Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Об их зависимости от родителей

Поиск

 

В подростковом возрасте начинают протекать процессы эмансипации от родителей. Реакция эмансипации – это специфическая для подросткового возраста эмоционально-поведенческая реакция, которая проявляется в стремлении высвободиться из-под опеки, контроля, покровительства старших, протесте против установленных правил и порядков. Причиной такой реакции может быть чувство взрослости, выражающееся в том, что старшеклассники ощущают себя взрослыми, стремятся поступать так, как поступают взрослые и требуют соответствующего отношения к себе, перестройка социальной активности, оформление устойчивых формы поведения, черт характера и способов эмоционального реагирования, перестройка в интересах и их деятельности.

Все это отражается на взаимоотношениях подростка с родителями: сопротивление требованиям, стремление к самостоятельности и независимости, что сопровождается конфликтами, которые нарушают и даже разрушают отношения с родителями, независимо от того, что ребенок нуждается в помощи, поддержке, защите с их стороны. Недостаток внимания со стороны родителей, неготовность пойти навстречу подростку нередко становятся причиной серьезного эмоционального кризиса и препятствием для становления его «Я».

Таким образом, возникает противоречие: с одной стороны подросток стремится освободиться от родительской опеки, а, с другой стороны, зависим от них и нуждается в их заботе. Отношение подростка к этой зависимости влияет на то, будет ли он прилагать какие-либо усилия к построению и поддержанию положительных отношений с родителями.

В связи с этим мы решили изучить представления старшеклассников о характере их зависимости от родителей. С этой целью нами был разработан опросный лист, в котором мы описали 43 жизненные ситуации, в рамках которых может быть обнаружена зависимость старшеклассников от родителей. Эти ситуации объединяются в 10 сфер жизнедеятельности: учеба, отношение с друзьями, финансовая сфера, личные увлечения (хобби), профессиональное определение, питание, внешний вид, работа по дому, личная жизнь (выбор партнера) и место проживания. Юношам и девушкам надо было оценить в баллах по шкале от 0 до 10 их реальную, а также желаемую зависимость от родителей. Также данный опросный лист содержит необходимость дать ряд определений, направленных на выяснение представлений юношей и девушек о том, что такое ответственность, независимость и свобода от родителей, какие положительные и отрицательные моменты юноши и девушки видят в самостоятельности и независимости, а также что они хотели бы изменить в отношении родителей к ним. Исследование проводилось на базе средней школы № 18 г. Бреста. В данном исследовании приняли участие 30 учащихся 9–11 классов в возрасте от 15 до 17 лет (19 девушек и 11 юношей).

При обработке первой части опросного листа (оценка реальной и желаемой зависимости от родителей) были получены следующие результаты. Самые высокие показатели реальной зависимости у респондентов были выделены в таких сферах, как общение с друзьями, питание, профессиональное самоопределение, выбор партнёра и определение места проживания. Приведенные сферы жизнедеятельности за исключением общения с друзьями и питания имели также высокие показатели при оценке желаемой зависимости. Остальные сферы жизнедеятельности имеют показатели ниже, чем при оценке реальной зависимости, что свидетельствует о желании старшеклассников снизить влияние и контроль родителей в данных сферах.

Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что в сферах профессионального самоопределения, выбора партнёра и определения места проживания старшеклассники боятся брать на себя ответственность, чувствуют себя некомпетентными, несостоятельными в решении проблем этих сфер и нуждаются в помощи и поддержке родителей. В сферах общения с друзьями и питания учащиеся стремятся освободиться от влияния родителей, считают себя способными решать проблемы в данной сфере и сопротивляются вторжению родителей в эти сферы своей жизни.

В результате анализа ответов респондентов на открытые вопросы мы получили следующие данные. Юноши и девушки под «ответственностью» понимают ответственность за последствия и возможность свободы выбора. Чаще всего были такие ответы как «ответственность – это когда ты полностью отвечаешь за свои поступки» и «ответственность – это принимать решения самостоятельно. При этом как юноши, так и девушки чаще под ответственностью понимают ответственности за последствия.

Под «независимостью» старшеклассники понимают самостоятельность и чувство свободы. Наиболее частыми вариантами ответа являются: «независимость – это когда сам принимаешь решения» и «независимость – когда не нужно никому подчинятся». Ключевой характеристикой «свободы от родителей» как юноши, так и девушки и считают независимость от них. Это выражается в следующих ответах респондентов: «самостоятельность решений», «отсутствие контроля» и «самообеспечение».

В результате анализа ответов на вопрос «Назовите, что вы находите хорошего в самостоятельности и независимости от родителей», респонденты указывали на самостоятельность и ответственность. Для девушек наиболее характерным ответом является «ответственность», а для юношей «самостоятельность». Это можно увидеть в таких ответах старшеклассников, как «можно делать все, что хочется», «учусь решать проблемы сам».

Анализ ответов на вопрос «Назовите, что вы находите плохого в самостоятельности и независимости от родителей» показал, что для старшеклассников наиболее приоритетным, в данном случае является ответственность, но также характерно отсутствие помощи со стороны родителей и материальная самостоятельность. Гендерные различия не выявлены. Подтверждение этому можно увидеть в таких ответах респондентов как «надо принимать решения самостоятельно», «отсутствие родительской помощи», «мало средств для существования», «самостоятельность». Т. е. самостоятельность рассматривается юношами и девушками как положительное и отрицательное явления одновременно.

Отвечая на вопрос «Что бы вы хотели изменить в отношении ваших родителей к вам?», третья часть респондентов, в числе которых больше девушек, указывала отсутствие желания что-либо менять. Четвёртая часть респондентов (в основном юноши) не дала ответов. Третья часть респондентов указала на желание взаимопонимания и уважения к себе со стороны родителей. Это можно увидеть в таких ответах как «Чтобы прислушивались к моему мнению», «Хочу взаимопонимания и больше свободы».

Проанализировав данные, полученные с помощью опросного листа, можно сделать вывод о том, что для старшеклассников характерна тенденция к самостоятельности. Это можно увидеть в их стремлении получить свободу от родителей, быть независимыми от них, в желании самостоятельно принимать решения и избавиться от родительского контроля. Но несмотря на это, реальных действий, направленных на достижение самостоятельности, юноши и девушки не предпринимают. Они по-прежнему ориентируются на мнение родителей и боятся брать на себя ответственность.

Таким образом, процесс эмансипации начинается в подростковом возрасте на основе появления чувства взрослости. Но в процессе его реализации они обнаруживают зависимость от своих родителей и отсутствие возможности проявлять полную самостоятельность. Это, в свою очередь, влечет за собой повышение сопротивления требованиям и увеличение числа конфликтов. Не последнюю роль оказывает здесь и социальная роль школьника. Высокая степень регламентации жизни школьника способствует стремлению проявить самостоятельность в других сферах его жизни. Это может стать причиной формирования девиантных форм поведения: того, что юноши попадут в «плохую компанию», девушки могут выражать себя в стиле одежды, своем внешнем виде.

 

 

А.С. Куцепалова (Т.Г. Шатюк* )



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 257; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.104.140 (0.006 с.)