Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Жизнестойкость зависимых от компьютерных игр

Поиск

 

В современно мире компьютерных технологий, стала актуальной проблемой жизнестойкости зависимых от компьютерных игр. Жизнестойкость – это характеристика личности, которая, согласно С. Мадди, является ключом к стрессоустойчивости.

Понятие жизнестойкости, введенное С. Кобейса и С. Мадди, находится на пересечении теоретических воззрений экзис­тенциальной психологии и прикладной области психоло­гии стресса и совладения с ним. Тест жизнестойкости, разработанный С. Мадди, представляет собой адаптацию Д.А. Леонтьевым и Е.И. Рассказовой.

Актуальность проблемы заключается в том, что зависимость от компьютерных игр – одна из серьезных проблем современного общества. Избавиться от неадекватного пристрастия к компьютерным играм довольно сложно – этот процесс требует вмешательства специалиста, чуткости со стороны окружающих игромана людей и его собственной силы воли и желания вернуться в настоящий мир. Компьютерные игры приводят к игровой зависимости. Эта новая болезнь поражает молодую часть населения, преимущественно подросткового возраста и молодых взрослых.

Выявленные жизнестойкие установки, совладание и практики, а также факторы, способствующие развитию жизнестойкости, позволили Мадди и его коллегам создать тренинг жизнестойкости. Она состоит из трансформационного копинга, жизнестойкого отношения к окружающим людям и жизнестойких установок.

Для решения поставленных задач была выбрана методика: Тест жизнестойкости С. Мадди, в адаптации Д.А. Леонтьева и Е.И. Рассказовой.

Цель исследования: выявить наличие связи между зависимыми и независимыми людьми от компьютерных игр их уровня жизнестойкости.

Согласно теории С. Мадди, жизнестойкость представляет собой систему убеждений о себе, мире, отношениях с ним. По Д.А. Леонтьеву и Е.И. Рассказовой эта диспозиция включает в себя 3 компонента: вовлеченность, контроль, принятие риска. Опросник содержит 45 утверждений. Респондент оценивает меру своего согласия по 4-балльной шкале («нет», «скорее нет, чем да», «скорее да, чем нет», «да»). Высокий общий балл по шкале жизнестойкости характеризует человека, активного и уверенного в своих силах, а низкий – характерен для людей, которые не уверены в своих силах и способностях, справиться со стрессом.

«Жизнестойкость» представляет собой систему убеждений о себе, о мире, об отношениях с миром. Это дис­позиция, включающая в себя три автономных компонента: вовлеченность, контроль, принятие риска.

«Вовлеченность» определяется как «убежден­ность в том, что вовлеченность в происходящее дает макси­мальный шанс найти нечто стоящее и интересное для личности».

«Контроль» представляет собой убежденность в том, что борьба позволяет повлиять на результат происхо­дящего, пусть даже это влияние не абсолютно и успех не га­рантирован.

«Принятие риска» представляет собой убежденность человека в том, что все то, что с ним случается, способствует его разви­тию за счет знаний, извлекаемых из опыта, – неважно, по­зитивного или негативного.

Для обработки методики был выбран статистический критерий Стьюдента, направленный на выявление различий между двумя выборками по одному признаку. Его достоинствами является широта применения, использование для сопоставления средних у связных и несвязных выборок.

В качестве первичного анализа были подсчитаны баллы каждого участника по методике, в соответствии с заранее данным ключом. Было выявлено, что зависимые и не зависимые от компьютерных игр по-разному представляют убеждения о себе, мире, отношения с ним.

В выборке не зависимых от компьютерных игр получены следующие результаты:

Вовлечённость: низкий – 20%, средний – 66,7%, высокий – 13,3%.

Здесь преобладающее большинство не зависимых от компьютерных игр имеют средний показатель, так как они считают, что, если вы чувствуете уверен­ность в себе и в том, что мир великодушен.

Контроль: низкий – 0%, средний – 93,3%, высокий – 6,7%.

В данной шкале преобладающее большинство не зависимых от компьютерных игр имеют средний показатель, так как человек с сильно развитым компонентом контроля ощущает, что сам выбирает свой путь.

Принятие риска: низкий – 0%, средний – 66,7%, высокий – 33,3%.

Делая оценку результатов в этой шкале большинство не зависимых от компьютерных игр имеют средний показатель, так как человек, рассматривающий жизнь как способ приобретения опыта, готов действовать в отсутствие надежных гарантий успеха, на свой страх и риск.

Жизнестойкость: низкий – 0%, средний – 93,3%, высокий – 6,7%.

В качестве результата, можно сказать, что преобладающее большинство не зависимых от компьютерных игр имеют средний показатель, так как жизнестойкость и три предыдущие шкалы препятствует возникновению внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях за счет стойкого совладания со стрессами и восприятия их.

Иные результаты получены у зависимых от компьютерных игр:

Вовлечённость: низкий – 73,3%, средний – 26,7%, высокий – 0%.

Здесь следует сказать, что преобладающее большинство зависимых от компьютерных игр имеют низки показатель, так как эти люди считают, что, вовлечённость в ситуацию не влияет на происходящее.

Контроль: низкий – 33,3%, средний – 66,7%, высокий – 0%.

В данной шкале преобладающее большинство зависимых от компьютерных игр имеют средний показатель, так как человек с сильно развитым компонентом контроля ощущает, что сам выбирает свой путь.

Принятие риска: низкий – 20%, средний – 80%, высокий – 0%.

По результатам большинство зависимых от компьютерных игр имеют средний показатель, так как человек, рассматривающий жизнь как способ приобретения опыта, готов действовать на свой страх и риск.

Жизнестойкость: низкий – 33,3%, средний – 66,7%, высокий – 0%.

Как вывод, можно сказать, что большинство зависимых от компьютерных игр имеют средний показатель по этой шкале, так как жизнестойкость и три предыдущие шкалы препятствует возникновению внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях за счет совладания с ним.

Таким образом, можно заключить, что различия, между зависимыми и не зависимыми от компьютерных игр, достаточно выражены. Так можно сказать, что зависимость от компьютерных игр достаточно негативно влияет на взгляды человека на себя, мир, и своё отношение к нему.

По всем 4 шкалам методики гипотеза подтвердилась: уровень жизнестойкости зависимых от компьютерных игр отличается от уровня жизнестойкости не зависимых от компьютерных игр.

 

Список литературы

1. Формирование жизнестойкости в детстве [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://kstera.ru/texts/hardiness/. – Дата доступа: 09.01.2015.

2. Арзуманов, Ю.Л. О медицинских аспектах игромании. Методы выявления, реабилитации и профилактики. Опыт решения проблем игровой зависимости за рубежом / Ю.Л. Арзуманов // Журнал Наркология, 2004. – № 4.

3. Леонтьев, Д.А. Тест жизнестойкости / Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова. – М.: Смысл, 2006. – 63 с.

4. Тест жизнестойкости. Методика С. Мадди, адаптация Д.А. Леонтьева [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://psycabi.net/testy/ 563-test-zhiznestojkosti-metodika-s-maddi-adaptatsiya-d-a-leonteva. Дата доступа: 01.05.2015.

Е.П. Старик (Т.Г. Шатюк*)

Гомель, ГГУ имени Ф.Скорины

 

АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ 1-2-ГО КУРСОВ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕРАКТИВНОГО МЕТОДА ФОРУМ-ТЕАТР

 

В современных научных исследованиях значительное внимание уделяется вопросам адаптации человека к социальным условиям, но всё же многие аспекты проблемы остаются недостаточно разработанными. В исследованиях адаптации студентов младших курсов обучения до сих пор не раскрываются возможности интерактивных методов преподавания, которые, однако, обладают необходимым потенциалом для включения обучающихся в продуктивную учебную деятельность и способны выступать в качестве эффективного условия развития личности. Интерактивные педагогические технологии в условиях современной образовательной среды способствуют более успешной адаптации студентов, обеспечивают безопасные, комфортные, бесконфликтные условия для развития личности и реализации потенциала обучающихся.

Одной из таких современных технологий является форум-театр. Обратим внимание, что основополагающим отличием изучаемого метода от других интерактивных технологий является уникальная структура взаимодействия субъектов образовательного процесса, ведь он представляет собой симбиоз ролевой игры, ситуационного моделирования, мозгового штурма и тренинга.

Адаптация студентов с помощью форум-театра является новой формой взаимодействия субъектов в образовательной среде и требует особого изучения своей эффективности с помощью уже проверенных и зарекомендовавших себя методик. Руководствуясь вышеизложенным, было запланировано исследование адаптации студентов на базе ГГУ имени Ф.Скорины на выборке обучающихся 1-2-го курсов в количественном составе 30 человек и проведено с помощью шкалы самооценки Ч.Д.Спилбергера-Ю.Л.Ханина, а так же методики исследования самооценки Т.Дембо-С.Я.Рубинштейн.

Начальная цель взаимодействия – определить уровень реактивной и личностной тревожности, как индивидуального показателя чувствительности к стрессу и как черту личности, характеризующуюся склонностью испытуемого в той или иной степени испытывать в большинстве ситуаций страх либо опасение [1]. Конечная цель взаимодействия – формирование у студента психологической, профессиональной, творческой готовности к предстоящей профессиональной деятельности, профессиональному саморазвитию. Для достижения конечной цели студентам была предложена программа по адаптации, состоящая из 5-ти занятий, на которых создавались условия для близкого знакомства и установления эмоциональных контактов, студенты приобретали опыт эффективного взаимодействия при решении групповой задачи, а так же познакомились с интерактивным методом форум-театр. В программу были включены упражнения на развитие творческого потенциала: развитие восприятия, реактивности, внимания, воображения. Так же присутствовали упражнения, направленные на повышение чувствительности, физическое и душевное раскрепощение. На последних занятиях студентам предлагалось создать свой форум-театр на тему, волнующую именно их. Так как сценарий должен быть эмоциональным, студенты писали его совместными усилиями, постоянно импровизируя и проигрывая ситуацию. Затем сценарий лег в основу всей сценической постановки, связанной со студенческими проблемами и неурядицами. Участники процесса были заинтересованы в решении проблем главных героев: такая ситуация может произойти с каждым, а благодаря полученным знаниям и опыту, появляется шанс разрешить ситуацию конструктивно. По завершению программы исследование самооценки и уровня тревожности повторилось.

В результате применения критерия Стъюдента были выявлены различия в уровнях ситуативной тревожности, самооценки по отношению к уровню притязаний (сравнивались результаты до и после применения программы) при α=0,05. Анализируя проведенную работу, необходимо отметить, что студенты, участвующие в программе, научились лучше понимать чувства других людей и сопереживать им, что в будущем может помочь им устанавливать взаимовыгодные отношения с окружающими. Наметилась тенденция повышения устойчивости к влиянию, то есть студенты стали менее склонны поддаваться влиянию группы или отдельных лидеров, способны без зазрения совести отстаивать собственное мнение. Результаты повторного исследования уровня тревожности у студентов 1-2-го курсов ГГУ им. Ф. Скорины по методике «Шкала ситуативной тревожности» после проведения программы по адаптации, показали нам: у 72 % участников тренинга уровень тревожности находится на среднем уровне; у 28 % студентов уровень ситуативной тревожности снизился - студенты приобрели внутреннюю устойчивость к стрессовым ситуациям. Результаты повторного исследования уровня самооценки свидетельствуют о тенденции к его повышению.

Одна из важнейших задач университета – это формирование готовности будущих специалистов к самообучению и проявлению творческой активности. Поиск новых путей формирования творческой, активной личности будущего специалиста тесным образом связан с изучением адаптивных процессов. В ходе исследования, проведенного на базе ГГУ им. Ф.Скорины, было доказано, что адаптация студентов 1-2-го курсов проходит успешнее, если применять такой метод обучения, как форум-театр. В свою же очередь успешная адаптация поспособствует развитию личности студента, а так же способностей и качеств, которые в дальнейшем помогут его профессиональному становлению.

Список литературы

1. Хусаинова Р.М., Гредюшко О.П. Особенности ситуативной и личностной тревожности в учебной и педагогической деятельности// Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 5. – C. 210-215.

А.Ю. Стасюк (Л.Г. Лысюк*)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 267; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.134.95 (0.008 с.)