Кризис семи лет и проблема готовности ребенка к школе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кризис семи лет и проблема готовности ребенка к школе.



Конец дошкольного возраста знаменуется кризисом семи лет. Внешними проявлениями этого кризиса являются манерничанье, кривляние, демонстративные формы поведения. Ребенок становится трудновоспитуемым, перестает выполнять привычные нормы поведения. Позитивным новообразованием кризиса семи лет являются произвольность и опосредованность психической жизни. Возникает обобщение собственных переживаний. Психологическая готовность к школе включает личностную, волевую и интеллектуальную готовность. Личностная готовность помимо социальной позиции школьника предполагает ориентацию на учебное содержание. Волевая готовность связана с развитием произвольности и со способностью действовать по правилу, заданному учителем. Умственная готовность включает в себя овладение средствами познавательной деятельности, децентрацию и интеллектуальную активность ребенка.

31. Общая хар-ка психологического развития младших школьников.

Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9—10 лет. В этот период проис­ходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность система­тического обучения в школе.

Начало обучения в школе ведет к коренному измене­нию социальной ситуации развития ребенка. Он стано­вится «общественным» субъектом и имеет теперь соци­ально значимые обязанности, выполнение которых полу­чает общественную оценку. На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авто­ритет взрослого постепенно утрачивается и к концу млад­шего школьного возраста все большее значение для ре­бенка начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества.

Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изме­нения, происходящие в развитии психики детей на дан­ном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, харак­теризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе. Постепенно мотивация к учебной деятельности, столь силь­ная в первом классе, начинает снижаться. Это связано с падением интереса к учебе и с тем, что у ребенка уже есть завоеванная общественная позиция ему нечего достигать. Для того чтобы этого не происходило учебной деятельно­сти необходимо придать новую лично значимую мотива­цию. Ведущая роль учебной деятельности в процессе развития ребенка не исключает того, что младший школь­ник активно включен и в другие виды деятельности, в ходе которых совершенствуются и закрепляются его но­вые достижения.

Согласно Л.С. Выготскому, с началом школьного обу­чения мышление выдвигается в центр сознательной дея­тельности ребенка. Развитие словесно-логического, рассуж­дающего мышления, происходящее в ходе усвоения науч­ных знаний, перестраивает и все другие познавательные процессы: «память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие — думающим».

Согласно О.Ю. Ермолаеву, на протяжении младшего школьного возраста в развитии внимания происходят существенные изменения, идет интенсивное развитие всех его свойств: особенно резко (в 2,1 раза) увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развива­ются навыки переключения и распределения. К 9-10 го­дам дети становятся способны достаточно долго сохранять внимание и выполнять произвольно заданную программу действий.

В младшем школьном возрасте память, как и все дру­гие психические процессы, претерпевает существенные из­менения. Суть их состоит в том, что память ребенка посте­пенно приобретает черты произвольности, становясь созна­тельно регулируемой и опосредованной.

Младший школьный возраст сензитивен для становле­ния высших форм произвольного запоминания, поэтому целенаправленная развивающая работа по овладению мнемической деятельностью является в этот период наиболее эффективной. В. Д. Шадриков и Л.В. Черемошкина выде­лили 13 мнемических приемов, или способов организации запоминаемого материала: группировка, выделение опор­ных пунктов, составление плана, классификация, структурирование, схематизация, установление аналогий, мнемотехнические приемы, перекодирование, достраивание запоминаемого материала, серийная организация ассоци­ации, повторение.

Трудность выделения главного, существенного отчетли­во проявляется в одном из основных видов учебной деятельности школьника — в пересказе текста. Психолог А.И. Липкина, исследовавшая особенности устного пересказа у младших школьников, заметила, что краткий пересказ дается детям гораздо труднее, чем подробный. Рассказать кратко — это значит выделить основное, отделить его от деталей, а именно этого дети не умеют.

Отмеченные особенности мыслительной деятельности детей являются причинами неуспеваемости определенной части учащихся. Неумение преодолеть возникающие при этом трудности в учении приводят иногда к отказу от ак­тивной мыслительной работы. Учащиеся начинают исполь­зовать различные неадекватные приемы и способы выпол­нения учебных заданий, которые психологи называют «обходными путями», к их числу относится механическое за­учивание материала без его понимания. Дети воспроизво­дят текст почти наизусть, дословно, но при этом не могут ответить на вопросы по тексту. Еще один обходной путь — выполнение нового задания тем же способом, каким выполнялось какое-нибудь задание раньше. Помимо этого, учащиеся с недостатками мыслительного процесса при ус­тном ответе пользуются подсказкой, стараются списать у товарищей и т. д.

В этом возрасте происходит появление и другого важ­ного новообразования — произвольного поведения. Ребе­нок становится самостоятельным, сам выбирает, как ему поступать в определенных ситуациях. В основе этого вида поведения лежат нравственные мотивы, формирующиеся в этом возрасте. Ребенок впитывает в себя моральные ценности, старается следовать определенным правилам и за­конам. Часто это связано с эгоистическими мотивами, и желаниями быть одобренным взрослым или укрепить свою личностную позицию в группе сверстников. То есть их по­ведение так или иначе, связано с основным мотивом, доми­нирующем в этом возрасте — мотивом достижения успеха.

С формированием у младших школьников произволь­ного поведения тесно связаны такие новообразования, как планирование результатов действия и рефлексия.

Ребенок способен оценить свой поступок с точки зре­ния его результатов и тем самым изменить свое поведение, спланировать его соответствующим образом. Появляется смыслово-ориентировочная основа в поступках, это тесно связано с дифференцированностью внутренней и внешней жизни. Ребенок способен побороть в себе свои желания, если результат их выполнения не будет соответствовать определенным нормам или не приведет к поставленной цели. Важной стороной внутренней жизни ребенка становится его смысловая ориентировка в своих действиях. Это связа­но с переживаниями ребенка по поводу боязни изменения отношения с окружающими. Он боится потерять свою зна­чимость в их глазах.

Ребенок начинает активно размышлять по поводу сво­их действий, утаивать свои переживания. Внешне ребенок не такой, как внутренне. Именно эти изменения в личнос­ти ребенка часто приводят к выплескам эмоций на взрос­лых, желаниям сделать то, что хочется, к капризам. «Не­гативное содержание этого возраста проявляется в первую очередь в нарушении психического равновесия, в неустой­чивости воли, настроения и т. д.».

Развитие личности младшего школьника зависит от школьной успеваемости, оценки ребенка взрослыми. Ребенок в этом возрасте очень сильно подвержен внешнему влиянию. Именно благодаря этому он впитывает в себя знания как интеллектуальные, так и нравственные. «Значительную роль в установлении нрав­ственных норм и развитии детских интересов играет учи­тель, хотя степень их успешности в этом будет зависеть от типа его отношения с учениками». Другие взрослые тоже занимают важное место в жизни ребенка.

В младшем школьном возрасте происходит рост стрем­ления детей к достижениям. Поэтому основным мотивом деятельности ребенка в этом возрасте является мотив дос­тижения успеха. Иногда встречается другой вид этого мо­тива — мотив избегания неудачи.

В сознании ребенка закладываются определенные нрав­ственные идеалы, образцы поведения. Ребенок начинает понимать их ценность и необходимость. Но для того, что­бы становление личности ребенка шло наиболее продук­тивно, важно внимание и оценка взрослого. «Эмоционально-оценочное отношение взрослого к поступкам ребенка определяет развитие его нравственных чувств, индивидуального ответственного отношения к правилам, с которы­ми он знакомится в жизни». «Социальное простран­ство ребенка расширилось — ребенок постоянно общается с учителем и одноклассниками по законам четко формули­руемых правил».

Именно в этом возрасте ребенок переживает свою уни­кальность, он осознает себя личностью, стремится к совер­шенству. Это находит свое отражение во всех сферах жиз­ни ребенка, в том числе и во взаимоотношениях со сверст­никами. Дети находят новые групповые формы активнос­ти, занятий. Они стараются по началу вести себя так, как принято в этой группе, подчиняясь законам и правилам. Затем начинается стремление к лидерству, к превосход­ству среди сверстников. В этом возрасте дружеские отно­шения более интенсивные, но менее прочные. Дети учатся умению приобретать друзей и находить общий язык с раз­ными детьми. «Хотя предполагается, что способность к формированию близких дружеских отношений в некото­рой степени определяется эмоциональными связями, установившимися у ребенка в течение первых пяти лет его жизни».

Дети стремятся к совершенствованию навыков тех ви­дов деятельности, которые приняты и ценятся в привлека­тельной для него компании, чтобы выделиться в ее среде, добиться успеха.

В младшем школьном возрасте у ребенка развивается направленность на других людей, получившая свое выраже­ние в просоциальном поведении учет их интересов. Просоциальное поведение очень значимо для развитой личности.

Способность к сопереживанию получает свое развитие в условиях школьного обучения потому, что ребенок уча­ствует в новых деловых отношениях, невольно он вынуж­ден сравнивать себя с другими детьми — с их успехами, достижениями, поведением, и ребенок просто вынужден учиться развивать свои способности и качества.

Таким образом, младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства.

Основные достижения этого возраста обусловлены ве­дущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребенок должен хо­теть учиться, уметь учиться и верить в свои силы.

Полноценное проживание этого возраста, его позитив­ные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познаний и деятельности. Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста — создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуаль­ности каждого ребенка.

32. Общая хар-ка психологического развития подростка. 33.Взаимоотношения школьников со сверстниками.

(все вместе)

Общая характеристика подросткового возраста

Подростковый возраст охватывает период от 10-11 лет до 13-14 лет и является одним из самых сложных и ответственных в жизни ребенка и его родителей. Этот возраст считается кризисным, поскольку происходят резкие качественные изменения, затрагивающие все стороны развития и жизни. Кризис подросткового возраста связан с изменением социальной ситуации развития и ведущей деятельности.

Социальная ситуация развития - это особое положение ребенка в системе принятых в данном обществе отношений. В подростковом возрасте она представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости.

Ведущая деятельность - эта та деятельность, которая определяет возникновение основных изменений в психическом развитии ребенка на каждом отдельном этапе. В подростковом возрасте - интимно-личностное общение. Именно в процессе общения со сверстниками происходит становление нового уровня самосознания ребенка, формируются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в тоже время отстаивать свои права. Кроме того, общение является для подростков очень важным информационным каналом.

В результате такой резкой смены интересов в подростковом возрасте часто страдает учебная деятельность, снижается школьная мотивация.

Многие особенности поведения подростка связаны не только с психологическими изменениями, но и с изменениями, происходящими в организме ребенка. Половое созревание и неравномерное физиологическое развитие подростка обуславливают многие его поведенческие реакции в этот период. Подростковый возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения (от экзальтации до депрессии). Поведение подростков зачастую бывает непредсказуемым, за короткий период они могут продемонстрировать абсолютно противоположные реакции:

· целеустремленность и настойчивость сочетаются с импульсивностью;

· неуемная жажда деятельности может смениться апатией, отсутствием стремлений и желаний что-либо делать;

· повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяются ранимостью и неуверенностью в себе;

· развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью;

· романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью;

· нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости;

· потребность в общении сменяется желанием уединиться.

Наиболее бурные аффективные реакции возникают при попытке кого-либо из окружающих ущемить самолюбие подростка. Пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст 11-13 лет, у девочек - на 13-15 лет.

В подростковый период возникает ряд важнейших личностных задач. Основные линии развития подростков связаны с прохождением личностных кризисов: кризиса идентичности и кризиса, связанного с отделением от семьи и приобретением самостоятельности.

Кризис идентичности.

В это время происходит поиск и выбор новой взрослой идентичности, новой целостности, нового отношения к себе и к миру. Внешне это проявляется в активном интересе к себе: подростки постоянно что-то доказывают друг другу и самому себе; они общаются на темы, затрагивающие моральные и нравственные вопросы, межличностные отношения; появляется интерес к исследованию себя, уровня развития своих способностей через прохождение тестов, участие в олимпиадах.

Бурное развитие сознания и самосознания обуславливает интерес к себе, поэтому ребенок в подростковом возрасте склонен к уходу в себя, чрезмерно самокритичен и чувствителен к посторонней критики.

Становление нового уровня самосознания, Я-концепции выражается также в стремлении понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и свое отличие - уникальность и неповторимость. Познание себя через отличие зачастую происходит через противопоставление себя миру взрослых. Отсюда может идти негативизм в отношении норм и ценностей взрослых, их обесценивание. «Я не такой как вы! Я никогда не стану таким!», - вот достаточно характерные для подросткового возраста фразы.

Как следствие, в этом возрасте наблюдается резкое понижение ценности общения в семейном кругу: самыми большими авторитетами становятся друзья, а не родители.

Познание себя через сходство с другими происходит у подростков при общении со сверстниками. Подростки имеют свои собственные нормы, установки, специфические формы поведения, которые образуют особую подростковую субкультуру. Для них очень важно чувство принадлежности, возможность занять свое место в референтной группе.


Кризис, связанный с отделением от семьи и приобретением самостоятельности.

Чувство взрослости. Внешне это выглядит как стремление к самостоятельности и независимости. Он стремиться расширить свои права, делать так, как он сам хочет, знает, умеет. Такое поведение часто провоцирует запреты. Для подростка важна не столько сама возможность самостоятельно распоряжаться собой, сколько признание окружающими взрослыми этой возможности. Кроме того, еще одной характерной чертой подросткового возраста является несоответствие представлений о своих желаемых и реальных возможностях.

Итак, для подросткового возраста характерны следующие особенности:

· половое созревание и неравномерное физиологическое развитие, обуславливающие эмоциональную неустойчивость и резкие колебания настроения;

· изменение социальной ситуации развития: переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости;

· смена ведущей деятельности: учебную деятельность вытесняет интимно-личностное общение со сверстниками;

· открытие и утверждение своего «Я», поиск собственного места в системе человеческих взаимоотношений;

· познание себя через противопоставление миру взрослых и через чувство принадлежности к миру сверстников. Это помогает подростку найти собственные ценности и нормы, сформировать свое представление об окружающем его мире;

· появление «чувства взрослости», желание подростка признания своей «взрослости». В этом возрасте подростки стремятся освободиться от эмоциональной зависимости от родителей.

 

 

 
 
Взаимоотношения со сверстниками. Важный фактор психического развития в подростко­вом возрасте - общение со сверстниками. Сейчас оно становится ведущей деятельностью. В подростковый период потребность в близких друзьях резко возрастает. Подростки стремятся освободиться от родительской опеки, заменив ее до­верительными, эмоционально окрашенными отношениями с друзьями, с которыми находятся общие интересы и с помощью которых они могут разобраться в себе и избавиться от чувства одиночества. По мере взросления подростков их отношения с друзьями становятся все более открытыми, причем между девочками возникает более тесный эмоциональный контакт, чем между мальчиками.     Анализ задач, стоящих перед подростками в области социальной адаптации и установления межличностных отношений, должен учитывать по крайней мере шесть важнейших потребностей молодых людей: 1. Устанавливать с окружающими теплые, содержательные, приносящие удовлетворение отношения. 2. Дополнять дружбу детских лет новыми знакомствами с людьми, имею­щими иное воспитание, опыт и взгляды. 3. Быть принятыми и признанными в социальных группах и занимать в них определенное положение. 4. Переходить от дружбы и игр со сверстниками того же пола к гетеросоциальным контактам. 5. Узнавать модели отношений с противоположным полом, принимать и практиковать их (что способствует развитию личности и социальной адаптации, правильному выбору партнера и впоследствии — удачному браку). 6. Избирать приемлемые мужские и женские социальные роли и осваивать подобающее своему полу поведение.   В мотивах равнения подростка на сверстников отражаются жизненно важные для них проблемы: 1. утверждение собственных возможностей; 2. приобретение качеств взрослого через равнение на "более взрослого" товарища; 3. стремление к дружбе, желание быть признанным и принятым; 4. взаимоотношения с другим полом; 5. защита собственного достоинства.   Одна из острейших проблем подростков — одиночество. Подростки могут испытывать чувство одиночества из-за того, что им труд­но установить контакт с окружающими в силу низкой самооценки, в силу испытываемых чувств тревоги или подавленности, из-за недоверия к людям или скептического отношения к своим возможностям в тех или иных ситуациях. Самостоятельные подростки справляются со своим одиночеством, ставя перед собой какие-то цели; зависимые подростки преодолевают его, по­лагаясь на внешнюю поддержку.   Для подростков среднего возраста характерно стремление стать членами какой-то группы или компании, вызывающей их восхищение. Подростки добиваются признания группы, приспосабливаясь к ней, до­биваясь успехов в чем-либо, участвуя в различных школьных мероприятиях, развивая всебе качества, которые нравятся окружающим, и овла­девая навыками общения   В своем психосоциальном развитии человек проходит через три фазы: аутосоциальную, гомосоциальную и гетеросоциальную. Одна из важней­ших задач — благополучно пройти гетеросоциальную ступень и найти друзей обоих полов.   Стрем­ление подростка занять удовлетворяющее его положение среди сверстников сопровождается повышенной конформ­ностью к ценностям и нормам группы сверстников.   Подростки — особая со­циально-психологическая и демографическая группа, имею­щая свои собственные нормы, установки, специфические формы поведения, которые образуют особую подростковую субкультуру. Чувство принадлежности к “подростковой” общности и определенной группе внутри этой общности, часто отличающейся не только интересами и формами про­ведения досуга, но и одеждой, языком и т. п., имеет суще­ственное значение для развития личности подростка, влияя на формирующиеся у него нормы и ценности.   В подростковом возрасте возрастает интерес к противоположному полу: если 8-10-летние выбирают для игр и других форм взаимодействия преимущественно партнеров одного с ними пола, то 13-14-летние - противоположного. Все больше используются формы поведения, прямо или косвенно связанные с половой ролью.Подростки начинают ходить на свидания. Свидания позволяют удовлетворить ряд важных потребностей подрост­ка: они дают ему возможность развлечься; создают условия для друже­ского общения; становятся средством определения и повышения своего социального статуса; помогают обогатить социальные навыки; способ­ствуют приобретению сексуального опыта; помогают выбрать спутника жизни; способствуют установлению близких отношений. Трудности некоторых подростков во взаимоотношениях с противоположным полом обусловлены их повышенной застенчивостью.   Итак, период отрочества является очень значимым для развития полноценного общения. Так, те школьники, которые в 12-14-летнем возрасте были ориентированы преимущественно на семью и мир взрослых, в юношеском и взрослом возрасте часто испытывают трудности во взаимоотношениях с людьми, причем не только личных, но и служебных. Неврозы, нарушения поведения, склонность к правонарушениям также наиболее часто встречаются у людей, испытавших в детском и подростковом возрасте трудности во взаимоотношениях с ровесниками.   Взаимоотношения с взрослыми. Традиционно подростковый возраст рассматривается как период отчуждения от взрослых, однако современные ис­следования показывают сложность и амбивалентность от­ношения подростка к взрослым. Ярко выражены как стрем­ление противопоставить себя взрослым, отстаивать собст­венную независимость и права, так и ожидание от взрослых помощи, защиты и поддержки, доверие к ним, важность их одобрения и оценок. Значимость взрослого отчетливо про­является в том, что для подростка существенна не столько сама по себе возможность самостоятельно распоряжаться собой, сколько признание окружающими взрослыми этой возможности и принципиального равенства его прав с пра­вами взрослого человека.

34. Общая хар-ка психологического развития старшеклассников.

В период ранней юности ребенок оказывается на пороге реального взрослой жизни Завершается физический рост Рост тела в длину уменьшается, увеличивается вес

Юность - период стабилизации личности. В связи с осложнением самосознания усложняется отношение к себе и к другим; обостряется потребность юношества занять позицию какой-либо социальной группы; появляются взрослые роли и обязанности: старшеклассники получают паспорт, несут ответственность за правонарушения, с 17 лет имеют право вступить в брак. Старшеклассники определяются с гражданской позицией, обусловленной появлением новой социальной ситуации \"Я и общество".

Центральным новообразованием является профессиональное и личностное самоопределение - потребность юношей занять внутреннюю позицию взрослого человека, определить себя в мире, т.е. понять себя и свои возможности вместе с осознанием себя как члена а общества, своего места и предназначения в жизни Состоят основы научного и гражданского мировоззрения, формируется потребность в трудовой деятельности.

Основная направленность личности - сосредоточение в будущее

Сензитивный период для формирования жизненных ценностей, мировоззрения

Основное противоречие - оценка своих возможностей и способностей и отсутствие средств реализации этих способностей

Ведущий вид деятельности - учебно-профессиональная деятельность

Взаимоотношения в ранней юности становятся сложнее, чем в подростковом возрасте. Одна из особенностей ранней юности - перестройка взаимоотношений со взрослыми. Взаимоотношения со взрослыми становятся более ровными и менее конфликтными. Общение со взрослыми происходит на уровне доверия. Старшеклассники хотели бы видеть в родителях друзей и советчиков. Школьники нуждаются в помощи старших. У них возникает особый интерес к общению со взрослым, так как некоторые вопросы они вообще не могут обсуждать со сверстниками, так как им не хватает опыта. Преобладают такие темы общения со взрослыми: выбор профессии, жизненные перспективы обучения, взаимоотношения с окружающими, увлечения, вопросы морали. Причем дифференцируются темы, которые обсуждаются с отцом и матерью, в зависимости от их компетентности. Старшеклассники, независимо от пола, больше открыты с матерью, чем с отцом Общение с родителями делится на личную и деловую.

Отношения с учителями становятся более сложными и дифференцированными. В образе идеального учителя на первое место выходят его индивидуальные человеческие качества - способность понять, сердечность. На втором месте стоит профессиональная к компетентность, на третьем - умение справедливо управлять. У старшеклассников взаимоотношения учителя и учащихся строятся только на основе взаимопонимания и уважения друг к другу.

Общение с ровесниками чрезвычайно важно в этот период. Оно выполняет другие функции, чем общение со взрослым. Общение с ровесниками происходит на уровне исповеди. Оно носит интимно обособленный характер. Взаимоотношения делятся на дружеские и товарищеские. Юношеская дружба выполняет функцию психотерапии, поддержки, самоуважения. В этот период возрастает избирательность, соответственно, уменьшается количество друзей. В основе стремления к дружбе лежит потребность в самораскрытии, понимании другого и себя другим. Содержанием такого общения есть реальная жизнь: проблемы совместной учебной деятельности, общественная работа, совместный досуг, развлечения, спорт. Для ранней юности характерна идеализация друзей и самой дружбы. Юношеская дружба не только склонна к исповеди, но и очень эмоциональная. Часто даже те, кто имеют друзей, переживают одиночество из-за неспособности выразить в общении полноту чувств.

Для понимания отличий дружбы взрослых людей от дружбы юношеской важно знать 3 момента: у взрослых относительно завершено формирование сознания; более расширенная и дифференцированная сфера общения и деятельности; появляются новые интимные предпочтения.

У юноши функция самосознания находится на первом месте, часто проявляется юношеский эгоцентризм. Именно поэтому возникает потребность в психологическом зеркале, в исповеди, тогда как у взрослых общение носит ь более предметный характер. В юности дружба стоит на первом месте, поскольку старшеклассник еще не имеет семьи, профессии.

Сначала друг - это двойник, затем – собеседник. Сначала дружба оттесняет родительское влияние, а потом ей самой приходится потесниться другом чувству – любви. Эмоциональное напряжение дружбы уменьшается с появлением любви. Однако, это чувство очень часто усиливает потребность в друге, с которым можно посоветоваться, поделиться переживаниями.

Возникновение чувство влюбленности связано с половым созреванием, желанием иметь очень близкого друга, потребностью в сильной персональной эмоциональной привязанности. Влюбленность, первое свидание часто становятся ответом на внутреннюю потребность к любви, быть взрослым. Юношеская мечта о любви выражает стремление к эмоциональному контакту, понимания, душевной близости.

Для старшеклассников собственные переживания иногда более важны, чем объект восхищения. Влюбленность часто напоминает эпидемию, через подражание, ориентацию на поведение одноклассников. Общение с популярной в классе девушкой, или парнем является средством самоутверждения в глазах сверстников. Юноши четче, чем девушки, разграничивают любовь и дружбу.

В этот период формируется сексуальная ориентация. Юношеская сексуальность и ее конкретные проявления связаны с коммуникативными чертами личности и специфическими нормами социальной среды. Поведение юношей в отношении представителей противоположного пола во многом зависит от того, как они представляют свою половую роль и от их представления о том, какой должна быть любимый человек. Потребность в самораскрытии и ориентичности желания часто не совпадают. Старшеклассник может проявлять эротическое влечение к одному объекту, а нежный, влюбленный - в другой. Девушки чувствуют себя в общении с юношами более свободно и уверенно, чем юноши с девушками. Старшеклассников волнует нормативный, ритуальный сторону взаимоотношений с представителями противоположного пола, поскольку они впервые с этим сталкиваются. Часто психосексуальные трудности становятся причиною юношеского одиночества.

Основное в становлении личности старшеклассника - открытие собственного мира, которое проявляется в форме переживания своей индивидуальной целостности и неповторимости. Внутренний мир становится для него ценностью. Осуществляется бурное развитие самосознания и По мнению Эриксона, юношеский возраст строится вокруг кризиса личностной идентичности - чувство индивидуальной самоотождественности, единства. Индивид находится в процессе нормативного кризиса самоопределения, выбирает из вариантов развития тот единственный, который может считать своим. Уровень идентичности тесно связан с индивидуально-личностными чертами старшеклассников. Для старшеклассника характерен глубокий самоанализ, самооценка всех качеств и способностей. Если в подростковом возрасте самооценка определялась внешними показателями достижений, то в 16 лет появляются собственные критерии значимости. Школьники оценивают себя с позиции своей внутренней шкалы ценностей. Старшеклассники в большей степени понимают себя, чем подростки. Настроение становится более устойчивым и осознанным. Самооценка становится выше, чем в подростковом возрасте. Растет самооценка, возникает чувство собственного достоинства, происходит стабилизация личности.

Вместе с осознанием своей уникальности приходит чувство одиночества. Отсюда растет потребность в общении, потребность сопоставить себя с образом типичного ровесника. Осознание своей уникальности предшествует разумной глубокой связи с другими людьми.

Старшеклассник, познавая окружающий мир, возвращается к себе, осуществляет поиск ответа на сложные вопросы жизни: \"Для чего я живу? В чем смысл жизни?\" смена понятных и устойчивых убеждений), расширяется система ценностей, формируется нравственный стержень. Юношеская моральное сознание содержит внутренние противоречия. Юношеский максимализм, категоричность оценок принимаются с демонстративным скепсисом. Юноши легко подвергаются моральному релятивизму: если все является относительным, значит все дозволено, все можно понять и оправдать Идет сложный процесс поиска символ у веры, с помощью которого юноша объединил бы правила поведения.

Юношеский период - период полового самоопределения. Самооценка и самосознание сильно зависит от стереотипных представлений о том, каким должен быть настоящий мужчина и женщина. Формируется чувство взрослости и не вообще, а чувство взрослой женщины, или человека.

Успешное самоопределение предполагает специальный период, когда молодые люди получают право присмотреться к различных социальных ролей, не отдавая предпочтение ни одной из них. Это период проб и ошибок. Но он не связанных должен затягиваться. Желание получить новый опыт часто сочетается со страхом перед жизнью. Крупнейшие трудности юношеской рефлексии заключаются в сочетании ближней и дальней временной перспективы вопросу я \"Кто я?\"

У старшеклассника возникают важные личностные качества: осознанность, самостоятельность, независимость.Он ставит и активно решает наиболее сложные жизненные проблемы. Рефлексия собственного жизненного пути, п стремление к самореализации приводит к появлению новых социальных потребностей: найти свое место среди других, выделиться, быть особенным, играть определенную роль в обществе Возникает ответственность не просто за себя, а за себя в общем деле, за общее дело и за других людей Следовательно же, новообразованием этого возраста является самоопределение себя в человеческом обществе, осознание своих возможностей и стремлений, своего предназначения в жизни

В обучении формируются общие интеллектуальные способности, понятийное теоретическое мышление. Юношеское мышление характеризуется склонностью к теоретизированию, создания абстрактных обобщений, захват фил философского построениями. Абстрактная возможность кажется старшекласснику более интересной и важной, чем действительность. Разрушение универсальных законов и теорий становится любимой умственной игрой старшеклассника.В мечтах юноши проигрывают различные варианты своего будущего жизненного пути. Философская направленность юношеского мышления связана не только с формально-логическими операциями, но и с особенностями эмоциональной сферы юношей.Широта интеллектуальных интересов часто связана с отсутствием системности.

Увеличивается объем внимания, способность долго сохранять ее интенсивность и переключаться с одного предмета на другой. Юность психологически более подвижна и подвержена увлечений. Вместе с тем внимание становится более избирательным, зависит от направленности интересов.

Старшеклассники начинают оценивать учебную деятельность с позиции своего будущего. В них меняется отношение к отдельным предметам.

 

35. Кризис новорожденности.

Кризис новорожденности

Первый критический период развития ребенка – период новорожденности. Это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последующая жизнь проходит под знаком этой травмы.

Кризис новорожденности – промежуточный период между внутриутробным и внеутробным образом жизни. Если бы с новорожденным существом не было взрослого человека, то через несколько часов это существо должно было погибнуть. Переход к новому типу функционирования обеспечивается только взрослым. Взрослый охраняет ребенка от яркого света, защищает его от холода, оберегает от шума, обеспечивает питанием и т. д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 725; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.8.42 (0.069 с.)