Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психологов: приёмы и средстваСодержание книги
Поиск на нашем сайте
У общества, по мере его развития, возрастают требования к системе образования, качеству подготовки профессионалов и уровню сформированности их профессионально-значимых характеристик, которые в значительной степени закладываются на вузовском этапе профессиональной подготовки. В современных условиях на первый план выходят требования гармонично развитой личности. Из этого следует, что целями современного образования являются формирование знаний, умений, навыков и интеллектуальное, нравственное, творческое и физическое развитие личности обучающегося. Профессиональная успешность личности, несомненно, связана со знаниями, умениями и навыками, эрудицией и способностью к мышлению в целом. Однако в большинстве случаев высокого уровня общего интеллекта оказывается недостаточно. Поэтому в образовательной среде вуза необходимо развивать также и другую область интеллекта, а именно – эмоциональный интеллект. Его ещё называют «здравым смыслом» [1]. Он представляет собой группу ментальных способностей, которые способствуют осознанию и пониманию собственных эмоций и эмоций окружающих; способность осознавать смысл эмоций и использовать эти знания, чтобы выяснять причины возникновения проблем и решать эти проблемы. Он предполагает также наличие определённого комплекса знаний, умений, навыков, позволяющих чувствовать, предупреждать опасное влияние на психику ситуаций, возникающих в процессе психолого-педагогической деятельности, умение корректировать как своё состояние, так и психическое напряжение, чрезмерную агрессию, стресс окружающих. Такое умение владеть собой и граммотно организовывать взаимодействие оказывается незаменимым, если речь идет о сфере деятельности, подразумевающей непосредственное общение с окружающими, что является основным в работе будущих психологов. Развитие эмоционального интеллекта у студентов-психологов осуществляется через профессиональное развитие и саморазвитие. Поэтому процесс профессиональной подготовки педагогов-психологов в вузе должен предполагать создание условий для развития их эмоционального интеллекта, что обеспечит оптимальный уровень личностного развития студентов и повысит их уровень конкурентоспособности на рынке труда. Широким арсеналом средств для развития эмоционального интеллекта будущего психолога обладает образовательный процесс высшего педагогического учебного заведения. По мнению М.А. Нгуен, развитию эмоционального интеллекта в образовательной среде способствуют следующие приёмы: установление диалогического общения между преподавателями и студентами, актуализация эмоциональной сферы студента в процессе обучения, включение в содержание гуманитарных предметов информации об эмоциональной составляющей жизни личности, проведение преподавателями занятий на различные общественные темы: например, расизм, терпимость, толерантность, принятие себя и других и т.д.; проведение групповых видов занятий для развития ориентации на другого, сотрудничества и терпимости; организация научных кружков, совместных игр и т.д. [1;2]. М.В. Грудцина считает, что на развитие эмоционального интеллекта в образовательном процессе положительно влияют задания, сформированные по методу конкретных ситуаций (case-study), т.к. данные ситуации, требуют использования как рационального, так и эмоционального способа познания при их решении. Создание условий для применения эмоционального интеллекта в данном случае осуществляется путём ограничения времени для решения ситуаций, что делает аналитический путь решения заведомо неэффективным [3]. Так же, по мнению М.В. Грудциной, широкими возможностями для формирования навыков эмоционального познания обладает вузовская практика, одной из важнейших задач которой является целенаправленное наращивание опыта участия будущих психологов в разнообразных социальных ситуациях, соответствующих реальным профессиональным задачам. Практика позволяет подготовить студента к использованию возможностей эмоционального познания ситуации в случаях, когда рациональное познание не является эффективным. Большим потенциалом для развития эмоционального интеллекта в рамках образовательного процесса, по мнению С.П. Деревянко, обладает социально психологический тренинг. Данным автором были разработаны различные концепции развития эмоционального интеллекта личности, основанные на использовании разнообразных упражнений и тренинговых техник. Наиболее продуктивными методами развития эмоционального интеллекта студентов в тренинге, по её мнению, являются: игра, арттерапия, психогимнастика, поведенческая терапия и дискуссионные методы [4]. Мы предполагаем, что некоторые виды тренинговых упражнений преподаватели могут использовать и на семинарских занятиях. Так, игровые методы могут быть направлены как на общие цели (снятие напряжённости, тревоги, установление положительного эмоционального контакта преподавателя с группой), так и на решение частных задач (развитие конкретных навыков и способностей, личностных качеств студентов). Воздействуя методами арттерапии, стимулируя эстетические реакции, можно сформировать установки на управление эмоциями. Дискуссионные методы являются эффективным способом активизации группы для коллективного обсуждения определенной проблемы[5]. Эффективность тренинговой работы со студентами очень высока, поскольку юношеский возраст сам по себе предполагает подвижность, пластичность и сенситивность эмоциональной и интеллектуальной сфер личности. М. Манойлова как и многие другие учёные, также работала над выявлением приёмов, средств, способствующих развитию эмоционального интеллекта. Ею была разработала программа по развитию эмоционального интеллекта педагогов, психологов, которая была основана на деятельностном подходе с ориентацией на акмеологическую теорию профессионального становления. Главным методом развития эмоционального интеллекта М. Манойлова считала акмеологические упражнения. Ею были разработаны упражнения для развития самоосознания эмоционального интеллекта, упражнения развития умения самоуправления эмоциями и поведением, упражнения саморазвития умения разбираться в чувствах и эмоциях других людей и т.д. [6]. Данные упражнения, на наш взгляд, могут проводиться как в рамках образовательного процесса, так и за его пределами. Для развития эмоционального интеллекта может проводиться также работа с подсознанием, в которой можно выделить две группы техник. Условно их можно назвать: перепрограммирование и депрограммирование. К «перепрограммированию» можно отнести, например, нейролингвистическое программирование (НЛП) и гипноз. НЛП как наука изучает множество разных техник, которые позволяют «программировать» подсознание на более гармоничную работу. Вторую группу техник можно условно назвать «депрограммирование» – избавление подсознания от ненужных убеждений. Оно позволяет осознать скрытые эмоции и таким образом ослабить действие убеждений. Данные техники способствуют не только развитию эмоционального интеллекта, но и развитию личности в целом. Итак, мы видим, что многие учёные занимались изучением эмоционального интеллекта, выявлением средств, приёмов, способов, способствующих его развитию как в образовательной среде, так и за её пределами. Каждый учёный рассматривал эмоциональный интеллект по-своему, вкладывая в его понимание свой смысл и вследствие этого выделял, на свой взгляд, наиболее верные способы повышения эмоционального интеллекта. По сути, получается, что данные авторы рассматривали один и тот же феномен, но с разных сторон. Но это не говорит, о том, что между ними нет ничего общего, а наоборот, знание или выделение какого-то одного способа, приёма, может способствовать открытию другого способа, так как эмоциональный интеллект является интегративным феноменом, т.е. состоящим из различных взаимодополняющих частей. Рассмотрев приёмы, способы для повышения эмоционального интеллекта разных авторов, мы может отметить, что у них есть схожие (часто встречаемые) способы повышения эмоционального интеллекта, например, организация совместных игр (М.А. Нгуен) и игровые методы (С.П. Деревянко), метод арттерапии, направленный на формирование установки на управление эмоциями (С.П. Деревянко) и упражнения развития умения самоуправления эмоциями и поведением (М. Манойлова) и т.д. Это подтверждает, что несмотря на изучение эмоционального интеллекта каждым учёным в своём каком-то направлении, у них есть общие, пересекающиеся друг с другом взгляды, касающиеся как эмоционального интеллекта в общем, так и в способах его повышения. Таким образом, нами был рассмотрен широкий арсенал средств, приёмов, которые способствуют развитию эмоционального интеллекта будущего психолога в образовательной среде. Данные приёмы были выделены и разработаны различными учёными (М.А. Нгуен, М.В. Грудцина, С.П. Деревянко, М. Манойлова). Нами было отмечено, что несмотря на изучение эмоционального интеллекта каждым учёным в своём русле, у них есть общие, пересекающиеся друг с другом взгляды, касающиеся как эмоционального интеллекта в общем, так и в способах его повышения. На наш взгляд, рассмотренный перечень средств и приёмов, способствующих развитию эмоционального интеллекта может быть дополнен при дальнейшем изучении как самого эмоционального интеллекта, так и образовательной среды. Список литературы 1. Нгуен, М.А. Роль эмоционального интеллекта в становлении личности студента-профессионала / М.А. Нгуен // Профессиональное образование. Столица. – Новые педагогические исследования. – 2007. – № 5. – C. 137–140. 2. Нгуен, М.А. Организация занятий по развитию эмоционального интеллекта студентов высших учебных заведений / М.А. Нгуен // Психология XXI века. Ежегодная Междунар. конф., 2007. / Санкт-Петербургский гос.ун-т, 2007. 3. Грудцина, М.В. Развитие эмоционального интеллекта студентов вуза / М.В. Грудцина // Филиал Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. г. Севастополь. – 2012. 4. Робертс, Р.Д. Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике / Р.Д. Робертс, Дж. Мэттьюс, М. Зайднер, Д.В. Люсин // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2004. – Т. 1. – № 4. – С. 3–26. 5. Деревянко, С.П. Развитие эмоционального интеллекта в тренинговых группах / С.П. Деревянко // Психологический журнал. – 2008. – №2. – С.79–84. 6. Манойлова, М.А. Акмеологическое развитие эмоционального интеллекта учителей и учащихся / М.А. Манойлова. – Псков: ПГПИ, 2004. – 140 с.
И.Н. Воробей (Н.Г. Новак*)
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.231.160 (0.007 с.) |