте особенности взаимодействия ребенка и взрослого в период новорожденности. Укажите, каким образом появление ребенка может повлиять на взаимоотношения между членами семьи, и каким образом характер отношений между супругами и родственниками может влиять на психическое развитие новорожденного. Дайте определение и опишите особенности проявления комплекса оживления. Познакомьтесь с историческим очерком изучения данной проблемы. Укажите, какие отечественные и советские ученые стояли у истоков исследования этого феномена. Ответьте на вопрос: почему с появлением комплекса оживления связывают начало нового периода в развитии ребенка? Информация для подготовки ответа на вопрос может быть найдена в следующих источниках из списка основной литературы: 1, 3, 4, 6, 7. Из списка дополнительной литературы могут быть использованы следующие источники: 1, 2, 5.

Пятый вопрос предполагает более подробное рассмотрение специфики социальной ситуации развития и ведущего вида деятельности в младенчестве. Отталкиваясь от их особенностей, необходимо раскрыть специфику взаимоотношений между ребенком и взрослым на данном этапе. Укажите, каким образом протекает общение между ними. Материал для подготовки ответа на вопрос можно найти в следующих источниках из списка основной литературы: 1, 3, 4, 6. Из списка дополнительной литературы могут быть использованы следующие источники: 1, 2, 5.

В ответе на шестой вопрос раскройте специфику двигательного развития в младенчестве. Укажите, какие формы двигательной активности последовательно сменяют одна другую на этом этапе развития. Материал, необходимый для подготовки ответа на вопрос, можно найти в следующих источниках: 1, 3, 4, 7, 8. Из списка дополнительной литературы могут быть использованы следующие источники: 1, 2, 5.

Седьмой вопрос связан с рассмотрением динамики познавательного развития в младенческом возрасте. Укажите, какие познавательные процессы преимущественно развиваются на этом этапе. Раскройте специфику развития ощущений, восприятия, мышления, речи. Материал для подготовки ответа на вопрос можно найти в следующих источниках: 1, 3, 4, 6. Из списка дополнительной литературы могут быть использованы следующие источники: 1, 2, 5.

При подготовке ответа на восьмой вопрос познакомьтесь с основными формами осознания себя ребенком в младенческом возрасте. Рассмотрите содержание экспериментов, которые были посвящены изучению этого явления. Информацию для подготовки ответа на вопрос можно найти в следующих источниках: 1, 3, 4, 6. Из списка дополнительной литературы могут быть использованы следующие источники: 1, 2, 5.

Ответ на девятый вопрос предполагает рассмотрение и характеристику центральных и побочных новообразований младенческого возраста. Материал для ответа на него можно найти в следующих источниках из списка основной литературы: 1, 4, 6.

В ответе на десятый вопрос рассмотрите содержание понятия депривация, познакомьтесь с ее основными видами. Укажите, чем опасно возникновение депривации в младенчестве. Охарактеризуйте условия развития ребенка первого года жизни. Ответьте на вопрос: почему общение со взрослым является необходимым для ребенка на данном этапе развития? Необходимая информация может быть найдена в следующих источниках из списка основной литературы: 1, 2, 3, 6.

Одиннадцатый вопрос связан с содержанием кризиса одного года. Раскройте причины его возникновения и особенности проявления. Ответьте на вопрос: каким образом нужно выстроить поведение родителям, чтобы обеспечить благоприятный выход из кризиса? Материал для подготовки ответа на вопрос можно найти в следующих источниках из списка основной литературы: 1, 3, 4, 6. Из списка дополнительной литературы могут быть использованы следующие источники: 1, 2, 5.

 

Задания для самостоятельной работы:

1. Начните заполнение словаря терминов по второму разделу курса «Возрастная психология» и выпишите определения основных понятий, заявленных к теме.

2. Заполните таблицы «Возрастные новообразования» и таблицу «Динамика познавательных процессов» (см. Приложение 1).

3. Законспектируйте следующие статьи:

· Поливанова К. Н. Специфические характеристики развития в переходные периоды (кризис одного года) // Вопр. психол. - 1999.- №1. – С. 42-49.

· Филиппова Г. Г. Сравнительно-психологическое исследование комплекса оживления // Вопр. психол. – 1998. - №6. – С. 24 – 35.

 

Основная литература:

1. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 4. Детская психология / Под ред. Д. Б. Эльконина. – М.: Педагогика, 1984.

2. Детская практическая психология: Учебник / Под ред. проф. Т. Д. Марцинковской. – М.: Гардарики, 2005.

3. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2002.

4. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

5. Поливанова К. Н. Специфические характеристики развития в переходные периоды (кризис одного года) // Вопр. психол. - №1. – 1999.

6. Сапогова Е. Е. Психология развития человека: Учебное пособие. – М., 2001.

7. Филиппова Г. Г. Сравнительно-психологическое исследование комплекса оживления // Вопр. психол. - №6. – 1998.

 

Дополнительная литература:

1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический Проект, 2003.

2. Гамезо М. В.. Петрова Е. А., Орлова Л. М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб.пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. – М., 2003.

3. Князев Е. А. Педагогика и психология социальной депривации (исторический аспект) // Вопр. психол. - №3. – 1993.

4.Лысюк Л. Г. Особенности первых этапов онтогенеза сознания // Вопр. психол. – №2. – 1993.

5.Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

6.Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.

7.Поляков Ю. Ф., Солоед К. В. Развитие инициативности у детей первого года жизни в условиях материнской депривации // Вопр. психол. - №4. – 2000.

8. Психология развития: Учебник для студ. высш. учеб.завед. / Т. М. Марютина, Т. Г. Стефаненко, К. Н. Поливанова и др.; Под ред. Т. Д. Марцинковской. – М.: 2001.

9. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология развития человека. – М., 2000.

10. Субботский Е. В. Концепция Л. С. Выготского о высших и низших психических функциях в современных исследованиях познавательного развития в младенчестве // Вопр. психол. - №6. – 1996.

11. Цетлин М. М., Строганова Т. А. Особенности темперамента детей первых лет жизни, перенесших раннюю зрительную депривацию // Вопр. психол. - №2. – 1997.

 

Контрольные вопросы:

1. Охарактеризуйте младенческий возраст, используя основные компоненты структуры возраста.

2. С чем связан кризис новорожденности? Каковы возрастные границы периода новорожденности?

3. Какие рефлексы являются врожденными у человека? Что понимают под рефлексами-атавизмами?

4. Какова роль безусловных рефлексов в развитии ребенка?

5. Раскройте особенности индивидуальной психической жизни новорожденного.

6. Каким образом происходит развитие ощущений и восприятия в период новорожденности?

7. Как изменяется уровень развития моторики в период новорожденности?

8. Что понимают под комплексом оживления? Перечислите признаки, по наличию которых можно говорить о появлении комплекса оживления?

9. Какие отечественные ученые занимались изучением комплекса оживления?

10. Что понимают под селективной улыбкой?

11. В младенческом возрасте социальная ситуация развития определяется как ситуация «МЫ». Раскройте смысл подобного названия.

12. В какой последовательности происходит формирование двигательной сферы ребенка в младенческом возрасте?

13. Какова роль действий с предметами в становлении мышления ребенка младенческого возраста?

14. Развитие какого познавательного процесса является центральным в период младенчества?

15. Каким образом происходит становление сознания в младенческом возрасте?

16. Что понимают под депривацией? Какие виды депривации выделяют в современной психологической литературе?

17. Какие требования предъявляются к условиям развития детей первого года жизни?

18. Какие центральные и побочные линии развития выделены в младенческом возрасте?

19. Что является основным новообразованием младенческого возраста?

20. Раскройте сущность кризиса одного года. Каковы признаки его проявления?

 

 


Приложение 1

Таблица «Возрастные образования».

Название периода Возрастная граница Ведущий вид деятельности Социальная ситуация развития Новообразование Проблемы возраста
Кризис новорожденности  
Младенчество          
Кризис 1 года  
Раннее детство          
Кризис 3 лет  
Дошкольное детство          
Кризис 7 лет  
Младший школьный возраст          
Кризис подростковый  
Подростковый возраст          
Кризис перехода к юности    
Юность          
Кризис перехода к взрослости    
Взрослость: молодость и зрелость          
Кризисы зрелости  
Взрослость: старение и старость          
Кризис индивидуального существования  

 

Таблица «Динамика познавательных процессов»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 647; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.199.50 (0.031 с.)