Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

От родителей в юношеском возрасте

Поиск

 

Реакция эмансипации – это специфическая для юношеского возраста эмоционально-поведенческая реакция. А.Е. Личко указывает на то, что реакция эмансипации проявляется в различных формах: стремление высвободиться из-под опеки, контроля, руководства, покровительства со стороны родных, воспитателей и вообще старших по возрасту, от установленных ими порядков, правил и законов, открытое проявление безразличия к ним, отрицание их значимости, пренебрежение ими, открытая дерзость и бунт против убеждений и соглашений, которые раньше разделялись. Процесс эмансипации начинается ещё с подросткового возраста. Основанием является возникающее в этом возрасте чувство взрослости, стремление к автономии. Процесс эмансипации от родителей продолжается в юношеском возрасте и приобретает новые черты.

Нами было проведено исследование, направленное на определение характера представлений о зависимости от родителей в юношеском возрасте. Мы разработали опросный лист, в котором перечислены 43 жизненные ситуации, в рамках который могла быть обнаружена зависимость от родителей. Данные ситуации можно объединить в 11 сфер жизнедеятельности: друзья, учебная деятельность, профессия, финансовая сфера, хобби, питание, внешний вид, работа по дому, личная жизнь, место проживания, мировоззрение. Юношам и девушкам предлагалось оценить по шкале от 0 до 10 баллов их реальную и желаемую зависимость от родителей. Также предлагалось дать определение таким понятиям, как ответственность, независимость и свобода от родителей, и ответить на ряд вопросов.

Исследование проводилось на базе ГУО «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина». В нём приняли участие 18 девушек и 20 юношей в возрасте от 17 до 21 года.

При обработке первой части опросного листа (оценка реальной и желаемой зависимости) были получены следующие результаты. Самые высокие показатели реальной зависимости у юношей и у девушек были выделены в следующих 5 сферах: хобби, личная жизнь, внешний вид, работа по дому, финансовая сфера. Приведённые сферы жизнедеятельности имели также самые высокие показатели при оценке желаемой зависимости. Однако сферы хобби и личная жизнь имеют показатели несколько ниже, чем при оценке реальной зависимости, что свидетельствует о желании юношей и девушек снизить влияние и контроль родителей в данных сферах. В таких сферах, как работа по дому и внешний вид молодые люди, наоборот, хотят большего участия родителей. Что касается финансовой сферы, то ни юноши, ни девушки не стремятся к снижению зависимости от родителей.

Опрошенные не видят своей зависимости от родителей в следующих сферах жизнедеятельности: друзья, учебная деятельность, профессия (профессиональное самоопределение), питание, место проживания, мировоззрение. Можно предположить, что в данных сферах юноши и девушки имеют достаточно возможностей для реализации своей самостоятельности.

При обработке второй части (открытые вопросы) ответы классифицировались по сходству. Так, при анализе определении понятия «ответственность» были выделены следующие категории: ответственность за последствия, стремление к исполнению своих решений и решений других людей, свобода выбора, идентичность. Наиболее часто встречающейся категорией у обеих групп респондентов является категория «ответственность за последствия». Т. е. опрошенные ориентируются в своих поступках, прежде всего, на их видимый результат и его значение для себя и окружающих. Также высокие показатели имеет категория «стремление к исполнению своих решений», что может свидетельствовать о стремлении в данном возрасте к выполнению каких-либо действий в соответствии с принятым решением и готовности нести ответственность за последствия.

При анализе определений понятия «независимость» нами были выделены следующие категории: самостоятельность материальная и жилищная, отсутствие влияния, свобода выбора действий и решений. В данном случае результаты распределись практически равномерно как у девушек, так и у юношей. Небольшое преимущество у девушек имеет категория самостоятельности.

При анализе определения понятия «свобода от родителей» были выделены следующие категории: независимость финансовая и жилищная, свобода выбора, самостоятельность в принятии решений, отсутствие контроля. Наиболее часто встречающаяся категория у всех респондентов – «независимость» преимущественно финансовая. Также юношами была выделена категория «свобода выбора», а девушками «отсутствие контроля».

При обработке ответов на вопрос «Что вы находите хорошего в самостоятельности и независимости от родителей?» были выделены следующие категории: самостоятельность (в том числе материальная), возможность самореализации / самоопределения, свобода выбора, способность отвечать за свои поступки. У девушек ответы на данный вопрос были преимущественно сосредоточены на категории «свобода выбора», также были выделены категории «самореализация» и «самостоятельность». У юношей же ответы равномерно распределились между категориями «самореализация / самоопределение» и «способность отвечать за свои поступки».

При обработке ответов на вопрос «Что вы находите плохого в самостоятельности и независимости от родителей?» были выделены следующие категории: отсутствие отрицательных сторон, отсутствие контакта, наличие ошибок, отсутствие личного опыта / необходимость получать совет. Ответы респондентов распределились практически равномерно, небольшое преимущество имеет категория «отсутствие отрицательных сторон», что может свидетельствовать о стремлении в юношеском возрасте к полной самостоятельности и независимости от родителей.

При анализе ответов на вопрос «Что бы вы хотели изменить в отношении ваших родителей к вам?» были выделены следующие категории: отсутствие желания что-либо менять, отсутствие ответа, снижение контроля (отношение как к взрослому), больше доверия (понимания). При этом 50 % юношей не дали ответа на этот вопрос, остальная половина отдала предпочтение категории «снижение контроля (отношение как к взрослому)». У девушек преимущество отдано категории «нет желания что-либо менять», также имеет место категория «больше доверия / понимания». Можно предположить, что данные ответы связаны со стремлением к автономии, и становлением личностной идентичности в юношеском возрасте.

Также можно предположить, что как личностную ценность юноши и девушки выделяют свободу выбора, самостоятельность и отсутствие контроля, а при отделении от родителей боятся потерять с ними контакт, видят ценность родительского опыта. При определении понятий и ответах на вопросы ориентируются на внешние характеристики.

Таким образом, юноши и девушки видят свою зависимость от родителей и принимают ее, конфликты не возникают. Это можно объяснить тем, что при поступлении в университет перед молодыми людьми, особенно проживающими отдельно от родителей, ставится задача самоконтроля, они вынуждены принимать собственные решения, открывается перспектива ответственности за свои поступки. Обучение в ВУЗе предполагает самоорганизацию учебной деятельности. Юноши и девушки сталкиваются с последствиями своего выбора, а родители не всегда могут оказать влияние. При этом молодые люди при отрицательных последствиях не всегда стремятся прибегнуть к помощи родителей, пытаясь решить проблемы самостоятельно, что способствует накоплению личного опыта.

Можно ли сказать, что процесс эмансипации завершается в данном возрасте? Нет, это лишь этап, в котором юноши и девушки чувствуют свободу от родителей, однако материально они остаются зависимы. Процесс эмансипации будет развиваться дальше и может остро проявится при реализации юношей и девушек как субъектов профессиональной деятельности, в семейных отношения и т. д.

 

Д.В. Тельпук (Е.Л. Банникова*)

Минск, УО ВАРБ

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 249; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.219.174 (0.01 с.)