Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Об их зависимости от родителейСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В подростковом возрасте начинают протекать процессы эмансипации от родителей. Реакция эмансипации – это специфическая для подросткового возраста эмоционально-поведенческая реакция, которая проявляется в стремлении высвободиться из-под опеки, контроля, покровительства старших, протесте против установленных правил и порядков. Причиной такой реакции может быть чувство взрослости, выражающееся в том, что старшеклассники ощущают себя взрослыми, стремятся поступать так, как поступают взрослые и требуют соответствующего отношения к себе, перестройка социальной активности, оформление устойчивых формы поведения, черт характера и способов эмоционального реагирования, перестройка в интересах и их деятельности. Все это отражается на взаимоотношениях подростка с родителями: сопротивление требованиям, стремление к самостоятельности и независимости, что сопровождается конфликтами, которые нарушают и даже разрушают отношения с родителями, независимо от того, что ребенок нуждается в помощи, поддержке, защите с их стороны. Недостаток внимания со стороны родителей, неготовность пойти навстречу подростку нередко становятся причиной серьезного эмоционального кризиса и препятствием для становления его «Я». Таким образом, возникает противоречие: с одной стороны подросток стремится освободиться от родительской опеки, а, с другой стороны, зависим от них и нуждается в их заботе. Отношение подростка к этой зависимости влияет на то, будет ли он прилагать какие-либо усилия к построению и поддержанию положительных отношений с родителями. В связи с этим мы решили изучить представления старшеклассников о характере их зависимости от родителей. С этой целью нами был разработан опросный лист, в котором мы описали 43 жизненные ситуации, в рамках которых может быть обнаружена зависимость старшеклассников от родителей. Эти ситуации объединяются в 10 сфер жизнедеятельности: учеба, отношение с друзьями, финансовая сфера, личные увлечения (хобби), профессиональное определение, питание, внешний вид, работа по дому, личная жизнь (выбор партнера) и место проживания. Юношам и девушкам надо было оценить в баллах по шкале от 0 до 10 их реальную, а также желаемую зависимость от родителей. Также данный опросный лист содержит необходимость дать ряд определений, направленных на выяснение представлений юношей и девушек о том, что такое ответственность, независимость и свобода от родителей, какие положительные и отрицательные моменты юноши и девушки видят в самостоятельности и независимости, а также что они хотели бы изменить в отношении родителей к ним. Исследование проводилось на базе средней школы № 18 г. Бреста. В данном исследовании приняли участие 30 учащихся 9–11 классов в возрасте от 15 до 17 лет (19 девушек и 11 юношей). При обработке первой части опросного листа (оценка реальной и желаемой зависимости от родителей) были получены следующие результаты. Самые высокие показатели реальной зависимости у респондентов были выделены в таких сферах, как общение с друзьями, питание, профессиональное самоопределение, выбор партнёра и определение места проживания. Приведенные сферы жизнедеятельности за исключением общения с друзьями и питания имели также высокие показатели при оценке желаемой зависимости. Остальные сферы жизнедеятельности имеют показатели ниже, чем при оценке реальной зависимости, что свидетельствует о желании старшеклассников снизить влияние и контроль родителей в данных сферах. Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что в сферах профессионального самоопределения, выбора партнёра и определения места проживания старшеклассники боятся брать на себя ответственность, чувствуют себя некомпетентными, несостоятельными в решении проблем этих сфер и нуждаются в помощи и поддержке родителей. В сферах общения с друзьями и питания учащиеся стремятся освободиться от влияния родителей, считают себя способными решать проблемы в данной сфере и сопротивляются вторжению родителей в эти сферы своей жизни. В результате анализа ответов респондентов на открытые вопросы мы получили следующие данные. Юноши и девушки под «ответственностью» понимают ответственность за последствия и возможность свободы выбора. Чаще всего были такие ответы как «ответственность – это когда ты полностью отвечаешь за свои поступки» и «ответственность – это принимать решения самостоятельно. При этом как юноши, так и девушки чаще под ответственностью понимают ответственности за последствия. Под «независимостью» старшеклассники понимают самостоятельность и чувство свободы. Наиболее частыми вариантами ответа являются: «независимость – это когда сам принимаешь решения» и «независимость – когда не нужно никому подчинятся». Ключевой характеристикой «свободы от родителей» как юноши, так и девушки и считают независимость от них. Это выражается в следующих ответах респондентов: «самостоятельность решений», «отсутствие контроля» и «самообеспечение». В результате анализа ответов на вопрос «Назовите, что вы находите хорошего в самостоятельности и независимости от родителей», респонденты указывали на самостоятельность и ответственность. Для девушек наиболее характерным ответом является «ответственность», а для юношей «самостоятельность». Это можно увидеть в таких ответах старшеклассников, как «можно делать все, что хочется», «учусь решать проблемы сам». Анализ ответов на вопрос «Назовите, что вы находите плохого в самостоятельности и независимости от родителей» показал, что для старшеклассников наиболее приоритетным, в данном случае является ответственность, но также характерно отсутствие помощи со стороны родителей и материальная самостоятельность. Гендерные различия не выявлены. Подтверждение этому можно увидеть в таких ответах респондентов как «надо принимать решения самостоятельно», «отсутствие родительской помощи», «мало средств для существования», «самостоятельность». Т. е. самостоятельность рассматривается юношами и девушками как положительное и отрицательное явления одновременно. Отвечая на вопрос «Что бы вы хотели изменить в отношении ваших родителей к вам?», третья часть респондентов, в числе которых больше девушек, указывала отсутствие желания что-либо менять. Четвёртая часть респондентов (в основном юноши) не дала ответов. Третья часть респондентов указала на желание взаимопонимания и уважения к себе со стороны родителей. Это можно увидеть в таких ответах как «Чтобы прислушивались к моему мнению», «Хочу взаимопонимания и больше свободы». Проанализировав данные, полученные с помощью опросного листа, можно сделать вывод о том, что для старшеклассников характерна тенденция к самостоятельности. Это можно увидеть в их стремлении получить свободу от родителей, быть независимыми от них, в желании самостоятельно принимать решения и избавиться от родительского контроля. Но несмотря на это, реальных действий, направленных на достижение самостоятельности, юноши и девушки не предпринимают. Они по-прежнему ориентируются на мнение родителей и боятся брать на себя ответственность. Таким образом, процесс эмансипации начинается в подростковом возрасте на основе появления чувства взрослости. Но в процессе его реализации они обнаруживают зависимость от своих родителей и отсутствие возможности проявлять полную самостоятельность. Это, в свою очередь, влечет за собой повышение сопротивления требованиям и увеличение числа конфликтов. Не последнюю роль оказывает здесь и социальная роль школьника. Высокая степень регламентации жизни школьника способствует стремлению проявить самостоятельность в других сферах его жизни. Это может стать причиной формирования девиантных форм поведения: того, что юноши попадут в «плохую компанию», девушки могут выражать себя в стиле одежды, своем внешнем виде.
А.С. Куцепалова (Т.Г. Шатюк* )
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 257; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.104.140 (0.006 с.) |