Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности склонности к риску у спортсменовСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В настоящее время особое внимание в спортивной психологии уделяется исследованию деятельности протекающей в экстремальных условиях (предельные физические и психические напряжения, риск, дефицит времени). Такие условия спортивной деятельности создают для человека значительные трудности, эффективное преодоление которых невозможно без волевых усилий, без сознательной мобилизации всех сил, без необходимой регуляции действий и состояния. Значение таких феноменов, как склонность и готовность к риску, способность к эффективным действиям в условиях риска особенно важно для решения задач оценки и формирования профессиональной пригодности спортсмена, его психологической адаптации в профессии. Определение специфических факторов риска в отдельных видах спорта является и основополагающим моментом в разработке конкретных мер профилактики травматизма. К основным специфическим факторам риска, характерным для всех видов спорта, относятся: несоответствие спортивной техники возможностям спортсмена; недостатки ранней специальной физической подготовки; погрешности в разминке; неумение правильно выполнять страховку и самостраховку; несоответствие обуви и одежды спортсмена условиям тренировок и соревнований; дефекты в использовании индивидуальных средств защиты; изготовление и наличие спортивного инвентаря без учета обеспечения безопасности; несовершенство правил соревнований и необъективное судейство; неподготовленность мест проведения тренировок и соревнований; особенности психоэмоциональных проявлений; нарушения дисциплины; несоблюдение правил самоконтроля [2]. Отечественными и зарубежными учеными проводились фундаментальные и прикладные исследования, направленные на изучение различных аспектов риска: влияние мотивации на принятие решения и поведение человека в условиях риска (К. Левин, А. Эдварде, В.А. Петровский, Т.В. Корнилова и др.); оправданность риска (Ю. Козелецкий, А.А. Кондрацкий и др.); поведение человека в рискованных ситуациях (Д. Кибельсберг, Р. Рисер, М. Зукерман, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, В.П. Третьяков и др.), а также факторов, влияющих на него (Г. Стар, Ю. Козелецкий, Н.Е. Задорожнюк, А.В. Зозулюк,); групповой риск (Дж. Стоунер, А. Винокур, С. Московичи, М. Завалони, А.Г. Костинская, и др.); связь рискованности и способности успешно действовать в ситуациях риска людей с различными личностными особенностями (Н. Коган, М. Баллах, М.А. Котик, Т.В. Корнилова, А.А. Долынкова, Т.В. Корнилова, и др.); ценностные особенности риска (Т.В. Корнилова, В.А. Петровский); Ю. Козелецкий и В.В. Кочетков рассматривали риск с позиций психологической теории решений, В.А. Петровский сформулировал гипотезу о существовании«надситуативного» риска и относит риск к особого рода активности. С. Липатов изучал «управляемый и неуправляемый» риск [1]. В психологической науке выделяются следующие виды риска как характеристики действия при осуществлении профессиональной деятельности: ситуативный (разрешение возникшей ситуации): прагматический (направлен на достижение поставленной цели); социальный (служит для утверждения в социуме, получения нового социального статуса и др.), познавательный (получение новых знаний, информации); ценностный (связан с возможностью самореализации, с повышением веры в свои реальные и потенциальные возможности) и немотивированный (с целью получения «острых» ощущений). Таким образом, в настоящее время мы располагаем определенной теоретической базой по проблеме феномена риска, однако, на наш взгляд, индивидуально-психологические особенности склонности к риску у спортсменов изучена недостаточно. Целью нашей работы являетсявыявление индивидуально-психологических особенностей склонности к риску у спортсменов. В организованном нами исследовании, которое осуществлялось на базе факультета физического воспитания Брестского государственного университета имени А.С. Пушкина нами использовались следующие методики: тест «Большая пятерка»; многофакторная личностная методика Р. Кеттелла «16 ФЛО»; методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса; методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса; методика диагностики степени готовности к риску Шуберта; опросник А.Г. Шмелева «Оценка склонности к риску». Выборку составили 80 студентов старших курсов. В результате было установлено, что степень склонности к риску в деятельности спортсменов обусловлена не только ситуационными факторами, но и индивидуально-психологическими характеристиками личности: особенностями характера, типом темперамента, особенностями мотивационно-потребностной сферы. Эмпирическое исследование показало: испытуемые, имеющие низкую самооценку и являющиеся экстравертами, имеют низкий уровень склонности к риску; испытуемые с адекватной самооценкой и относящиеся к интровертированному типу имеют высокий уровень развития склонности к риску. Для определения статистической достоверности мы использовали t–критерий Стьюдента (t = 2,64 при критическом t = 1,99 для p ≤ 0,05 при 78 степенях свободы). Сангвиники имеют высокий уровень склонности к риску; флегматики и меланхолики – низкий уровень склонности к риску; холерики и сангвино-холерики имеют средний уровень склонности к риску (t = 3,05 при критическом t = 2,63 для p ≤ 0,01). Испытуемые, имеющие высокий уровень развития мотивации к избеганию неудач, имеют низкий уровень склонности к риску; испытуемые, имеющие низкий уровень развития мотивации к избеганию неудач, имеют высокий уровень развития склонности к риску (t = 2,77 при критическом t = 2,06 для p ≤ 0,05). Испытуемые, имеющие высокий уровень развития мотивации к успеху, имеют низкий уровень склонности к риску; испытуемые, имеющие низкий уровень развития мотивации к успеху, имеют высокий уровень развития склонности к риску (t = 2,99 при критическом t = 2,66 для p ≤ 0,05). Таким образом, полученные результаты позволяют рекомендовать использование показателей индивидуально-психологических особенностей склонности к риску на этапе психологического отбора спортсменов, в процессе их адаптации к спортивным нагрузкам, а также в ходе специальной подготовки к соревнованиям с целью обеспечения психической надежности спортсменов.
Список литературы 1. Гиссен, Л.Д. Время стрессов / Л.Д. Гиссен. – М.: Физкультура и спорт, 1990. – 192 с. 2. Спортивная психология в трудах отечественных специалистов: хрестоматия / сост. и общ. ред. И.П. Волков. – СПб.: Питер, 2002. – 384 с. Е.В. Шундикова (О.В. Маркевич*) Гомель, ГГУ имени Ф. Скорины ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗА ОТЦА У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ ИЗ ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ
Семья является одним из самых важных и влиятельных факторов социализации ребенка. Семейная жизнь сложилась с давних пор так, что родительские обязанности делятся между отцом и матерью, и притом делятся неравномерно. При этом огромные проблемы в воспитании ребенка возникают с резким возрастанием количества разводов и увеличением числа неполных семей. Образ отца – это важная для психического развития ребенка и подростка структура, формирование которой начинается с рождения ребенка и осуществляется под воздействием различных внутренних (половозрастные и ситуативные проекции, фантазии) и внешних (коммуникации со значимыми близкими людьми, культуральные стереотипы, взаимодействия с отцом) факторов и отражает различные атрибуты отцовской фигуры: физические, интеллектуальные, эмоциональные. Отмечается важность для психического развития как реальной отцовской фигуры и характера взаимодействий ребенка с отцом, так и отцовского образа. Значимой является эмоциональная вовлеченность отца в отношениях с детьми, отцовская любовь для психического развития ребенка и подростка [1]. Целью исследования является анализ отношения ребенка к отцу. Для этого были использованы следующие психодиагностические методики: «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (автор Е. Шафер), которая позволяет проанализировать, как дети в подростковом возрасте видят установки, поведение и методы воспитания их родителей (в данном случае, отца); проективная психологическая методика «Незаконченные предложения» (авторы Дж. М. Сакс и С. Леви), в которой были использованы 2 категории – «отношение к отцу» и «отношение к семье». Выборка составила 40 семей (20 – полные семьи и 20 – неполные семьи). Сопоставляя результаты методики «Поведение родителей и отношение подростков к ним» из двух указанных выборок (подростки из полных и неполных семей) мы отмечаем существенные различия в отношении ребенка к отцу. У подростков из полных семей наблюдается гармоничное отношение к отцу, за исключением того, что у отцов из полных семей проявляется зависимость от мнения окружающих. Они пытаются воспитывать своего ребенка в соответствии с принятым в данном обществе и в данной культуре представлением о том, каким должен быть идеальный ребенок. У подростков из неполных семей наблюдается нехватка внимания и заинтересованности со стороны отца, беспристрастность в процессе общения с родителем. Отец представляется непредсказуемым и непоследовательным, мало вовлеченным в воспитательный процесс и в жизнь ребенка, в целом. По методике «Незаконченные предложения» мы также отмечаем существенные различия в отношении детей к отцу. У подростков из полных семей преобладает «положительное» и «сильно положительное» отношение к отцу и к семье. У подростков из неполных семей преобладает «нейтральное» и «положительное» отношение к семье и «нейтральное» и «отрицательное» отношение к отцу, что говорит об отсутствии адекватного восприятия отца и отношения к нему. Это объясняется деформацией классической структуры семьи. Таким образом, можно говорить о том, что у младших подростков из полных семей наблюдается позитивный интерес в отношениях с отцами, открытость во взаимоотношениях. Отцы подростков из полных семей участвуют в управлении и своевременной коррекции поведения ребенка, включены в проблемы семьи. Отношение к отцу у детей из полных семей положительное и гармоничное. У младших подростков из неполных семей наблюдается заниженное значение отца, недостаток интереса и внимания к ребенку со стороны отца. Также выявлено заниженное проявление теплых чувств по отношению к отцу и отсутствие заинтересованности. У подростков из неполных семей преобладает «нейтральное» и «отрицательное» отношение к отцу. На основании проведенного анализа отношения ребенка к отцу и к семье в целом, можно сделать заключение об адекватности детско-родительских отношений в полной семье и искажении в неполной семье.
Список литературы 1. Вассерман, Л.И. Родители глазами подростка: психологическая диагностика в медико-психологической практике: учебное пособие / Л. И. Вассерман, И.А. Горьковая, Е.Е. Ромицына. – СПб.: Речь, 2004.
И.М. Щербакова (И. В. Шматкова*)
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 641; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.89.50 (0.01 с.) |