Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Переживаниеодиночества интернет-зависимыми юношами и девушкамиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Одиночество представляет собой одну из наиболее острых и болезненных социальных проблем современности. К этому приводят такие злободневные явления нашего общества как разобщенность и разрыв социальных связей, дифференциация и урбанизация (точнее, городская миграция населения), кризис семьи, как социального института, массовое общество, инфантилизация, виртуализация (интернетизация) общения. По мнению выдающегося русского философа Н.А. Бердяева, проблема одиночества является основной философской проблемой, с ней связаны проблемы «я», личности, общества, общения, познания. В предельной же своей постановке проблема одиночества есть проблема смерти. Одиночество – социально-психологическое состояние, характеризующееся узостью или отсутствием социальных контактов, поведенческой отчужденностью и эмоциональной невовлеченностью индивида [1]. Переживание одиночества может стать ситуацией, способствующей развитию человека, стимулирующей появление рефлексии по поводу собственной жизни и перспектив своего развития, но, с другой стороны, оно может переживаться и осознаваться как непродуктивное негативное эмоциональное состояние. Всемирная сеть Internet, совершенствование транспортной международной системы и глобализация мировых процессов, постепенно нивелировали потребность в тесных связях между людьми ради развития общества. Компьютерные сети создали принципиально новый пласт социальной реальности. В настоящее время интенсивно обсуждается и исследуется феномен зависимости от Интернета – синдром Интернет-аддикции. Работы Голдберга А., Войскунского А. Е., Жичкиной А.Е., Егорова А.Ю., Короленко Ц.П., Янг К. и других специалистов посвящены последствиях применения компьютерных технологий. Истоки одиночества следует искать в самом субъекте, его личностных, эмоциональных особенностях. Такие психологические характеристики как неадекватная самооценка, тревожность, застенчивость, агрессивность не способствуют нормальной коммуникации. Напряженность, чувство неполноценности, подавленность поддерживают психологию одиночества и связанные с ней состояния. Истоки проблемы могут корениться и в семейной истории человека. Психология одиночества может выражаться и в том, что на поверхности оказывается проблема отношений, но подсознательно речь идет о более глубинных моментах, например, об отсутствии цели жизни, которая бы наполнила ее интересным смыслом и содержанием [2]. В настоящее время активно рассматриваются современные проблемы психологии зависимости, связанные с попытками выделения так называемых поведенческих форм зависимостей. Анализ ведется на материале активно обсуждаемой в настоящее время и в то же время проблематичной зависимости от Интернета. Также ставится вопрос о многообразии способов «ухода» из реальной жизни путем изменения состояния сознания [3]. В самом общем виде Интернет-зависимость определяется как «нехимическая зависимость от пользования Интернетом» [4]. В некоторых психологических словарях Интернет-зависимость определяют как, психическое расстройство, навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от Интернета [5]. В настоящее время большую часть аудитории Интернета составляют лица юношеского возраста от 18 до 24 лет. При этом отмечается, что число молодежи в сети Интернет растет быстрее, чем количество представителей других возрастных групп. Мотивом общения в Интернете является поиск новых знакомств с людьми по интересам, обретение друзей или единомышленников, удовлетворение потребности в эмоциональной поддержке и бесцензурном общении. Нами было проведено исследование, целью которого является выявить и изучить взаимосвязь переживания состояния одиночества и формирования Интернет-зависимости в юношеском возрасте. В исследовании мы использовали методику субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона, методику «Тест на интернет-аддикцию» Т.А. Никитиной и А.Ю. Егорова и методику «Шкала социальной поддержки» (многомерная шкала восприятия социальной поддержки – MSPSS) Д. Зимет в адаптации В.М. Ялтонского и Н.А. Сироты. Выборочная совокупность составила 90 респондентов в возрасте 17-22 лет (45 юношей и 45 девушек). По данным методики «Тест на интернет-аддикцию» Т.А. Никитиной и А.Ю. Егорова было выявлено, что около трети опрошенных подвержены Интернет-аддикции (28,3 %) и более трети склонны к ней (30,4 %). Причем, в группе риска доминируют девушки, тогда как в группе молодых людей с высоким уровнем Интернет-зависимости большинство юношей. Среди респондентов с Интернет-аддикцией более чем у трети (35,7 %) был выявлен высокий уровень одиночества, у 41,7 % и 20,6 % средний и низкий, соответственно. Также можно отметить, что только около трети Интернет-зависимых респондентов (31,5 %) удовлетворены своей социальной поддержкой, 43,7 % – семьей и контактами со значимыми близкими, 10,2 % – поддержкой со стороны семьи, 6 % – поддержкой со стороны друзей. Практически у всех респондентов с высоким уровнем одиночества была выявлена неудовлетворенность социальной поддержкой со стороны семьи и значимых близких. У большинства этих респондентов были выявлены Интернет-аддикция или склонность к ней. Мы можем предположить, что неудовлетворенность социальной поддержкой, зависимость от Интернета и переживание чувства одиночества взаимосвязаны. Нужно отметить, что профилактика Интернет-зависимости, как и многих других форм аддиктивного поведения должна носить комплексный характер и учитывать субъективную оценку личности степени удовлетворенности социальными контактами и поддержкой.
Список литературы 1 Большой психологический словарь / Авдеева, Н.Н. и др. Под ред., Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко – СПб.: Прайм-Еврознак; М.: ОЛМА-пресс, 2003. – 666 с. 2 Крысько, В.Г. Социальная психология: учебник для вузов / В.Г. Крысько. – 3-е изд., перераб. и доп. – М., 2010. – С. 412 3 Кучеренко, В.В. Измененные состояния сознания: психологический анализ / В.В. Кучеренко, В.Ф. Петренко, А.В. Госсохин // Вопросы психологии. – 1998. – № 3. – С 70-78. 4 Гриффит, M. Интренет-аддикции: за и против/ М. Гриффит // Психолог. – 1999. – № 5. – С. 246-250. 5 Вересаева, О. Психология и интернет на пороге ХХI века / О. Вересаева // Психологическая газета. – 1996 – №12 – C. 4. Э.С. Суков (Д.Э. Синюк*) Брест, БрГУ имени А. С. Пушкина К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ ТРУДНОСТЕЙ В ОБЩЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ Общение, являясь формой индивидуально-психологического бытия человека, оказывает огромное влияние на развитие всех сторон его психики. Именно через общение, составляющего основное средство обучения и воспитания, происходит усвоение и освоение детьми культурно-исторического опыта. Именно общение детерминирует структуру самого сознания и определяет опосредующее отношение специфических человеческих процессов: восприятия на основе эталонов, произвольного внимания, наглядно-образного и словесно-логического мышления и т. д. И именно в общении происходит формирование личности человека [1, с. 237]. Уже в своей примитивной, непосредственно-эмоциональной форме оно приводит к установлению связей ребенка с окружающими людьми – первооснове общественных отношений, выступающих фундаментом формирования личности. В общении ребенок неизбежно познает окружающих людей, а через них, отражаясь словно в зеркале, и самого себя. Это способствует формированию его отношения к самому себе, самосознания – первоочередной черты личности, выделяемой еще Декартом и Фихте [1, с. 310]. Колоссальность влияния общения на развитие психики, в целом, и формирование личности, в частности, бесспорна, что подводит к закономерному вопросу: а каковы последствия затруднений в общении, и возникающего на их основе дефицита в межиндивидуальных связях? Первые исследователи детского общения – Дж. Боулби, Р. Спитц, А. Фрейд – драматическим образом подчеркивали первостепенное значение отношений с матерью для правильного развития маленького ребенка. Они постулировали фатальность влияния дефицита общения в раннем возрасте на всю последующую судьбу личности, определяя формирование у нее агрессивности, антиобщественных наклонностей и душевной опустошенности [1, с. 16] [2], [3], [4], [5]. В свою очередь, Э. Фромм указывает на зависимость развития личности как субъекта деструктивного поведения от особенностей удовлетворения фундаментальных потребностей человека в общении и в межиндивидуальных связях. Через такие понятия как «мучительная свобода» и «бегство от свободы», Э. Фромм описывает стремление человека преодолеть чувства зависимости, одиночества, собственной незначимости и отчужденности, порождаемые неудовлетворением коммуникативных потребностей [6]. Также проблема коммуникативных потребностей и их реализации лежала в области исследовательских интересов К. Хорни. Она указывала, что неудовлетворение потребностей в безопасности, любви и тепле со стороны близких неизбежно приводит к возникновению базальной тревоги, накладывающей отпечаток на личность человека [7]. Проблема затрудненного общения интенсивно разрабатывается и в отечественной социальной психологии на протяжении уже нескольких десятилетий. Среди отечественных авторов важный вклад в разработку данной проблемы сделан Б.Д. Парыгиным, Е.В. Залюбовской, В.Н. Куницыной, А.А. Бодалевым, Г.А. Ковалевой, В.А. Лабунской, Ю.А. Менджерицкой [8], [9], [10, с. 5]. Заслуга отечественных авторов заключается, на наш взгляд, прежде всего в дифференциации феномена затрудненного общения. Так, принято выделять: · нарушения общения; · трудности общения; · барьеры общения. Нарушения общения представляют собой осложнения, обусловленные личностными особенностями общающихся; барьеры общения – это реально присутствующие или субъективно переживаемые препятствия эффективного общения; а трудности общения представлены барьерами общения, сопровождаемыми нервно-психическим напряжением [9, с. 236]. Естественно, что за такой разнородностью затруднений в общении стоит их различная детерминация и, как следствие, – различное по тяжести протекание, а также различные психологические последствия. Таким образом, несмотря на хорошую изученность данного проблемного поля, в силу сложности феномена затрудненного общения и многогранностью его форм и сфер проявления, до сих пор актуальными остается целый ряд вопросов: фатален ли дефицит общения только в раннем возрасте? Насколько устойчивы личностные изменения, проявляющиеся при фрустрации коммуникативных потребностей? Способны ли барьеры общения вызывать негативные личностные изменения? Чем обусловлен выбор копинг-стратегий при недостатке общения? С чем связано различие во влиянии дефицита общения на личность ребенка? Все ли трудности в общении поддаются коррекции? Какие коррекционные методы и средства наиболее эффективны и т. д.? Ответы на эти вопросы можно получить лишь при проведении социально-психологических и психолого-педагогических исследований общения школьников. Причем исследовательский интерес должны представлять не только дети, испытывающие трудности в общении, но и дети, обладающие развитыми коммуникативными качествами и коммуникабельностью. Именно наложение друг на друга результатов этих исследований позволит получить наиболее четкую картину феноменов затрудненного и эффективного общения. А такая ясная картина необходима, в первую очередь, в практической работе педагогов, детских психологов и психотерапевтов, социальных работников; и прежде всего, в работе педагогов дошкольного образования и педагогов начальной школы. Ведь именно в дестком возрасте постулируется необратимость последствий дефицита общения.
Список литературы 1. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. – СПб.: Питер, 2009. – 410 с. 2. Боулби, Дж. Детям – любовь и заботу / Дж. Боулби // Лишенные родительского попечительства: хрестоматия: учеб. пособие для студентов пед. ун-тов и ин-тов; ред.-сост. В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 1991. – С. 144–154. 3. Боулби, Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей / Дж. Боулби; пер. В.В. Старовойтовой. – 2-е изд. – М.: Академический проект, 2004. – 232 с. 4. Спитц, Р.А. Поведение депривированных детей / Р.А. Спитц // Лишенные родительского попечительства: хрестоматия: учеб. пособие для студентов пед. ун-тов и ин-тов; ред.-сост. В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 1991. – С. 166–167. 5. Фрейд, А. Разлука с матерью / А. Фрейд // Лишенные родительского попечительства: хрестоматия: учеб. пособие для студентов пед. ун-тов и ин-тов; ред.-сост. В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 1991. – С. 142–143. 6. Фромм, Э. Бегство от свободы / Э. Фромм. – М.: Аст, 2008. – 112 с. 7. Хорни, К. Невротическая личность нашего времени / К. Хорни. – М.: Прогресс, 1993. – 475 с. 8. Бодалев, А.А. О взаимосвязи общения и отношения / А.А. Бодалев // Вопросы психологии. – 1994. – № 1. – С. 122–127. 9. Куницына, В.Н. Межличностное общение: учебник для вузов / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. – СПб.: Питер, 2001. – 544 с. 10. Лабунская, В.А. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция / В.А. Лабунская, Ю.А. Менджерицкая, Е.Д. Бреус. – М.: Академия, 2001. – 288 с. Т.В. Табала (Д.Э. Синюк*)
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 225; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.81.172 (0.008 с.) |