Типология агрессивного поведения современных подростков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типология агрессивного поведения современных подростков



 

Агрессивные подростки, при всем различии их личностных характеристик и особенностей поведения, отличаются некото­рыми общими чертами. К таким чертам относится бедность цен­ностных ориентации, их примитивность, отсутствие увлечений, духовных запросов, узость и неустойчивость интересов, в том числе и познавательных. У этих детей, как правило, низкий уровень интеллектуального развития, повышенная внушае­мость, подражательность, неразвитость нравственных представ­лений. Им присуща эмоциональная грубость, озлобленность как против сверстников, так и против окружающих взрослых. У та­ких подростков наблюдается крайняя самооценка (либо максимально положительная, либо максимально отрицательная), повышенная тревожность, страх перед широкими социальными контактами, эгоцентризм, неумение находить выход из трудных ситуаций, преобладание защитных механизмов над другими ме­ханизмами, регулирующими поведение.

Вместе с тем среди агрессивных подростков встречаются и дети хорошо интеллектуально и социально развитые. У них аг­рессивность выступает средством поднятия престижа, демонст­рации своей самостоятельности, взрослости.

В целях раскрытия причин и характера агрессивности под­ростков рассмотрим ус­ловную типологию, которую предлагает Л.М. Семенюк. В ней выделяется четыре группы подростков на основе определенного типа поведения, с учетом направленности их личности.

Первую группу подростков характеризует устойчивый комплекс аномальных, аморальных, примитивных потребностей, стремление к потребительскому времяпрепровождению, дефор­мация ценностей и отношений. Эгоизм, равнодушие к пережи­ваниям других, неуживчивость, отсутствие авторитетов являют­ся типичными особенностями этих детей. Они эгоцентричны, циничны, озлоблены, грубы, вспыльчивы, дерзки, драчливы. В их поведении преобладает физическая агрессивность.

Вторую группу составляют подростки с деформированными потребностями, ценностями. Обладая более или менее широким кругом интересов, они отличается обостренным индивидуализ­мом, желанием занять привилегированное положение за счет притеснения слабых, младших. Их характеризует импульсив­ность, быстрая смена настроения, лживость, раздражитель­ность. У этих детей извращены представления о мужестве, то­вариществе. Им доставляет удовольствие чужая боль. Стремле­ние к применению физической силы проявляется у них ситуативно и лишь против тех, кто слабее.

Третью группу подростков характеризует конфликт между де­формированными и позитивными потребностями, ценностями, отношениями, взглядами. Они отличаются односторонностью интересов, приспособленчеством, притворством, лживостью. Эти дети не стремятся к достижениям, успеху, апатичны. В их поведении преобладают косвенная и вербальная агрессивность.

В четвертую группу входят подростки, которые отличаются слабо деформированными потребностями, но, в то же время, отсутствием определенных интересов и весьма ограниченным кругом общения. Они безвольны, мнительны, заискивают перед более сильными товарищами. Для этих детей типична трусли­вость и мстительность. В их поведении преобладают вербальная агрессивность и негативизм.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КОРРЕГИРОВАНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Установлено, что для воздействия на первую группу подро­стков целесообразно опираться на такие качества их личности, как энергичность, упорство в достижении цели, стремление к престижу, первенству. Четко выраженный характер социальной значимости выпол­няемых дел, организация работы в небольших коллективах по 2— 3 человека, где подросткам время от времени поручается руко­водство работой товарищей, способствует не просто приобще­нию этих детей к просоциальной деятельности, но и изменению отношений к делу вообще, к себе, товарищам и взрослым.

Для подростков второй группы важно изменить обстановку и стереотипные формы реагирования на нее. Подчеркнутое уважение к индивидуальным проявлениям этих детей, интересам, включение их не только в испол­нительскую, но прежде всего в организаторскую деятельность, вырабатывающую умения и командовать и подчиняться, обес­печивают относительно быстрое вхождение подростков в систему социально значимых дел, нивелируя конфликтные отноше­ния с окружающими.

На третью группу подростков особо воздействует ритм и на­пряженность социально одобряемой деятельности, вовлечение их в поисковые работы, которые дают возможность пробудить в этих детях интерес к самоутверждению, проявлению своего «Я», занятию уважаемого места среди сверстников.

Подросткам четвертой группы помогает войти в систему социально признаваемой деятельности пробуждение интереса к жизни, положительные переживания, нахождение значимых перспектив. Организация скользящего графика работ, темпы кол­лективной деятельности, при подчеркнутой личной ответ­ственности, создают условия для вхождения этих детей в сис­тему разнообразной просоциальной деятельности.

Выделение нескольких типов агрессивных подростков и ус­ловная типология воспитательной работы с ними позволяют целенаправленно воздействовать на личность каждого ребенка, помогая, во-первых, опираться на индивидуальные особеннос­ти детей; во-вторых, преодолевать определенный разрыв между фронтальной работой с коллективом подростков и осуществле­нием индивидуального подхода к конкретному подростку.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ АГРЕССИВНОГО РЕБЕНКА

Известно, что любая коррекционная рабо­та с детьми не будет успешной без поддержки родителей, которых необходимо учить понимать ребенка. Работу с родителями агрессив­ного ребенка целесообразно проводить в двух направлениях:

• информирование (о том, что такое аг­рессия, каковы причины ее появления, чем она опасна для ребенка и окружающих);

• обучение эффективным способам об­щения с сыном или дочерью.

Необходимую для себя информацию роди­тели могут получить на лекциях, к проведе­нию которых можно привлечь авторитетных специалистов. Кроме этого, для родителей аг­рессивных детей будет полезна наглядная ин­формация, размещенная на стендах в классе, в кабинете психолога, в группе детского сада, в вестибюле школы. Возможно, что, получив хотя бы минимум знаний о причинах станов­ления агрессивного поведения, родители сами обратятся за помощью к специалисту.

Когда мать или отец осознают необходи­мость коррекционной работы с сыном или до­черью, можно будет начать их обучение эф­фективным способам взаимодействия с ребен­ком. В этом случае родители смогут не только слушать лекции, но и принимать участие в тренингах детско-родительских отношений, в се­минарах, диспутах, клубах по интересам и т. д.

Схематично основные направления работы с родителями агрессивных детей можно пред­ставить следующим образом (схемы 2 и 3).

Схема 2

 

 

Схема 3

 

В арсенале взрослых есть следующие ос­новные способы контроля поведения ребенка:

негативные способы: наказания, приказы;

нейтральные способы: модификация по­ведения;

позитивные способы: просьбы, мягкое фи­зическое манипулирование.

Просьбы и дружеские обращения к ребен­ку не всегда бывают эффективны при взаимо­действии с ним. Например, нет смысла угова­ривать ребенка не трогать утюг в тот момент, когда его рука уже почти коснулась горячей поверхности. В этой ситуации родители, ско­рее всего, отведут малыша от интересующего его объекта, а потом объяснят, почему они так сделали. Это и будет примером мягкого физи­ческого манипулирования. При общении с ма­ленькими детьми этот способ является наибо­лее эффективным.

Приказы и наказания могут вызывать либо гнев ребенка, либо постоянное подавление этого гнева. Поэтому родители должны на­казывать ребенка только в крайних случаях. Если гнев ребенка будет постоянно подавлять­ся (поскольку ребенок не всегда посмеет про­тивостоять сильному взрослому), то он мо­жет перерасти в пассивно-агрессивные фор­мы поведения. Ребенок может начать действовать исподтишка, специально делать что-либо «назло», например, подчеркнуто мед­ленно выполнять указания родителей, даже если вся семья опаздывает в это время в те­атр, в гости и т. д.

Техника модификации поведения очень проста: за хорошее поведение ребенок полу­чает поощрение, за плохое — наказание или, лишение привилегий. Однако и этот метод не стоит использовать слишком часто, иначе ро­дители устанут от назойливых вопросов свое­го ребенка: «А что мне за это будет?»

Лучшим гарантом хорошего самообладания и адекватного поведения у детей является уме­ние родителей владеть собой. К сожалению, многие родители пока еще и сами не умеют управлять собственным гневом. Следствием этого будет то, что их дети вряд ли когда-либо в процессе воспитания усвоят навыки адекватного выражения гнева.

В научной литературе разные исследова­тели дают образцы различных способов по­ведения в критических ситуациях, и все они могут быть применимы только с учетом ин­дивидуально-личностных особенностей участ­ников конфликта. Так, лекарство для одного может стать «ядом» для другого. Авторы книги «Укрощение гнева» дают взрослым рекомендации по развитию способности к са­мообладанию. Мэтью Мак-Кей, Питер Род­жерс и Юдис Мак-Кей (1997) советуют роди­телям не прикасаться к ребенку в тот момент, когда они на него злы. В таких ситуациях лучше уйти в другую комнату. Чтобы полно­стью установить контроль над собой, авторы рекомендуют взрослым двигаться медленнее, стараться не делать резких движений, не кри­чать и не хлопать дверью.

В таблице, представленной ниже, даны об­щие рецепты избавления от гнева, которые бу­дут полезны родителям. Эту таблицу можно раз­местить на специальном стенде в детском саду, школе или в кабинете психолога. Такая нагляд­ная информация может побудить взрослых уде­лять больше времени самовоспитанию.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 828; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.212.99 (0.009 с.)