ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ДЛЯ АГРЕССИВНЫХ ДЕТЕЙ



«Маленькое привидение»

Цель Научить агрессивного ребенка в приемлемой форме выплеснуть накопившийся гнев.
Содержание «Ребята! Сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых приведений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение (педагог приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук «У», если я буду хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что мы добрые приведения и хотим только слегка пошутить». Затем педагог хлопает в ладоши. «Молодцы! Пошутили достаточно. Давайте снова станем детьми!»

«Сороконожка»

Цель Научить детей взаимодействию со сверстниками, способствовать сплочению детского коллектива.
Содержание Несколько детей (5-10 человек) встают друг за другом, держась за талию впередистоящего. По команде ведущего Сороконожка начинает сначала просто двигаться вперед, затем приседает, прыгает на одной ножке, проползает между препятствиями (это могут быть стулья, строительные блоки и т.д.) и выполняет другие задания. Главная задача играющих – не разорвать единую «цепь», сохранить Сороконожку в целости.

«Волшебные шарики»

Цель Снятие у детей эмоционального напряжения.
Содержание Дети сидят в кругу. Взрослый просит их закрыть глаза и сделать из ладошек «лодочку». Затем он вкладывает каждому ребенку в ладош­ки стеклянный шарик-«болик» — и дает инст­рукцию: «Возьмите шарик в ладошки, согрейте его, сложите ладошки вместе, покатайте, поды­шите на него, согрейте его своим дыханием, от­дайте ему часть своего тепла и ласки. Откройте глаза. Посмотрите на шарик и теперь по очере­ди расскажите о чувствах, которые возникли у вас во время выполнения упражнения.

«Мой хороший попугай»

Цель Игра способствует развитию чувства эмпатии, умения работать в группе
Содержание Дети стоят в кругу. Затем взрослый говорит: «Ребята! К нам в гости прилетел попугай. Он хочет с нами познакомиться и поиграть. Как вы думаете, что мы можем сделать, чтобы ему понравилось у нас, чтобы он захотел прилететь к нам снова?» Дети предлагают: «Говорить с ним ласково», «Научить его играть» и т.д. Взрослый бережно передает кому-либо из них плюшевого попугая (мишку, зайчика). Ребенок, получив игрушку, должен прижать ее к себе, погладить, сказать что-то приятное, назвать ласковым именем и передать (или перебросить) попугая другому ребенку. Игру лучше проводить в медленном темпе.

 

«Цветик-семицветик»

Цель Игра помогает детям оценить свое состояние, проанализировать поведение.
Содержание Взрослый заранее заготавливает вырезанные из картона цветы. На каждом из семи лепестков нарисованы лица, выражающие разные эмоции. Ребенок смотрит на лепестки, называет эмоцию и говорит, когда он находился в том или ином состоянии. В течение учебного года можно провести подобные занятия многократно, а в конце года обсудить с ребенком, изменились ли его взгляды на окружающих и на себя. Например, если ребенок в начале года говорил, что он счастлив, когда ему дарят подарки, а через 2-3 месяца заявил, что чаще всего он бывает счастлив, когда другие дети принимают его в игру, то можно поговорить с ним об этом и спросить, почему у него изменились представления.

«В тридевятом царстве»

Цель Игра способствует формированию чувства эмпатии, установления взаимопонимания между взрослым и ребенком.
Содержание Взрослый и ребенок (мама и ребенок, воспитатель (учитель) и ребенок), прочитав какую-либо сказку, рисуют ее на большом листе бумаге. Изображая героев, запомнившиеся события, затем взрослый просит ребенка поместить на рисунке, где бы он (ребенок) хотел бы оказаться. Ребенок сопровождает рисунок описанием своих похождений «в сказке». Взрослый же в процессе рисования задает ему вопросы: «А что бы ты ответил герою сказки, если бы он спросил тебя…?», «А что бы ты сделал на месте героя?», «А что бы ты ощутил, если бы герой сказки появился здесь…?»

«Эмоции героев»

Цель Игра способствует формированию эмпатии, умению оценивать ситуацию и поведение окружающих.
Содержание Взрослый читает детям сказку. Ребенку заранее выдаются маленькие карточки с изображениями различных эмоциональных состояний. В процессе чтения ребенок откладывает на парте несколько карточек, которые, на его взгляд, отражают эмоциональное состояние героя в различных ситуациях. По окончании чтения каждый ребенок объясняет, в какой ситуации и почему ему кажется, что герой был весел, грустен, подавлен… В эту игру лучше играть либо индивидуально, либо в малой подгруппе. Текст сказки не должен быть очень большим, должен соответствовать объему внимания и памяти детей определенной возрастной группы.

«Липучка»

Цель Игра способствует развитию умения взаимодействовать со сверстниками, снятию мышечного напряжения, сплочению детской группы.
Содержание Все дети двигаются, бегают по комнате, желательно под быструю музыку. Двое детей, держась за руки, пытаются поймать сверстников. При этом они приговаривают: «Я – липучка-приставучка, я хочу тебя поймать». Каждого пойманного ребенка «липучки» берут за руку. Присоединяя его к своей компании. Затем они все вместе ловят в свои сети других. Когда все дети станут липучками, они под спокойную музыку танцуют в кругу, держась за руки. Если музыкальное сопровождение невозможно осуществить, взрослый задает темп игре, хлопая в ладоши. В этом случае темп, быстрый в начале игры, замедляется по мере ее проведения.

«Котик»

Цель Снятие эмоционального, мышечного напряжения, установление положительного эмоционального настроя в группе.
Содержание Дети находятся на ковре. Под спокойную музыку дети придумывают сказку про котика, который:
  • нежится на солнышке (лежит на коврике);
  • потягивается;
  • умывается;
  • царапает лапками с коготками коврик и т.д.
В качестве музыкального сопровождения можно воспользоваться записями аудиокассеты «Волшебные голоса природы»: «Малыш в лесу», «Малыш у реки», «Малыш и птичка».

«Серебряное копытце» (Павлова Я.А.)

Цель Игра способствует как снятию излишнего мышечного напряжения, так и возникновению доверия к окружающим, сплочению детей.
Инструкция Представь себе, что ты красивый, стройный, сильный, спокойный, мудрый олень с гордо поднятой головой. На твоей левой ножке серебряное копытце. Как только ты трижды стукнешь копытцем по земле, появляются серебряные монеты. Они волшебные, невидимые. С каждой новой монетой ты становишься добрее и ласковее. И хотя люди не видят этих монет, они чувствуют доброту, тепло и ласку, исходящие от тебя. Они тянутся к тебе, любят тебя, ты им все больше и больше нравишься.
Примечание Данная игра может стать групповым ритуалом в детском коллективе, одним из способов разрешения конфликтов в группе.

 

 

Приложение

 

Пример психокоррекционных мероприятий в процессе обучения школьников

с проблемами в обучении и поведении: агрессивные дети

 

 

Феменология Возможные причины Рекомендации, коррекция
Конфликтен со сверстниками, дерется, ругается. Огрызается, несдержан   Возбуждение преобладает над торможением. Нарушения эмоционально-волевой сферы.   Изучить межличностные отношения в классе. Обучать детей способам выражения гнева в приемлемой форме (прямо заявлять о своих чувствах в вежливой форме, предупреждать о своем состоянии и т.д.). Обучать детей приемам саморегуляции (релаксационные упражнения). Отрабатывать навыки поведения в конфликтных ситуациях (обсуждать конфликтные ситуации, проигрывать формы поведения в игре). Не следует прикасаться к ребенку в минуты раздражения.

 

Литература

Алемаскин М.А. Психологическая характеристика личности подростка-правонарушителя // Вопросы изучения детей с от­клонениями в поведении. — М., 1968. — С. 87—99.

Алемаскин М.А. Психолого-педагогические факторы предуп­реждения правонарушений среди несовершеннолетних // Пси­хология и профилактика асоциального поведения несовершен­нолетних. — Тюмень. 1985. — С. 5—11.

Андреева Г.М. Социальная психология. — М.: Изд-во МГУ, 1988. - 429 с.

Анисимов С.Ф. Мораль и поведение. — М.: Мысль, 1979. — 142с.

Асмолов А.Г. Личность; психологическая стратегия воспита­ния. — М.: Педагогика, 1985.

— 207 с.

Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. — М.: Наука, 1978. - 309 с.

Бодалев А.А. Восприятие человека человеком. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1965. - 123 с.

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возра­сте. — М.: Просвещение, 1968. — 464 с.

Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе// Вопросы психологии. — 1979. — №1. — С. 23—25.

Белкин А.С. Отклонения в поведении школьников. — Сверд­ловск: Изд-во СПИ, 1973. - 138 с.

Белкин А.С. Внимание — ребенок. Причины, диагностика, предупреждение отклонений в поведении школьников. — Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1981.

— 126 с.

Братусь Б.С., Лишин О.В. Закономерности развития деятель­ности и проблемы психолого-педагогического воздействия на личность //Вестник МГУ. — 1982. — №1.— Сер. 14. Психоло­гия.- С. 12-19.

Буква Л.П. Социальная среда и сознание личности. Человек: деятельность и обучение. — М.: Мысль, 1978. — 216 с.

Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. — М.: Просве­щение, 1991. — 141 с.

Валлон А. Психическое развитие ребенка. — М.: Про­свещение, 1967. — 195 с.

В мире подростка. — М.: Медицина, 1980. — 296 с.

Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству. — М., 1982. — 139 с. Вопросы психологии школьника // Известия АПН РСФСР /Под ред. Л.М. Божович. — М., 1951. — Вып. 36. — 196 с.

Гобечия Ф.В. Влияние психологических особенностей под­росткового возраста на отклоняющееся поведение несо­вершеннолетних // Психолого-педагогические проблемы пре­дупреждения педагогической запущенности школьников. — М.: Педобщество РСФСР. - 1978. - С. 17-27.

Гришин Д.М. Жизненные ситуации с нравственным содер­жанием. — Калуга, 1974. — 124 с.

Гришин Д.М. Взаимодействие объективных и субъективных факторов в процессе нравственного воспитания школьников. Автореф. дис. д-ра психол. наук. — М., 1979. — 31 с.

Драгунова Т.В. Психологический анализ оценки поступков подростками // Вопросы психологии личности школьника /Под ред. Л.И. Божович и Л.В. Благонадежиной. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. - С. 170-218.

Драгунова Т.В. Психологические особенности подростка // Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петров­ского. — М.: Просвещение, 1979. — С. 98—141.

Драгунова Т.В. Подросток в кругу сверстников: особенности взаимоотношений // Семья и школа. — 1975. — №1. — С.19—23.

Дусавицкий А.К. Межличностные отношения в младшем школьном возрасте и их зависимость от способа обучения // Вопросы психологии. — 1983. — №1. — С. 19—24.

Захарова А.В., Андрущенко Т.Ю. Исследование самооценки младшего школьника в учебной деятельности // Вопросы пси­хологии. - 1980. - №4. - С. 54-62.

Знаков В.В. Понимание асоциальными подростками си­туации насилия и унижения человеческого достоинства // Воп­росы психологии. — 1990. — №1. — С. 20—27.

Зотова О.И. Проблемы отклоняющего поведения // Психо­логические проблемы социальной регуляции поведения / Отв. ред. Е.В. Шорохова, М.И. Бобнева. — М.: Наука. — С. 343—365.

Зюбин Л.М. О природе асоциального поведения несовер­шеннолетних // Вопросы психологии. — 1973. — №4. — С. 59—63.

Иванов В.П. Воспитывать коллективистов. — М., 1982. — 80 с.

Каган В.Е. Семейные и полоролевые установки у подростков // Вопросы психологии. — 1987. — №2. — С. 54—61.

Ковалев А.Г. Психологические основы исправления правона­рушителя. — М.: Юрид. литература, 1968. — 136 с.

Каневская М.Е. Основные типы и психологические особен­ности направленности личности: Автореф. дис. канд. психол. ,наук.- М., 1985. — 19 с.

Кон И.С. Открытие «Я». — М.: Политиздат, 1978. — 367 с.

Кон И.С. Психология ранней юности. — М.: Просвещение, 1989. -192 с.

Кочетов А.И. О психолого-педагогической характеристике самосознания подростков // Сб. науч. тр. — Шадринск. 1970. — С. 65-73.

Кочетов А.И. Перевоспитание подростка. — М., 1972. —120 с.

Левитов Н.Д. От чего возникают недостатки в характере школьников и как их исправлять. — М., 1961. — 84 с.

Левитов Н.Д. Фрустация как один из видов психических со­стояний // Вопросы психологии. — 1967. — №6. — С. 118—128.

Левитов Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тре­воги// Вопросы психологии. — 1969. — №1. — С. 131 —137.

Левитов Н.Д. Психическое состояние агрессии // Вопросы психологии. - 1972. - №6. - С. 168-171.

Леонгард К. Акцентуирование личности.: Пер. с нем. — Киев, 1981.-439 с.

Лозоцева В.Н. Особенности отношения подростка к сверст­нику как к образцу. Автореф. дисс. канд. психол. наук. — М.,

1978.- 24с.

Лисина М.И. Общение детей со взрослыми и сверстниками: общее и различное // Исследования по проблеме возрастной и педагогической психологии. — М., 1980.

— 213 с.

Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. — М., 1986. — 76 с.

Литвинов И.А. Педагогический анализ причин правонаруше­ний несовершеннолетних и пути их предупреждения: Автореф. дисс. канд. пед. наук. — Киев, 1973. — 23 с.

Личко А.Е. Основные типы нарушений поведения у под­ростков // Патологические нарушения поведения у подростков / Под ред. А.Е. Личко. - Л., 1973. - С. 5-16.

Личко А.Е. Патохарактерологический диагностический оп­росник для подростков и опыт его практического исполь­зования. — М.: НИИПИ им. В.М. Бехтерева, 1976.

— 96 с.

Личко А.Е. Психопатии и акцептуации характера у под­ростков // Психология индивидуальных различий: Тексты. —М., 1982. - 290 с.

Личко А.Е. Эти трудные подростки: записки психиатра. — Л.: Лениздат, 1983.

- 126 с.

Мансуров Н.С. Социально-психологические причины труд­ного детства // Дети с отклонениями в поведении / Отв. ред. И.А. Невский. - М., 1968. - С. 39-43.

Махов Ф.С. Подросток и свободное время. — М., 1982. — 75с.

Невский И.А. Трудный успех. — М.: Просвещение. 1981. — 112 с.

Обозов Н.Н. Межличностные отношения. — Л., 1979. — 159 с.

Обухов В.М. Педагогическая диагностика отклонений в нравственном развитии подростков: Автореф. дисс. канд. пед. наук. — 23 с.

Прихожан A.M. Развитие эмоциональной стороны само­сознания // Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И.В. Дуброви­ной. - М., 1987. - С. 46-53.

Прихожан A.M. Диагностика личностной тревожности и не­которые способы ее преодоления // Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. — М., 1987. — С. 98—116.

Проблемы психологии современного подростка.: Сб. науч. тр. / Под ред. Д.И. Фельдштейна. — М., 1982. — 160 с.

Психологические механизмы регуляции социального пове­дения.: Сб. статей / Отв. ред. М.И. Бобнева, Е.И. Шорохова. — М.: Наука, 1979. - 335 с.

Психологическое изучение детей в школе-интернате / Под ред. Л.И. Божович. — М., 1960. - 158 с.

Раттер М. Помощь трудным детям. — М., 1978. — 193 с.

Разин М.В., Фаин А.П. Демонстративность поведения участ­ников неформальных объединений // Советская педагогика — 1988. - №7. - С. 60-65.

Румянцева Т.Г. Критический анализ концепции «чело­веческой агрессивности». — Минск, 1982. — 79 с.

Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубеж­ной психологии // Вопр. психологии. — 1991. — №1. — С. 82—86.

Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагоги­ческом процессе. — М., 1990. — 123 с.

Савонько Е.И. Возрастные особенности соотношения ори­ентации на самооценку и на оценку другими людьми // Изу­чение мотивации поведения детей и подростков. — М., 1966 — С. 47-51.

Сайко В.Д. Ценностные ориентации детей при переходе в младший школьный и подростковый возраст // Вопр. психоло­гии. - 1986. - №2. - С. 14-16.

Сарсенбаева Б.И. Психологические особенности развития коллективистического отношения подростков к спортивной де­ятельности // Вопр. психологии. — 1981. — №4. — С. 17—19.

Северов А.П. Психологические особенности асоциального по­ведения несовершеннолетних.: Автореф. дисс. канд. психол. наук.— Киев, 1979. — 25 с.

Семенюк Л.М.Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции: Учебное пособие / Л.М. Семенюк. – 2-е изд. – М., 2003.

Славина Л.С. Дети с аффективным поведением. — М.: Про­свещение, 1969.

— 150 с.

Солдатенко Н.Г. Психология трудного подростка. — Рига: Знание, 1980. - 24 с.

Фелинская Н.И. О роли биологических и социальных факто­ров в формировании патологии личности несовершеннолетнего правонарушителя // Вопросы изучения детей с отклонениями в поведении / Отв. ред. И.А. Невский. — М., 1968. — С. 107—108.

Фельдштейн Д.И. Трудный подросток. — Душанбе, 1972. — 183с.

Фельдштейн Д.И. Психологические аспекты изучения со­временного подростка // Вопр. психологии. — 1983. — №1. — С. 33-42.

Холличер В. Человек и агрессия. — М., 1973. — С. 129.





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 184.72.102.217 (0.019 с.)