Защиты в период ранней взрослости 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Защиты в период ранней взрослости



 

Актуальность исследования механизмов психологической защиты в период ранней взрослости обусловлена тем, что одним из наиболее важных факторов благоприятного личностного развития взрослого человека является его правильное и функциональное использование механизмов в повседневной жизни. Ведь этот период жизнь человека связана с освоением профессиональной деятельности и самосовершенствованием [1].

Понятие психологической защиты – одно из основных понятий в психоаналитической теории и практике. Впервые оно появилось в 1894 году в работе З. Фрейда «Защитные нейропсихозы», а изучены и описаны его дочерью А. Фрейд. Их задача состоит в минимизации или полном вытеснении неприятных аффектов и непереносимых для сознания мыслей и представлений.

Решение вопроса о позитивном или негативном эффекте механизмов психологической защиты представлено в литературе довольно противоречивыми позициями. С одной стороны, неизменно подчеркивается их оберегающий характер, с другой за понятием механизмов психологической защиты закрепились и такие разрушительные характеристики, как неадекватные способы адаптации.

Следует отметить, что люди редко используют какой-либо единственный механизм защиты обычно они применяют различные защитные механизмы для разрешения конфликта или ослабления тревоги.

Разработкой проблемы психологической защиты занимались такие психологи как З. Фрейд, А. Фрейд, Э. Эриксон, А. Адлер, В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман, А.М. Поляков и др.

Механизмы защиты можно разделить по уровню зрелости на проективные (считаются более примитивными, не допускают поступления конфликтной и травмирующей личность информации в сознание – вытеснение, отрицание, регрессия, реактивное формирование, компенсация) и дефензивные (допускают травмирующую информацию, но интерпретируют ее как бы «безболезненным» для себя образом, – рационализация, интеллектуализация, проекция, интроекция, смещение, замещение, сублимация).

Вытеснение. Наиболее универсальный способ избавления от внутреннего конфликта путем активного выключения из сознания неприемлемого мотива или неприятной информации. Интересно, что быстрее всего вытесняется и забывается человеком не то плохое, что ему сделали окружающие, а то плохое, что он причинил себе или другим. С этим механизмом связана неблагодарность, все разновидности зависти и великое множество комплексов собственной неполноценности, которые вытесняются со страшной силой. Имеет значение, что человек не делает вид, а действительно забывает нежелательную, травмирующую его информацию, она полностью вытесняется из его памяти.

Регрессия. Возвращение в проблемной ситуации к ранним или более незрелым (детским) формам удовлетворения потребностей и поведения. Регрессия может быть частичной, полной или символической. Большинство эмоциональных проблем имеют регрессивные черты. Регрессия развивается для сдерживания чувства неуверенности в себе и страха неудачи, связанных с проявлением инициативы, и, соответственно, чувства вины за неудачу («я – малое дитя, и вы обязаны мне помочь»). Решение проблем посредством запроса о помощи.

Проекция. Бессознательный перенос на другое лицо собственных чувств, желаний и влечений, в которых человек не хочет себе сознаться, понимая их социальную неприемлемость. Например, когда человек проявил агрессию в отношении другого, у него нередко возникает тенденция снизить привлекательные качества пострадавшего.

Рационализация. Обманное объяснение человеком своих желаний, поступков, которые в действительности вызваны причинами, признание которых грозило бы потерей самоуважения. Например, переживая какую-либо психическую травму, человек защищает себя от ее разрушительного воздействия тем, что оценивает травмирующий фактор в сторону понижения значимости, то есть не получив страстно желаемого, убеждает себя, что «не очень-то и хотелось».

Компенсация. Это бессознательная попытка преодоления реальных и воображаемых недостатков. Компенсаторное поведение универсально, поскольку достижение статуса является важной потребностью почти всех людей. Компенсация может быть социально приемлемой (слепой становится знаменитым музыкантом) и неприемлемой (компенсация низкого роста – стремлением к власти и агрессивностью; компенсация инвалидности – грубостью и конфликтностью). Еще выделяют прямую компенсацию (стремление к успеху в заведомо проигрышной области) и косвенную компенсацию (стремление утвердить себя в другой сфере).

Отрицание. Это механизм отвержения мыслей, чувств, желаний, потребностей или реальности, которые неприемлемы на сознательном уровне. Этот способ защиты характеризуется заметным искажением восприятия действительности. Отрицание формируется еще в детском возрасте и часто не позволяет людям адекватно оценивать происходящее вокруг, что ведет к затруднениям в поведении.

Замещение. Перенос действия, направленного на недоступный объект, на действие с доступным объектом. Данный механизм разряжает напряжение, созданное недоступной потребностью, но не приводит к желаемой цели. Замещающая деятельность отличатся переводом активности в иной план. Например, из реального осуществления в мир фантазии.

Сублимация. Это бессознательное переключение отрицательной психической энергии на занятия социально-полезным трудом. Сублимация выражается в том, что человек, испытывающий какой-либо невротический конфликт, находит замещение внутренней тревожности переключением на другое занятие (творчество, уборка квартиры и др.) [2].

Экспериментальное изучение механизмов психологической защиты в период ранней взрослости проводилось на базеОАО «Гомельский литейный завод «Центролит»». Выборку исследования составилиработники цеха № 9 (30 человек). Возраст испытуемых составил 25 - 30 лет.

Для диагностики механизмов психологической защиты был использован опросник Плутчика Келлермана Конте – Методика «Индекс жизненного стиля» (Life Style Index, LSI).

Анализ результатов экспериментального исследования механизмов психологической защиты в период ранней взрослости позволил констатировать, что такой механизм как «вытеснение» выявлен у 31,3% испытуемых, «проекция» у 31,2%, а «рационализация» у 31,1%.

В меньшей степени у людей в период ранней взрослости проявляются такие механизмы как «компенсация» (28,4%), «отрицание» (28,2%) и «регрессия» (27,4%), «замещение» (20,3%) и «гиперкомпенсация» (19,3%).

Таким образом, люди в период ранней взрослости склонны снимать возникшее напряжение с помощью таких механизмов защит, как вытеснение, проекция и рационализация.

 

Список литературы

1. Поляков, А.М. Психология развития / А.М. Поляков. – Мн.: ТетраСистемс, 2006. – 304 с.

2. Грановская, Р.М. Защита личности / Р.М. Грановская, И.М. Никольская. – СПб.: 1999. – 352 с.

Н.В. Ерохина (С.С. Щекудова*)

Гомель, ГГУ имени Ф. Скорины

ИССЛЕДОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

ПОДРОСТКОВ

 

Способности человека, в особенности творческие, следует признать самой существенной частью его интеллекта, а задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Благодаря творческим способностям и творчеству обогащается эмоциональная жизнь, раскрываются задатки, способности, наклонности личности. Для развития творческих способностей учащихся необходимо развитие умения решать творческие задачи, предполагающие систематично и последовательно преобразовывать действительность, соединять несовместимое, опираться на субъективный опыт учащихся, что составляет основу системного, диалектического мышления, произвольного, продуктивного, пространственного воображения, применение эвристических и алгоритмических методов организации творческой деятельности учащихся.

Творческие способности – это процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового [1]. Несмотря на различие подходов к определению творческих способностей, исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качества творческого мышления как обязательные компоненты творческих способностей. Поэтому условия максимального проявления творческих способностей предполагают активизацию эмоциональной, волевой и интеллектуальной сфер.

Природа индивидуальных различий связывается с нейрофизиологическими задатками, с особенностями активационных, регуляторных и информационных блоков мозга, с особенностями воспитания и обучения, то есть процессом социализации и адаптации к требованиям среды, а также наличием специальных способностей к творческим видам деятельности. Именно специальные способности в первую очередь дифференцируют людей, опираясь на природные задатки. Неповторимая индивидуальность является продуктом творчества самой природы [2].

К особенностям творческих способностей относятся дивергентное мышление, гибкость ума, оригинальность, скорость мысли. Кроме того, показателями именно творческих способностей будет то, как подросток пишет, читает и др. [3].

Экспериментальное изучение творческих способностей подростков проводилось на базе ГУО «Средняя школа №47 г. Гомеля». Выборку исследования составили30 учащихся 6-х классов.

Диагностика творческого мышления и творческих характеристик личности подростков проводилась с помощью следующих методик: тест дивергентного мышления Вильямса; тест личностных творческих характеристик Вильямса.

Данные, полученные в результате проведения методики определения творческих способностей учащихся Г. Дэвиса, свидетельствуют о том, что наличие творческих способностей выявлено у 27% учащихся. Отсутствие творческих способностей и творческого потенциала установлено у 73% испытуемых. Результаты представлены в таблице.

Таблица – Количественные показатели творческого мышления и творческих характеристик учащихся 6 классов (данные представлены в %)

Оцениваемые показатели Диапазон взвешенных сырых баллов
Ниже среднего Средний Выше среднего
Творческое мышление
Суммарный балл      
Беглость - -  
Гибкость      
Оригинальность      
Разработанность      
Название      
Творческие черты личности
Суммарный балл      
Любознательность      
Воображение      
Сложность      
Рискованность      

Из таблицы следует, что у 4% испытуемых выявлен уровень развития творческого мышления выше среднего, что свидетельствует о наличии ярко выраженных творческих способностей. Уровень развития творческого мышления ниже среднего был выявлен у 51% респондентов, что свидетельствует о низком уровне развития базовых творческих способностей у учащихся. Средний уровень развития творческого мышления установлен у 45% испытуемых.

Следует отметить, что по показателю «беглость» был получен 100% результат на уровне выше среднего. Показатель «гибкость» преобладает на среднем уровне (46%). Показатель «оригинальность» в большей степени также выражен на среднем уровне (81%). Показатель «разработанность» преобладает на уровне ниже среднего у 73% испытуемых. 70% респондентов по показателю «название (богатство словарного запаса и способность к образной передаче сути)» показали средний результат.

Результаты исследования по методике «Тест личностных творческих характеристик Вильямса» позволили установить, что показатели ниже среднего выявлены у 55% респондентов, то есть учащиеся испытывают негативное представление о наличии у них творческого потенциала. 38% имеют средний уровень, следовательно, у них существует тенденция к переменчивому отношению к творческим способностям. 7% учащихся с показателями выше среднего имеют позитивные чувства к себе и к своим творческим способностям. «Любознательность» больше выражена на среднем уровне (52%), «воображение» также преобладает на среднем уровне (79%), показатель «предпочитают сложные идеи» выявлен у 60% респондентов на среднем уровне, «склонность к риску» выявлена у 87% испытуемых также на среднем уровне.

Таким образом, в результате проведения эмпирического исследования творческих способностей подростков установлено, что в подавляющем большинстве подростки не используют свои возможности и не раскрывают свой творческий потенциал в полной мере.

 

Список литературы

1. Юрчук, В.В. Современный словарь по психологии / В.В. Юрчук. – М.: «Современное слово», 2001. – 768 с.

2. Ермолаева-Томина, Л.Б. Психология художественного творчества / Л.Б. Ермолаева-Томина. – М.: Академический Проект, 2003. – 304 с.

3. Кудрявцев, В.К. Новый подход к диагностике творческих способностей / В.К. Кудрявцев, В.Н. Синельников. – СПб.: Питер Ком, 1995. – 230 с.

Д.И. Ефремова (Ю.А. Шевцова*)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 364; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.213.214 (0.017 с.)