Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. Психологическая характеристика готовности к школе. Психологическая характеристика младшего школьного возраста (1 час)Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Определение понятия «психологическая готовность к школе». Характеристика основных компонентов готовности к школьному обучению. Возможности диагностического изучения каждого из них. 2. Феноменология кризиса семи лет. Причины его возникновения. Связь кризиса семи лет с адаптацией к школе. 3. Общая характеристика младшего школьного возраста: возрастные границы, ведущий вид деятельности, социальная ситуация развития, центральное и побочное новообразование, проблемы возраста. 4. Поступление ребенка в школу. Адаптация к школе. Общая характеристика учебной деятельности. Специфика взаимоотношений с учителем и со сверстниками. 5. Динамика познавательного развития в младшем школьном возрасте (особенности развития восприятия, памяти, внимания, мышления, речи, воображения). 6. Особенности личностного развития в период младшего школьного возраста.
Основные понятия: психологическая готовность к школе, физиологическая готовность, мотивационная готовность, интеллектуальная готовность, социальная готовность, эмоционально-волевая готовность, личностная готовность, младший школьный возраст, «внутренняя позиция школьника», учебная деятельность, наглядно-образное мышление, адаптация.
Методические указания: При подготовке ответа на первый вопрос познакомьтесь с определением понятия «психологическая готовность к школе». Рассмотрите определения, данные разными авторами. Отметьте, какие на сегодняшний день существуют подходы к выделению компонентов психологической готовности. Раскройте содержание каждого из них. Укажите, с помощью каких диагностических методов можно определить уровень сформированности того или иного компонента. Необходимый для подготовки материал можно найти в следующих источниках из списка основной литературы: 2, 4, 6. В ответе на второй вопрос раскройте особенности проявления кризиса семи лет. Познакомьтесь с мнениями разных авторов по поводу того, какие признаки следует рассматривать как начало кризиса, а какие свидетельствуют о его завершении. Отметьте, какова взаимосвязь между кризисом семи лет и проблемой адаптации ребенка к школе. При ответе на вопрос воспользуйтесь конспектом, который был заявлен для выполнения к семинарскому занятию. Информация для ответа на вопрос может быть взята из следующих источников из списка основной литературы: 1, 2, 3, 7.
Ответ на третий вопрос должен содержать информацию об общих особенностях младшего школьного возраста, а именно указание возрастных границ, социальной ситуации развития, ведущего вида деятельности, центрального и побочного новообразований, проблем возраста. Отметьте, какие ученые занимались изучением особенностей младшего школьного возраста. Материал для ответа на вопрос можно найти в следующих источниках из списка основной литературы: 2, 3, 7. При подготовке ответа на четвертый вопрос укажите, какие изменения происходят в жизни ребенка после поступления в школу, и почему настолько важен процесс адаптации ребенка к учебному заведению. Раскройте особенности учебной деятельности, специфику взаимоотношений между ребенком и учителем и между ребенком и сверстниками. Отметьте, какие ученые занимались изучением процесса адаптации детей к школе. Необходимую для подготовки информацию можно найти в следующих источниках из списка основной литературы: 2, 3, 4, 7. Ответ на пятый вопрос предполагает знакомство с особенностями развития познавательных процессов в младшем школьном возрасте. Укажите, какие изменения происходят в содержании и возможностях каждого из познавательных процессов на данном этапе. Материал для подготовки ответа на вопрос можно найти в следующих источниках из списка основной литературы: 2, 3, 7. В ответе на шестой вопрос отметьте, какие изменения происходят в структуре личности ребенка вследствие смены ведущего вида деятельности и выделения специфики общения. Укажите, каковы особенности самооценки младших школьников, какие изменения происходят в мотивационной сфере ребенка. Необходимый материал можно найти в следующих источниках из списка основной литературы: 2, 3, 7. Задания для самостоятельной работы: 1. Найти и выписать определения основных понятий, заявленных к семинарскому занятию. 2. Заполните таблицу «Возрастные образования» и таблицу «Динамика познавательных процессов», отразив особенности данного возраста. 3. Прочитайте и составьте тезисы по следующим разделам из работ Л. С. Выготского:
· Л. С. Выготский Кризис семи лет (источник 1 из списка основной литературы).
Основная литература: 1. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 4. Детская психология / Под ред. Д. Б. Эльконина. – М.: Педагогика, 1984. 2. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ТЦ Сфера, 2005. 3. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. 4. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ «Сфера», 1999. 5. Поливанова К. Н., Матюшенцева Н. К. Специфические характеристики развития в переходные периоды (кризис семи лет) // Вопр. психол. – 1999. - №1. – С. 62-76. 6. Практическая психология образования: Учеб.пособие для вузов / под ред. И. В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 2003. 7. Сапогова Е. Е. Психология развития человека: Учебное пособие. – М., 2001.
Дополнительная литература: 1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический Проект, 2003. 2. Гамезо М. В.. Петрова Е. А., Орлова Л. М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб.пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. – М., 2003. 3. Детская практическая психология: Учебник / Под ред. проф. Т. Д. Марцинковской. – М.: Гардарики, 2005. 4. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2002. 5. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. 6. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. – СПб.: Питер, 2009. 7. Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. 8. Психология развития: Учебник для студ. высш. учеб.завед. / Под ред. Т. Д. Марцинковской. – М.: 2001. 9. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология развития человека. – М., 2000.
Контрольные вопросы: 1. Что понимают под психологической готовностью к школе? 2. Какие компоненты в структуре психологической готовности к школе выделены у разных авторов? Какие из них являются определяющими для формулирования вывода о готовности ребенка к обучению в школе? 3. С помощью каких методов можно оценить сформированность основных компонентов психологической готовности к школе? 4. Что понимают под кризисом семи лет? Появление каких признаков свидетельствует о начале кризиса семи лет? Какие признаки выступают в качестве свидетельства о завершении кризиса? 5. Каким образом взаимосвязаны проблема адаптации ребенка к школе и кризис семи лет? 6. Дайте общую характеристику младшему школьному возрасту, используя основные компоненты структуры возраста. 7. Кто из зарубежных и отечественных ученых занимались изучением специфики младшего школьного возраста? 8. Какие изменения происходят в жизни ребенка в связи с поступлением в школу? Каким образом строятся отношения между младшим школьником и учителем? Между младшим школьником и сверстниками? 9. Что понимают под учебной деятельностью? В чем заключается ее специфика? 10. Раскройте особенности развития познавательной сферы в младшем школьном возрасте. 11. Какой познавательный процесс находится в центре развития в младшем школьном возрасте? 12. Почему младший школьный возраст является благоприятным для обучения детей приемам мнемотехники?
13. Какая самооценка характерна для детей младшего школьного возраста? 14. Какие изменения в структуре личности происходят в младшем школьном возрасте? 15. Чем обусловлены данные изменения? Какова роль взрослых в данном процессе?
Тема 2. Характеристика учебной деятельности. Внутренний план действий как фактор, определяющий проблему перехода к подростковому возрасту (1 час) 1. Учебная деятельность как ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте. 2. Структура и общие закономерности формирования учебной деятельности. Характеристика основных компонентов учебной деятельности. Специфика основных компонентов учебной деятельности. 3. Теория планомерного формирования действий и понятий (П. Я. Гальперин). 4. Внутренний план действий как центральное новообразование младшего школьного возраста и как фактор, определяющий проблему перехода к подростковому возрасту. 5. Кризис личностного развития.
Основные понятия: учебная деятельность: определение и структура, мотивы учения, учебные действия, учебная задача, контроль, самоконтроль, оценка, самооценка, внутренний план действий, теория планомерного формирования действий и понятий: краткое содержание и характеристика основных этапов.
Методические указания: При подготовке ответа на первый вопрос найдите определения понятия «учебная деятельность». Охарактеризуйте ее как ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте. Необходимый материал можно найти в следующих источниках из списка основной литературы: 2, 4, 6. При ответе на второй вопрос отразите содержание структуры учебной деятельности, охарактеризуйте каждый из ее компонентов, раскройте его роль в общей структуре. Информация для ответа на вопрос может быть взята из следующих источников из списка основной литературы: 1, 4, 6. Ответ на третий вопрос должен содержать основные положения теории планомерного формирования действий и понятий с указанием базы ее создания и краткой биографии автора (П. Я. Гальперин). Материал для подготовки ответа на вопрос может быть взят из следующих источников из списка основной литературы: 4, 5, 7. В ответе на четвертый вопрос охарактеризуйте внутренний план действий как центральное новообразование младшего школьного возраста и объясните, почему его можно рассматривать как фактор, который определяет проблему перехода к подростковому возрасту. Материал для ответа на вопрос может быть взят из следующих источников в списке основной литературы: 2, 4, 6.
Ответ на пятый вопрос будет посвящен рассмотрению кризиса личностного развития, который отмечается на рубеже младшего школьного и подросткового возраста. Укажите его причины и раскройте психологическую сущность. Информацию для ответа на вопрос можно найти в следующих источниках из списка основной литературы: 2, 3, 6.
Задания для самостоятельной работы: 1. Найти и выписать определения основных понятий, заявленных к семинарскому занятию. 2. Подготовиться к тестовому контролю знаний. 3. Подготовьте рефераты по следующим темам: · Организация учебного процесса в рамках системы развивающего обучения Эльконина-Давыдова. · Организация учебного процесса в рамках системы развивающего обучения Занкова. · Организация учебного процесса в начальной школе в разных странах (на ваш выбор, можно несколько).
Основная литература: 1. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. – М.: Педагогика, 1986. 2. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ТЦ Сфера, 2005. 3. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. 4. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. Учебник. – М.: Педагогическое сообщество России, 2003. 5. Практическая психология образования: Учеб. пособие для вузов / Под ред. И. В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 2003. 6. Сапогова Е. Е. Психология развития человека: Учебное пособие. – М., 2001. 7. Талызина Н. Ф. Педагогическаяпсихология: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 1998.
Дополнительная литература: 1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический Проект, 2003. 2. Гамезо М. В.. Петрова Е. А., Орлова Л. М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб.пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. – М., 2003. 3. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2002. 4. Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. 5. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология развития человека. – М., 2000.
Контрольные вопросы: 1. Дайте определение понятию «учебная деятельность». 2. Почему учебная деятельность является ведущей в младшем школьном возрасте? 3. Перечислите основные компоненты структуры учебной деятельности. 4. Дайте определение каждому из основных компонентов структуры учебной деятельности. 5. Как изменяется учебная деятельность к концу младшего школьного возраста? 6. Раскройте содержание теории поэтапного формирования действий и понятий П. Я. Гальперина. 7. Какие этапы выделил П. Я. Гальперин в формировании умственных действий? 8. Дайте определение понятию «внутренний план действий». 9. Что способствует формированию внутреннего плана действий? 10. Почему внутренний план действий рассматривается учеными как фактор, определяющий проблему перехода к подростковому возрасту?
Модуль 6. Подростковый и юношеский возраст (4 часа)
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 442; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.88.104 (0.008 с.) |