Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
От родителей в юношеском возрастеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Реакция эмансипации – это специфическая для юношеского возраста эмоционально-поведенческая реакция. А.Е. Личко указывает на то, что реакция эмансипации проявляется в различных формах: стремление высвободиться из-под опеки, контроля, руководства, покровительства со стороны родных, воспитателей и вообще старших по возрасту, от установленных ими порядков, правил и законов, открытое проявление безразличия к ним, отрицание их значимости, пренебрежение ими, открытая дерзость и бунт против убеждений и соглашений, которые раньше разделялись. Процесс эмансипации начинается ещё с подросткового возраста. Основанием является возникающее в этом возрасте чувство взрослости, стремление к автономии. Процесс эмансипации от родителей продолжается в юношеском возрасте и приобретает новые черты. Нами было проведено исследование, направленное на определение характера представлений о зависимости от родителей в юношеском возрасте. Мы разработали опросный лист, в котором перечислены 43 жизненные ситуации, в рамках который могла быть обнаружена зависимость от родителей. Данные ситуации можно объединить в 11 сфер жизнедеятельности: друзья, учебная деятельность, профессия, финансовая сфера, хобби, питание, внешний вид, работа по дому, личная жизнь, место проживания, мировоззрение. Юношам и девушкам предлагалось оценить по шкале от 0 до 10 баллов их реальную и желаемую зависимость от родителей. Также предлагалось дать определение таким понятиям, как ответственность, независимость и свобода от родителей, и ответить на ряд вопросов. Исследование проводилось на базе ГУО «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина». В нём приняли участие 18 девушек и 20 юношей в возрасте от 17 до 21 года. При обработке первой части опросного листа (оценка реальной и желаемой зависимости) были получены следующие результаты. Самые высокие показатели реальной зависимости у юношей и у девушек были выделены в следующих 5 сферах: хобби, личная жизнь, внешний вид, работа по дому, финансовая сфера. Приведённые сферы жизнедеятельности имели также самые высокие показатели при оценке желаемой зависимости. Однако сферы хобби и личная жизнь имеют показатели несколько ниже, чем при оценке реальной зависимости, что свидетельствует о желании юношей и девушек снизить влияние и контроль родителей в данных сферах. В таких сферах, как работа по дому и внешний вид молодые люди, наоборот, хотят большего участия родителей. Что касается финансовой сферы, то ни юноши, ни девушки не стремятся к снижению зависимости от родителей. Опрошенные не видят своей зависимости от родителей в следующих сферах жизнедеятельности: друзья, учебная деятельность, профессия (профессиональное самоопределение), питание, место проживания, мировоззрение. Можно предположить, что в данных сферах юноши и девушки имеют достаточно возможностей для реализации своей самостоятельности. При обработке второй части (открытые вопросы) ответы классифицировались по сходству. Так, при анализе определении понятия «ответственность» были выделены следующие категории: ответственность за последствия, стремление к исполнению своих решений и решений других людей, свобода выбора, идентичность. Наиболее часто встречающейся категорией у обеих групп респондентов является категория «ответственность за последствия». Т. е. опрошенные ориентируются в своих поступках, прежде всего, на их видимый результат и его значение для себя и окружающих. Также высокие показатели имеет категория «стремление к исполнению своих решений», что может свидетельствовать о стремлении в данном возрасте к выполнению каких-либо действий в соответствии с принятым решением и готовности нести ответственность за последствия. При анализе определений понятия «независимость» нами были выделены следующие категории: самостоятельность материальная и жилищная, отсутствие влияния, свобода выбора действий и решений. В данном случае результаты распределись практически равномерно как у девушек, так и у юношей. Небольшое преимущество у девушек имеет категория самостоятельности. При анализе определения понятия «свобода от родителей» были выделены следующие категории: независимость финансовая и жилищная, свобода выбора, самостоятельность в принятии решений, отсутствие контроля. Наиболее часто встречающаяся категория у всех респондентов – «независимость» преимущественно финансовая. Также юношами была выделена категория «свобода выбора», а девушками «отсутствие контроля». При обработке ответов на вопрос «Что вы находите хорошего в самостоятельности и независимости от родителей?» были выделены следующие категории: самостоятельность (в том числе материальная), возможность самореализации / самоопределения, свобода выбора, способность отвечать за свои поступки. У девушек ответы на данный вопрос были преимущественно сосредоточены на категории «свобода выбора», также были выделены категории «самореализация» и «самостоятельность». У юношей же ответы равномерно распределились между категориями «самореализация / самоопределение» и «способность отвечать за свои поступки». При обработке ответов на вопрос «Что вы находите плохого в самостоятельности и независимости от родителей?» были выделены следующие категории: отсутствие отрицательных сторон, отсутствие контакта, наличие ошибок, отсутствие личного опыта / необходимость получать совет. Ответы респондентов распределились практически равномерно, небольшое преимущество имеет категория «отсутствие отрицательных сторон», что может свидетельствовать о стремлении в юношеском возрасте к полной самостоятельности и независимости от родителей. При анализе ответов на вопрос «Что бы вы хотели изменить в отношении ваших родителей к вам?» были выделены следующие категории: отсутствие желания что-либо менять, отсутствие ответа, снижение контроля (отношение как к взрослому), больше доверия (понимания). При этом 50 % юношей не дали ответа на этот вопрос, остальная половина отдала предпочтение категории «снижение контроля (отношение как к взрослому)». У девушек преимущество отдано категории «нет желания что-либо менять», также имеет место категория «больше доверия / понимания». Можно предположить, что данные ответы связаны со стремлением к автономии, и становлением личностной идентичности в юношеском возрасте. Также можно предположить, что как личностную ценность юноши и девушки выделяют свободу выбора, самостоятельность и отсутствие контроля, а при отделении от родителей боятся потерять с ними контакт, видят ценность родительского опыта. При определении понятий и ответах на вопросы ориентируются на внешние характеристики. Таким образом, юноши и девушки видят свою зависимость от родителей и принимают ее, конфликты не возникают. Это можно объяснить тем, что при поступлении в университет перед молодыми людьми, особенно проживающими отдельно от родителей, ставится задача самоконтроля, они вынуждены принимать собственные решения, открывается перспектива ответственности за свои поступки. Обучение в ВУЗе предполагает самоорганизацию учебной деятельности. Юноши и девушки сталкиваются с последствиями своего выбора, а родители не всегда могут оказать влияние. При этом молодые люди при отрицательных последствиях не всегда стремятся прибегнуть к помощи родителей, пытаясь решить проблемы самостоятельно, что способствует накоплению личного опыта. Можно ли сказать, что процесс эмансипации завершается в данном возрасте? Нет, это лишь этап, в котором юноши и девушки чувствуют свободу от родителей, однако материально они остаются зависимы. Процесс эмансипации будет развиваться дальше и может остро проявится при реализации юношей и девушек как субъектов профессиональной деятельности, в семейных отношения и т. д.
Д.В. Тельпук (Е.Л. Банникова*) Минск, УО ВАРБ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 249; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.219.174 (0.01 с.) |