Переживаниеодиночества интернет-зависимыми юношами и девушками 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Переживаниеодиночества интернет-зависимыми юношами и девушками



 

Одиночество представляет собой одну из наиболее острых и болезненных социальных проблем современности. К этому приводят такие злободневные явления нашего общества как разобщенность и разрыв социальных связей, дифференциация и урбанизация (точнее, городская миграция населения), кризис семьи, как социального института, массовое общество, инфантилизация, виртуализация (интернетизация) общения. По мнению выдающегося русского философа Н.А. Бердяева, проблема одиночества является основной философской проблемой, с ней связаны проблемы «я», личности, общества, общения, познания. В предельной же своей постановке проблема одиночества есть проблема смерти.

Одиночество – социально-психологическое состояние, характеризующееся узостью или отсутствием социальных контактов, поведенческой отчужденностью и эмоциональной невовлеченностью индивида [1]. Переживание одиночества может стать ситуацией, способствующей развитию человека, стимулирующей появление рефлексии по поводу собственной жизни и перспектив своего развития, но, с другой стороны, оно может переживаться и осознаваться как непродуктивное негативное эмоциональное состояние.

Всемирная сеть Internet, совершенствование транспортной международной системы и глобализация мировых процессов, постепенно нивелировали потребность в тесных связях между людьми ради развития общества. Компьютерные сети создали принципиально новый пласт социальной реальности. В настоящее время интенсивно обсуждается и исследуется феномен зависимости от Интернета – синдром Интернет-аддикции. Работы Голдберга А., Войскунского А. Е., Жичкиной А.Е., Егорова А.Ю., Короленко Ц.П., Янг К. и других специалистов посвящены последствиях применения компьютерных технологий.

Истоки одиночества следует искать в самом субъекте, его личностных, эмоциональных особенностях. Такие психологические характеристики как неадекватная самооценка, тревожность, застенчивость, агрессивность не способствуют нормальной коммуникации. Напряженность, чувство неполноценности, подавленность поддерживают психологию одиночества и связанные с ней состояния. Истоки проблемы могут корениться и в семейной истории человека. Психология одиночества может выражаться и в том, что на поверхности оказывается проблема отношений, но подсознательно речь идет о более глубинных моментах, например, об отсутствии цели жизни, которая бы наполнила ее интересным смыслом и содержанием [2].

В настоящее время активно рассматриваются современные проблемы психологии зависимости, связанные с попытками выделения так называемых поведенческих форм зависимостей. Анализ ведется на материале активно обсуждаемой в настоящее время и в то же время проблематичной зависимости от Интернета. Также ставится вопрос о многообразии способов «ухода» из реальной жизни путем изменения состояния сознания [3]. В самом общем виде Интернет-зависимость определяется как «нехимическая зависимость от пользования Интернетом» [4]. В некоторых психологических словарях Интернет-зависимость определяют как, психическое расстройство, навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от Интернета [5].

В настоящее время большую часть аудитории Интернета составляют лица юношеского возраста от 18 до 24 лет. При этом отмечается, что число молодежи в сети Интернет растет быстрее, чем количество представителей других возрастных групп. Мотивом общения в Интернете является поиск новых знакомств с людьми по интересам, обретение друзей или единомышленников, удовлетворение потребности в эмоциональной поддержке и бесцензурном общении.

Нами было проведено исследование, целью которого является выявить и изучить взаимосвязь переживания состояния одиночества и формирования Интернет-зависимости в юношеском возрасте. В исследовании мы использовали методику субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона, методику «Тест на интернет-аддикцию» Т.А. Никитиной и А.Ю. Егорова и методику «Шкала социальной поддержки» (многомерная шкала восприятия социальной поддержки – MSPSS) Д. Зимет в адаптации В.М. Ялтонского и Н.А. Сироты. Выборочная совокупность составила 90 респондентов в возрасте 17-22 лет (45 юношей и 45 девушек).

По данным методики «Тест на интернет-аддикцию» Т.А. Никитиной и А.Ю. Егорова было выявлено, что около трети опрошенных подвержены Интернет-аддикции (28,3 %) и более трети склонны к ней (30,4 %). Причем, в группе риска доминируют девушки, тогда как в группе молодых людей с высоким уровнем Интернет-зависимости большинство юношей. Среди респондентов с Интернет-аддикцией более чем у трети (35,7 %) был выявлен высокий уровень одиночества, у 41,7 % и 20,6 % средний и низкий, соответственно. Также можно отметить, что только около трети Интернет-зависимых респондентов (31,5 %) удовлетворены своей социальной поддержкой, 43,7 % – семьей и контактами со значимыми близкими, 10,2 % – поддержкой со стороны семьи, 6 % – поддержкой со стороны друзей.

Практически у всех респондентов с высоким уровнем одиночества была выявлена неудовлетворенность социальной поддержкой со стороны семьи и значимых близких. У большинства этих респондентов были выявлены Интернет-аддикция или склонность к ней. Мы можем предположить, что неудовлетворенность социальной поддержкой, зависимость от Интернета и переживание чувства одиночества взаимосвязаны. Нужно отметить, что профилактика Интернет-зависимости, как и многих других форм аддиктивного поведения должна носить комплексный характер и учитывать субъективную оценку личности степени удовлетворенности социальными контактами и поддержкой.

 

Список литературы

1 Большой психологический словарь / Авдеева, Н.Н. и др. Под ред., Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко – СПб.: Прайм-Еврознак; М.: ОЛМА-пресс, 2003. – 666 с.

2 Крысько, В.Г. Социальная психология: учебник для вузов / В.Г. Крысько. – 3-е изд., перераб. и доп. – М., 2010. – С. 412

3 Кучеренко, В.В. Измененные состояния сознания: психологический анализ / В.В. Кучеренко, В.Ф. Петренко, А.В. Госсохин // Вопросы психологии. – 1998. – № 3. – С 70-78.

4 Гриффит, M. Интренет-аддикции: за и против/ М. Гриффит // Психолог. – 1999. – № 5. – С. 246-250.

5 Вересаева, О. Психология и интернет на пороге ХХI века / О. Вересаева // Психологическая газета. – 1996 – №12 – C. 4.

Э.С. Суков (Д.Э. Синюк*)

Брест, БрГУ имени А. С. Пушкина

К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ ТРУДНОСТЕЙ В ОБЩЕНИИ

ШКОЛЬНИКОВ

Общение, являясь формой индивидуально-психологического бытия человека, оказывает огромное влияние на развитие всех сторон его психики. Именно через общение, составляющего основное средство обучения и воспитания, происходит усвоение и освоение детьми культурно-исторического опыта. Именно общение детерминирует структуру самого сознания и определяет опосредующее отношение специфических человеческих процессов: восприятия на основе эталонов, произвольного внимания, наглядно-образного и словесно-логического мышления и т. д. И именно в общении происходит формирование личности человека [1, с. 237].

Уже в своей примитивной, непосредственно-эмоциональной форме оно приводит к установлению связей ребенка с окружающими людьми – первооснове общественных отношений, выступающих фундаментом формирования личности. В общении ребенок неизбежно познает окружающих людей, а через них, отражаясь словно в зеркале, и самого себя. Это способствует формированию его отношения к самому себе, самосознания – первоочередной черты личности, выделяемой еще Декартом и Фихте [1, с. 310].

Колоссальность влияния общения на развитие психики, в целом, и формирование личности, в частности, бесспорна, что подводит к закономерному вопросу: а каковы последствия затруднений в общении, и возникающего на их основе дефицита в межиндивидуальных связях?

Первые исследователи детского общения – Дж. Боулби, Р. Спитц, А. Фрейд – драматическим образом подчеркивали первостепенное значение отношений с матерью для правильного развития маленького ребенка. Они постулировали фатальность влияния дефицита общения в раннем возрасте на всю последующую судьбу личности, определяя формирование у нее агрессивности, антиобщественных наклонностей и душевной опустошенности [1, с. 16] [2], [3], [4], [5].

В свою очередь, Э. Фромм указывает на зависимость развития личности как субъекта деструктивного поведения от особенностей удовлетворения фундаментальных потребностей человека в общении и в межиндивидуальных связях. Через такие понятия как «мучительная свобода» и «бегство от свободы», Э. Фромм описывает стремление человека преодолеть чувства зависимости, одиночества, собственной незначимости и отчужденности, порождаемые неудовлетворением коммуникативных потребностей [6].

Также проблема коммуникативных потребностей и их реализации лежала в области исследовательских интересов К. Хорни. Она указывала, что неудовлетворение потребностей в безопасности, любви и тепле со стороны близких неизбежно приводит к возникновению базальной тревоги, накладывающей отпечаток на личность человека [7].

Проблема затрудненного общения интенсивно разрабатывается и в отечественной социальной психологии на протяжении уже нескольких десятилетий. Среди отечественных авторов важный вклад в разработку данной проблемы сделан Б.Д. Парыгиным, Е.В. Залюбовской, В.Н. Куницыной, А.А. Бодалевым, Г.А. Ковалевой, В.А. Лабунской, Ю.А. Менджерицкой [8], [9], [10, с. 5].

Заслуга отечественных авторов заключается, на наш взгляд, прежде всего в дифференциации феномена затрудненного общения. Так, принято выделять:

· нарушения общения;

· трудности общения;

· барьеры общения.

Нарушения общения представляют собой осложнения, обусловленные личностными особенностями общающихся; барьеры общения – это реально присутствующие или субъективно переживаемые препятствия эффективного общения; а трудности общения представлены барьерами общения, сопровождаемыми нервно-психическим напряжением [9, с. 236].

Естественно, что за такой разнородностью затруднений в общении стоит их различная детерминация и, как следствие, – различное по тяжести протекание, а также различные психологические последствия.

Таким образом, несмотря на хорошую изученность данного проблемного поля, в силу сложности феномена затрудненного общения и многогранностью его форм и сфер проявления, до сих пор актуальными остается целый ряд вопросов: фатален ли дефицит общения только в раннем возрасте? Насколько устойчивы личностные изменения, проявляющиеся при фрустрации коммуникативных потребностей? Способны ли барьеры общения вызывать негативные личностные изменения? Чем обусловлен выбор копинг-стратегий при недостатке общения? С чем связано различие во влиянии дефицита общения на личность ребенка? Все ли трудности в общении поддаются коррекции? Какие коррекционные методы и средства наиболее эффективны и т. д.?

Ответы на эти вопросы можно получить лишь при проведении социально-психологических и психолого-педагогических исследований общения школьников. Причем исследовательский интерес должны представлять не только дети, испытывающие трудности в общении, но и дети, обладающие развитыми коммуникативными качествами и коммуникабельностью. Именно наложение друг на друга результатов этих исследований позволит получить наиболее четкую картину феноменов затрудненного и эффективного общения. А такая ясная картина необходима, в первую очередь, в практической работе педагогов, детских психологов и психотерапевтов, социальных работников; и прежде всего, в работе педагогов дошкольного образования и педагогов начальной школы. Ведь именно в дестком возрасте постулируется необратимость последствий дефицита общения.

 

Список литературы

1. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. – СПб.: Питер, 2009. – 410 с.

2. Боулби, Дж. Детям – любовь и заботу / Дж. Боулби // Лишенные родительского попечительства: хрестоматия: учеб. пособие для студентов пед. ун-тов и ин-тов; ред.-сост. В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 1991. – С. 144–154.

3. Боулби, Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей / Дж. Боулби; пер. В.В. Старовойтовой. – 2-е изд. – М.: Академический проект, 2004. – 232 с.

4. Спитц, Р.А. Поведение депривированных детей / Р.А. Спитц // Лишенные родительского попечительства: хрестоматия: учеб. пособие для студентов пед. ун-тов и ин-тов; ред.-сост. В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 1991. – С. 166–167.

5. Фрейд, А. Разлука с матерью / А. Фрейд // Лишенные родительского попечительства: хрестоматия: учеб. пособие для студентов пед. ун-тов и ин-тов; ред.-сост. В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 1991. – С. 142–143.

6. Фромм, Э. Бегство от свободы / Э. Фромм. – М.: Аст, 2008. – 112 с.

7. Хорни, К. Невротическая личность нашего времени / К. Хорни. – М.: Прогресс, 1993. – 475 с.

8. Бодалев, А.А. О взаимосвязи общения и отношения / А.А. Бодалев // Вопросы психологии. – 1994. – № 1. – С. 122–127.

9. Куницына, В.Н. Межличностное общение: учебник для вузов / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. – СПб.: Питер, 2001. – 544 с.

10. Лабунская, В.А. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция / В.А. Лабунская, Ю.А. Менджерицкая, Е.Д. Бреус. – М.: Академия, 2001. – 288 с.

Т.В. Табала (Д.Э. Синюк*)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.239.195 (0.018 с.)