Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Взаимосвязь одаренности и самооценки у детей младшего школьного возрастаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В отечественной психологии проблема одаренности была изучена такими учеными как: Д. Б. Богоявленская, А. В. Брушлинский, В. Н. Дружинин, Л. И. Ларионова, Н. С. Лейтес, A. M. Матюшкин, В. И. Панов, В. Д. Шадриков, пришедшими к пониманию того, что не только мышление, но и социальное поведение одаренного ребенка не соответствует общепринятым стандартам. Креативы могут испытывать дискриминацию в школе из-за ориентации обучения на «средние оценки», жесткой регламентации поведения, отношения учителей [1, с. 260]. Чем увереннее ребенок, чем более он чувствует своей свободы, тем больше шансов на развитие у него креативности, творческого подхода в решении задач [1, с. 258]. И встает вопрос о том, существует ли связь уровня самооценки у школьника с его одаренностью. Самооценка, особенно способностей личности, выражает определенный уровень притязаний. И чем более успешен ребенок в выбранной им деятельности, тем выше и устойчивее его оценка себя. Для младшего школьника значимой деятельностью является учеба [2, с. 94]. С цельювыявления взаимосвязи самооценки и одаренности в младшем школьном возрасте в 2012 году на базах государственного учреждения образования «Начальная школа № 63 г. Гомеля» и государственного учреждения образования «Средняя школа № 15 г. Гомеля» было проведено исследование. Выборочную совокупность составили 103 респондента в возрасте от 8 до 11 лет. Из них 50 мальчиков и 53 девочки. Нами были сформированы 2 группы. Контрольную группу составили дети, у которых не было выявлено одаренности. В экспериментальную группу вошли дети с общей, творческой и интеллектуальной одаренностью. Для изучения уровня самооценки у детей младшего школьного возраста использовалась методика Т. Дембо-С. Рубинштейна в модификации А.М. Прихожан, выявления показателей общей, творческой и интеллектуальной одаренностей – метод экспертных оценок, тест креативности, разработанный Е. Торренсом, тест «Нарисуй человека» Гудинаф-Харриса. В результате выявления уровня самооценки у младших школьников, было установлено, что наибольший удельный вес респондентов (66%) имеют высокую самооценку. Средний уровень самооценки (адекватная самооценка) выявлен у 33% опрошенных детей. Только 1% респондентов имеет низкую самооценку. Неадекватно высокая самооценка не выявлена. Общая одаренность выявлена у 14% респондентов, творческая одаренность – у 7%. Высокие показатели интеллектуальной одаренности. установлены у 16 детей младшего школьного возраста, что составило 16% общего количества испытуемых. Таким образом, в результате анализа данных психодиагностических методик было выявлено 37 учащихся младшего школьного возраста, которые имеют тот или иной вид одаренности, что составило 36% от общего количества испытуемых. Статистически значимых различий между показателем самооценки и общей одаренности у учащихся младшего школьного возраста не установлено. Однако качественный анализ методики диагностики самооценки позволил выявить, что у одаренных учащихся самооценка более дифференцированная и более устойчивая по сравнению с их неодаренными сверстниками. Дифференцированность и устойчивость самооценки являются показателями личностной зрелости. Следует отметить, что удалось установить статистически значимую положительную корреляционную связь между показателем самооценки и интеллектуальной одаренностью среди учащихся младшего школьного возраста (р<0,01, r =0,558), а также между самооценкой и творческой одаренностью учащихся (р<0,01, r =0,337). Также были выявлены статистически значимые различия по критерию φ* по уровню самооценки в контрольной и экспериментальной группах (р<0,05). Таким образом, у интеллектуально одаренных учащихся достоверно чаще встречается высокий уровень самооценки, а у младших школьников, у которых не выявлен данный вид одаренности, достоверно чаще встречается средний уровень самооценки. При сравнении творчески одаренных младших школьников с учащимися, у которых не был выявлен данный вид одаренности, были получены следующие результаты: у творчески одаренных детей чаще встречается средний уровень самооценки. У детей же не имеющих данной одаренности, чаще встречаются высокие показатели самооценки. Таким образом, полученные данные свидетельствуют о том, что большинство младших школьников положительно оценивают собственную личность, а также высоко оценивают собственные способности. Однако присутствуют некоторые различия в уровне самооценки у одаренных детей по сравнению с менее одаренными сверстниками. Интеллектуально и творчески одаренные младшие школьники имеют более высокий уровень самооценки по сравнению с их менее одаренными сверстниками. Вероятно, высокий уровень самооценки у большинства одаренных учащихся обусловлен грамотно построенным образовательным подходом к одаренным учащимся. Если ребенок талантлив, это не означает автоматически, что он будет некомпетентен в общении со сверстниками. Иногда они могут проявлять высокомерие по отношению к окружающим детям или к своим учителям. В этом случае проблемы с общением будут. Но это скорее издержки семейного воспитания, а вовсе не атрибут наличия одаренности. Чаще всего дети с интеллектуальными, художественными, артистическими и другими способностями пользуются заслуженным восхищением в своем классе, известностью в школе и всяческой поддержкой со стороны педагогов [3, с. 78 – 79].
Список литературы 1. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. – СПб.: Питер, 1999. – 368 с. 2. Савенков, А.И. Одаренные дети: особенности психического развития / А.И. Савенков. – М.: Академия, 1999. – 118 с. 3. Редикульцева, А.В. Одаренные дети – кто они? / А.В. Редикульцева // Одаренный ребенок. – 2011. – № 1. – С. 74 – 83. Д.Р. Хамраева (Т.Г. Шатюк*) Гомель, ГГУ имени Ф.Скорины
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 372; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.184.99 (0.007 с.) |