Тема 1. Психическое развитие в младенчестве: Новорожденность. Кризис новорожденности. Младенчество (1 час). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Психическое развитие в младенчестве: Новорожденность. Кризис новорожденности. Младенчество (1 час).

Поиск

1 часть семинарского занятия:

1. Общая характеристика новорожденности: возрастные границы, ведущий вид деятельности и социальная ситуация развития.

2. Кризис новорожденности. Разрыв биологического симбиоза. Характеристика основных рефлексов, с которыми ребенок появляется на свет и которые приобретает в первый год жизни.

3. Индивидуальная психическая жизнь новорожденного. Сенсорное и моторное развитие в период новорожденности. Его роль в формировании памяти, внимания, мышления.

4. Взаимодействие ребенка и взрослого. Комплекс оживления как новообразование периода новорожденности. Особенности его проявления.

2 часть семинарского занятия:

5. Общая характеристика младенческого возраста: границы, социальная ситуация развития и ведущий вид деятельности. Особенности взаимодействия ребенка и взрослого в младенческом возрасте.

6. Специфика двигательного развития в период младенчества.

7. Динамика познавательного развития в младенчестве.

8. Особенности осознания себя в младенческом возрасте.

9. Характеристика основных новообразований младенческого возраста.

10. Ранняя депривация и ее последствия. Условия развития ребенка на первом году жизни.

11. Кризис 1-го года, его причины и особенности проявления.

 

Основные понятия: кризис новорожденности, комплекс оживления, селективная улыбка, непосредственно-эмоциональное общение, симбиоз, безусловные рефлексы, рефлекс Моро, рефлексы-атавизмы, ранние условные рефлексы, депривация, сенсорная депривация, материнская депривация, эмоциональная депривация, кризис 1-го года.

 

Методические указания:

При подготовке ответа на первый вопрос соберите информацию о том, какие возрастные границы соответствуют периоду новорожденности, какой вид деятельности считается ведущим на данном этапе и какая социальная ситуация развития складывается между ребенком и окружающим его миром. Коротко охарактеризуйте специфику ведущего вида деятельности и социальной ситуации развития. Повторите определения понятий «ведущий вид деятельности», «социальная ситуация развития», «центральное новообразование». Необходимую информацию вы можете найти в следующих источниках из списка основной литературы: 1, 3, 4, 6. Из списка дополнительной литературы подобная информация может быть найдена в источниках: 1, 2, 5.

Второй вопрос предполагает знакомство с представлением о кризисе новорожденности. Укажите его временную отнесенность и особенности проявления. Ответьте на вопрос: что влечет за собой разрыв биологического симбиоза в момент рождения? Охарактеризуйте основные рефлексы (безусловные рефлексы, рефлексы-атавизмы, ранние условные рефлексы), с которыми ребенок появляется на свет и которые приобретает в первые месяцы жизни. Материал, необходимый для подготовки ответа на вопрос, можно найти в следующих источниках из списка основной литературы: 1, 3, 4, 6, 7. В списке дополнительной литературы возможно использование следующих источников: 1, 2, 5.

Ответ на третий вопрос должен содержать информацию о том, каким образом протекает индивидуальная психическая жизнь новорожденного. Укажите, в каком состоянии ребенок пребывает большую часть времени, каким является процентное соотношение по времени пребывания в разных состояниях. Раскройте особенности сенсорного и моторного развития новорожденного, укажите, какова их роль в формировании внимания, памяти, мышления. Информацию для подготовки ответа можно найти в следующих источниках из списка основной литературы: 1, 2, 3, 4, 6, 7. Из списка дополнительной литературы можно использовать следующие источники: 1, 2, 5.

В ответе на четвертый вопрос раскройте особенности взаимодействия ребенка и взрослого в период новорожденности. Укажите, каким образом появление ребенка может повлиять на взаимоотношения между членами семьи, и каким образом характер отношений между супругами и родственниками может влиять на психическое развитие новорожденного. Дайте определение и опишите особенности проявления комплекса оживления. Познакомьтесь с историческим очерком изучения данной проблемы. Укажите, какие отечественные и советские ученые стояли у истоков исследования этого феномена. Ответьте на вопрос: почему с появлением комплекса оживления связывают начало нового периода в развитии ребенка? Информация для подготовки ответа на вопрос может быть найдена в следующих источниках из списка основной литературы: 1, 3, 4, 6, 7. Из списка дополнительной литературы могут быть использованы следующие источники: 1, 2, 5.

Пятый вопрос предполагает более подробное рассмотрение специфики социальной ситуации развития и ведущего вида деятельности в младенчестве. Отталкиваясь от их особенностей, необходимо раскрыть специфику взаимоотношений между ребенком и взрослым на данном этапе. Укажите, каким образом протекает общение между ними. Материал для подготовки ответа на вопрос можно найти в следующих источниках из списка основной литературы: 1, 3, 4, 6. Из списка дополнительной литературы могут быть использованы следующие источники: 1, 2, 5.

В ответе на шестой вопрос раскройте специфику двигательного развития в младенчестве. Укажите, какие формы двигательной активности последовательно сменяют одна другую на этом этапе развития. Материал, необходимый для подготовки ответа на вопрос, можно найти в следующих источниках: 1, 3, 4, 7, 8. Из списка дополнительной литературы могут быть использованы следующие источники: 1, 2, 5.

Седьмой вопрос связан с рассмотрением динамики познавательного развития в младенческом возрасте. Укажите, какие познавательные процессы преимущественно развиваются на этом этапе. Раскройте специфику развития ощущений, восприятия, мышления, речи. Материал для подготовки ответа на вопрос можно найти в следующих источниках: 1, 3, 4, 6. Из списка дополнительной литературы могут быть использованы следующие источники: 1, 2, 5.

При подготовке ответа на восьмой вопрос познакомьтесь с основными формами осознания себя ребенком в младенческом возрасте. Рассмотрите содержание экспериментов, которые были посвящены изучению этого явления. Информацию для подготовки ответа на вопрос можно найти в следующих источниках: 1, 3, 4, 6. Из списка дополнительной литературы могут быть использованы следующие источники: 1, 2, 5.

Ответ на девятый вопрос предполагает рассмотрение и характеристику центральных и побочных новообразований младенческого возраста. Материал для ответа на него можно найти в следующих источниках из списка основной литературы: 1, 4, 6.

В ответе на десятый вопрос рассмотрите содержание понятия депривация, познакомьтесь с ее основными видами. Укажите, чем опасно возникновение депривации в младенчестве. Охарактеризуйте условия развития ребенка первого года жизни. Ответьте на вопрос: почему общение со взрослым является необходимым для ребенка на данном этапе развития? Необходимая информация может быть найдена в следующих источниках из списка основной литературы: 1, 2, 3, 6.

Одиннадцатый вопрос связан с содержанием кризиса одного года. Раскройте причины его возникновения и особенности проявления. Ответьте на вопрос: каким образом нужно выстроить поведение родителям, чтобы обеспечить благоприятный выход из кризиса? Материал для подготовки ответа на вопрос можно найти в следующих источниках из списка основной литературы: 1, 3, 4, 6. Из списка дополнительной литературы могут быть использованы следующие источники: 1, 2, 5.

 

Задания для самостоятельной работы:

1. Начните заполнение словаря терминов по второму разделу курса «Возрастная психология» и выпишите определения основных понятий, заявленных к теме.

2. Заполните таблицы «Возрастные новообразования» и таблицу «Динамика познавательных процессов» (см. Приложение 1).

3. Законспектируйте следующие статьи:

· Поливанова К. Н. Специфические характеристики развития в переходные периоды (кризис одного года) // Вопр. психол. - 1999.- №1. – С. 42-49.

· Филиппова Г. Г. Сравнительно-психологическое исследование комплекса оживления // Вопр. психол. – 1998. - №6. – С. 24 – 35.

 

Основная литература:

1. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 4. Детская психология / Под ред. Д. Б. Эльконина. – М.: Педагогика, 1984.

2. Детская практическая психология: Учебник / Под ред. проф. Т. Д. Марцинковской. – М.: Гардарики, 2005.

3. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2002.

4. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

5. Поливанова К. Н. Специфические характеристики развития в переходные периоды (кризис одного года) // Вопр. психол. - №1. – 1999.

6. Сапогова Е. Е. Психология развития человека: Учебное пособие. – М., 2001.

7. Филиппова Г. Г. Сравнительно-психологическое исследование комплекса оживления // Вопр. психол. - №6. – 1998.

 

Дополнительная литература:

1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический Проект, 2003.

2. Гамезо М. В.. Петрова Е. А., Орлова Л. М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб.пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. – М., 2003.

3. Князев Е. А. Педагогика и психология социальной депривации (исторический аспект) // Вопр. психол. - №3. – 1993.

4.Лысюк Л. Г. Особенности первых этапов онтогенеза сознания // Вопр. психол. – №2. – 1993.

5.Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

6.Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.

7.Поляков Ю. Ф., Солоед К. В. Развитие инициативности у детей первого года жизни в условиях материнской депривации // Вопр. психол. - №4. – 2000.

8. Психология развития: Учебник для студ. высш. учеб.завед. / Т. М. Марютина, Т. Г. Стефаненко, К. Н. Поливанова и др.; Под ред. Т. Д. Марцинковской. – М.: 2001.

9. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология развития человека. – М., 2000.

10. Субботский Е. В. Концепция Л. С. Выготского о высших и низших психических функциях в современных исследованиях познавательного развития в младенчестве // Вопр. психол. - №6. – 1996.

11. Цетлин М. М., Строганова Т. А. Особенности темперамента детей первых лет жизни, перенесших раннюю зрительную депривацию // Вопр. психол. - №2. – 1997.

 

Контрольные вопросы:

1. Охарактеризуйте младенческий возраст, используя основные компоненты структуры возраста.

2. С чем связан кризис новорожденности? Каковы возрастные границы периода новорожденности?

3. Какие рефлексы являются врожденными у человека? Что понимают под рефлексами-атавизмами?

4. Какова роль безусловных рефлексов в развитии ребенка?

5. Раскройте особенности индивидуальной психической жизни новорожденного.

6. Каким образом происходит развитие ощущений и восприятия в период новорожденности?

7. Как изменяется уровень развития моторики в период новорожденности?

8. Что понимают под комплексом оживления? Перечислите признаки, по наличию которых можно говорить о появлении комплекса оживления?

9. Какие отечественные ученые занимались изучением комплекса оживления?

10. Что понимают под селективной улыбкой?

11. В младенческом возрасте социальная ситуация развития определяется как ситуация «МЫ». Раскройте смысл подобного названия.

12. В какой последовательности происходит формирование двигательной сферы ребенка в младенческом возрасте?

13. Какова роль действий с предметами в становлении мышления ребенка младенческого возраста?

14. Развитие какого познавательного процесса является центральным в период младенчества?

15. Каким образом происходит становление сознания в младенческом возрасте?

16. Что понимают под депривацией? Какие виды депривации выделяют в современной психологической литературе?

17. Какие требования предъявляются к условиям развития детей первого года жизни?

18. Какие центральные и побочные линии развития выделены в младенческом возрасте?

19. Что является основным новообразованием младенческого возраста?

20. Раскройте сущность кризиса одного года. Каковы признаки его проявления?

 

 


Приложение 1

Таблица «Возрастные образования».

Название периода Возрастная граница Ведущий вид деятельности Социальная ситуация развития Новообразование Проблемы возраста
Кризис новорожденности  
Младенчество          
Кризис 1 года  
Раннее детство          
Кризис 3 лет  
Дошкольное детство          
Кризис 7 лет  
Младший школьный возраст          
Кризис подростковый  
Подростковый возраст          
Кризис перехода к юности    
Юность          
Кризис перехода к взрослости    
Взрослость: молодость и зрелость          
Кризисы зрелости  
Взрослость: старение и старость          
Кризис индивидуального существования  

 

Таблица «Динамика познавательных процессов»

Название периода Ощущение Восприятие Внимание Память Мышление Речь Воображение
Младенческий            
Раннее детство            
Дошкольное детство            
Младший школьный возраст            
Подростковый (младший, старший)            
Юность            
Молодость Зрелость Старость            



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 677; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.179.96 (0.013 с.)