АГРЕССИВНОСТИ У СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКА



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

АГРЕССИВНОСТИ У СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКА



 

С целью выявления агрессивных тенденций в поведении современного подростка нами была применена методика Басса-Дарки. Было исследовано 247 подростков в возрасте от 12 до 14 лет. На всём протяжении подросткового периода наблюдается тенденция к увеличению общего уровня агрессивности (таблица 1).

Таблица 1 – Анализ общего уровня агрессивности у современных подростков

Возраст Уровень, % Подростки 12-ти лет Подростки 13-ти лет Подростки 14-ти лет
Низкий уровень 16 % 13 %
Средний уровень 57 % 77 % 60 %
Высокий уровень 27 % 10 % 40 %

Интересен тот факт, что отмечается динамика в сторону увеличения показателей именно по основным формам агрессивности. Так, у 11 – 12 - летних детей преобладает подозрительность как недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред. Мы объясняем это, с одной стороны, всё ещё идущими процессами адаптации к условиям и ситуации обучения в среднем звене школы. С другой стороны, именно в шестых классах (11 – 12 лет), в организме ребёнка происходят уже ощутимые для него процессы полового созревания, что, в свою очередь, тоже вызывает определённую подозрительность, тревожность и даже чувство вины. По мере взросления такое отношение к окружающему миру как подозрительность снижается.

Из так называемых «основных» форм агрессии, то есть таких форм поведения, которые нашим обществом действительно относятся к негативным по причине наличия отрицательных реакций, доминирует физическая форма агрессии. Особенно быстрыми темпами с возрастом растёт негативизм. По мере взросления у подростков всё сильнее проявляется вербальная агрессия.

Интересен тот факт, что тринадцатилетние ребята (ученики 7-ых классов) в меньшей степени, чем младшие и старшие подростки, склонны к деструктивным формам поведения. И данная ситуация также объяснима: именно в это время на первый план выходит не столько взаимодействие с окружающим миром и проявление поведенческих реакций по отношению к нему, сколько формирование группового чувства «мы» и доминирование желания принадлежать этому «мы».

В педагогической практике многие годы не учитывались половые различия детей. Между тем, половые различия не ограничиваются половыми характеристиками и особенностями психосексуального развития. Наряду с биологическими предпосылками в развитии половых различий серьёзную роль играют социальные и культурные стереотипы, связанные с представлениями взрослых о поведении девочек и мальчиков, обусловленные, в частности, стереотипами феминности и маскулинности, принятыми в обществе. Однако данные психологов разных стран свидетельствуют о том, что агрессивное поведение сегодня чаще встречается у девочек, чем у мальчиков. Анализ данных показывает, что наибольшей общей агрессивностью отличаются 13-летние подростки-девочки, у которых и преобладает приписываемая обществом именно женщинам форма негативного реагирования на окружающий мир – косвенная агрессия, выражающаяся, прежде всего, в сплетнях, пересудах и наговорах. У мальчиков с возрастом происходит постепенное затухание физической агрессии, а у девочек наблюдается тенденция к росту подобного поведения. При спаде склонности к косвенной агрессии у мальчиков, идёт значительное увеличение её у девочек. В 12-13 лет отмечается снижение вербальной агрессии у мальчиков, при постоянном нарастании этой формы агрессии у девочек. К 14-15 годам у мальчиков так же происходит всплеск вербальной агрессии. Негативизм значительно сильнее проявляется у девочек на всех возрастных периодах подросткового возраст и несколько затухает при переходе с 13 к 14-15 годам. Кроме того, женская агрессивность характеризуется выраженностью враждебных тенденций. Чувство обиды и подозрительности у девочек имеет более высокие показатели. Вероятно, более высокие показатели женской враждебности предопределяют выраженность нонконформистских тенденций в их поведении, недоверие общепринятым нормам, стремление противопоставлять им собственные ценности.

Обращают на себя внимание высокие показатели девочек-подростков в установках на проявление аутоагрессивного поведения. Последнее соотносится с высокими показателями чувства вины (измеряемого опросником Басса-Дарки), выраженным в женской части подростковой выборки.

Было интересно, как педагоги видят и характеризуют учеников с разным уровнем агрессивности. С этой целью педагогами, имеющими возможность наблюдать подростков в естественных для них условиях школьного обучения, с помощью «Карты наблюдений» была произведена оценка агрессивного поведения школьников. Данная процедура позволила нам выявить широкий круг поведенческих проявлений подростковой агрессивности.

Подростки, получившие высокие баллы по методике Басса-Дарки, характеризовались педагогами как вспыльчивые, несдержанные в проявлении чувств, имеющие явные поведенческие проблемы. Отмечалась их грубость в общении со сверстниками, легкость вступления в конфликт, поиск легких путей решения проблем, часто неадекватные по силе реакции на внешние воздействия. Подростки этой группы во взаимоотношениях с окружающими склонны прибегать к физической силе. Педагогами отмечалось, что эти подростки не проявляют активности в классных делах, стремятся уклониться от поручений. Круг интересов, друзей и общения этих подростков находится за пределами школьного класса, и часто в неформальных группировках асоциальной направленности.

Подростки со средним уровнем агрессивности характеризуются учителями как активные, инициативные и достаточно успешные школьники, не имеющие особых поведенческих проблем. Хотя им и свойственны импульсивность, раздражительность, агрессивные вербальные реакции, но часто лишь в ситуациях угрозы собственным интересам. Редки среди подростков этой группы вспышки физической агрессии. Педагогами отмечается разносторонность интересов подростков этой группы, их активное участие в жизни класса и школы: желание участвовать в олимпиадах, массовых школьных мероприятиях. Взаимоотношения со сверстниками характеризуются доброжелательным отношением, хотя и не исключается существование некоторых разногласий. Подростки этой группы принимаются одноклассниками и в классе пользуются уважением. Такие подростки, как правило, не являются инициаторами ссор и конфликтов со сверстниками, но в случаях столкновения интересов способны отстаивать собственную точку зрения. Среди представителей этой группы часто встречаются подростки - лидеры либо подростки, активно претендующие на лидерство среди сверстников, способные сплотить вокруг себя сверстников, организовать коллектив.

Подростки с низким уровнем агрессивности характеризовались педагогами как учащиеся, хорошо управляющие своими чувствами, с выраженным самоконтролем, не способные к проявлению агрессивных реакций. Проблемы с поведением в школе у этих подростков не возникают. Им присуще высокое чувство долга, ответственное отношение к своим обязанностям и учебной деятельности. Некоторыми педагогами подростки этой группы характеризовались как «помощники». Конфликты со сверстниками редки, но в возникающих конфликтных ситуациях они не всегда пытаются отстаивать свою точку зрения, часто предпочитая уступать. Однако некоторыми педагогами отмечалось, что этим подросткам могут быть свойственны проявления агрессии (кроме ее физических форм), если они уверены, что она останется незамеченной взрослыми.

Так, педагоги достаточно точно описывают характерологические особенности подростков с разным уровнем агрессивности, что, несомненно, должно способствовать оптимизации отношений в диаде «ученик – учитель». Практика же показывает обратное: именно с высоко агрессивными подростками у учителей и разгораются конфликты. Мы убеждены, что в данном случае более важно знать и понимать не как проявляется поведение, а почему оно именно такое. Знание причины, по нашему мнению, будет способствовать пониманию, принятию и адекватной помощи подростку, внешне демонстрирующему агрессивное отношение к окружающему миру.

 

 

Н.С. Кондратенко (Л.И. Селиванова*)



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.179.79 (0.03 с.)