Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблема реализации критики и увольнения в трудовых коллективахСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Роль руководителя какого-либо подразделения неизбежно связана с задачей критической оценки деятельности, поступков, поведения, а также увольнения своих подчиненных. В необходимости критического разбора работы сотрудников состоит одна из специфических функций руководителя любого ранга. Если он в силу каких-либо причин отказывается от ее выполнения, то это может стать прямым путем к снижению исполнительности и дисциплины во вверенном ему подразделении. Процедура увольнения сотрудников оказывают серьезное влияние на вопросы безопасности государственных и коммерческих предприятий. Именно поэтому важно корректно подходить к вопросу увольнения, а также к вопросам относительно того, кто имеет право на критику, о ее мере и о том, как осуществлять критику, не обидев критикуемого и не испортив с ним отношения. В процессе профессиональной деятельности многие менеджеры сталкиваются с необходимостью, а в ряде случаев и с желанием высказать критические замечания в адрес своих сослуживцев, участников деловой беседы, партнеров по переговорам и т. д. Анализ деятельности предприятий и накопленный опыт их работы с кадрами показывают, что критика является неотъемлемой частью деловой коммуникации, так как взвешенная критика способствует личностному росту и улучшению результатов труда. Слово «критика» происходит от греческого kritikё – искусство разбирать и имеет несколько значений: а) обсуждение с целью дать оценку; б) отрицательное суждение с целью указания недостатков; в) проверка достоверности чего-то. Критика сотрудников – один из самых сложных аспектов работы менеджера. Она выявляет действительные причины допущенных ошибок, помогает изменить ситуацию, устраняет недостатки. В деловой практике различают такие виды критики, как: критиканство, псевдокритика и критика. Критика включает в себя отрицательное суждение о чём-либо, исследование, научную проверку достоверности, подлинности чего-либо (например, критика текста, критика исторических источников), а также отзыв, обсуждение чего-либо с целью выразить свою точку зрения. Очевидно, что выполнение руководителем функций критического разбора деятельности и поведения сотрудников является зачастую источником обид, взаимных упреков, обострения отношений. Поэтому, сталкиваясь с объективной или субъективной необходимостью критических замечаний в чей-то адрес, следует проявлять максимальную осторожность и корректность. В современной деловой коммуникации выделяют позитивную (конструктивную) и разрушительную критику. Разрушительная критика – по форме выражения монологична. Она не предполагает конструктивного взаимодействия, сотрудничества критикующего и критикуемого. Она не предполагает двух позиций, взаимно уточняющихся в процессе критики. У автора такой критики только одна позиция, одна точка зрения, он заранее присвоил себе право быть правым. Позитивная критика – всегда ситуативно уместна, осуществляется в присутствии объекта критики. Предметом критики являются дела и поступки, а не личность человека, его особенности, характер, умственный потенциал. Объективная критика опирается только на конкретные факты и аргументы. Конечной целью такого типа критики является решение, помогающее изменить ситуацию, конкретные предложения по устранению недостатков и снятию возникших проблем. Цель критикующего – выявить действительные причины допущенных ошибок: не напугать, не наказать или отомстить за неудачу, а привести к нужному результату, помочь сотруднику справиться с ситуацией. Конструктивная критика должна вызывать желание исправить ошибки и улучшить положение дел, повышать самооценку и веру в свои силы, мотивировать сотрудника к выполнению задания. Эффективное восприятие критики предполагает абстрагирование от того, кто критикует и в какой форме, умение выделить в критических замечаниях их деловую сущность и рациональное «зерно». Воспринимать критику следует с благодарностью, как бы это ни казалось трудным и неестественным, ведь критикующий человек тратит свое время и усилия на прояснение ситуации. При этом он высказывает свое отношение к вашим действиям открыто, а не у вас за спиной. Говоря о процессе увольнения сотрудников, следует отметить, что руководителей порой мало интересуют чувства и переживания персонала, который по тем или иным причинам попадает под сокращение или самостоятельно изъявляет желание покинуть место работы. Такой подход приводит, как правило, к серьезным негативным последствиям. Отсюда следует важность психологического сопровождения увольнения работника. Сам процесс увольнения, по возможности, необходимо сделать максимально щадящим по отношению к сотруднику, покидающему организацию. Существует несколько способов нивелирования чрезмерных переживаний при увольнении. Так, смягчить предстоящую процедуру увольнения может постановка конкретных задач на каждую неделю (месяц, квартал) и обсуждение их выполнения с сотрудником. Работник, который систематически не выполняет поставленные задачи, морально подготавливается к увольнению. Еще до объявления решения у него формируется понимание того, что он не справляется, и с ним могут расстаться, а также знает почему. Поэтому сообщение об увольнении не становится для него неожиданностью, не вызывает состояния стресса. В отдельных случаях нужно письменно фиксировать все задания, которые даются сотруднику, и результат их выполнения – на случай будущего судебного разбирательства. Подготовкой к увольнению также может служить проведение аттестации с сообщением результатов (негативных) сотруднику. Беседу, в которой сообщается об увольнении, нужно построить психологически грамотно. Лучше всего использовать психологический прием «ПНП» (Позитив–Негатив–Позитив): сначала нужно перечислить положительные качества увольняемого работника, потом объяснить, почему человек больше не может работать в компании, в конце же беседы нужно обнадежить человека и еще раз подчеркнуть его сильные стороны. Крупные и успешные компании могут позволить себе «аутплейсмент» – вид консалтинговых услуг (оказывают кадровые и рекрутинговые агентства), который включает психологическую поддержку и трудоустройство сокращенного в результате реструктуризации или каких-либо других организационных изменений работника. Компании менее успешные могут ограничиться написанием хорошего рекомендательного письма для будущих работодателей, с которым уволенный сотрудник пойдет искать себе новую работу. Во многих компаниях существует хорошая традиция: в прощальной беседе один из руководителей организации благодарит сотрудника за работу и вручает ему «выходные» документы. Работники больше будут склонны рассматривать свое увольнение как честный и вынужденный поступок, а не как подлость со стороны руководства. Часто они продолжают хорошо характеризовать компанию и не выражают никакого желания подавать на нее в суд за противозаконное увольнение или мстить бывшим работодателям каким-то другим образом. Список литературы 1.Пашков, И.Н. Психология управления / И.Н. Пашков. – Минск: Высшая школа, 1999. – 213 с. Ю.И. Миневич (И.В. Шматкова*) Брест, БрГУ имени А.С. Пушкина
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
Понятие идентичность в русскоязычной психологии начало использоваться не так давно. До недавнего времени понятие идентичности не являлось предметом ни теоритических, ни эмпирических исследований. В последние годы, данное понятие все чаще начинает фигурировать на страницах психологических изданий. Понятие идентичности свое развитие получило в зарубежной психологии, начиная с работ Э. Эриксона, который впервые обратился к нему. Он понимает идентичность следующим образом: это осознание индивидом непрерывности, тождественности во времени своей личности. Обладать идентичностью – это ощущать себя, свое бытие как личности неизменным, независимо от изменений ситуаций, роли, самовосприятия, переживать прошлое, настоящее и будущее, как единое целое. Также обладающий идентичностью человек ощущает связь между собственной непрерывностью и признанием этой непрерывности другими людьми. Однако, Э. Эриксон в своих работах ограничился только лишь теоритическим обоснованием проблемы идентичности [3]. Попытки обосновать и операционализировать данное понятие делались Дж. Марсиа, А. Ватерманом, Дж. Мидом, И. Гоффманом и др. Дж. Марсиа определяет идентичность как внутреннюю самосоздающуюся, динамическую организацию потребностей, убеждений и способностей. Также он выделил статусы идентичности и определенные критерии их проявления. Достигнутая идентичность. Этот статус характерен человеку, который прошел период кризиса и самоисследований и сформировавший определенную совокупность личностно значимых для него целей, ценностей и убеждений. Он знает, кто он и чего он хочет. Мораторий. Этот термин используется по отношению к человеку, находящемуся в состоянии кризиса идентичности и активно пытающемуся разрешить его, пробуя варианты. Такой человек постоянно находится в состоянии поиска информации, полезной для разрешения кризиса. Предрешенная идентичность. Этот статус характерен человеку, который никогда не переживал состояния кризиса идентичности, но тем не менее обладает определенным набором целей, ценностей и убеждений. У людей с преждевременной идентичностью элементы идентичности формируются в жизни относительно рано не в результате самостоятельного поиска и выбора, а в основном вследствие идентификации с родителями или другими значимыми людьми. Диффузная идентичность. Данный статус характерен для людей, которые не имеют прочных целей, ценностей и убеждений и которые не пытаются активно сформировать их. Они или никогда не находились в состоянии кризиса идентичности, или оказались неспособными решить возникшие проблемы. А. Ватерман подчеркивает ценностно-волевой аспект развития идентичности. Дж. Мид говорит, что идентичность – это способность человека воспринимать свое поведение и жизнь в целом как связанное, единое целое. И. Гоффман выделяет следующие типы идентичности: 1) социальная идентичность – идентичность, которая приписана индивиду представителями того социума, к которому он принадлежит; 2) личная идентичность – уникальные физиологические и исторические компоненты личности; 3) Я – идентичность – субъективное переживание индивидом себя и собственной непрерывности и уникальности [1]. На личностной и социальной идентичности остановимся более подробно. Дж. Мид определяет личностную идентичность следующим образом: это индивидуальные признаки человека. А социальная идентичность – это типизация личности другими людьми на основе атрибутов социальной группы, к которой он принадлежит. Личностная идентичность – это определенный набор черт и индивидуальных характеристик, который отличается постоянством, преемственностью во времени и пространстве, а также позволяющий дифференцировать данного индивида от других людей. Иными словами, можно сказать, что личностная идентичность – это определенный набор характеристик, который делает человека отличным от других людей. Социальная идентичность определяется в рамках принадлежности человека к определенной группе, включенности в какую-либо социальную категорию. В.Н. Павленко подчеркивает, что личностная и социальная идентичность противопоставляются друг другу [2]. Ю. Хабермас выдвинул идею баланса идентичности. Социальная идентичность обеспечивает возможность выполнять различные требования ролевых систем, к которым человек принадлежит, а личностная – обеспечивает связность истории жизни человека. Г. Брейкуэлл считает, что личностная идентичность – это мотивы, ценности, установки, эмоции и принципы человека, а социальная идентичность – это социальные роли человека и его групповое членство. Он подчеркивает определенное соотношение между личностной и социальной идентичностью. Он считает, что существует взаимосвязь между ними. Таким образом, можно сделать вывод, что на современном этапе проблема идентичности рассматривается как проблема самосознания и самопознания человека и является одной из актуальных проблем современной психологии личности. Формирование идентичности происходит главным образом в контексте близких отношений человека с другими людьми. Э. Эриксон писал, что становление личностной идентичности происходит в юношеском возрасте. Однако, в последнее десятилетие исследователи заметили, что переход от юности к взрослости становится более продолжительным. Соответственно, можно предположить, что период становления личностной и социальной идентичности растягивается и охватывает период ранней взрослости. Необходимо отметить, что исследований идентичности в ранней взрослости крайне мало. Именно поэтому следующим этапом нашего исследования будет эмпирическое изучение личностной и социальной идентичности в близких отношениях в период ранней взрослости.
Список литературы 1. Антонова, Н.В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии / Н.В. Антонова // Вопросы психологии. – 1995. – №3. – С. 131–143. 2. Павленко, В.Н. Представления о соотношении социальной и личностной идентичности в современной западной психологии / В.Н. Павленко // Вопросы психологии – 1999. – №1. – С. 135–141. 3. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис: пер. с англ. / Э. Эриксон; общ. ред. и предисл. А.В. Толстых. – 2-е изд. – М.: Флинта: МПСИ: Прогресс, 2006. – 352 с. Е.С. Миронюк (Е.А. Бай*) Брест, БрГУ имени А.С. Пушкина
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 270; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.58.121 (0.013 с.) |