Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ожидающими рождения первого ребенка↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 22 из 22 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Изучение материнства как психологического феномена началось в отечественной психологии сравнительно недавно. К проблеме материнства обращаются многие исследователи: В.И. Брутман, В.А. Рамих, Н.В. Самоукина, М.С. Радионова, О.Р. Ворошнина и др. Предпринимаются попытки создания фундаментальной психологической теории материнства (Г.Г. Филиппова) [1]. По данным учёных, занимающихся изучением указанной проблемы (М. Мид, 1989; Н.В. Боровиковой, 1997; С.Ю. Мещеряковой, 2000; Н.П. Коваленко-Маджуга, 2001; Г.Г. Филипповой, 2002; Р.В. Овчаровой, 2003 и др.), ожидание и рождение ребенка является для женщины не просто новой социальной ситуацией, требующей реализации специфических поведенческих актов, но и запускает процесс переживания, динамики социальных ролей в ее жизненном пространстве [1], [2], [3], [4]. Особенно стрессовой считается первая беременность, т. к. она является испытанием полоролевой идентичности, материнско-дочерних отношений, способности взаимодействия с внешним миром и с отцом ребенка. Поддержка материнства и детства является важной последовательной политикой Беларуси. В рамках государственной программы в стране принимают меры по увеличению рождаемости, принят ряд законодательных актов, направленных на защиту и поддержку материнства. Действующее законодательство страны позволяет обеспечивать надежную и гибкую систему социальной защиты матери и ребенка, которая включает экономические, социальные, трудовые гарантии и права и создает конкретные условия для их реализации. Таким образом, в настоящее время созданы благоприятные условия для рождения ребенка, при этом, на наш взгляд, формированию социально-психологической готовности к материнству уделяется недостаточное внимание. В сознании молодых девушек образ матери и будущего ребенка идеализируется, а подготовка к родительству часто сводится только к изучению вопросов беременности и родов. В настоящем исследовании мы изучали осознанность всех компонентов родительства у женщин, ожидающих рождения первого ребенка. Для этого мы использовали модифицированный опросник «Сознательное родительство», разработанный М.О. Ермикиной (2003) под руководством Р.В. Овчаровой. К компонентам родительства как интегральным образованиям личности относятся родительские позиции, родительские чувства, родительская ответственность, родительские установки и ожидания, семейные ценности, стиль семейного воспитания, а также родительское отношение. В анкету мы также включили дополнительные вопросы, касающиеся выбора способов подготовки к рождению ребенка, и уточняющие вопросы на предмет отношения к занятиям в «Школе матери» на базе поликлиники. В исследовании приняли участие 25 беременных женщин в возрасте 20–37 лет, находящихся на различных сроках беременности (2–9 месяцев / I–III триместр). При обработке полученных результатов нами было установлено, что у абсолютного большинства женщин, ожидающих рождения первого ребёнка (у 85 %) уже сформировано родительское отношение, которое включает навыки общения родителей в семье; уважение к личности будущего ребенка; осознание восприятия разных типов родительского отношения с точки зрения ребенка. Примерно у такого же количества будущих матерей (у 84 %) сформирована и родительская ответственность. Т. е. у этих женщин уже сложились чёткие представления об ответственном и безответственном поведении родителей, о распределении ответственности между супругами в других семьях, а также установки и ожидания относительно распределения ответственности в своей семье. Семейные ценности, под которыми понимается осознание ценностей своей и родительской семьи; способов передачи ценностей от родителей к детям, сформированы у 78,79 % женщин, ожидающих рождения первого ребенка. Социально одобряемые знания и представления относительно того, какие чувства должны испытывать родители по отношению к своим детям; знания и представления о том образе ребенка (идеальном и / или реальном), который вызывает широкий спектр родительских чувств уже присутствуют у 77,12 % испытуемых. Родительские установки и ожидания, т. е. знания и представления о распределении родительских ролей, идеальном и реальном образе ребенка сформированы практически у такого же количества человек (76,97 %). В меньшей степени, по сравнению с предыдущими компонентами (у 69,09 % опрошенных) сформированы родительские позиции или осознание уровня притязаний по отношению к ребенку, представления о существующих позициях родителя, о своей родительской позиции. Таким образом, представленные результаты позволяют говорить о достаточно высоком уровне готовности женщин, ожидающих рождения первого ребёнка, к родительсву, проявляющемся в принятии ими материнской роли. Вместе с тем, с выявленными результатами вступают в некоторое противоречие ответы респонденток на дополнительные вопросы. Так, на вопрос «Интересовались ли Вы современными методами воспитания детей?» половина женщин ответила: «Нет, буду решать вопросы по мере поступления». И только около четверти опрошенных (27 %) дали утвердительный ответ: «Да, читаю обзоры в интернете, журналах». Если у будущих мам возникают вопросы, связанные с появлением ребенка, то, в первую очередь, большинство (82 %) ищет ответы в интернете. Вместе с тем, представленная там информация не всегда является достоверной. К специальной литературе обращаются только 32 % респонденток. Также с помощью дополнительных вопросов анкеты мы выяснили, что беременные женщины чаще воспринимают посещение «Школы матери» на базе поликлиники как повинность, необходимость, обусловленную получением больничного и материального вознаграждения после рождения ребенка (прагматичность мотивации). Получены ответы о том, что информация, предоставленная на занятиях, носит формальный характер и зачастую уже неактуальна на их сроке беременности. Дело в том, что в основном на курсы приглашают беременных женщин, находящихся на больничном с фактическим сроком беременности 7–8 месяцев, а большинство вопросов возникает в первые недели, месяцы беременности. Таким образом, можно говорить о том, что представления о готовности к родительству у женщин, ожидающих рождения первого ребенка, зачастую носят идеализированный характер, наблюдается несоответствие субъективного мнения (результаты, полученные при помощи опросника «Сознательное родительство») и реальных фактов поведения, выявленных при анализе ответов на дополнительные вопросы. Необходимо обратить внимание именно на психологический компонент готовности, особенно актуальный на ранних сроках беременности для женщин, ожидающих рождения первого ребенка.
Список литературы 1. Филиппова, Г.Г. Психология материнства: учеб. пособие / Г.Г. Филиппова. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 240 с. 2. Овчарова, Р.В. Родительство как психологический феномен: учеб. пособие / Р.В. Овчарова. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. – 496 с. 3. Овчарова, Р.В. Психологическое сопровождение родительства / Р.В. Овчарова. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. – 319 с. 4. Мещерякова, С.Ю. Психологическая готовность к материнству / С.Ю. Мещерякова // Вопросы психологии. – 2002. – № 5. – С. 18–27.
А.А. Яроцкий (С.Л. Ящук*) Брест. БргУ имени А.С. Пушкина СОДЕРЖАНИЕ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Смысложизненные ориентации – это сложное социально-психологическое образование, характеризующее направленность и содержание активности личности. Смысложизненные ориентации являются объектом интереса многих отечественных и зарубежных психологов (К.А. Абульханова-Славская, Б.С. Братусь, Д.А. Леонтьев, А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс, А.В. Серый и др.). Ведь именно ценностно-смысловая сфера личности играет решающую роль в процессе профессионального и личностного самоопределения, в процессе принятия важных жизненных решений, придает смысл и направление личностным поступкам и поведению человека. Отечественными психологами изучаются структура и динамика ценностных и смысложизненных ориентаций в юношеском возрасте (М.И. Бобнева, В.А. Ядов), роль ценностно-смысловых ориентаций в регуляции поведения (В.С. Мерлин), взаимосвязь ценностно-смысловых ориентаций с индивидуальными особенностями личности (И.В. Дубровина, К.Д. Шафранская, Т.Г. Суханова), с профессиональной направленностью (В.С. Собкин). Изучается роль содержательно-смысловых характеристик системы ценностных ориентаций с особенностями личности и факторами социализации в юношеском возрасте (Е.А. Васина, Н.Е. Луйгас, А.Б. Синельников). То есть смысложизненные ориентации изучаются в тесной связи с ценностными ориентациями. Особый интерес для исследователей представляют смысложизненные ориентации молодежи, как подрастающего поколения, «поколения будущего». Известно, что период студенчества оказывает определяющее влияние на становление характера, смысложизненных ориентаций и личности в целом (В.С. Мухина, И.С. Кон, Г. Крайг и др.). Молодость является периодом самоопределения личности, в ходе которого начинается реализация намеченных планов и жизненных целей (А.Г. Асмолов, И.С. Кон, В.С. Собкин, А.В. Юпитов и др.). Сложные, кризисные моменты связаны у молодежи именно с особенностями самоопределения, удовлетворенностью выбором профессионального пути. Несмотря на то, что система ценностных ориентаций имеет сложную, многоуровневую структуру, она противоречива и динамична. Доказано, что процесс развития ценностно-смысловых ориентаций и профессиональная деятельность взаимообусловлены. Ценностно-смысловые ориентации личности модифицируются в учебно-профессиональной деятельности (Г.М. Андреева, Е.А. Васина, И.С. Кон, Г. Крайг, В.С. Мухина). Отношение к профессиональной деятельности формируется на основе системы личностных смыслов, при этом профессиональная деятельность оказывает влияние на систему ценностных ориентаций личности. Для каждой профессиональной группы характерен свой смысл деятельности, своя система ценностей. В данном исследовании изучается содержание смысложизненных ориентаций студентов различных специальностей. Возможно, изучение складывающихся у студентов смыслов и жизненных ориентаций, как ориентиров жизнедеятельности, позволит определить, чем собираются руководствоваться молодые специалисты в дальнейшей жизни, как студенты видят свое будущее и к чему стремятся. Объект исследования – ценностно-смысловая сфера личности. Предмет исследования – содержание смысложизненных ориентации студентов различных специальностей. Целью данного исследования явилось изучение динамики смысложизненных ориентаций студентов различных специальностей в процессе обучения в вузе. Задачи исследования: 1. Изучить основные подходы к исследованию ценностно-смысловой сферы личности в психологии. 2. Определить особенности смысложизненных ориентаций в молодости на основе анализа литературы. 3. Исследовать содержание смысложизненных ориентаций студентов различных специальностей. 4. Выявить особенности содержания смысложизненных ориентаций студентов различных специальностей. Для изучения ценностных ориентаций использовалась методика «Смысложизненные ориентации» (модификация Д.А. Леонтьева), методика «Ценностные ориентации личности» (автор Г.Е. Леевик, модификация Ю.А. Полещук), методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере (автор О.Ф. Потемкина) и проективная методика – сочинение «Один день из моей жизни через 10 лет». Исследование проводится среди студентов I-IV курсов различных факультетов «БрГУ им. А.С. Пушкина». Выборка составила 80 респондентов вуза. По предварительным данным исследования, можно отметить, что для большинства студентов характерно наличие и четкое осознание перспективных целей, придающих жизни осмысленность и временную перспективу.Жизнь студенты-психологи воспринимают какинтересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом процесс.Они удовлетворены самореализацией и считают свою жизнь продуктивной и осмысленной. Для большинства студентов характернопредставление о себе как о сильной личности.Они убеждены, что способны контролировать свою жизнь, принимать решения и воплощать их в жизнь. Значимыми ценностями-целями для студентов являются ценностные ориентации на труд, познание, общение и материальный достаток. Менее значимы для студентов ориентации на общественную деятельность. Студенты стремятся к развитию волевых и нравственных качеств. При описании желаемого будущего студенты выделяют две значимые сферы – семья и работа. Описывая будущее, студенты указывают на наличие разнообразных хобби и увлечений, на самообразование и самосовершенствование. Они хотят быть востребованными и помогать людям, хотят быть счастливыми, успешными, здоровыми. Полученные данные позволяют раскрыть содержание ценностно-смысловой сферы студентов различных специальностей и определить динамику смысложизненных ориентаций студентов в процессе профессионального становления. Проведенное исследование позволяет уточнить данные о ценностно-смысловой сфере современных студентов, будущих специалистов. Практическая ценность исследования состоит в том, что полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы при разработке образовательных программ, способствующих раскрытию личностного потенциала молодежи. Материалы исследования также могут быть использованы при составлении учебных курсов по возрастной, педагогической и социальной психологии.
СОДЕРЖАНИЕ
* Колтышева Н.И., кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной и педагогической психологии ГГУ имени Ф.Скорины
* Маркевич О.В., старший преподаватель кафедры социальной и педагогической психологии ГГУ имени Ф.Скорины * Шевцова Ю.А., кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной и педагогической психологии ГГУ имени Ф.Скорины * Шатюк Т.Г., заведующий кафедрой социальной и педагогической психологии, кандидат педагогических наук, доцент * Станибула С.А., ассистент кафедры психологии ГГУ имени Ф.Скорины * Валитова И.Е., кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии развития БрГУ имени А.С. Пушкина * Щекудова С.С., кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной и педагогической психологии ГГУ имени Ф.Скорины * Банникова Е.Л., старший преподаватель кафедры иностранных языков Военной академии Республики Беларусь * Лагонда Г.В., кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии БрГУ имени А.С. Пушкина * Новак Н.Г., ассистент кафедры социальной и педагогической психологии ГГУ имени Ф.Скорины * Шевцова Ю.А., кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной и педагогической психологии ГГУ имени Ф.Скорины * Шевцова Ю.А., кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной и педагогической психологии ГГУ имени Ф.Скорины * Валитова И.Е., кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии развития БрГУ имени А.С. Пушкина * Цыбаева Л.А., кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии БрГУ имени А.С. Пушкина * Синюк Д.Э., кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии развития БрГУ имени А.С. Пушкина * Шевцова Ю.А., кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной и педагогической психологии ГГУ имени Ф.Скорины * Шевцова Ю.А., кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной и педагогической психологии ГГУ имени Ф.Скорины * Шевцова Ю.А., кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной и педагогической психологии ГГУ имени Ф.Скорины * Щекудова С.С., кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной и педагогической психологии ГГУ имени Ф.Скорины * Щекудова С.С., кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной и педагогической психологии ГГУ имени Ф.Скорины * Шевцова Ю.А., кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной и педагогической психологии ГГУ имени Ф.Скорины * Шатюк Т.Г., заведующий кафедрой социальной и педагогической психологии, кандидат педагогических наук, доцент ГГУ имени Ф.Скорины
* Колтышева Н.И., кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной и педагогической психологии ГГУ имени Ф. Скорины * Синюк Д.Э., кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии развития БрГУ имени А.С. Пушкина * Былинская Н.В., кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры психологии развития БрГУ имени А.С. Пушкина * Шевцова Ю.А., кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной и педагогической психологии ГГУ имени Ф. Скорины * Пшеничная О.А., старший преподаватель кафедры психологии БрГУ имени А.С. Пушкина * Селиванова Л.И., кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики ГГУ имени Ф. Скорины * Васильева Т.В., старший преподаватель кафедры психологии развития БрГУ имени А.С. Пушкина * Шатюк Т.Г., заведующий кафедрой социальной и педагогической психологии, кандидат педагогических наук, доцент ГГУ имени Ф.Скорины * Шевцова Ю.А., кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной и педагогической психологии ГГУ имени Ф.Скорины * Ермаков В.Г., доктор педагогических наук, кандидат физико-математических наук, доцент, доцент кафедры социальной и педагогической психологии ГГУ имени Ф. Скорины
* Ермаков В.Г., доктор педагогических наук, кандидат физико-математических наук, доцент, доцент кафедры социальной и педагогической психологии ГГУ имени Ф. Скорины * Валитова И.Е., кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии развития БрГУ имени А.С. Пушкина * Синюк Д.Э., кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии развития БрГУ имени А.С. Пушкина * Шматкова И.В., кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития БрГУ имени А.С. Пушкина * Бай Е.А., кандидат психологических наук, заведующий кафедрой социальной работы БрГУ имени А.С. Пушкина * Бай Е.А., кандидат психологических наук, заведующий кафедрой социальной работы БрГУ имени А.С. Пушкина * Шатюк Т.Г., заведующий кафедрой социальной и педагогической психологии, кандидат педагогических наук, доцент ГГУ имени Ф.Скорины * Ермолич С.Я., кандидат педагогических наук, доцент БГПУ имени М. Танка * Новак Н.Г.,ассистент кафедры социальной и педагогической психологии ГГУ имени Ф.Скорины * Гаврилович А.А., старший преподаватель кафедры психологии БрГУ имени А.С. Пушкина * Окулич Н.А., старший преподаватель кафедры психологии БрГУ имени А.С. Пушкина * Шатюк Т.Г., заведующий кафедрой социальной и педагогической психологии, кандидат педагогических наук, доцент ГГУ имени Ф.Скорины * Синюк Д.Э., кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии развития БрГУ имени А.С. Пушкина * Шатюк Т.Г., заведующий кафедрой социальной и педагогической психологии, кандидат педагогических наук, доцент ГГУ имени Ф.Скорины * Шевцова Ю.А., кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной и педагогической психологии ГГУ имени Ф.Скорины * Колтышева Н.И., кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры социальной и педагогической психологии ГГУ имени Ф.Скорины * Шевцова Ю.А., кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной и педагогической психологии ГГУ имени Ф.Скорины * Гаврилович А.А., старший преподаватель кафедры психологии БрГУ имени А.С. Пушкина * Короткевич О.А., ассистент кафедры социальной и педагогической психологии ГГУ имени Ф.Скорины * Донцова С.Н., преподаватель кафедры психологии БрГУ имени А.С. Пушкина * Шатюк Т.Г., заведующий кафедрой социальной и педагогической психологии, кандидат педагогических наук, доцент ГГУ имени Ф.Скорины * Лысюк Л.Г., доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры психологии развития БрГУ имени А.С. Пушкина * Короткевич О.А., ассистент кафедры социальной и педагогической психологии ГГУ имени Ф.Скорины * Синюк Д.Э., кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии развития БрГУ имени А.С. Пушкина * Синюк Д.Э., кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии развития БрГУ имени А.С. Пушкина * Банникова Е.Л., старший преподаватель кафедры иностранных языков Военной академии Республики Беларусь * Пескин А.Б., кандидат искусствоведения, доцент кафедры дирижирования и вокала ГрГУ имени Я. Купалы * Шатюк Т.Г., заведующий кафедрой социальной и педагогической психологии, кандидат педагогических наук, доцент ГГУ имени Ф.Скорины * Щекудова С.С., кандидат психологическ
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 223; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.152.49 (0.009 с.) |