ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ



 

Понятие полового воспитания у разных исследователей имеет различную трактовку. Например, А.Г. Хрипкова и Д.В. Колесов определяют половое воспитание как «процесс, направленный на выработку качеств, черт, свойств, а также установок личности, определяющих необходимое обществу отношение человека с представителями другого пола» [1]. Педагог-психолог О.К. Лосева дает следующие понятие полового воспитания − это осознанная и грамотная помощь ребенку в его психосексуальном и нравственном развитии [2]. С целого половое воспитание можно рассматривать как комплекс просветительных и воспитательных воздействий, которые направлены на овладение нормам поведения, свойственными представителям определенного пола.

Отношение к половому воспитанию и просвещению дошкольников достаточно неоднозначно. Некоторые считают это неотъемлемой частью подготовки к взрослой жизни будущих мужчин и женщин, способных адекватно осознавать свои физические и психологические особенности, устанавливать нормальные отношения с людьми своего и противоположного пола во всех сферах жизни, реализовывать свои потребности в соответствии с существующими в обществе нравственными и этическими нормами. Другие же утверждают, что современное половое воспитание, пытается привить ребенку взгляд на сексуальность как что-то совершено нормальное и прекрасное, вследствие чего попросту забывают считается с тем, что ребенок может воспринимать сексуальность как что-то отталкивающее, и это может иметь для детской психики важную защитную функцию.

Понимание особенностей детской субкультуры снимает противоречие этих, на первый взгляд взаимоисключающих, мнений: отношения ребенка и взрослого к полу и сексуальности, очевидно, не тождественны, а удовлетворение естественного интереса ребенка к полу и сексуальности, как сторонам жизни, и помощь в полоролевом развитии не следует превращать в преждевременное навязывание ребенку взрослых стереотипов восприятия и переживания сексуальности. В большинстве отечественных публикаций основное внимание полового воспитания дошкольников сосредоточено на необходимости привития гигиенических навыков, избегания раздражения эрогенных зон и сексуальной стимуляции, организации рационального режима дня и питания, важности этических норм, корректности демонстрируемых взрослыми отношений [3, 71].

В 2−3 года у ребенка формируется сознание принадлежности к определённому полу, а также появляются понимание различий в строении тела мальчика и девочки, вопросы вроде «А откуда я взялся?». Появление этих наблюдения и вопросы нечто иное как следствие естественного процесса познавания окружающего мира, они еще не имеют сексуального характера. Отвечать на них рекомендуется в доступной ребенку форме, кратко и без излишней детализации, так как последняя может пробудить у ребенка интерес к сексуальным подробностям, о которых он не подозревал и, следовательно, не спрашивал.

Поскольку, как правило, более точный ответ на вопрос «Откуда берутся дети?» ребёнок стремится получить лишь в возрасте 5−7 лет, а вопрос о роли отца в его рождении начинает возникать у ребёнка в 6−8 лет, до этого времени детей вполне удовлетворяют формальные ответы вроде: «Я родила тебя в роддоме», «Ты вырос у меня в животике» и тому подобное. Не следует уклоняться от ответа или прибегать к сказкам о «капусте» и «аистах». Смущение старших, их отказ ответить на вопрос или вскоре разоблачаемая ложь вызывают недоверие ребенка к ним, обостренный интерес к таинственной стороне жизни и потребность удовлетворить любопытство с помощью более «осведомлённых» старших товарищей.

На 2−3 годах жизни ребенок изучает свое тело при любом обнажении, например, при купании. Дружелюбное, спокойное, без тревоги и гнева отвлечение, необходимые разъяснения при вопросах ребенка предупреждают избыточную фиксацию на этом. Если мальчик, купаясь, показывает на свой половой огрган и спрашивает у матери − есть ли это у нее, то вместо того, чтобы стыдить его («Хорошие дети об этом не спрашивают»), лучше спокойно ответить, что это есть только у мальчиков и взрослых мужчин, а девочки и женщины устроены иначе [3].

Родители достаточно часто боятся, что вид обнаженного тела обязательно будет стимулировать нездоровый интерес к гениталиям у ребенка. Однако, тут важно отметить, что именно родители формируют у ребенка реакцию на обнажения и его подтекст.

Психологи Д.Н. Исаев и В.Е. Каган отмечает, что родители, смущающиеся при обнажении перед ребенком, рискуют своим эмоциональным напряжением сообщить в наготе оттенок запретности, сенсационности и фиксировать любопытство ребенка. Нельзя не учитывать и реальных реакций ребенка: на маленьких мальчиков обнажение матери может действовать возбуждающе, а обнажение отца вызывать переживания своего несовершенства, страха, вины. И все же понимание сущности психосексуального развития и чувство меры должны помочь родителям найти тот оптимальный способ поведения, при котором ребенок сможет постепенно и без нежелательных потрясений воспринимать свое и чужое тело естественно и спокойно. В этом есть и значительный психопрофилактический смысл, ибо, не познакомившись в раннем детстве с обнаженным телом, человек во взрослой жизни чаще испытывает трудности в сексуальной жизни. Из этого не следует, что взрослые должны посягать на чувство интимности ребенка, навязывая ему обнажение перед другими или обнажение других перед ним [3,73].

Половое воспитание дошкольников разворачивается в возрасте наибольшей восприимчивости детей, формирования у них отношения к окружающему их миру и полу вообще, в том числе и своему полу, в период становления половой идентичности полоролевого поведения. Таким образом, очевидно, что оно прямо связано с формированием личности и подготавливает ребенка к разрешению и преодолению предстоящих противоречий и трудностей развития, а также уравновешивает взаимоотношения общечеловеческого и полового в структуре развивающейся личности.

В половом воспитании используются общие принципы воспитательной работы. Оно должно быть составной частью учебно-воспитательных мер, осуществляемых в семье, дошкольном учреждении, школе, и проводится с учетом пола, возраста, степени подготовленности детей, а также с соблюдением преемственности в процессе воспитания. Обязательное условие его эффективности − единый подход родителей, медработников, педагогов, воспитателей.

 

Список литературы

1. Хрипкова, А.Г. В семье растут сын и дочь: Книга для учителя / А.Г. Хрипкова, Д.В. Колесова. – Москва: Асар, 1985. – 345 с.

2. Лосева, О.К. Половое воспитание детей и подростков в семье / О.К. Лосев. – Москва: Просвещение, 2002. – 324с.

3. Исаев Д.Н. Половое воспитание детей / Д.Н. Исаев, В.Е. Каган. – Москва: Медицина, 1988

А.С. Сапунова (Н.И. Колтышева*)

Гомель, ГГУ имени Ф. Скорины

ОТНОШЕНИЕ К БОЛЕЗНИ У БОЛЬНЫХ РАКОМ

МОЛОЧНОЙ ЖЕЛЕЗЫ

Изучению эмоциональной реакции пациента на соматическое заболевание и того, как он относится к своему страданию, посвящено немало работ. К.А. Скворцов ввел в научный обиход понятие «отношение к болезни» [1]. Индивидуальная реакция личности на стресс или тяжелую болезнь, какой является рак, связана с состоянием психологической защиты, которое определяет наличие и выраженность последующих стрессовых психических нарушений и отражается в эмоциональной реакции пациента на заболевание. Исследования Е.В. Демина, В.А. Чулковой, Н.Н. Блинова (1990); J.C. Hollands (2011) отмечают, что на каком бы этапе заболевания (включая ремиссию) не находился бы больной, переживания, сопровождающие онкологическое заболевание, влияют на то, как живет этот больной, определяют его качество жизни.

Исследование проводилось на базе Гомельского областного клинического онкологического диспансера. В качестве обследуемых в нем приняли участие пациенты с раком молочной железы в возрасте 40-58 лет (42 женщины). Все пациенты находились на стационарном лечении в отделении маммологии.

Для исследования эмоциональной реакции онкологических больных на заболевание был взят «Личностный Опросник Бехтеревского Института» (ЛОБИ), разработанный сотрудниками Санкт-Петербургского научно-исследовательского психоневрологического института им. В.М. Бехтерева с целью диагностики типов отношения к болезни и других, связанных с нею личностных отношений у больных с хроническими соматическими заболеваниями [2]. В соответствии с методикой проводилась диагностика сложившихся под влиянием болезни паттернов отношений: к самой болезни; к ее лечению; врачам и медперсоналу; родным и близким; окружающим; работе; одиночеству и будущему; а также, к своим витальным функциям (самочувствие, настроение, сон, аппетит).

При создании методики была использована клинико-психологическая типология отношения к болезни, предложенная А.Е. Личко и Н.Я. Ивановым [3]. Она построена на основе оценки влияния трех факторов. 1. Природы соматического заболевания. 2. Типа личности, в котором важнейшую составную часть определяет тип акцентуации характера. 3. Отношение к данному заболеванию в референтной для больного группе. Эти типы объединены по блокам.

Первый блок составляют типы отношений, при которых психическая и социальная адаптация человека существенно не нарушается (гармоничный, эргопатический и анозогнозический); во второй (тревожный, ипохондрический, неврастенический, меланхолический, обрессивно-фобический, апатический) и третий блок (сенситивный, эгоцентрический, эйфорический, паранойяльный) включены типы реагирования на болезнь, характеризующиеся наличием психической дезадаптации в связи с заболеванием. Последний тип реагирования, как отмечают авторы теста, скорее всего, связан с преморбидными личностными особенностями пациентов [3].

По результатам диагностики выявлены больные с «Анозогнозическим» и «Эргопатическим» (по 19,0% соответственно), «Сенситивным» (16,6%), «Гармоничным» (14,2%), «Неврастеническим» (11,9%) и «Эйфорическим» (9,5%) типом отношений к болезни. Такие типы отношения к болезни, как «Меланхолический», «Обсессивно-фобический», «Апатический», «Эгоцентрический», «Тревожный», «Ипохондрический» и «Паранойяльный» выявлены не были. У части испытуемых (9,5%) наблюдается смешанный тип отношения к болезни, при котором выделяются два или три отдельных типа.

При анализе типов отношения к болезни по блокам было выявлено, что у 52,3% пациенток (22 человека) благодаря их гармоничному, эргопатическому или анозогнозическому типу социальная адаптация существенно не нарушается, у 26,1% наблюдается преимущественно интерпсихическая направленность реагирования (третий блок). Такие пациенты при различных эмоционально-аффективных реакциях на болезнь характеризуются дезадаптивным поведением, которое может приводить к нарушению их социального функционирования. У 11,9% испытуемых преобладает интрапсихическая направленность (соответственно, второй блок). Эмоционально-аффективная сфера отношений у больных с этими типами реагирования клинически проявляется в дезадаптивном поведении и реакциях по типу раздражительной слабости, а также в тревожном, подавленном, угнетенном состоянии. Характеризуется «уходом в болезнь», отказом от борьбы за здоровье, выздоровление.

Таким образом,ведущими типами отношения к болезни у лиц с раком молочной железы являются анозогнозический (отрицание болезни или ее серьезности), эргопатический (стремление уйти от болезни в работу и продолжать трудовую деятельность) и сенситивный (чрезмерная озабоченность возможным неблагоприятным впечатлением, которое может произвести на окружающих сведения о своей болезни). Качество социального функционирования женщин в зависимости от эмоциональной реакции на болезнь может быть как достаточно высоким, так и дисфункциональным. Имеющийся анализ типов эмоционального реагирования позволяет понять характеристики внутренней картины болезни у пациентов и наметить план последующей социально-психологической реабилитации.

 

Список литературы

1. Скворцов, К.А. Очерки по психотерапии соматического больного / К. А. Скворцов. – М., 1958 г. – 88 с.

2. Кабанов, М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике / М. Кабанов. – СПб., 1983. – 56 с.

3. Личко, А.Е. Медико-психологическое обследование соматических больных / А.Е. Личко. Н.Я. Иванов // Журнал невропаталогии и психиатрии им. С.С. Корсакова. – Т. 80. – Вып. 8. – 1980. – С. 1195-1198.

 

А.В. Семко (Ю.А. Шевцова*)

Гомель, ГГУ имени Ф.Скорины



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.55.22 (0.02 с.)