Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Жизнестойкость зависимых от компьютерных игрСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В современно мире компьютерных технологий, стала актуальной проблемой жизнестойкости зависимых от компьютерных игр. Жизнестойкость – это характеристика личности, которая, согласно С. Мадди, является ключом к стрессоустойчивости. Понятие жизнестойкости, введенное С. Кобейса и С. Мадди, находится на пересечении теоретических воззрений экзистенциальной психологии и прикладной области психологии стресса и совладения с ним. Тест жизнестойкости, разработанный С. Мадди, представляет собой адаптацию Д.А. Леонтьевым и Е.И. Рассказовой. Актуальность проблемы заключается в том, что зависимость от компьютерных игр – одна из серьезных проблем современного общества. Избавиться от неадекватного пристрастия к компьютерным играм довольно сложно – этот процесс требует вмешательства специалиста, чуткости со стороны окружающих игромана людей и его собственной силы воли и желания вернуться в настоящий мир. Компьютерные игры приводят к игровой зависимости. Эта новая болезнь поражает молодую часть населения, преимущественно подросткового возраста и молодых взрослых. Выявленные жизнестойкие установки, совладание и практики, а также факторы, способствующие развитию жизнестойкости, позволили Мадди и его коллегам создать тренинг жизнестойкости. Она состоит из трансформационного копинга, жизнестойкого отношения к окружающим людям и жизнестойких установок. Для решения поставленных задач была выбрана методика: Тест жизнестойкости С. Мадди, в адаптации Д.А. Леонтьева и Е.И. Рассказовой. Цель исследования: выявить наличие связи между зависимыми и независимыми людьми от компьютерных игр их уровня жизнестойкости. Согласно теории С. Мадди, жизнестойкость представляет собой систему убеждений о себе, мире, отношениях с ним. По Д.А. Леонтьеву и Е.И. Рассказовой эта диспозиция включает в себя 3 компонента: вовлеченность, контроль, принятие риска. Опросник содержит 45 утверждений. Респондент оценивает меру своего согласия по 4-балльной шкале («нет», «скорее нет, чем да», «скорее да, чем нет», «да»). Высокий общий балл по шкале жизнестойкости характеризует человека, активного и уверенного в своих силах, а низкий – характерен для людей, которые не уверены в своих силах и способностях, справиться со стрессом. «Жизнестойкость» представляет собой систему убеждений о себе, о мире, об отношениях с миром. Это диспозиция, включающая в себя три автономных компонента: вовлеченность, контроль, принятие риска. «Вовлеченность» определяется как «убежденность в том, что вовлеченность в происходящее дает максимальный шанс найти нечто стоящее и интересное для личности». «Контроль» представляет собой убежденность в том, что борьба позволяет повлиять на результат происходящего, пусть даже это влияние не абсолютно и успех не гарантирован. «Принятие риска» представляет собой убежденность человека в том, что все то, что с ним случается, способствует его развитию за счет знаний, извлекаемых из опыта, – неважно, позитивного или негативного. Для обработки методики был выбран статистический критерий Стьюдента, направленный на выявление различий между двумя выборками по одному признаку. Его достоинствами является широта применения, использование для сопоставления средних у связных и несвязных выборок. В качестве первичного анализа были подсчитаны баллы каждого участника по методике, в соответствии с заранее данным ключом. Было выявлено, что зависимые и не зависимые от компьютерных игр по-разному представляют убеждения о себе, мире, отношения с ним. В выборке не зависимых от компьютерных игр получены следующие результаты: Вовлечённость: низкий – 20%, средний – 66,7%, высокий – 13,3%. Здесь преобладающее большинство не зависимых от компьютерных игр имеют средний показатель, так как они считают, что, если вы чувствуете уверенность в себе и в том, что мир великодушен. Контроль: низкий – 0%, средний – 93,3%, высокий – 6,7%. В данной шкале преобладающее большинство не зависимых от компьютерных игр имеют средний показатель, так как человек с сильно развитым компонентом контроля ощущает, что сам выбирает свой путь. Принятие риска: низкий – 0%, средний – 66,7%, высокий – 33,3%. Делая оценку результатов в этой шкале большинство не зависимых от компьютерных игр имеют средний показатель, так как человек, рассматривающий жизнь как способ приобретения опыта, готов действовать в отсутствие надежных гарантий успеха, на свой страх и риск. Жизнестойкость: низкий – 0%, средний – 93,3%, высокий – 6,7%. В качестве результата, можно сказать, что преобладающее большинство не зависимых от компьютерных игр имеют средний показатель, так как жизнестойкость и три предыдущие шкалы препятствует возникновению внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях за счет стойкого совладания со стрессами и восприятия их. Иные результаты получены у зависимых от компьютерных игр: Вовлечённость: низкий – 73,3%, средний – 26,7%, высокий – 0%. Здесь следует сказать, что преобладающее большинство зависимых от компьютерных игр имеют низки показатель, так как эти люди считают, что, вовлечённость в ситуацию не влияет на происходящее. Контроль: низкий – 33,3%, средний – 66,7%, высокий – 0%. В данной шкале преобладающее большинство зависимых от компьютерных игр имеют средний показатель, так как человек с сильно развитым компонентом контроля ощущает, что сам выбирает свой путь. Принятие риска: низкий – 20%, средний – 80%, высокий – 0%. По результатам большинство зависимых от компьютерных игр имеют средний показатель, так как человек, рассматривающий жизнь как способ приобретения опыта, готов действовать на свой страх и риск. Жизнестойкость: низкий – 33,3%, средний – 66,7%, высокий – 0%. Как вывод, можно сказать, что большинство зависимых от компьютерных игр имеют средний показатель по этой шкале, так как жизнестойкость и три предыдущие шкалы препятствует возникновению внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях за счет совладания с ним. Таким образом, можно заключить, что различия, между зависимыми и не зависимыми от компьютерных игр, достаточно выражены. Так можно сказать, что зависимость от компьютерных игр достаточно негативно влияет на взгляды человека на себя, мир, и своё отношение к нему. По всем 4 шкалам методики гипотеза подтвердилась: уровень жизнестойкости зависимых от компьютерных игр отличается от уровня жизнестойкости не зависимых от компьютерных игр.
Список литературы 1. Формирование жизнестойкости в детстве [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://kstera.ru/texts/hardiness/. – Дата доступа: 09.01.2015. 2. Арзуманов, Ю.Л. О медицинских аспектах игромании. Методы выявления, реабилитации и профилактики. Опыт решения проблем игровой зависимости за рубежом / Ю.Л. Арзуманов // Журнал Наркология, 2004. – № 4. 3. Леонтьев, Д.А. Тест жизнестойкости / Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова. – М.: Смысл, 2006. – 63 с. 4. Тест жизнестойкости. Методика С. Мадди, адаптация Д.А. Леонтьева [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://psycabi.net/testy/ 563-test-zhiznestojkosti-metodika-s-maddi-adaptatsiya-d-a-leonteva. Дата доступа: 01.05.2015. Е.П. Старик (Т.Г. Шатюк*) Гомель, ГГУ имени Ф.Скорины
АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ 1-2-ГО КУРСОВ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕРАКТИВНОГО МЕТОДА ФОРУМ-ТЕАТР
В современных научных исследованиях значительное внимание уделяется вопросам адаптации человека к социальным условиям, но всё же многие аспекты проблемы остаются недостаточно разработанными. В исследованиях адаптации студентов младших курсов обучения до сих пор не раскрываются возможности интерактивных методов преподавания, которые, однако, обладают необходимым потенциалом для включения обучающихся в продуктивную учебную деятельность и способны выступать в качестве эффективного условия развития личности. Интерактивные педагогические технологии в условиях современной образовательной среды способствуют более успешной адаптации студентов, обеспечивают безопасные, комфортные, бесконфликтные условия для развития личности и реализации потенциала обучающихся. Одной из таких современных технологий является форум-театр. Обратим внимание, что основополагающим отличием изучаемого метода от других интерактивных технологий является уникальная структура взаимодействия субъектов образовательного процесса, ведь он представляет собой симбиоз ролевой игры, ситуационного моделирования, мозгового штурма и тренинга. Адаптация студентов с помощью форум-театра является новой формой взаимодействия субъектов в образовательной среде и требует особого изучения своей эффективности с помощью уже проверенных и зарекомендовавших себя методик. Руководствуясь вышеизложенным, было запланировано исследование адаптации студентов на базе ГГУ имени Ф.Скорины на выборке обучающихся 1-2-го курсов в количественном составе 30 человек и проведено с помощью шкалы самооценки Ч.Д.Спилбергера-Ю.Л.Ханина, а так же методики исследования самооценки Т.Дембо-С.Я.Рубинштейн. Начальная цель взаимодействия – определить уровень реактивной и личностной тревожности, как индивидуального показателя чувствительности к стрессу и как черту личности, характеризующуюся склонностью испытуемого в той или иной степени испытывать в большинстве ситуаций страх либо опасение [1]. Конечная цель взаимодействия – формирование у студента психологической, профессиональной, творческой готовности к предстоящей профессиональной деятельности, профессиональному саморазвитию. Для достижения конечной цели студентам была предложена программа по адаптации, состоящая из 5-ти занятий, на которых создавались условия для близкого знакомства и установления эмоциональных контактов, студенты приобретали опыт эффективного взаимодействия при решении групповой задачи, а так же познакомились с интерактивным методом форум-театр. В программу были включены упражнения на развитие творческого потенциала: развитие восприятия, реактивности, внимания, воображения. Так же присутствовали упражнения, направленные на повышение чувствительности, физическое и душевное раскрепощение. На последних занятиях студентам предлагалось создать свой форум-театр на тему, волнующую именно их. Так как сценарий должен быть эмоциональным, студенты писали его совместными усилиями, постоянно импровизируя и проигрывая ситуацию. Затем сценарий лег в основу всей сценической постановки, связанной со студенческими проблемами и неурядицами. Участники процесса были заинтересованы в решении проблем главных героев: такая ситуация может произойти с каждым, а благодаря полученным знаниям и опыту, появляется шанс разрешить ситуацию конструктивно. По завершению программы исследование самооценки и уровня тревожности повторилось. В результате применения критерия Стъюдента были выявлены различия в уровнях ситуативной тревожности, самооценки по отношению к уровню притязаний (сравнивались результаты до и после применения программы) при α=0,05. Анализируя проведенную работу, необходимо отметить, что студенты, участвующие в программе, научились лучше понимать чувства других людей и сопереживать им, что в будущем может помочь им устанавливать взаимовыгодные отношения с окружающими. Наметилась тенденция повышения устойчивости к влиянию, то есть студенты стали менее склонны поддаваться влиянию группы или отдельных лидеров, способны без зазрения совести отстаивать собственное мнение. Результаты повторного исследования уровня тревожности у студентов 1-2-го курсов ГГУ им. Ф. Скорины по методике «Шкала ситуативной тревожности» после проведения программы по адаптации, показали нам: у 72 % участников тренинга уровень тревожности находится на среднем уровне; у 28 % студентов уровень ситуативной тревожности снизился - студенты приобрели внутреннюю устойчивость к стрессовым ситуациям. Результаты повторного исследования уровня самооценки свидетельствуют о тенденции к его повышению. Одна из важнейших задач университета – это формирование готовности будущих специалистов к самообучению и проявлению творческой активности. Поиск новых путей формирования творческой, активной личности будущего специалиста тесным образом связан с изучением адаптивных процессов. В ходе исследования, проведенного на базе ГГУ им. Ф.Скорины, было доказано, что адаптация студентов 1-2-го курсов проходит успешнее, если применять такой метод обучения, как форум-театр. В свою же очередь успешная адаптация поспособствует развитию личности студента, а так же способностей и качеств, которые в дальнейшем помогут его профессиональному становлению. Список литературы 1. Хусаинова Р.М., Гредюшко О.П. Особенности ситуативной и личностной тревожности в учебной и педагогической деятельности// Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 5. – C. 210-215. А.Ю. Стасюк (Л.Г. Лысюк*)
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 267; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.8.79 (0.007 с.) |