Особенности склонности к риску у спортсменов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности склонности к риску у спортсменов



В настоящее время особое внимание в спортивной психологии уделяется исследованию деятельности протекающей в экстремальных условиях (предельные физические и психические напряжения, риск, дефицит времени). Такие условия спортивной деятельности создают для человека значительные трудности, эффективное преодоление которых невозможно без волевых усилий, без сознательной мобилизации всех сил, без необходимой регуляции действий и состояния.

Значение таких феноменов, как склонность и готовность к риску, способность к эффективным действиям в условиях риска особенно важно для решения задач оценки и формирования профессиональной пригодности спортсмена, его психологической адаптации в профессии.

Определение специфических факторов риска в отдельных видах спорта является и основополагающим моментом в разработке конкретных мер профилактики травматизма. К основным специфическим факторам риска, характерным для всех видов спорта, относятся: несоответствие спортивной техники возможностям спортсмена; недостатки ранней специальной физической подготовки; погрешности в разминке; неумение правильно выполнять страховку и самостраховку; несоответствие обуви и одежды спортсмена условиям тренировок и соревнований; дефекты в использовании индивидуальных средств защиты; изготовление и наличие спортивного инвентаря без учета обеспечения безопасности; несовершенство правил соревнований и необъективное судейство; неподготовленность мест проведения тренировок и соревнований; особенности психоэмоциональных проявлений; нарушения дисциплины; несоблюдение правил самоконтроля [2].

Отечественными и зарубежными учеными проводились фундаментальные и прикладные исследования, направленные на изучение различных аспектов риска: влияние мотивации на принятие решения и поведение человека в условиях риска (К. Левин, А. Эдварде, В.А. Петровский, Т.В. Корнилова и др.); оправданность риска (Ю. Козелецкий, А.А. Кондрацкий и др.); поведение человека в рискованных ситуациях (Д. Кибельсберг, Р. Рисер, М. Зукерман, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, В.П. Третьяков и др.), а также факторов, влияющих на него (Г. Стар, Ю. Козелецкий, Н.Е. Задорожнюк, А.В. Зозулюк,); групповой риск (Дж. Стоунер, А. Винокур, С. Московичи, М. Завалони, А.Г. Костинская, и др.); связь рискованности и способности успешно действовать в ситуациях риска людей с различными личностными особенностями (Н. Коган, М. Баллах, М.А. Котик, Т.В. Корнилова, А.А. Долынкова, Т.В. Корнилова, и др.); ценностные особенности риска (Т.В. Корнилова, В.А. Петровский); Ю. Козелецкий и В.В. Кочетков рассматривали риск с позиций психологической теории решений, В.А. Петровский сформулировал гипотезу о существовании«надситуативного» риска и относит риск к особого рода активности. С. Липатов изучал «управляемый и неуправляемый» риск [1].

В психологической науке выделяются следующие виды риска как характеристики действия при осуществлении профессиональной деятельности: ситуативный (разрешение возникшей ситуации): прагматический (направлен на достижение поставленной цели); социальный (служит для утверждения в социуме, получения нового социального статуса и др.), познавательный (получение новых знаний, информации); ценностный (связан с возможностью самореализации, с повышением веры в свои реальные и потенциальные возможности) и немотивированный (с целью получения «острых» ощущений).

Таким образом, в настоящее время мы располагаем определенной теоретической базой по проблеме феномена риска, однако, на наш взгляд, индивидуально-психологические особенности склонности к риску у спортсменов изучена недостаточно.

Целью нашей работы являетсявыявление индивидуально-психологических особенностей склонности к риску у спортсменов.

В организованном нами исследовании, которое осуществлялось на базе факультета физического воспитания Брестского государственного университета имени А.С. Пушкина нами использовались следующие методики: тест «Большая пятерка»; многофакторная личностная методика Р. Кеттелла «16 ФЛО»; методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса; методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса; методика диагностики степени готовности к риску Шуберта; опросник А.Г. Шмелева «Оценка склонности к риску». Выборку составили 80 студентов старших курсов.

В результате было установлено, что степень склонности к риску в деятельности спортсменов обусловлена не только ситуационными факторами, но и индивидуально-психологическими характеристиками личности: особенностями характера, типом темперамента, особенностями мотивационно-потребностной сферы. Эмпирическое исследование показало: испытуемые, имеющие низкую самооценку и являющиеся экстравертами, имеют низкий уровень склонности к риску; испытуемые с адекватной самооценкой и относящиеся к интровертированному типу имеют высокий уровень развития склонности к риску. Для определения статистической достоверности мы использовали t–критерий Стьюдента (t = 2,64 при критическом t = 1,99 для p ≤ 0,05 при 78 степенях свободы).

Сангвиники имеют высокий уровень склонности к риску; флегматики и меланхолики – низкий уровень склонности к риску; холерики и сангвино-холерики имеют средний уровень склонности к риску (t = 3,05 при критическом t = 2,63 для p ≤ 0,01).

Испытуемые, имеющие высокий уровень развития мотивации к избеганию неудач, имеют низкий уровень склонности к риску; испытуемые, имеющие низкий уровень развития мотивации к избеганию неудач, имеют высокий уровень развития склонности к риску (t = 2,77 при критическом t = 2,06 для p ≤ 0,05).

Испытуемые, имеющие высокий уровень развития мотивации к успеху, имеют низкий уровень склонности к риску; испытуемые, имеющие низкий уровень развития мотивации к успеху, имеют высокий уровень развития склонности к риску (t = 2,99 при критическом t = 2,66 для p ≤ 0,05).

Таким образом, полученные результаты позволяют рекомендовать использование показателей индивидуально-психологических особенностей склонности к риску на этапе психологического отбора спортсменов, в процессе их адаптации к спортивным нагрузкам, а также в ходе специальной подготовки к соревнованиям с целью обеспечения психической надежности спортсменов.

 

Список литературы

1. Гиссен, Л.Д. Время стрессов / Л.Д. Гиссен. – М.: Физкультура и спорт, 1990. – 192 с.

2. Спортивная психология в трудах отечественных специалистов: хрестоматия / сост. и общ. ред. И.П. Волков. – СПб.: Питер, 2002. – 384 с.

Е.В. Шундикова (О.В. Маркевич*)

Гомель, ГГУ имени Ф. Скорины

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗА ОТЦА У

МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ ИЗ ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ

СЕМЕЙ

 

Семья является одним из самых важных и влиятельных факторов социализации ребенка. Семейная жизнь сложилась с давних пор так, что родительские обязанности делятся между отцом и матерью, и притом делятся неравномерно. При этом огромные проблемы в воспитании ребенка возникают с резким возрастанием количества разводов и увеличением числа неполных семей.

Образ отца – это важная для психического развития ребенка и подростка структура, формирование которой начинается с рождения ребенка и осуществляется под воздействием различных внутренних (половозрастные и ситуативные проекции, фантазии) и внешних (коммуникации со значимыми близкими людьми, культуральные стереотипы, взаимодействия с отцом) факторов и отражает различные атрибуты отцовской фигуры: физические, интеллектуальные, эмоциональные.

Отмечается важность для психического развития как реальной отцовской фигуры и характера взаимодействий ребенка с отцом, так и отцовского образа. Значимой является эмоциональная вовлеченность отца в отношениях с детьми, отцовская любовь для психического развития ребенка и подростка [1].

Целью исследования является анализ отношения ребенка к отцу. Для этого были использованы следующие психодиагностические методики: «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (автор Е. Шафер), которая позволяет проанализировать, как дети в подростковом возрасте видят установки, поведение и методы воспитания их родителей (в данном случае, отца); проективная психологическая методика «Незаконченные предложения» (авторы Дж. М. Сакс и С. Леви), в которой были использованы 2 категории – «отношение к отцу» и «отношение к семье». Выборка составила 40 семей (20 – полные семьи и 20 – неполные семьи).

Сопоставляя результаты методики «Поведение родителей и отношение подростков к ним» из двух указанных выборок (подростки из полных и неполных семей) мы отмечаем существенные различия в отношении ребенка к отцу. У подростков из полных семей наблюдается гармоничное отношение к отцу, за исключением того, что у отцов из полных семей проявляется зависимость от мнения окружающих. Они пытаются воспитывать своего ребенка в соответствии с принятым в данном обществе и в данной культуре представлением о том, каким должен быть идеальный ребенок. У подростков из неполных семей наблюдается нехватка внимания и заинтересованности со стороны отца, беспристрастность в процессе общения с родителем. Отец представляется непредсказуемым и непоследовательным, мало вовлеченным в воспитательный процесс и в жизнь ребенка, в целом.

По методике «Незаконченные предложения» мы также отмечаем существенные различия в отношении детей к отцу. У подростков из полных семей преобладает «положительное» и «сильно положительное» отношение к отцу и к семье. У подростков из неполных семей преобладает «нейтральное» и «положительное» отношение к семье и «нейтральное» и «отрицательное» отношение к отцу, что говорит об отсутствии адекватного восприятия отца и отношения к нему. Это объясняется деформацией классической структуры семьи.

Таким образом, можно говорить о том, что у младших подростков из полных семей наблюдается позитивный интерес в отношениях с отцами, открытость во взаимоотношениях. Отцы подростков из полных семей участвуют в управлении и своевременной коррекции поведения ребенка, включены в проблемы семьи. Отношение к отцу у детей из полных семей положительное и гармоничное. У младших подростков из неполных семей наблюдается заниженное значение отца, недостаток интереса и внимания к ребенку со стороны отца. Также выявлено заниженное проявление теплых чувств по отношению к отцу и отсутствие заинтересованности. У подростков из неполных семей преобладает «нейтральное» и «отрицательное» отношение к отцу.

На основании проведенного анализа отношения ребенка к отцу и к семье в целом, можно сделать заключение об адекватности детско-родительских отношений в полной семье и искажении в неполной семье.

 

Список литературы

1. Вассерман, Л.И. Родители глазами подростка: психологическая диагностика в медико-психологической практике: учебное пособие / Л. И. Вассерман, И.А. Горьковая, Е.Е. Ромицына. – СПб.: Речь, 2004.

 

 

И.М. Щербакова (И. В. Шматкова*)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 612; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.113.197 (0.012 с.)