Со склонностью к отклоняющемуся поведению 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Со склонностью к отклоняющемуся поведению



 

В настоящее время среди исследователей наблюдается повышенный интерес к проблеме девиантного поведения. Научное изучение отклонений осуществляется в психологии, криминологии, психопатологии, социологии. Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальное явление, стало насущной задачей. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов, среди которых вопросы о сущности категории «норма» (социальная норма) и об отклонениях от нее.

Наиболее ярким, трудным, переломным и опасным в развитии ребенка школьного возраста называют подростковый период. Этот возраст считают самым трудным в воспитательном отношении и чаще всего это связывают с половым развитием подростка. Границы подросткового возраста однозначно не определены в психологической литературе и зависят от представлений исследователей о критериях, лежащих в основе психического онтогенеза. Нижняя граница подросткового возраста относится к 10 годам, выделяют младший подростковый возраст (10, 11−14 лет) и старший подростковый возраст (14-16) [1].

Методологические основы гендерного анализа в психологии разрабатываются Ш. Берном, К. Бьерквистом, А. Игли, К. Лагерспетцем, Д. Фаррингтоном, К. Уэстом, Д. Зиммерманом, Н.И. Абубакировой, О.А. Ворониной, Т.А. Гурко, И.С. Клециной, Н.А. Челышевой и др.

Термин «гендер» – социальный пол, пол как продукт культуры, социально-биологическая характеристика, указывающая на социальный статус и социально-психологические характеристики личности, которые связаны с полом и сексуальностью, но возникают во взаимодействии с другими людьми.

На уровне характерологических свойств стилевые особенности проявляются в виде гендерных стереотипов полоролевого поведения. Под ними понимаются модели поведения, система предписаний, которые должен усвоить соответствующий индивид, чтобы его признали мужчиной или женщин. Процесс воспитания способен сгладить или заострить различия и сказаться на становлении и диагностике девиантных форм поведения.

Девиантное, или отклоняющееся (от лат. deviatie – отклонение), поведение всегда связано с несоответствием человеческих поступков и действий распространенным в обществе или социальных группах нормам, правилам поведения, стереотипам, ожиданиям, установкам, ценностям [2].

В обществе принято, что мужчины, в отличие от женщин, обычно считаются амбициозными, рациональными, независимыми и неэмоциональными, тогда как женщин представляют нежными, чувственными, эмоциональными и общительными. Эти представления о мужчинах и женщинах общеприняты в нашей культуре.

В конфликтных ситуациях, возникающих в семейном и домашнем кругу, женщины проявляют больше терпимости и стремления к компромиссному примирению интересов. У мужчин данная тенденция выражена слабо. В конфликтах мужчины чаще прибегают к «крепким» выражениям, ругательствам и нецензурной брани, а женщины скорее готовы заплакать. Однако со временем реакция изменяется и у некоторых женщин (особенно у более опытных и старших по возрасту), проявляется та же тенденция, что и у мужчин к «крепким» выражениям [3].

М.А. Круглова, изучая стратегии поведения при психологической защите, выявила, что у женщин разрыв между тремя видами стратегии (избегание, агрессия или миролюбие) минимален, в то время как у мужчин наблюдается либо избегание (стремление уйти от конфликта), либо агрессия. Миролюбие выражено значительно меньше, чем у женщин [4].

Ограничение этих возможностей способно приводить к характерологическим и пато-характерологическим реакциям и становлению девиации (например, агрессии). Именно поэтому в процессе социализации с целью профилактики неадекватных форм поведения мальчику требуется большая физическая активность и свобода действий.

К преимущественно женскому варианту пато-характерологического типа девиантного поведения относят истерическое, к мужскому – нарциссическое поведение. Истерическое поведениехарактеризуется склонностью быть в центре всеобщего внимания, привлекать интерес к себе, не быть незамеченной. Для достижения этой метацели существует набор (репертуар) адекватных и отклоняющихся форм поведения. К первым относится кокетство, жеманство и иные, специфически женские, стилевые особенности поведения. Ко вторым причисляют нарочитость, вычурность, театральность, неестественность, демонстративность, псевдология и другие «карикатурные» формы поведения. На базе истерического отклоняющегося поведения возможно формирование диссоциативных (конверсионных) расстройств. Клинически они проявляются такими психосоматическими симптомами, как: парезы и параличи (утрата возможности совершать движения и исчезновение чувствительности), афония (потеря голоса), амнезия (потеря памяти), амавроз (утрата способности видеть) [5].

Нами было проведено экспериментальное исследование, целью которого является выявить гендерные особенности подростков со склонностью к отклоняющемуся поведению. В исследовании использовались следующие методик: вопросник Сандры Бэм по изучению маскулинности-фемининности (мужественность-женственность); методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) А.Н. Орел; методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки.

Выборочная совокупность составила 60 респондентов в возрасте от 14 до 16 лет (средний возраст опрошенных составил 15 лет). Среди опрошенных – 30 мальчиков и 30 девочек.

В результате проведения исследования было установлено, что в подростковом возрасте происходит оценка себя со стороны гендера. В выборке испытуемых гендерность наблюдается в соответствии со своей половой принадлежностью: для мальчиков свойственна маскулинность, для девочек – фемининность. Мальчики более склонны к преодолению норм и правил, самоповреждению, агрессии, деликвидному поведению, физической агрессии, негативизму и раздражительности. Однако в меньшей степени чем девушки способны к волевому контролю эмоциональных реакций. Девочки же склонны к установке на социальную желательность и аддиктивному поведению, к косвенной и вербальной агрессии, к подозрительности и чувству обиды и вины. Индекс агрессивности чуть более ярче выражен у мальчиков, а индекс враждебности - у девочек. Нужно отметить, что профилактика поведения отклоняющегося от нормы должна носить комплексный характер и учитывать субъективную оценку личности удовлетворенности социальными контактами и поддержки.

 

Список литературы

1. Прихожан, А.М. Проблема подросткового кризиса / А.М. Прихожан // Психологическая наука и образование. – 1997. − № 1. − С. 82 − 87.

2. Осипова, О.С. Девиантное поведение: благо или зло? / О.С. Осипова // Социс. – 1998. − № 9. – С. 96 - 98.

3. Змановская, Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. − М.: Издательский центр «Академия», 2004. − 288 с.

4. Целуйко, В.М. Психология современной семьи / В.М. Целуйко. - М.: ВЛАДОС, − 2004. - 288 с.

5. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – 2-е изд., перераб. и доп. − М.: Гум-нит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. − Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. - 230 с.

 

 

А.В. Вересович (Е.Л. Банникова*)

Минск, УО «ВАРБ»

ПРОЦЕСС СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО

ОФИЦЕРА В ВОЕННОМ ВУЗЕ

 

Курсанты военных училищ относятся к юношескому возрасту на степени его перехода к зрелости. Для юношеского возраста характерен большой оптимизм, вера в собственные силы, чуткое и доброе отношение к людям, искренность, непосредственность, задушевность, чувство товарищества. Эта особенность позволяет формировать у будущих офицеров самые благородные качества и использовать их силу, энергию для больших дел, каких требует военная профессия.

Социально-психологические особенности курсантов зависят также от характера и содержания учебной и служебной деятельности, жизненного опыта, воспитания, развития, образования и других факторов. Всё это находит своё проявление в духовном облике, поведении, запросах и интересах, в повседневной деятельности будущих офицеров [1].

Для курсантов военных училищ характерны: острая восприимчивость, сильная впечатлительность, повышенная эмоциональность. Каждый успех вызывает у них большую радость, ошибка, сбой – глубокую озабоченность, недовольство самим собой. Будущие офицеры очень остро реагируют на недостатки и, особенно, на несправедливое отношение к себе. Необходимы педагогический такт, чуткость преподавателей и командиров.

Одной из особенностей курсантов является ярко выраженная прямота в суждениях. Их высказывания зачастую категоричны, суждения безапелляционны. Свои мысли курсанты, как правило, высказывают откровенно. В учебно-воспитательной работе с будущими офицерами следует учитывать это, особенно когда речь идет о преодолении их ошибочных взглядов. Надо тактично сказать о заблуждении, аргументировано опровергнуть его и изложить правильные суждения.

В сложной психологической структуре военно-профессиональной направленности личности ведущее место занимают военно-политические и профессиональные убеждения [2]. В психологическом плане убеждения представляют собой устойчивый сплав познавательных, эмоциональных и волевых элементов. Это знания и взгляды, проникнутые чувствами и волевыми устремлениями.

На основе профессиональной убеждённости формируется и интерес к избранной специальности, то есть положительное сознательно-эмоциональное отношение к ней.

Нравственное воспитание курсантов – непременное условие формирования у них положительных черт характера. Сильный характер не только воспитывается, но и проявляется в борьбе с трудностями, через преодоление препятствий. В развитии положительных черт характера большую роль играет самовоспитание курсантов. Командиры и преподаватели должны руководить этим процессом, побуждать курсантов формировать у себя черты характера, необходимые для успешного овладения военной профессией и будущей профессиональной деятельностью. Курсантам следует помочь в выборе наиболее эффективных путей воспитания характера, приёмов работы над собой, пробудить у них интерес к самовоспитанию, развитию у себя положительных черт характера.

Устойчивый интерес к военной профессии, как правило, перерастает в склонность, проявляющуюся в виде постоянного стремления к совершенствованию знаний по всей воинской специальности. Склонность предполагает также способности, позволяющие успешно овладеть военной профессией. В ходе деятельности по избранной специальности у курсанта формируются военно-профессиональные идеалы, в роли которых могут быть высокие нравственные и профессиональные качества или конкретный офицер, носитель этих качеств.

Основным в содержании процесса формирования психологической готовности курсантов к службе является укрепление профессиональных мотивов поведения, волевых и умственных черт характера, совершенствование знаний, умений, навыков, психических процессов в связи со специальностью.

Особое значение для курсантов военных училищ имеет формирование у них военно-педагогических способностей. Основой этих способностей является любовь к военной службе, устойчивая военно-профессиональная направленность личности, желание стать умелым организатором и воспитателем, глубокое знание уставов и наставлений, военной психологии и педагогики, а так же своей военной специальности. Самое же главное – это активная, творческая и целеустремлённая деятельность по формированию у будущих офицеров методических навыков проведения воспитательной работы, повышению своих знаний, использованию опыта передовых военных педагогов.

Сильное воздействие на будущих офицеров оказывает уставная организация службы, соблюдение воинских ритуалов. Чёткий строй, вынос знамени училища, прохождение торжественным маршем, принятие военной присяги вызывают у курсантов положительные эмоциональные переживания, что способствует упрочению интереса к воинской службе, стремления к отличному овладению военной профессией.

Большое влияние на развитие направленности личности будущего офицера оказывает крепкий, сплочённый на принципиальной основе курсантский коллектив. Здесь в совместной, хорошо и интересно организованной деятельности у курсантов развиваются близкие по содержанию стремления, интересы, высокоидейные мотивы поведения, упрочивается военно-профессиональная направленность. Если же кто-либо из курсантов не проявляет настойчивости в достижении поставленной цели, не добивается высоких результатов в своей деятельности, то коллектив, как правило, осуждает его и силой общественного мнения побуждает не только ставить высокие цели, но и добиваться их осуществления. И чем крепче сплочён коллектив, тем сильнее он оказывает положительное влияние на каждого человека.

 

Список литературы

1. Бархаев, Б.П. Военная педагогика и психология / Б.П. Бархаев. – М., 2008.

2. Реан, А.А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика / А.А. Реан, А.Р. Кудашев, А.А. Баранов. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2007.

О.Н. Волосюк (Г.В. Лагонда*)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 329; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.252.8 (0.021 с.)