ПРОЯВЛЕНИЕ СКЛОННОСТИ К НЕЯВНОМУ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ПРОЯВЛЕНИЕ СКЛОННОСТИ К НЕЯВНОМУ



АГРЕССИВНОМУ И ВРАЖДЕБНОМУ ПОВЕДЕНИЮ

У ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

 

В условиях внедрения новых социальных и психолого-педагогических технологий в работу с подростками по проблемам профилактики девиантного поведения, особое внимание уделяется проявлению враждебного и агрессивного поведения.

Методологическую базу нашего исследования составили работы Ц.П. Короленко, Т.А. Донских, Р. Кэмбелл, Г. Ниссен, Т.И. Пашукова, Г. Паренс, B.Ф. Пирожков, А.А. Реан, Т.Г. Румянцева, Ф.С. Сафунов, Л.М. Семенюк, И.А. Фурманов и др. по проблеме исследования и изучения агрессивности и враждебности.

На базе учреждений общего среднего образования и средних специальных учебных заведений нами проводилось исследование проявления склонности к неявному агрессивному и враждебному поведению у подростков с девиантным поведением. В исследовании принимало участие 94 человека (49 – мужского пола, 45 – женского пола) с девиантным поведением. Контрольная группа была представлена в том же соотношении по полу, что и лица из группы с девиантным поведением. Возраст испытуемых составил от 14 до 17 лет.

Для исследования враждебности у подростков с девиантным поведением использовалась шкала «диагностики враждебности» Кука-Медлей.

По результатам исследования нами было проведено сравнение проявления склонности к неявному агрессивному и враждебному поведению у подростков с девиантным поведением и у молодежи без нарушений поведения, которое выявило определенные гендерные различия по шкалам цинизма, агрессивности и враждебности. В мужской выборке по шкале цинизма у подростков с девиантным поведением наибольший процент наблюдается по среднему показателю с тенденцией к высокому и составляет 71,4%, что на 26,5 % больше чем в контрольной группе, где данный показатель составил 44,9%. Процент лиц по высокому показателю в той же группе составил 18,4%, что на 12,3% больше, чем в контрольной группе, где данный показатель составил 6,1%. Процент лиц по среднему показателю с тенденцией к низкому у подростков с девиантным поведением составил 10,2%, что на 30,6% меньше, чем в контрольной группе, где данный показатель составил 40,8%. По низкому показателю, лиц в группе с девиантным поведением не наблюдается и составляет 0%, однако в контрольной группе данный процент составил 8,2%.

По шкале агрессивности у подростков с девиантным поведением наибольший процент наблюдается по среднему показателю с тенденцией к высокому и составляет 65,3%, что на 34,7% больше чем в контрольной группе, где данный показатель составил 30,6%. Процент лиц по высокому показателю в той же группе составил 14,3%, однако в контрольной группе лиц по данному показателю не наблюдалось и составило 0%. Процент лиц по среднему показателю с тенденцией к низкому у группу с девиантным поведением составил 20,4%, что на 36,7% меньше, чем в контрольной группе, где данный показатель составил 57,1%. По низкому показателю, лиц в группе с девиантным поведением не наблюдается и составляет 0%, однако в контрольной группе данный процент составил 12,3%.

По шкале враждебности наблюдалось следующее: у подростков с девиантным поведением наибольший процент наблюдается по среднему показателю с тенденцией к низкому и составляет 55,1%, что на 2% меньше, чем в контрольной группе, где данный показатель составил 57,1%. Процент лиц по среднему показателю с тенденцией к высокому в той же группе составил 28,6%, что на 12,3% больше чем в контрольной группе, где данный показатель составил 16,3%. Процент лиц по высокому показателю как в группе с девиантным поведением, так и в контрольной группе не наблюдалось. По низкому показателю процент лиц в группе с девиантным поведением составляет 16,3%, что на 10,3% меньше чем в контрольной группе, где данный процент составил 26,6%.

Что касается женской выборки, то у подростков с девиантным поведением по шкале цинизма наибольший процент, также наблюдается по среднему показателю с тенденцией к высокому и составляет 62,2%, что на 39,9% выше, чем в контрольной группе, где данный показатель составил 22,3%. Процент лиц по высокому показателю в той же группе составил 26,7%, однако в контрольной группе лиц по данному показателю не наблюдалось и составило 0%. Процент лиц по среднему показателю с тенденцией к низкому у подростков с девиантным поведением составил 11,1%, что на 53,3% меньше, чем в контрольной группе, где данный показатель составил 64,4%. По низкому показателю, лиц в группе с девиантным поведением не наблюдается и составляет 0%, однако в контрольной группе данный процент составил 13,3%.

По шкале агрессивности у подростков с девиантным поведением наибольший процент наблюдается по среднему показателю с тенденцией к высокому и составляет 100%, по всей выборке, что на 84,4% больше чем в контрольной группе, где данный показатель составил 15,6%. По всем остальным показателям процент лиц в группе с девиантным поведением составляет 0%, в контрольной группе данные проценты составляют: низкий показатель – 13,3%, средний показатель с тенденцией к низкому – 71,1%, высокий – 0%.

По шкале враждебности наблюдалось следующее: у подростков с девиантным поведением наибольший процент наблюдается по среднему показателю с тенденцией к высокому и составляет 68,9%, что на 58,7% больше, чем в контрольной группе, где данный показатель составил 11,1%. Процент лиц по среднему показателю с тенденцией к низкому в той же группе составил 31,1%, что на 20% меньше, чем в контрольной группе, где данный показатель составил 51,1%. Процент лиц по высокому показателю как в группе с девиантным поведением, так и в контрольной группе не наблюдалось. По низкому показателю процент лиц в группе с поведенческими нарушениями не наблюдается и составляет 0%, однако в контрольной группе данный показатель составляет 37,8%.

Показатель распределения по всем шкалам отличен от нормального, что говорит нам об использовании непараметрического критерия – U-критерий Манна-Уитни, результаты которого представлены следующим образом: по мужской выборке – цинизм - UЭмп = 625,5, агрессивность - UЭмп = 442, враждебность –UЭмп = 1005; по женской выборке – цинизм - UЭмп = 102,5, агрессивность – UЭмп = 37, враждебность –UЭмп = 287. Согласно нашей гипотезе Н1 – уровень неявного враждебного и агрессивного поведения в группе лиц с поведенческими нарушениями выше, чем в контрольной группе.

Представленные данные дают возможность заключить, что статистически значимые различия в мужской выборке наблюдаются по таким шкалам как: цинизм (UЭмп = 625,5) и агрессивность (UЭмп = 442). По шкале враждебность (UЭмп = 1005) статистически значимых различий выявлено не было, что говорит нам о том, что уровень проявления неявного враждебного поведения в группе с девиантным поведением не ниже уровня проявления в контрольной группе. В женской выборке статистически значимые различия наблюдаются по всем трем шкалам: цинизм (UЭмп = 102,5), агрессивность (UЭмп = 37) и по шкале враждебность (UЭмп = 287).

Полученные в эмпирическом исследовании результаты, по изучению склонности к неявному агрессивному и враждебному поведению у подростков с девиантным поведением показали, что в мужской выборке высокий уровень подтвердилась по шкале цинизма и агрессивности, а в женской по всем трем шкалам.

А.Г. Одноколова (Н.Г. Новак*)

Гомель, ГГУ имени Ф. Скорины

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТНОЙ

СФЕРЫ СТУДЕНТОВ

Студенчествосоответствует юношескому периоду онтогенеза и выступает переходом от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни. Хронологические границы юношества определяются в психологии по-разному. Граница между подростковым и юношеским возрастом достаточно условна, и в одних схемах периодизации (преимущественно в западной психологии) возраст от 14 до 17 лет рассматривают как завершение подростничества, а в других – относят к юности (А. Гезелл, Э. Шпрангер, Э. Эриксон) [1]. В отечественной психологии данный возрастной период характеризуется переходом к самостоятельности, рассматривается как этап самоопределения, приобретения психической, идейной и гражданской зрелости, формирования мировоззрения, морального сознания и самосознания. Наиболее часто исследователи выделяют раннюю юность (от 14/15 до 17/18 лет) и позднюю юность (от 18 до 25 лет) [2]. В ранней юности формируются познавательные и профессиональные интересы, потребность в труде, способность строить жизненные планы, общественная активность. В позднем юношеском возрасте окончательно преодолевается свойственная предшествующим этапам онтогенеза зависимость от взрослых, и утверждается самостоятельность личности. Формируется принципиальность, развиваются убеждения, чувство долга и ответственности. Психологическое содержание юношеского возраста связано с развитием самосознания, решением задач профессионального самоопределения и вступлением во взрослую жизнь.

Важной особенностью личностного развития в юношеском возрасте является развитие рефлексивных способностей, т.е. обостряется потребность к обособлению, стремление оградить свой уникальный мир от вторжения сторонних и близких людей для того, чтобы через рефлексии укрепить чувство личности, чтобы сохранить свою индивидуальность, реализовать свои притязания на признание.

Цель исследования − изучение динамики личностного развития в юношеском возрасте. В качестве диагностического инструментария были использованы 16-факторный личностный опросник Р.Б. Кеттелла (форма С) и методика исследования самоотношения (МИС), разработанная В.В. Столиным, С.Р. Пантелеевым.

Результаты эмпирического исследования по методике Р. Кеттелла показали следующее:

– для большинства первокурсников (56,67%) характерны высокие показатели по фактору «замкнутость-общительность», что свидетельствует о богатстве и яркости эмоциональных проявлений, отзывчивости и готовности к сотрудничеству, легкости в установлении непосредственных, межличностных контактов; 73,33% студентов имеют низкие показатели по фактору «практичность-мечтательность», низкие оценки свойственны лицам уравновешенным, практичным, здравомыслящим, прозаичным.

– в выборке студентов 3 курса в 76,67% случаев преобладают высокие показатели по фактору «робость–смелость», что свидетельствует о проявлении лидерских качеств, смелости, предприимчивости и активности студентов; 60% студентов имеют низкие показатели по фактору «доверчивость - подозрительность»; низкие показатели по данному фактору указывает на уживчивость, открытость, терпимость и уступчивость студентов.

– для большей половины 5 курса (56,67%) характерны высокие показатели по фактору «консерватизм–радикализм», т.е. студенты стремятся быть хорошо информированными, имеют разнообразные интеллектуальные интересы, отличаются критичностью мышления, направленностью на аналитическую, теоретическую деятельность и терпимостью к неясностям.

По результатам методики МИС были получены результаты:

– для большинства первокурсников (90%) характерны высокие показатели по фактору «аутосимпатия» (эмоциональное отношение испытуемого к своему «Я»), что свидетельствует о самопринятии, о доверии к себе и о позитивной самооценке. Также 46,67% студентов первого курса имеют высокие значения по шкале «Ожидаемое отношение от других», что соответствует представлению студентов о том, что их личность, характер и деятельность способны вызвать в других уважение, симпатию, одобрение и понимание.

– в выборке студентов 3 курса в 53,33% случаев преобладают высокие показатели по фактору «самопринятие» (чувство симпатии к самому себе, согласие со своими внутренними побуждениями), что свидетельствует о склонности студентов положительно оценивать все стороны своего «Я», принимать себя во всей полноте поведенческих проявлений.

– для большей половины 5 курса (63,33%) характерны высокие показатели по фактору «саморуководство» (представления о том, что основным источником активности и результатов, касающихся как деятельности, так и собственной личности, является он сам), что свидетельствует об отчётливом переживании наличия собственного «Я» как внутреннего стержня, вокруг которого интегрируется и организуется их личность и жизнедеятельность, а также отражает доминирование установки относительно того, чтоих судьба находится в их собственных руках, чувство обоснованности и последовательности своих внутренних побуждений и целей.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что динамика личностного развития характеризуется следующими особенностями:

студентам 1 курса в большей степени свойственны такие качества как, отзывчивость и готовность к сотрудничеству, легкость в установлении непосредственных, межличностных контактов, практичность и уравновешенность; они характеризуются адекватной самооценкой, доверием к себе и уверенностью в том, что их характер и деятельность способны вызвать у других уважение, симпатию и понимание;

студентам 3 курса показал, что студентам характерно проявление лидерских качеств, активность, открытость, уживчивость и терпимость. Так же, студенты 3 курса положительно оценивают все стороны своего «Я» и склонны принимать себя во всей полноте поведенческих проявлений;

– студентам 5 курса характерно стремление быть хорошо информированными. Так же, они отличаются критичностью мышления, направленностью на аналитическую, теоретическую деятельность и отчетливым переживанием наличия собственного «Я» как внутреннего стержня, вокруг которого интегрируется и организуется их личность и жизнедеятельность.

 

Список литературы

1. Кон, И.С. Психология юношеского возраста: учебное пособие для студентов пед. ин-тов / И.С. Кон.– М. : Просвещение, 1979. – 175 с.

2. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. 10-е изд., перераб. и доп. / В.С. Мухина. – М. : Академия, 2006. – 608 с.

Д.В. Олесеюк (А.А. Гаврилович*)



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.117.38 (0.006 с.)